ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-10561/14 от 23.09.2014 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Омск

сентября 2014 года

№ дела

А46-10561/2014

Резолютивная часть решения принята и объявлена 23 сентября 2014 года.

Полный текст решения изготовлен  26 сентября 2014 года.

Арбитражный суд Омской области в составе председательствующегосудьи Стрелковой Г.В., судей  Долгалева Б.Г., Крещановской Л.А,

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Гребеньковым С.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Омской области

к Совету  Тюкалинского городского поселения Тюкалинского муниципального района  Омской области

о признании недействующими и противоречащими действующему законодательству пунктов 3,7 раздела 1, абзаца 2 пункта 6 раздела 2 Положения о специализированной службе по вопросам похоронного дела Тюкалинского городского поселения, утверждённых решением Совета Тюкалинского городского поселения  Тюкалинского муниципального района Омской области № 24 от 28.04.2011,

при участии в судебном заседании:

от заявителя -  прокурора Корнеевой Л.Ж.,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Омской области обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Совету  Тюкалинского городского поселения Тюкалинского муниципального района  Омской области о признании недействующими и противоречащими действующему законодательству пунктов 3, 7 раздела 1, абзаца 2 пункта 6 раздела 2 Положения о специализированной службе по вопросам похоронного дела Тюкалинского городского поселения, утверждённого решением Совета Тюкалинского городского поселения  Тюкалинского муниципального района Омской области № 24 от 28.04.2011.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что, в силу  пункта 2 статьи 25,   пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», пункта 7 части 1 статьи  15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  пункта 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статус специализированной службы по вопросам похоронного дела не может быть присвоен коммерческим организациям частной формы собственности.

Пункт 7 раздела 1, абзац 2 пункта 6 раздела 2  Положения  о специализированной службе  по вопросам похоронного дела Тюкалинского городского поселения  Тюкалинского муниципального района Омской области   № 24 от 28.04.2011 в части наделения специализированной службы по вопросам похоронного дела функциями по регистрации захоронений на кладбище, по мнению Прокурора, противоречат пункту 1 статьи 9, пункту 2 статьи 25,   пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», пункту 7 части 1, части 3 статьи  15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», части 2 статьи 1, пункту 22 части 1 статьи 14,  части 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Совет  Тюкалинского городского поселения Тюкалинского муниципального района  Омской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

В ходатайстве от 22 сентября 2014 года Совет  Тюкалинского городского поселения Тюкалинского муниципального района  Омской области  требования Прокурора признал, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя. В адрес суда Советом направлено решение № 38 от 16.09.2014 года «О внесении изменений и дополнений в Положение о специализированной службе по вопросам похоронного дела на территории Тюкалинского городского поселения»,

В судебном заседании прокурор поддержал заявление по основаниям, изложенным в нем, сославшись также на то, что внесение изменений и дополнений в Положение о специализированной службе по вопросам похоронного дела                       не исключает нарушение прав и законных интересы граждан и организаций в предшествующий изменениям период.

Из материалов дела следует, что решением от 28 апреля 2011 года № 24 Советом Тюкалинского городского поселения было утверждено Положение о специализированной службе по вопросам похоронного дела на территории Тюкалинского городского поселения, опубликованное в Бюллетене Тюкалинского городского поселения Тюкалинского муниципального района Омской области № 3 от 29 апреля 2011 года.

Пунктом 3 раздела 1 Положения о специализированной службе по вопросам похоронного дела на территории Тюкалинского городского поселения  установлено, что статус специализированной службы по вопросам похоронного дела может быть присвоен муниципальному унитарному предприятию, а также на конкурсной основе организациям иных организационно-правовых форм.

Пунктом 7 раздела 1 Положения предусмотрено, что специализированная служба по вопросам погребения и похоронного дела обеспечивает в соответствии с действующим законодательством ежегодную инвентаризацию, формирование и сохранность архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению и регистрации захоронений на кладбище.

Абзацем 2 пункта 6 раздела 2 оспариваемого Положения установлено, что  погребение умерших на территории муниципального кладбища, расположенного в городе Тюкалинске, может осуществляться непосредственно  лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, при условии оформления всех необходимых  для погребения документов, соблюдения гигиенических требований при организации погребения, а также регистрации захоронения в специализированной службе по вопросам похоронного дела.

Прокурор Омской области, считая пункт 3 раздела 1  Положения о специализированной службе  по вопросам похоронного дела Тюкалинского городского поселения  Тюкалинского муниципального района Омской области   № 24 от 28.04.2011 противоречащим пункту 2 статьи 25,   пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», пункту 7 части 1 статьи  15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  пункту 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а пункт 7 раздела 1, абзац 2 пункта 6 раздела 2  Положения в части наделения специализированной службы по вопросам похоронного дела функциями по регистрации захоронений на кладбище противоречащими пункту 1 статьи 9, пункту 2 статьи 25,   пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», пункту 7 части 1, части 3 статьи  15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», части 2 статьи 1, пункту 22 части 1 статьи 14,  части 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассмотрев материалы дела, выслушав прокурора, суд считает требования подлежащими  частичному удовлетворению исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 9 названного Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»  супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществлять погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1)оформление документов, необходимых для погребения;

2)предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3)перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4)погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

          Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Пунктом 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

Кроме того, частью 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

 К вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно (часть 3 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Таким образом, из содержания указанных норм права в их совокупности следует, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям частной формы собственности, органам местного самоуправления не предоставлено право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления.

Присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации частной формы собственности решением Администрации города Тюкалинска не тождественно созданию муниципального учреждения или предприятия.

Наделение статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела определенной коммерческой организации частной формы собственности создает преимущественные условия для данного хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.

Таким образом, пункт 3 раздела 1  Положения о специализированной службе  по вопросам похоронного дела Тюкалинского городского поселения  Тюкалинского муниципального района Омской области   № 24 от 28.04.2011 в части  присвоения  статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города организациям иных организационно правовых форм противоречит пункту 2 статьи 25,   пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», пункту 7 части 1 статьи  15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  пункту 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем, требования Прокурора в этой части подлежат удовлетворению.

В остальной части редакция пункта 3  раздела 1 Положения не противоречит указанным нормам законодательства, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований Прокурора в этой части не имеется.

Пункт 7 раздела 1, а также абзац 2 пункта 6 раздела 2 оспариваемого Положения в части наделения специализированной службы по вопросам похоронного дела функциями по регистрации захоронений на кладбище противоречит пункту 1 статьи 9, пункту 2 статьи 25,   пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», пункту 7 части 1, части 3 статьи  15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», части 2 статьи 1, пункту 22 части 1 статьи 14,  части 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку специализированной службе по вопросам похоронного дела фактически переданы полномочия органа местного самоуправления по организации похоронного дела. Деятельность по регистрации и учету захоронений не является хозяйственной деятельностью и не может быть передана органом местного самоуправления хозяйствующим субъектам, в данном случае - специализированной службе в форме муниципального предприятия или организации иных организационно-правовых форм.

Кроме того, наделение специализированной службы по вопросам похоронного дела полномочиями по регистрации захоронений создает преимущественные условия для данного хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг и не имеющим статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Учитывая изложенное, требования Прокурора в этой части подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 195  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

                                                                     Р Е Ш И Л:

требования Прокурора Омской области удовлетворить частично.

Признать недействующим пункт 3 раздела 1  Положения о специализированной службе  по вопросам похоронного дела Тюкалинского городского поселения  Тюкалинского муниципального района Омской области   № 24 от 28.04.2011 в части  присвоения  статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города организациям иных организационно правовых форм в силу противоречия пункту 2 статьи 25,   пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», пункту 7 части 1 статьи  15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  пункту 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В остальной части пункт 3 раздела 1  Положения о специализированной службе  по вопросам похоронного дела Тюкалинского городского поселения  Тюкалинского муниципального района Омской области   № 24 от 28.04.2011 признать не противоречащим пункту 2 статьи 25,   пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», пункту 7 части 1 статьи  15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  пункту 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Признать недействующими пункт 7 раздела 1, абзац 2 пункта 6 раздела 2  Положения о специализированной службе  по вопросам похоронного дела Тюкалинского городского поселения  Тюкалинского муниципального района Омской области   № 24 от 28.04.2011 в части наделения специализированной службы по вопросам похоронного дела функциями по регистрации захоронений на кладбище в силу противоречия пункту 1 статьи 9, пункту 2 статьи 25,   пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», пункту 7 части 1, части 3 статьи  15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», части 2 статьи 1, пункту 22 части 1 статьи 14,  части 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение вступает в законную силу немедленно.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Омской области.

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу http://omsk.arbitr.ru.

Председательствующий судья                                                   Г.В. Стрелкова

          Судьи                                                                                              Б.Г. Долгалев                           

                                                                                                         Л.А. Крещановская