ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-10415/2022 от 01.09.2022 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

сентября 2022 года

№ дела

А46-10415/2022

Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 08 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Пермякова Владимира Владимировича,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Быковой С.А.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Омской области по адресу: <...>,

дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибгидропроект» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), об установлении факта изменения состояния земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22 по сравнению с его состоянием, описанным в акте осмотра Управления от 11.06.2019 № 211,

в судебном заседании приняли участие:

от ответчика – ФИО1 по доверенности от 10.01.2020, паспорт,

от иных лиц – не явились, извещены,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Сибгидропроект» (далее по тексту –ООО «Сибгидропроект», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (далее – Управление, заинтересованное лицо), Администрации Омского муниципального района Омской области (далее – Администрация, заинтересованное лицо) об установлении факта изменения состояния земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22 в следующих координатах (ГСК-2011):

1. 55,238617 СШ 73,182849 ВД

2. 55,238871 СШ 73,183702 ВД

3. 55,238641 СШ 73,183873 ВД

4. 55,238482 СШ 73,183422 ВД

5. 55,238550 СШ 73,183198 ВД

6. 55,238537 СШ 73,182993 ВД

1. 55,2388 СШ 73,1835 ВД

2. 55,238785 СШ 73,183456 ВД

3. 55,2387 СШ 73,1834 ВД

4. 55,2386 СШ 73,1834 ВД

5. 55,2386 СШ 73,1835 ВД

7. 55,2386 СШ 73,1836 ВД

9. 55,2386 СШ 73,1837 ВД

10. 55,2387 СШ 73,1837 ВД

11. 55,2388 СШ 73,1837 ВД

по сравнению с его состоянием, описанным в акте осмотра Управления от 11 июня 2019 года №211.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований.

Иные лица, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.

Рассмотрев материалы дела, суд считает, что заявление Общества подлежит отказу в удовлетворении в силу следующего.

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на следующие обстоятельства.

Предписанием Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (далее - Заинтересованное лицо, Управление) от 06 августа 2019 года № 214, с учётом решения Управления от 17 сентября 2021 года, ООО «Сибгидропроект» (далее - Заявитель, Общество) предписано провести рекультивацию на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:20:150709:22, расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 2'625 м, по направлению на юг от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Омская область. <...>, на площади 3'8274 га, в том числе карта гидронамыва песка площадью 2 '4057 м. в ориентире точек GPS- координат с 1 по 37 (приложение к акту отбора проб № 14).

Описание состояния участка, подлежащего рекультивации приведено в акте Управления от 11 июня 2019 года № 211 - «из результатов проведённого обследования места ранее имеющейся карты гидронамыва песка на площади 24 га установлено, что на участке проведено планирование рельефа местности, визуально на участке, где произведена планировка тела карты гидронамыва установить плодородный слой не представилось».

В целях исполнения обязанности, установленной указанным выше предписанием. Общество 14 октября 2021 года заключило договор подряда с АО «ОмскТИСИЗ» на выполнение отбора проб почв.

18 октября 2021 года около 11 часов 30 минут представитель Общества ФИО2, эколог АО «ОмскТИСИЗ» ФИО3, начальник Управления сельского хозяйства Омского района ФИО4, главный специалист УСХА Омского района ФИО5 прибыли на земельный участок с кадастровым номером 55:20:150709:22 и установили, что площадь земельного участка, подлежащего рекультивации вскрыта, часть грунта изъята, что указывает на порчу земли и производство незаконной добычи песка в значительном размере, на земельном участке имелись отчётливые следы от протекторов техники.

При проведении проверки сообщения о преступлении в порядке статей 144-145 УПК РФ установлено, что на обозначенном выше земельном участке произведена выемка песчаного грунта размером 15x20 м с углублением около 7 м.

Перечисленные обстоятельства указывают на изменение состояния земельного участка, подлежащего рекультивации в результате действий третьих лиц, по сравнению с первоначальным осмотром, произведённым 11 июня 2019 года, на основании которого и выдано предписание.

Как указывает истец, при таком положении, на Общество не может быть возложена обязанность по рекультивации земельного участка, повреждённого в результате противоправных действий третьих лиц. Установить факт изменения состояния земельного участка, подлежащего рекультивации, в порядке особого производства необходимо Обществу для исполнения предписания, выданного заинтересованным лицом за № 214, поскольку, с учётом положений пункта 5 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, неопределённость площади, подлежащей рекультивации исключает возможность подготовки проекта рекультивации и проведения рекультивации, следовательно, факт, подлежащий установлению, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 30 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 218 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В частности, арбитражный суд рассматривает дела об установлении факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным (пункт 1 части 2 статьи 218 АПК РФ).

В соответствии со статьей 219 АПК РФ юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении юридического факта, если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.

Как следует из материалов дела, 05.04.2022 Управление в адрес юридического лица направлен ответ за №1543, где указано, что все действия по устранению нарушений требований земельного законодательства должны проводиться в соответствии проектом рекультивации.

Земельный участок кадастровым номером 55:20:150709:22 находится в распоряжении Администрации, для проведения работ по рекультивации необходимо получить разрешение на его использование в соответствии Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 № 1244 (ред. от 30.07.2020) «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Письмом от 06.05.2022 №2094 разъяснен, порядок и способ исполнения предписания №214 от 06.08.2019, необходимо осуществлять с учетом внесенных изменений решением от 17.09.2021. Согласно которому ООО «Сибгидропроект» необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений в соответствии с постановлением №800, путем разработки проекта рекультивации и проведения рекультивации на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:20:150709:22 на площади 3,8274 га.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081 (ред. от 07.02.2022) "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)" (вместе с "Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081) Управление Россельхознадзора по Омской области осуществляет государственный земельный надзор за землями сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В силу п. 31 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081 Управление осуществляет консультирование в устной или письменной форме по следующим вопросам:

а) организация и осуществление государственного земельного надзора;

б) порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, установленных настоящим Положением;

в) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц органа государственного надзора;

г) получение информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органом государственного надзора в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

В соответствии с ч. 1 ст.94 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) должностное лицо контрольного (надзорного) органа, вынесшего решение (предписание), рассматриваются вопросы, связанные с исполнением решения:

1) о разъяснении способа и порядка исполнения решения;

2) об отсрочке исполнения решения;

3)о приостановлении исполнения решения, возобновлении ранее приостановленного исполнения решения;

4) о прекращении исполнения решения.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.07.2018 №800 проект рекультивации нарушенных земель по содержанию должен отвечать требованиям указанным п. 13, п. 14 в частности, разработка проекта рекультивации земель, осуществляется с учетом площади нарушенных  земель,   степени   и  характера  их  деградации,   выявленных  в  результате проведенного обследования земель; описание исходных условий рекультивируемых земель, их площадь, месторасположение, степень и характер деградации земель и т.д.

В силу пп. а, в п. 15 постановления проект рекультивации земель, до их утверждения подлежат согласованию с собственником земельного участка, исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.

Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 лица, указанные в пункте 15 настоящих Правил, могут отказать в согласовании проекта рекультивации земель, в следующих случаях:

мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил;

площадь рекультивируемых, земель и земельных участков, предусмотренная проектом рекультивации земель, не соответствует площади земель и земельных участков, в отношении которых требуется проведение рекультивации и т.д.

В соответствии с п. 22 постановления проект рекультивации земель, в который внесены изменения после их согласования лицами, указанными в пункте 15 настоящих Правил, подлежат направлению на повторное согласование в соответствии с пунктами 15-20 настоящих Правил.

В силу 24 постановления, субъекты, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил после согласования и утверждения проект рекультивации земель, направляют способами, указанными в пункте 16 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель, лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, а также в федеральные органы исполнительной власти, в частности в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Административный орган, отвечая на вопрос общества разъяснить порядок и способ исполнения предписания от 06.08.2019 №214 (с учетом решения от 17.09.2021), а также ввиду изъятия песчаного грунта на размером 15x20 м. углублением около 7 (семи) метров указал, что работы по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22 проводятся в соответствии проектом рекультивации, отвечающим требованиям Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 №800 согласованного с Администрацией Омского муниципального района Омской области.

Таким образом, вопросы, связанные с проведением рекультивации нарушенной части земельного участка, в том числе изъятого песчаного грунта размером 15x20 м. разрешаются на основании проекта рекультивации согласованного с Администрацией.

ООО «Сибгидропроект» в нарушении требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием установить факт изменения состояния земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22 указанных в заявлении координатах, а также истребовать из Отдела МВД Омского района материалы проверки (КУСП 20192 от 18.10.2021)

Управления Россельхознадзора по Омской области обращает внимание арбитражного суда на то, что заявитель не доказал, что у него отсутствует возможность получить документы, удостоверяющие факт изъятия песчаного грунта размером 15x20 м. углублением около 7 (семи) метров со спорного земельного участка во внесудебном порядке (4.1 ст. 219 АПК РФ).

Также обществом не представлены доказательства того, что факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2 ч. 1 ст. 220 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований. Сказанное согласует с правовой позицией, изложенной в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 17,02.2004 № 76 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение».

Факт изъятия песчаного грунта с земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22 установлен представителями заявителя 18.10.2021 при отборе проб почвы экологом АО «ОмскТИСИЗ», а также в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела вынесенного должностным лицом Отдела МВД Омского района Омской области в рамках материала проверки КУСП 20192 от 18.10.2021.

Как следует из заявления и перечня документов, указанных в приложении, копия постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела у ООО «Сибгидропроект» имеется.

Установленный факт изъятия песчаного грунта с земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22 не порождает юридические последствия в предпринимательской деятельность и иной экономической деятельности общества.

В пункте 4 части 2 статьи 218 АПК РФ предусмотрено, что к числу дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых арбитражным судом, помимо дел, перечисленных в подпунктах 1-3 данной нормы, относятся дела об установлении других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в указанных сферах.

Исходя из смысла норм главы 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает заявления об установлении юридических фактов при наличии в совокупности следующих условий: если согласно закону факт порождает юридические последствия, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду, если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт, если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.

Если факт не влечет каких-либо правовых последствий в указанной сфере, то он не может быть установлен арбитражным судом в порядке особого производства.

Согласно ст. 13, ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

В силу ст.74 ЗК РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Аналогичные обязанности для лиц, предусмотрены и в иных нормативных правовых актах.

Обязанность, возложенная на общество по принятию мер по устранению нарушений земельного законодательства РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800 путем разработки проекта рекультивации и проведении рекультивации земельного   участка   с   кадастровым   номером    55:20:150709:22   является   публичной обязанностью, каждое лицо, должно соблюдать требования об охране окружающей среды и природопользования.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления об установлении факта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 222 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Сибгидропроект» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), об установлении факта изменения состояния земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22 по сравнению с его состоянием, описанным в акте осмотра Управления от 11.06.2019 № 211, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>).

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. 

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         В.В. Пермяков