ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-1018/14 от 22.04.2014 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Омск

29 апреля 2014 года

№ дела

А46-1018/2014

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2014 года.

Арбитражный суд Омской области

в составе судьи   Пермякова Владимира Владимировича,

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Бутовой Н.К.,

рассмотрев   в судебном заседании заявление  открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

к   Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области,

при участии в деле третьих лиц  , не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области,
о   признании незаконным бездействия по не внесению сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 55:06:000000:0002 в государственный земельный кадастр и обязании в установленные законодательством сроки внести сведения о границах данного земельного участка в государственный кадастр недвижимости,
о   признании отсутствующим право собственности Омской области на земельные участки с кадастровыми номерами: 55:33:220201:1171, 55:33:220201:1174, 55:33:220201:2426, 55:33:220201:1170,

при участии в судебном заседании:

от истца –   Лачковой С.А., действующей на основании доверенности от 28.12.2011 (личность удостоверена паспортом)

от ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Омской области –   Соболева К.Ю., действующего на основании доверенности от 18.02.2013 (предъявлено удостоверение),

от Министерства имущественных отношений   – Огневой Е.А., действующей на основании доверенности от 31.12.2013 (предъявлено удостоверение),

от Управления Росреестра по Омской области   – Бобровник Ю.А. действующей на основании доверенности от 30.12.2013 (предъявлено удостоверение),

от Росимущества по Омской области»  - представитель не явился, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области:

- о признании незаконным бездействия ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области по не внесению сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 55:06:000000:0002 в государственный земельный кадастр

- об обязании в установленные законодательством сроки внести сведения о границах данного земельного участка в государственный кадастр недвижимости в соответствии с материалами инвентаризации, утвержденными постановлением и.о.главы администрации Исилькульского муниципального образования Дорогова Ф.П. от 06.06.2002 № 633, а также снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: 55:33:220201:1171, 55:33:220201:1174, 55:33:220201:2426, 55:33:220201:1170,

- о признании отсутствующим права собственности Омской области на земельные участки с кадастровыми номерами: 55:33:220201:1171, 55:33:220201:1174, 55:33:220201:2426, 55:33:220201:1170.

В обоснование своей позиции ОАО «РЖД» указало, что в нарушение законодательства РФ в полосе отвода железной дороги, несмотря на постановку на кадастровый учет в 2002 году, находятся земельные участки собственности Омской области. У самого участка границы отсутствуют, несмотря на имеющийся у ОАО «РЖД» договор аренды и оформленное право собственности РФ.

ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Омской области против удовлетворения заявленных требований возражало, отметив, что государственный кадастровый учет спорного земельного участка (55:06:000000:2) осуществлялся не Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, а действующим в тот период времени Управлением Роснедвижимости по Омской области, что подтверждается материалами кадастровых дел. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области является органом кадастрового учета по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» с 15.09.2010 года. Полагает, что поскольку в материалах кадастрового дела земельного участка 55:06:000000:2 отсутствуют координаты характерных точек границ земельного участка, или любых сведений о проведении межевания данного земельного участка, оснований для признания бездействия по не внесению сведений о границах земельного участка 55:06:000000:2 при проведении процедуры постановки на государственный кадастровый учет в 2002 году, не имеется.

Министерство имущественных отношений отметило истечение трехмесячного срока исковой давности для подачи рассматриваемого заявления, а также указало, что схема границ земельного участка с кадастровым номером 55:06:000000:2 не содержит графических координат и не позволяет установить границы земельного участка.

Управление Росреестра по Омской области поддержало позицию заинтересованных лиц, указав также на избрание заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права.

Рассмотрев материалы дела, заслушав в судебных заседаниях представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

06.08.2002 года на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок полосы отвода Западно-Сибирской железной дороги, расположенный в центральной части Исилькульского района Омской области, площадью 6520000 кв.м., с кадастровым номером 55:06:000000:0002; категория земель - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; разрешенное использование - под объекты железнодорожного транспорта. На указанный выше земельный участок было зарегистрировано право собственности РФ на Участок (свидетельство серия 55 АА №529951).

27.10.2005 года между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области и ОАО «РЖД» был заключен договор аренды №105-ТУ данного Участка сроком до 01.07.2054г.

В декабре 2012 года ОАО «РЖД» был выявлен ряд объектов собственности Омской области (гараж, здание котельной, прачечная и флотаторная, спальный корпус дома отдых локомотивных бригад, хозяйственно-бытовой корпус, трансформаторная подстанция и двухэтажное кирпичное здание (бывшее здание ХРП)), расположенных на Участке без наличия правоустанавливающих документов на землю. Данная недвижимость была передана ОАО «РЖД» в собственность Омской области в рамках мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Омской области от 21.01.2010г. по делу №А46-21235/2009.

Железной дорогой в адрес министра промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области было направлено письмо от 24.12.2012г. №Исх-2362/3-Сиб о заключении договоров субаренды частей Участка под соответствующими объектами. Согласно письму Министерства имущественных отношений Омской области от 25.01.2013г. №08/733 под указанными объектами сформированы земельные участки, которые были поставлены на государственный кадастровый учет под номерами 55:33:220201:1171, 55:33:220201:1174, 55:33:220201:2426, 55:33:220201:1170 и зарегистрированы в собственности Омской области (свидетельства: серия 55-АА №55-55-06/018/2011-730 от 20.01.2012г., серия 55-АА №55-55-06/008/2012-243 от 09.06.2012г., серия 55-АА №55-55-06/016/2012-638 от 23.11.2012г., серия 55-АА №55-55-06/018/2011-729 от 20.01.2012г.).

Кроме того, в ответе от 04.04.2013г. №08/3452 на обращение железной дороги от 20.02.2013г. №Исх-402/3-Сиб Министерство имущественных отношений Омской области сообщило, что данные участки были сформированы из земель, государственная собственность на которые не разграничена. На основании наличия права собственности Омской области на вышеуказанные объекты недвижимости зарегистрирована и собственность на земельные участки под ними.

Решением Межрайонного отдела №6 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области №55/13-18822 от 13.03.2013г. железной дороге было отказано в выдаче кадастрового паспорта Участка, т.к. в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ Участка. Согласно кадастровой выписке от 13.03.2013г. граница Участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена.

Полагая, что бездействие ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области по не внесению сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 55:06:000000:0002 в государственный земельный кадастр является незаконным, а также право собственности в отношении земельных участков с №№55:33:220201:1171, 55:33:220201:1174, 55:33:220201:2426, 55:33:220201: 1170 зарегистрировано в нарушении норма действующего законодательства ОАО «РЖД» обратилось в суд с настоящими требованиями.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суд не находит требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла приведенной нормы, а также части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8, следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Как следует из материалов дела, заявитель оспаривает законность бездействия ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области по невнесению сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 55:06:000000:0002 в государственный земельный кадастр. В качестве подтверждения правомерности совершения оспариваемых действий заинтересованное лицо должно доказать их соответствие закону.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» кадастровый и технический учет объекта недвижимости представляет собой описание и индивидуализацию объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества; учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В силу части 1 статьи 45 указанного выше Федерального закона государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости вносятся в Единый государственный реестр объектов недвижимости в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1 «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости».

В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

Согласно части 3 статьи 45 Федерального закона № 221-ФЗ сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 данного Закона состава сведений и содержащие такие сведения документы, включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых правоотношений.

Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 45 Федерального закона № 221-ФЗ если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.

Как усматривается из материалов дела, земельный участок полосы отвода Западно-Сибирской железной дороги, расположенный в центральной части Исилькульского района Омской области, площадью 6520000 кв.м., с кадастровым номером 55:06:000000:0002 был поставлен на государственный кадастровый учет 06.08.2002 года.

Из пояснений заявителя следует, что Исилькульским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству был подготовлен проект инвентаризации и межевания полосы отвода Западно-Сибирской железной дороги (Омское отделение) на территории Исилькульского района, оформленный в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и содержащий каталоги координат указанного земельного участка. Постановлением и.о. главы администрации Исилькульского муниципального образования Дорогова Ф.П. от 06.06.2002г. №633 были утверждены материалы инвентаризации земель, занятых ФГУП «Западно-Сибирская железная дорога» и находящихся на территории Исилькульского района, общей площадью 652 га. Общество указало, что в отношении Участка были совершены все необходимые действия, необходимые для его кадастрового учета, в соответствии с которыми сведения о его границах, площади, категории, разрешенном использовании внесены в 2002 году в Единый государственный реестр земель.

Между тем, из материалов кадастровых дел следует, что государственный кадастровый учет спорного земельного участка осуществлялся не Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, а действующим в тот период времени Управлением Роснедвижимости по Омской области. В силу положений части 2 статьи 3 Закона о кадастре, а также приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области является органом кадастрового учета с 15.09.2010 года. ФГУ «ЗКП» по Омской области впоследствии переименовано в федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Омской области и реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», осуществляющему полномочия органа кадастрового учета на территории Омской области в лице филиала.

Под бездействием понимается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

С заявлением о включении в Государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, в том числе о координатах характерных точек границ земельного участка, Общество в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области не обращалось.

Следовательно, оспариваемое Обществом бездействие отсутствует в смысле, который придается этому понятию в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, - несовершение действий, уклонение от совершения действий, которые законом должностному лицу предписано совершить.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд может признать ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица недействительным при наличии двух условий: несоответствия оспариваемого акта (решения, действия) закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя.

Заявителем в материалы дела не представлены документы, из которых следовало бы, что оспариваемое бездействие ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области по не внесению сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 55:06:000000:0002 в государственный земельный кадастр не соответствует нормам законодательства.

Исходя из изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что необходимая совокупность условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными действий, отсутствует.

Относительно требования заявителя о признании права собственности Омской области на земельные участки с кадастровыми номерами: 55:33:220201:1171, 55:33:220201:1174, 55:33:220201:2426, 55:33:220201:1170 отсутствующим, суд считает необходимым отметить, что в силу отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:06:000000:0002, оснований полагать, что земельные участки Омской области находятся в границах земельного участка Общества у суда не имеется.

Земельные участки с кадастровыми номерами 55:33:220201:1171, 55:33:220201:1174, 55:33:220201:2426 55:33:220201:1170 сформированы из земель, государственная собственность на которые не разграничена, под объектами недвижимого имущества, находящимися в собственности Омской области

Доказательства пересечения земельного участка с кадастровым номером 55:06:000000:2 с земельными участками с кадастровыми номерами 55:33:220201:2426, 55:33:220201:1170, 55:33:220201:1171, 55:33:220201:1174 в материалах дела отсутствуют, сведения, подтверждающие незаконность постановки указанных земельных участков на учет, заявителем не представлены.

Кроме того, статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 названного Кодекса способами, а также иными способами, предусмотренными законом.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

При этом оспаривание зарегистрированного права может происходить только в судебном порядке и в рамках вещно-правовых способов, предусмотренных гражданским законодательством: виндикационный иск, негаторный иск, иск о признании права собственности и т.д.

В абзаце 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», определяющем подход к применению положений гражданского законодательства в спорах о правах на недвижимое имущество, указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Исходя из содержания названных норм права, правом на предъявление иска о признании права отсутствующим имеет лицо, владеющее этим имуществом и обладающее на него зарегистрированным правом. Кроме того, необходимым условием применения того или иного способа защиты является обеспечение восстановления нарушенного права.

Однако из материалов дела следует, что совокупность условий, при которых может быть удовлетворен иск о признании права отсутствующим, по данному делу отсутствует.

Учитывая, что истец спорным имуществом фактически не владеет, данное имущество находится во владении ответчика, удовлетворение требования о признании зарегистрированного права собственности отсутствующим в данном случае не обеспечивает восстановление права истца на спорное имущество.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд именем Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о признании незаконным бездействия ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области по не внесению сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 55:06:000000:0002 в государственный земельный кадастр и обязании в установленные законодательством сроки внести сведения о границах данного земельного участка в государственный кадастр недвижимости в соответствии с материалами инвентаризации, утвержденными постановлением и.о.главы администрации Исилькульского муниципального образования Дорогова Ф.П. от 06.06.2002 № 633, а также снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: 55:33:220201:1171, 55:33:220201:1174, 55:33:220201:2426, 55:33:220201:1170, о признании отсутствующим право собственности Омской области на земельные участки с кадастровыми номерами: 55:33:220201:1171, 55:33:220201:1174, 55:33:220201:2426, 55:33:220201:1170, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы - со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru   в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья В.В. Пермяков