ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-10824/17 от 26.12.2017 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

27 декабря 2017 года

№ дела

А46-10824/2017

Резолютивная часть объявлена 26 декабря 2017 года.

Полный текст изготовлен 27 декабря 2017 года.

Арбитражный суд Омской области

в составе судьиПермякова Владимира Владимировича,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Голдыревой В.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственности «Сибирская экспортно-импортная компания» (ИНН 5406699318, ОГРН 1125476016632)

к Омской таможне

о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товара, заявленного по ДТ № 10610080/021216/0017306, от 23.03.2017,

в заседании суда приняли участие:

от заявителя – не явились, извещены,

от заинтересованного лица – Лашина С.Ю. по доверенности от 10.01.2017, Жаборовская А.А. по доверенности от 29.12.2016, Асланиди Е.М. по доверенности от 18.12.2017,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственности «Сибирская экспортно-импортная компания» (далее - ООО «Сибирская экспортно-импортная компания», ООО «СЭИК» Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омской таможне (далее – таможенный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товара, заявленного по ДТ № 10610080/021216/0017306, от 23.03.2017.

Заявленные требования общество мотивировало тем, что ответчиком принято необоснованное и незаконное решение о корректировке таможенной стоимости ввезённого заявителем товара, в то время как представленные декларантом для подтверждения таможенной стоимости товара документы не давали оснований для её корректировки. Указывает на нарушение своих прав увеличением размера начисленных в связи с оспариваемым решением таможенных платежей.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заинтересованного лица, суд установил следующие обстоятельства.

18 августа 2016 г. между заявителем и компанией Manzhouli Inscription Import and Export Trade Limited Liaboloty Company был заключен Контракт № MKS010916D. Спецификацией № 05 от 18.10.2016 к Контракту № MKS010916D были согласованы товары к ввозу: 1. Холодновысадочный станок; 2. Резьбонакатный станок; 3. Сменные запасные инструменты для производства саморезов для холодновысадочного станка; 4. Сменные запасные инструменты для производства саморезов для резьбонакатного станка.

02.12.2016 на Омский таможенный пост (ЦЭД) Омской таможни (далее -таможенный пост) ООО «СЭИК» подана с использованием электронной формы декларирования ДТ № 10610080/021216/0017306, в которой заявлены сведения о следующих товарах, произведенных «SHENZHEN JINDUNHUANG MACHINERY CO., LTD» (Китай):

- товар № 1- холодновысадочный станок для производства метизов из проволоки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8462998002;

- товар № 2 - станок резьбонакатной металлообрабатывающий, код ТН ВЭД ЕАЭС 8463200000;

- товар № 3 - сменный рабочий инструмент для прессовки, штамповки или вырубки с рабочей частью из стали для обработки металла, код ТН ВЭД ЕАЭС 8207301000;

- товар № 4 - сменный инструмент к резьбонакатному станку, код ТН ВЭД ЕАЭС 8207403000.

Товары, ввезенные по Спецификации № 05 от 18.10.2016 к Контракту № MKS010916D, были задекларированы по ДТ № 10610080/021216/0017306.

Таможенная стоимость товаров определена декларантом с использованием метода 1 по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьей 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» (далее - Соглашение), с добавлением на основании пп. 4 п. 1 ст. 5 Соглашения расходов по транспортировке товаров до места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС (Забайкальск).

Сведения о заявленной таможенной стоимости указаны декларантом в декларации таможенной стоимости №1 (далее - ДТС-1), являющейся неотъемлемой частью ДТ, а именно в графах 11, 12 «Цена фактически уплаченная или подлежащая уплате», графе 17 «Расходы по перевозке товаров до места прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза».

В подтверждение заявленной таможенной стоимости товара декларантом при таможенном декларировании представлены в электронном виде следующие документы:

- Контракт;

- дополнение от 18.10.2016 №05 к Контракту (Спецификация №05 от 18.10.2016);

- инвойс от 10.11.2016 № 10 (представлен в формализованном виде);

- счет-проформа от 18.10.2016 № 05

- упаковочный лист от 10.11.2016 № 10;

- Международная товарно-транспортная накладная (CMR) от 29.11.2017 № 4 (представлена в формализованном виде);

- техническое описание товара от 14.11.2016 № 2;

- заявления на перевод валюты от 18.10.2016 № 105, от 02.11.2016 № 106;

- Договор на оказание транспортных услуг от 23.09.2016 б/н;

- поручение экспедитору от 17.11.2016 б/н;

- счет на оплату услуг по перевозке (транспортировке) товаров от 29.11.2016 №41.

Таможенным постом на основании ст. 66 ТК ТС осуществлен контроль заявленной таможенной стоимости ввезенных товаров в соответствии с Порядком контроля таможенной стоимости товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (далее - Порядок контроля таможенной стоимости).

По результатам таможенного контроля таможенным постом были обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товара могут являться недостоверными и должным образом не подтверждены:

- выявлен с использованием СУР риск недостоверного декларирования таможенной стоимости товара № 2;

- не представлена экспортная таможенная декларация, что не позволяет сопоставить сведения о цене ввозимых товаров с ценой на данные товары в стране отправления;

- отсутствие коммерческого предложения продавца либо прайс-листа продавца/производителя не позволяет сопоставить сведения о цене ввозимых товаров с ценой на данные товары в стране отправления;

- отсутствуют окончательные документы по транспортировке товаров (акт выполненных работ (услуг), счет-фактура), подтверждающие величину услуг по доставке товаров до таможенной территории ЕАЭС, включенных в таможенную стоимость товаров;

- в результате сравнительного анализа выявлено отклонение заявленного уровня таможенной стоимости товара № 2 от уровня цены на однородные товары, товары того же класса и вида, ранее оформленные в таможенных органах.

Учитывая, что недостаточность представленных документов и низкий уровень цены части задекларированных товаров являются признаками, указывающими на то, что заявленные при декларировании сведения могут являться недостоверными, в целях проверки документов и сведений, представленных в подтверждение заявленной таможенной стоимости, в соответствии со ст. 69 ТК ТС таможенным постом 03.12.2016 принято решение о проведении дополнительной проверки.

В целях получения разъяснений относительно выявленных признаков недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров декларанту в срок до 30.01.2017 было предложено представить, помимо иных, оригиналы документов, имеющих отношение к декларируемой поставке.

ООО «СЭИК» 31.01.2017 в ответ на запрос таможенного органа представлены документы на бумажном носителе, в том числе:

- копии вышеуказанных Контракта, спецификации, коммерческого инвойса (с переводом), упаковочного листа (с переводом), представленных при декларировании в формализованном виде;

- копия ведомости банковского контроля;

- копии бухгалтерских документов (карточки счетов 41.01) по оприходованию декларируемого и ранее ввезенного идентичного товара;

- копию экспортной декларации страны отправления (с переводом);

- копии документов по реализации ввезенных товаров (товарная накладная № 309 и счет-фактура № 331 от 20.12.2016);

- пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости, от 24.01.2017 № 5.

Ввиду не устранения декларантом обоснованных в решении о проведении дополнительной проверки сомнений в достоверности представленных документов и сведений в отношении заявленной таможенной стоимости, а также не представления в полном объеме запрашиваемых таможенным органом документов на бумажном носителе, в целях соблюдения п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 (далее - Постановление Пленума № 18), таможенным постом 15.02.2017 направлено авторизованное сообщение о возможности устранения декларантом таковых сомнений. Возможностью устранения сомнений в достоверности представленных документов и сведений в отношении заявленной таможенной стоимости декларант не воспользовался, так как 23.02.2017 представил документы также не в полном объеме, а дополнительно представленный документ (копия контракта на покупку декларируемого товара у завода-изготовителя на китайском языке с незаверенным переводом) и пояснения также не устраняют сомнений в достоверности представленных документов и сведений в отношении заявленной таможенной стоимости

Таким образом, таможенным постом установлено, что с учетом наличия в документах, представленных декларантом при декларировании в подтверждение заявленной таможенной стоимости, несоответствий и противоречий, которые не устранены в результате дополнительной проверки, выявленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что сведения, заявленные в отношении таможенной стоимости, не соответствуют требованиям, установленным п. 3 ст. 2, ст. 5 Соглашения и п. 4 ст. 65 ТК ТС, поскольку таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

В связи с этим, на основании п. 4 ст. 69 ТК ТС, п. 21 Порядка контроля таможенной стоимости товаров 23.03.2017 таможенным постом принято решение о корректировке заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.

Поскольку декларантом в указанный в решении таможенного органа о корректировке таможенной стоимости срок (10 рабочих дней со дня получения декларантом данных решений) не представлены заполненные по установленной форме ДТС-2 и КДТ, 18.04.2017 таможенным постом, в соответствии с п. 25 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 № 289, самостоятельно скорректирована таможенная стоимость товара, о чем в ДТС-2 к проверяемой ДТ проставлена запись «ТС принята» от 18.04.2017.

В результате корректировки таможенной стоимости таможенные платежи увеличились на 45 923,27 руб.

Полагая, что решение Омской таможни о корректировке таможенной стоимости товара, заявленного по ДТ № 10610080/021216/0017306, от 23.03.2017 не соответствует закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суд не находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В части 1 статьи 198 АПК РФ закреплено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц, если полагают, что такие действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) должностных лиц государственных органов необходимо, чтобы такие действия (бездействие) не отвечали одновременно двум условиям: не соответствовали закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушали права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, либо создавали ему иные препятствия для их осуществления, либо незаконно возлагали на него какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, заявитель оспаривает законность решения Омской таможни о корректировке таможенной стоимости товара. В качестве подтверждения правомерности принятия оспариваемого ненормативного акта заинтересованное лицо должно доказать его соответствие закону.

В соответствии с пунктом 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Порядок определения таможенной стоимости товаров определён в Соглашении об определении таможенной стоимости.

Согласно положениям статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путём заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2).

В силу пункта 3 статьи 2 Соглашения, пункта 4 статьи 65 ТК ТС таможенная стоимость и сведения, относящиеся к её определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Декларирование таможенной стоимости осуществляется в соответствии с Порядком декларирования таможенной стоимости, утверждённым Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (далее - Порядок декларирования таможенной стоимости). Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, которые должны быть представлены декларантом, содержится в приложении № 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости.

По правилам п. 1 и 2 ст. 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочное и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками (далее - СУР).

Под риском в силу п. 8 ст. 127 ТК ТС понимается степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств - членов Таможенного союза.

Совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков называетсяпрофилем риска (п. 5 ст. 127 ТК ТС).

При этом в соответствии с п. 4 ст. 130 ТК ТС содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с п. 4 Порядка декларирования таможенной стоимости контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием СУР.

Согласно п. 5 Порядка декларирования таможенной стоимости контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

В соответствии с п. 7 Порядка до выпуска товаров в сроки, установленные ст. 196 ТК ТС, должностное лицо осуществляет контроль таможенной стоимости товаров.

В случае невозможности принятия решения в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностное лицо принимает решение о проведении дополнительной проверки (ст. 69 ТК ТС), которая проводится в соответствии с разделом III Порядка.

Согласно п. 11 Порядка декларирования таможенной стоимости признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться:

1)выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования
таможенной стоимости товаров;

2)установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на
таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом
(таможенным представителем);

3)более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей;

4)более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов;

5)более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе, сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары;

6)наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров, дающие основания полагать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа (пункт 6 Порядка), о влиянии взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары;

7)наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.).

Заинтересованным лицом на основании статьи 66 ТК ТС осуществлён контроль заявленной таможенной стоимости ввезённых товаров в соответствии с Порядком контроля таможенной стоимости товаров, утверждённым Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (далее – Порядок контроля таможенной стоимости товаров).

По результатам контроля Омской таможней были обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными и должным образом не подтверждены, а именно:

- выявлен с использованием СУР риск недостоверного декларирования таможенной стоимости товара № 2;

- не представлена экспортная таможенная декларация, что не позволяет сопоставить сведения о цене ввозимых товаров с ценой на данные товары в стране отправления;

- отсутствие коммерческого предложения продавца либо прайс-листа продавца/производителя не позволяет сопоставить сведения о цене ввозимых товаров с ценой на данные товары в стране отправления;

- отсутствуют окончательные документы по транспортировке товаров (акт выполненных работ (услуг), счет-фактура), подтверждающие величину услуг по доставке товаров до таможенной территории ЕАЭС, включенных в таможенную стоимость товаров;

- в результате сравнительного анализа выявлено отклонение заявленного уровня таможенной стоимости товара № 2 от уровня цены на однородные товары, товары того же класса и вида, ранее оформленные в таможенных органах.

Учитывая, что недостаточность представленных документов и низкий уровень цены части задекларированных товаров являются признаками, указывающими на то, что заявленные при декларировании сведения могут являться недостоверными, в целях проверки документов и сведений, представленных в подтверждение заявленной таможенной стоимости, в соответствии со ст. 69 ТК ТС таможенным постом 03.12.2016 принято решение о проведении дополнительной проверки.

Согласно п. 4 ст. 183 ТК ТС при таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.

Решением Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 № 494 утверждена Инструкция о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа (далее - Инструкция).

Пунктом 3 Инструкции предусмотрено, что при совершении таможенных операций с использованием таможенной декларации в виде электронного документа (далее - ЭДТ), в том числе при выпуске товаров до подачи ЭДТ в соответствии со ст. 197 ТК ТС, документы, предоставление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза, представляются в виде электронных документов и (или) документов на бумажных носителях, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.

Из пункта 3 раздела II Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля, утверждённого приказом ФТС России от 17.09.2013 № 1761 (далее - Порядок ЕАИС), следует, что ЭДТ, документы в виде электронных документов, а также сведения из документов, составленных в письменной форме, представленные в виде электронных документов (далее - электронные документы) с использованием программных средств, представляются декларантами по структуре и в форматах, определённых: нормативными документами; альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, разработанным в соответствии с порядком, утверждённым приказом ФТС России от 24 января 2008 года № 52.

Согласно пункту 4 раздела II Порядка ЕАИС документы, содержащие графические элементы, которые не могут быть преобразованы в текстовый вид (технологические схемы, чертежи, диаграммы, графики, изображения (фотографии, рисунки) товаров), представляются в виде электронных образов документов, в том числе полученных путём сканирования бумажных носителей (далее - графические документы).

Пунктом 5 раздела II Порядка ЕАИС предусмотрено, что сведения в электронных документах, сформированных на основании оригиналов на бумажных носителях либо в электронной форме или их копий, заверенных в установленном порядке, должны совпадать со сведениями, содержащимися в таких оригиналах или копиях.

Таким образом, таможенный орган в целях достоверности представленных при таможенном декларировании документов вправе запросить оригиналы или заверенные копии.

Приложением № 3 к Порядку установлен Перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки.

Пунктом 15 Порядка контроля таможенной стоимости установлено, что декларант (таможенный представитель) имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы, сведения и пояснения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены (п. 3 ст. 69 ТК ТС).

Как следует из материалов дела, В целях получения разъяснений относительно выявленных признаков недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров декларанту в срок до 30.01.2017 было предложено представить, помимо иных, оригиналы документов, имеющих отношение к декларируемой поставке.

ООО «СЭИК» 31.01.2017 в ответ на запрос таможенного органа представлены документы на бумажном носителе, в том числе:

- копии вышеуказанных Контракта, спецификации, коммерческого инвойса (с переводом), упаковочного листа (с переводом), представленных при декларировании в формализованном виде;

- копия ведомости банковского контроля;

- копии бухгалтерских документов (карточки счетов 41.01) по оприходованию декларируемого и ранее ввезенного идентичного товара;

- копию экспортной декларации страны отправления (с переводом);

- копии документов по реализации ввезенных товаров (товарная накладная № 309 и счет-фактура № 331 от 20.12.2016);

- пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости, от 24.01.2017 № 5.

Анализ представленных копий документов показал, что таковые документы не устраняют всех оснований для проведения дополнительной проверки, представлены не в полном объеме без мотивированных пояснений причин непредставления таковых, следовательно, не могут рассматриваться как безусловное подтверждение заявленных при декларировании сведений, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товара.

23.02.2017 представил документы также не в полном объеме, а дополнительно представленный документ (копия контракта на покупку декларируемого товара у завода-изготовителя на китайском языке с незаверенным переводом) и пояснения также не устраняют сомнений в достоверности представленных документов и сведений в отношении заявленной таможенной стоимости, а именно:

- по запросу таможенного органа не представлены пояснения о влиянии на ценообразование ввозимых товаров физических и прочих качественных характеристик, свойственных торговле данными товарами и коммерческие предложения изготовителей, в том числе на товары №№ 1,3,4;

- бухгалтерские документы (карточки счета) по оприходованию декларируемых товаров представлены исключительно на товар № 2 «станок резьбонакатной металлообрабатывающий без ЧПУ....», однако в рамках дополнительной проверки таможенным органом запрошены бухгалтерские документы (карточки счетов) по оприходованию товаров, ввезенных по спецификации от 18.10.2016 № 5 к Контракту и ранее ввезенных идентичных товаров (если идентичные товары ранее ввозились);

- при условии отличия заявленной стоимости товара № 2 от стоимости сделок с однородными товарами, декларируемыми по ФТС России (одно из оснований назначения дополнительной проверки) не представлены запрошенные в рамках дополнительной проверки прайс-листы либо коммерческое предложение производителя/продавца, выставленные в адрес неопределенного круга лиц, а также оферты, заказы, продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, товаров того же класса и вида. Мотивированные пояснения по непредставлению таковых документов отсутствуют;

- не исполнена обязанность по представлению оригиналов документов, имеющих отношение к декларируемой поставке, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары (в т.ч. не представлены копии транспортного договора и заявки на перевозку). Представлено пояснение декларанта о том, что в рамках дополнительной проверки данные документы таможенным органом не запрашивались, что не соответствует действительности. В соответствии с п. 4 ст. 183 ТК ТС, таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством государств-членов Таможенного союза. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы, сведения и пояснения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены (п. 3 ст. 69 ТК ТС); согласно решению о проведении дополнительной проверки у декларанта были запрошены оригиналы документов, имеющих отношение к данной поставке. Кроме того, в уведомлении таможенного органа от 15.02.2017 указано, что декларантом не представлены копия транспортного договора, заявки и что следует представить пояснения и документы.

- сведения об условиях поставки FOB, заявленные в экспортной декларации, не идентифицируются со сведениями об условиях поставки DAP, заявленными в ДТ. Стоимость товаров за единицу, отраженная в экспортной декларации, не идентифицируется с таковыми сведениями, указанные в инвойсе от 10.11.2016 №10 и спецификации от 18.10.2016 №05. Представлено немотивированное пояснение декларанта о невозможности представления сведений по выявленным противоречиям в представленных документах по причине не знания правил заполнения экспортной декларации в Китае. Данный довод не может быть принят таможенным органом в качестве объективной невозможности представления сведений и пояснений, поскольку декларантом не представлено подтверждение того, что им предпринимались какие-либо меры по получению пояснений по экспортной таможенной декларации у своего контрагента, с которым ООО «СЭИК» связано договорными отношениями (например: копия переписки, по результатам которой продавцом покупателю отказано в представлении данных пояснений и разъяснений по экспортной таможенной декларации);

- в заявленную таможенную стоимость включены транспортные расходы в сумме 28000 руб. на основании счета на оплату № 41 от 29.11.2016. В соответствии с Договором перевозки от 13.09.2016 б/н предусмотрено представление счета-фактуры и акта оказанных услуг, подтверждающих стоимость перевозки. Соответствующие (запрошенные в рамках дополнительной проверки) документы, на перевозку оцениваемой партии товара не представлены. Представлен акт №35 от 15.12.2016, выставленный на сумму 18000 рублей (не подписанный Заказчиком), а также платежное поручение от 08.12.2016 №1868 на 18000 рублей. Окончательный счет-фактура не представлен. Представлены пояснения по оплате перевозки не в полном объеме в связи с нарушением перевозчиком сроков подачи транспортного средства под загрузку. Однако документального подтверждения данных обстоятельств (письма транспортной компании, претензии) не представлено. Таким образом, декларантом не подтверждены сведения о транспортных расходах, включенных в таможенную стоимость.

Согласно п. 3 ст. 5 Соглашения добавления (дополнительные начисления) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации, необходимой для дополнительных начислений, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется;

- в качестве документов по реализации ввезенных товаров декларантом представлены накладная № 309 от 20.12.2016, счет-фактура от 20.12.2016 № 331, однако договор и платежные поручения, выписки с лицевых счетов не представлены с пояснением о непредставлении таковых в связи отсутствием окончательного расчета с контрагентом;

- достоверность сведений при контроле таможенной стоимости товаров проверена путем сравнения заявленной таможенной стоимости товаров с данными по товарам того же класса и вида, содержащимся в системе оперативного мониторинга ДТ с учетом страны происхождения и вывоза, описания товаров, вида транспорта и прочих характеристик. В результате анализа выявлено отличие заявленного уровня таможенной стоимости товара № 2 от уровня цены на однородные товары, товары того же класса и вида, ранее оформленные в таможенных органах.

Таким образом, таможенным постом установлено, что с учетом наличия в документах, представленных декларантом при декларировании в подтверждение заявленной таможенной стоимости, несоответствий и противоречий, которые не устранены в результате дополнительной проверки, выявленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что сведения, заявленные в отношении таможенной стоимости, не соответствуют требованиям, установленным п. 3 ст. 2, ст. 5 Соглашения и п. 4 ст. 65 ТК ТС, поскольку таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

В связи с этим, на основании п. 4 ст. 69 ТК ТС, п. 21 Порядка контроля таможенной стоимости товаров 23.03.2017 таможенным постом принято решение о корректировке заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.

В рамках осуществления контроля таможенной стоимости, проведен анализ последовательности применения методов определения таможенной стоимости товаров.

Согласно п. 1 ст. 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.

В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Соглашения, применяемыми последовательно.

При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Таможенного союза (ст. 8 Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со ст. 9 Соглашения.

Метод определения таможенной стоимости в соответствии со ст. 4 Соглашения (метод 1) не применен, так как в нарушение п. 3 ст. 2, п. 3 ст. 5 Соглашения и п. 4 ст. 65 ТК ТС сведения, заявленные в отношении таможенной стоимости, не являются документально подтвержденными должным образом.

В целях рассмотрения вопроса о возможности определения таможенной стоимости товаров в соответствии со ст. 6, 7 Соглашения проведен анализ имеющейся информации о товарах, ввезенных в Российскую Федерацию, идентичных/однородных товару, ввезенному ООО «СЭИК».

В результате анализа, проведенного с учетом страны происхождения и отправления Китай, установлено, что идентичные/однородные товары со схожим описанием, таможенная стоимость которых определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в период, соответствующий требованиям п.1 ст. 6, 7 Соглашения, в таможенных органах другими участниками ВЭД не декларировались.

В оспариваемом решении о корректировке таможенной стоимости товаров указано о возможности определения таможенной стоимости товара № 2 в соответствии со ст. 10 Соглашения на базе метода определения таможенной стоимости в соответствии со ст. 7 Соглашения на основании информации, полученной из базы данных таможенного органа, о таможенной стоимости однородных товаров, которая приведена к количеству оцениваемого товара, так как у таможенного органа отсутствует информация, необходимая для определения таможенной стоимости в соответствии со ст. 6, 7, 8, 9 Соглашения, применяемыми последовательно. Сведения об однородном товаре, использованные в качестве источника информации при корректировке заявленной таможенной стоимости и содержащиеся в ДТ № 10130080/230316/0002950, соответствуют нормам положений статей 3 и 7 Соглашения в части однородности товаров (имеют одинаковое количество, схожее описание, предназначение, выполняют те же функции), за исключением периода ввоза (более 90 дней). В соответствии со ст. 10 Соглашения гибкость примененного метода определения таможенной стоимости в соответствии со ст. 7 Соглашения состоит в разумном отклонении периода ввоза (более 90 дней).

Также в оспариваемом решении о корректировке таможенной стоимости товара указано о возможности определения таможенной стоимости товаров №№ 1, 3, 4 в соответствии со ст. 10 Соглашения на базе метода определения таможенной стоимости в соответствии со ст. 4 Соглашения путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения, т.е. на основании коммерческих документов ввиду отсутствия признаков занижения таможенной стоимости, а также отсутствия информации, необходимой для определения таможенной стоимости в соответствии со ст. 6, 7, 8, 9 Соглашения, применяемыми последовательно.

Пунктами 7 - 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» разъяснено, что при оценке обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров судам необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 4 и пунктов 1 и 3 статьи 5 Соглашения, имея в виду, что стоимость сделки с ввозимыми товарами не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара либо имеются доказательства ее недостоверности, а также, если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле приведенных норм названного Соглашения.

К юридически значимым обстоятельствам при установлении признаков недостоверного декларирования таможенной стоимости относятся: значительность отличия указанной декларантом стоимости сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, идентичность или однородность ввозимого и сравниваемого товаров, сопоставимость коммерческих условий сделок, на которых были ввезены эти товары.

Таким образом, признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.

По результатам анализа баз данных в ходе таможенного контроля выявлено отклонение заявленной таможенной стоимости товара от стоимости идентичных, однородных товаров, товаров того же класса и вида, ранее оформленных в таможенных органах ФТС России.

Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, в целях исполнения требований пункта 4 статьи 65 и пункта 3 статьи 69 ТК ТС разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота.

Представленный пакет документов не подтверждает заявленные сведения о действительной таможенной стоимости товаров, соответственно решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров от 23.03.2017 является законным и обоснованным.

Таким образом, судом установлено, что обжалуемое решение о корректировке заявленной декларантом таможенной стоимости товаров принято законно и обоснованно.

В обоснование заявленных требований Общество приводит следующие доводы.

Так, заявитель указывает на то обстоятельство, что в решении о проведении дополнительной проверки от 03.12.2016 сообщается о проведении дополнительной проверки исключительно в отношении товара № 2.

Вместе с тем, суд полагает необходимым отклонить указанный довод заявителя, поскольку в обосновании решения от 03.12.2016 о проведении дополнительной проверки указано, в том числе, о выявлении с использованием СУР риска недостоверного декларирования таможенной стоимости товара № 2, помимо иных выявленных признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров, заявленных при декларировании. В данном случае выявление риска было не единственным основанием для назначения дополнительной проверки. При осуществлении таможенным постом контроля таможенной стоимости товаров, в том числе с использованием СУР, в рамках таможенного контроля до выпуска товаров были обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости в отношении всей товарной партии могут являться недостоверными и должным образом не подтверждены, о чем указано в оспариваемом решении.

Данное решение (в соответствии со ст. 69 ТК ТС) содержит требование представления дополнительных документов, сведений и пояснений, необходимых для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленной в ДТ № 10610080/021216/0017306, а также конкретный перечень запрашиваемых таможенным органом документов. Исходя из видов запрашиваемых документов (ведомость банковского контроля по паспорту сделки с учетом сведений о данной поставке, экспортная декларация страны отправления, прайс-лист производителя/продавца, окончательные документы по транспортировке декларируемой партии товаров и пр.) следует также, что данные документы запрошены таможенным органом в отношении всей товарной партии, т.е. не могут относиться к какому-либо отдельному товару.

Что касается довода заявителя о том, что в решении о проведении дополнительной проверки не содержится прямого указания о представлении документов на бумажном носителе, подлежит отклонению судом, поскольку в решении от 03.12.2016 о проведении дополнительной проверки содержится требование представления оригиналов документов, имеющих отношение к поставке, в качестве подтверждения сведений, заявленных при декларировании в электронном/формализованном виде. Соответственно, оригиналы документов(надлежащим образом заверенные копии таковых) могут быть представлены исключительно на бумажном носителе, а не в формализованном/электронном виде. Также на непредставление ООО «СЭИК указанных документов указано в уведомлении таможенного поста от 15.02.2017 и о необходимости представления всех подтверждающих документов в срок до 22.02.2017.

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы, сведения и пояснения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены (п. 3 ст. 69 ТК ТС).

Ввиду непредставления копий договора по транспортировке и заявки на транспортировку, являющейся неотъемлемой частью такового договора, на бумажном носителе, указание таможенного органа в решении от 23.03.2017 о корректировке таможенной стоимости на неисполнение обязанности по представлению оригиналов документов в отношении формализованных в электронном виде транспортных документов признается судом обоснованным.

Довод заявителя о том, что экспортная декларация, прайс-лист производителя, пояснения об основных ценообразующих факторах и формированию цены сделки не относятся к обязательным документам, представляемым при декларировании, подлежит отклонению на основании следующего.

Тот факт, что вышеперечисленные документы не относятся к обязательным документам, установленным Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, утвержденным Приложением № 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, не исключает представление таковых в подтверждение заявленных при декларировании сведений (в соответствии с последним абзацем п. 1 указанного Перечня декларант может представить другие документы и сведения в подтверждение заявленной таможенной стоимости).

Запрос в рамках дополнительной проверки указанных сведений, регламентирован Перечнем дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, являющимся приложением № 3 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров.

При выявлении таможенным органом риска недостоверного декларирования товара в совокупности с установленным отклонением в меньшую сторону заявленного уровня таможенной стоимости части товаров, таможенным органом в рамках назначенной дополнительной проверки указанные документы были мотивированно истребованы в целях установления причин отличия заявленной цены сделки от цены на однородные товары, подтверждения правильности заявленной структуры таможенной стоимости, устранения сомнений в достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров.

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы, сведения и пояснения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены (п. 3 ст. 69 ТК ТС).

Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу. Однако со стороны декларанта не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что существовали объективные препятствия для представления данных документов и требуемых пояснений.

В пункте 9 Постановления Пленума № 18 разъяснено, что от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, в целях исполнения требований пункта 4 статьи 65 и пункта 3 статьи 69 ТК ТС разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота.

Довод заявителя о непредоставлении таможенным органом возможности устранения сомнений в достоверности представленных документов и сведений в отношении заявленной таможенной стоимости является несостоятельны, поскольку как следует из материалов дела в целях соблюдения требований п. 8 Постановления Пленума № 18 таможенным постом 15.02.2017 направлено авторизованное сообщение о возможности устранения декларантом таковых сомнений. Однако данной возможностью устранения сомнений декларант не воспользовался, так как 23.02.2017 представил документы также не в полном объеме, а дополнительно представленные документ (копия контракта на покупку декларируемого товара у завода-изготовителя на китайском языке с незаверенным переводом) и пояснения также не устраняют сомнений в достоверности представленных документов и сведений в отношении заявленной таможенной стоимости.

Таким образом, оспариваемое решение принято таможенным постом в связи с выявленной совокупностью данных о том, что сведения, заявленные в отношении таможенной стоимости, не соответствуют требованиям п. 3 ст. 2, п. 3 ст. 5 Соглашения и п. 4 ст. 65 ТК ТС, то есть не являются основанными на документально подтвержденной должным образом информации (недостаточность и признаки недостоверности представленных документов), а также ценовая информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа (выявленное отклонение заявленной таможенной стоимости товара №2).

Таким образом, суд считает, что решение Омской таможни о корректировке таможенной стоимости товара, заявленного по ДТ № 10610080/021216/0017306, от 23.03.2017, основано на положениях таможенного законодательства Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд не находит оснований для признания незаконными и отмене решения Омской таможни о корректировке таможенной стоимости товара, заявленного по ДТ № 10610080/021216/0017306, от 23.03.2017, что влечёт отказ в удовлетворении заявленных ООО «СЭИК» требований.

Ввиду того, что в удовлетворении требования заявителю отказано в полном объёме, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд относит расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственности «Сибирская экспортно-импортная компания» (ИНН 5406699318, ОГРН 1125476016632) к Омской таможне (ИНН 5504030483, ОГРН 1025500973090) о признании незаконным решения Омской таможни о корректировке таможенной стоимости товара, заявленного по ДТ № 10610080/021216/0017306, от 23.03.2017, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы - со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74).

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья В.В. Пермяков