АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
08 февраля 2024 года
№ дела
А46-10862/2023
Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2024 года.
В полном объеме решение изготовлено 08 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Ивановой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елеусизовой Р.Б., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Главного управления лесного хозяйства Омской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании неустойки за нарушение условий договора аренды лесного участка в размере 21 718 руб. 53 коп.,
в судебном заседании приняли участие:
от истца – ФИО1 по доверенности от 09.01.2024 сроком действия по 31.12.2024 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ, диплом о высшем юридическом образовании на обозрение суда представлен),
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 01.08.2023 сроком действия по 28.07.2025 (на обозрение суда представлены паспорт гражданина РФ, диплом о высшем юридическом образовании);
УСТАНОВИЛ:
Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее – ГУЛХ Омской области, Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» (далее – ПАО «Россети Сибирь», Общество, ответчик) о взыскании неустойки за нарушение условий договора аренды лесного участка в размере 21 718 руб. 53 коп.
Определением суда от 23.06.2023 указанное исковое заявление принято к производству с дальнейшим рассмотрением дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
17.07.2023 ответчиком в материалы дела представлен отзыв на исковое заявление с приложением документов в обоснование изложенных в письменной форме возражений. В отзыве указано, что неисполненные обязательства по договору аренды земельного участка № 198Д отсутствуют, поскольку предупредительный аншлаг размещен, минерализованные полосы созданы, что начисленная неустойка подлежит снижению по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, и что истцом не доказан размер взыскиваемой неустойки, поскольку отсутствуют доказательства правомерности применяемых расценок (калькуляции) в нормативно-технологических картах на 2022, 2023 годы, на основании которых истцом выполнен расчет неустойки за 2020, 2021 годы.
Определением от 13.08.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В ходе рассмотрения дела ответчиком в материалы дела представлены дополнительные возражения, в которых указано, что выполнение противопожарных мероприятий (создание минерализованных полос) до начала фактического использования лесных участков невозможно ввиду плотности древесной растительности, не позволяющей выполнить механизированную обработку почвы без вырубки деревьев. К использованию лесных участков Ответчик приступил в конце 2022 года после разработки, согласования, утверждения рабочей документации по строительству объекта электросетевого хозяйства и получения правоустанавливающих документов на земли и земельные участки, отличные от земель лесного фонда. Также общество выразило несогласие с приведенными истцом расчётами, представив контррасчеты оплаты заработной платы рабочим (в том числе: водителя, тракториста), как показателя заложенного в расчет нормативно-технологических карт. По мнению ответчика, доля стоимости единоразового подвоза водителем рабочих к месту установки аншлага внутри одного населенного пункта составляет 64% от общей стоимости всех выполненных работ по установке аншлага; аналогичная позиция с расчетом оклада тракториста. Кроме того, Муромцевский лесхоз находится по адресу: <...>. От лесхоза до места установки аншлага около 700 метров. На преодоление указанного расстояния автомобилю УАЗ-390995, указанному в НТК, не может потребоваться более 5 минут. Согласно НТК, затраты времени на копку ям, установку аншлага, засыпку ям, тромбование равны 3,5 человеко/часам. Соответственно, фактические трудозатраты водителя составляют: 0,3 часа (5 минут * 4 поездки) без ожидания работников; 1,9 часа (5 минут * 2 поездки + 1,75 часа ожидание) с ожиданием двух работников; 3,6 часа (5 минут * 2 поездки + 3,5 часа ожидание) с ожиданием одного работника. С учетом того, что стоимость оплаты труда водителя составляет 2/3 от общей стоимости установки аншлага, ответчик полагает, что расчет показателей неустойки истцом значительно завышен и неверен, в связи с чем просит в иске отказать.
Истцом представлены в материалы дела письменные возражения на отзыв и пояснения, в которых разъяснено, что начисление неустойки по расценкам (калькуляции), установленным в нормативно-технологических картах на 2020, 2021 год, не обосновано, поскольку в нарушение условий договора аренды и проекта освоения лесов аншлаг установлен ответчиком только в 2022 году, поэтому сумма неустойки рассчитана исходя из стоимости этой работы в 2022 году; работы по устройству и прочистке противопожарных минерализованных полос на 01.01.2023 не выполнены, поэтому ответчику предъявлена претензия с требованием выполнить эти работы в 2023 году, и предполагалось, что ответчик их выполнит в 2023 году, в связи с чем сумма неустойки рассчитана исходя из стоимости этих работ в 2023 году, соответственно, расходы на выполнение противопожарных мероприятий могут быть понесены ответчиком только в ценах 2023 года, то есть на дату решения по рассматриваемому иску. Истец полагает, что размер взыскиваемой неустойки правомерно исчислен с применением расценок (калькуляции) в нормативно-технологических картах на 2022, 2023 год. Кроме того, указал, что ответчик при наличии информации об увеличении срока согласования строительства линейного объекта с истцом более поздний срок выполнения мер противопожарного обустройства не согласовывал, договор аренды также не расторг. Проект освоения лесов составлен и утвержден в 2021 году, поэтому при перезаключении договора в 2023 году текст имеющегося проекта с измененными сроками выполнения мер противопожарного обустройства лесов возможно было подать на согласование к новому договору. При установлении показателя в НТК Управление в соответствии с приказом от 29.04.2017 № 10-п «Об утверждении методики формирования государственного задания и расчёта средств на финансовое обеспечение его выполнения специализированными автономными учреждениями Омской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Главное управление лесного хозяйства Омской области» применяет среднее значение, полученное по результатам анализа данных всех подведомственных лесхозов.
В судебном заседании стороны высказались согласно представленным в материалы дела письменным документам.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
04.06.2020 между ГУЛХ Омской области (арендодатель) и ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» (правопредшественником ПАО «Россети Сибирь») (арендатор) заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов № 198д (далее – договор), согласно условиям которого арендодатель предоставил арендатору во временное пользование земельный (лесной) участок, находящийся в федеральной собственности, общей площадью 0,1485 га, с кадастровым номером 55:14:300206:477, расположенный на территории Муромцевского муниципального района Омской области в лесотаксационных выделах №№ 26 (ч), 64 (ч) квартала № 1 урочище «бывший совхоз Муромцевский» Муромцевского сельского участкового лесничества Муромцевского лесничества Омской области (далее - лесной участок). Лесной участок был предоставлен в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта «ВЛ-10кВ». Срок действия договора 10 лет (раздел I, пункт 6.1 договора).
Согласно подпунктам 3.4.2, 3.4.9 договора, арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором. Осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением № 6 к договору.
В соответствии с приложением № 6 к договору «Объемы и сроки исполнения работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом лесном участке» арендатор обязуется осуществлять обеспечение пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах на арендуемом лесном участке в объемах, сроки и в порядке, предусмотренном проектом освоения лесного участка, прошедшим государственную экспертизу.
Ответчиком после заключения договора представлен соответствующий всем необходимым требованиям проект освоения лесов, который получил положительное заключение государственной экспертизы в установленном законом порядке, утвержден распоряжением Главного управления от 7 октября 2020 года № 379-р.
В соответствии с разделом 1.5.2 проекта освоения лесов меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, установку и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах; устройство противопожарных минерализованных полос; прочистку противопожарных минерализованных полос и их обновление. Если минерализованная полоса создана весной, уход за ней проводится осенью, а на следующий год и все последующие годы - весной и осенью. Устройство противопожарных минерализованных полос и уход (прочистка, обновление) за ними производится в срок: весной - с 1 мая по 30 мая, осенью - с 10 по 30 сентября.
Таблицей 1.5.2.1 проекта освоения лесов на арендуемом ответчиком участке установлены следующие виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов:
- установка предупредительных аншлагов, всего - 1 раз в первый год аренды;
- устройство противопожарных минерализованных полос в определенных кварталах и выделах, всего суммарно 0,149 км осенью 2020 года;
- прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос в определенных кварталах и выделах в двукратном объеме, всего суммарно 0,298 (0,149x2) км, ежегодно.
Выполнение указанных в проекте освоения лесов противопожарных мероприятий должно подтверждаться ежегодно предоставляемыми ответчиком истцу отчетами по форме 1-ОЛ, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.03.2017 № 78, о выполнении мероприятий по охране лесов от пожаров.
Выполнение указанных в проекте освоения лесов противопожарных мероприятий арендатором подтверждается ежегодно предоставляемыми Главному управлению отчетами об охране лесов от пожаров. Данные отчетов проверяются сотрудниками лесничеств.
Согласно представленным ответчиком отчетам об охране лесов от пожаров за 2020, 2021 и 2022 годы, определенные проектом освоения лесов мероприятия по устройству и прочистке полос не выполнены (отсутствуют данные в строках 9, 10 всех отчетов), предупредительный аншлаг установлен ответчиком только в 2022 году (строка 22 отчета за 2022 год).
Подпунктом 4.2.11 договора установлено, что арендатор выплачивает арендодателю неустойку за невыполнение или несвоевременное выполнение противопожарных мероприятий в размере 3-х кратной стоимости затрат, необходимых на выполнение этих мероприятий по нормативам в области лесного хозяйства, а при отсутствии таковых нормативов – согласно калькуляции работодателя.
Нормативы затрат на выполнение работ по устройству и прочистке противопожарных минерализованных полос на федеральном уровне и на уровне субъекта федерации не установлены.
В связи с изложенным, истцом на основании подпункта 4.2.11 договора начислена неустойка. Калькуляция затрат для исчисления размера неустойки определена по аналогии нормативных затрат специализированных автономных учреждений - лесхозов для выполнения государственного задания по охране, защите и воспроизводству лесов, поскольку ГУЛХ Омской области является совместно с Министерством имущественных отношений Омской области учредителем специализированных автономных учреждений - лесхозов, одним из видов деятельности которых является выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов. Так как лесхозы созданы для выполнения определенных функций в рамках переданных федеральных полномочий Главного управления как государственного органа в сфере лесных отношений, то виды и объем выполняемых ими работ доводятся до них Главным управлением в виде государственного задания.
В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 24.11.2010 № 228-п, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат. По решению отраслевого органа и в установленном им порядке при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного задания используются нормативные затраты на выполнение работ бюджетными и автономными учреждениями Омской области, которые утверждаются отраслевым органом. Нормативные затраты на выполнение бюджетными и автономными учреждениями Омской области работы в соответствующем финансовом году рассчитываются сметным (калькуляционным) методом на работу в целом или в случае установления в государственном задании бюджетному и автономному учреждениям Омской области показателей, характеризующих объем выполненной работы, - на одну единицу объема работы.
Приказом Главного управления от 29.04.2013 № 10-п утверждена Методика формирования государственного задания и расчета средств на финансовое обеспечение его выполнения специализированными автономными учреждениями Омской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее - Методика). Так как государственное задание лесхозам в соответствии с указанной методикой содержит показатели, характеризующие качество, объем и содержание выполняемых работ, то их стоимость рассчитывается на одну единицу объема работы - 1 га либо на 1 км.
На основании вышеуказанных нормативно-правовых актов Главным управлением утверждена нормативно-технологическая карта на 2022 год:
- на работы по установке и размещению стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах (объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей), определена стоимость за 1 единицу в размере 6 582,38 руб.
Также на основании вышеуказанных нормативно-правовых актов Главным управлением утверждены следующие нормативно-технологические карты на 2023 год:
- на работы по устройству противопожарных минерализованных полос, стоимость таких работ на 1 км составляет 1 269,68 руб.,
- на работы по прочистке и обновлению противопожарных минерализованных полос, стоимость таких работ на 1 км составляет 1 046,88 руб.
Поскольку обязательства по договору выполнены ответчиком ненадлежащим образом, а именно работы по установке предупредительного аншлага выполнены с запозданием (2022 год вместо 2020 года), а другие необходимые работы на начало 2023 года вовсе не выполнены, Управление начислило Обществу неустойку в соответствии с условиями Договора. Сумма неустойки рассчитана исходя из цен на соответствующие работы на год их фактического или предполагаемого исполнения, в том числе:
- аншлаг установлен в 2022 году – сумма неустойки рассчитана исходя из стоимости этой работы в 2022 году,
- работы по устройству и прочистке противопожарных минерализованных полос на 01.01.2023 не выполнены, в связи с чем ответчику предъявлена претензия с требованием выполнить определенные работы в 2023 году (предполагалось, что ответчик их выполнит в 2023 году), поэтому сумма неустойки рассчитана исходя из стоимости этих работ в 2023 году.
В связи с указанными обстоятельствами, истцом в адрес ответчика направлена претензия № 2308-ГУЛХ от 21.04.2023 с требованием уплатить начисленную сумму неустойки.
В ответе на претензию № 1.5/01-01/1921 от 17.05.2023 ответчик отказался уплатить неустойку, ссылается на то обстоятельство, что он приступил к использованию лесного участка только в ноябре-декабре 2022 года, аншлаг установил в 2022 году, полосы устроил в мае 2023 года, в связи с чем неисполненные обязательства со стороны Общества отсутствуют.
Как указывает Управление, в последующем размер неустойки скорректирован в связи с применением стоимости установки аншлага на 2022 год (год его установки), а также с учетом даты утверждения положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов по договору и истечения в 2020 году срока для устройства противопожарных минерализованных полос (ответчик должен был выполнить работы по устройству весной 2021 года, а первую прочистку этих полос – осенью 2021 года).
С учетом корректировки сумма неустойки, по расчету Управления, составляет:
1 шт. (невыполненный в 2020 году объем работ по установке предупредительного аншлага) х 6 582,38 руб. = 6 582,38 руб.;
0,149 км (невыполненный в 2021 году объем работ по устройству противопожарных минерализованных полос) х 1 269,68 руб. = 189,18 руб.;
0,447 км (невыполненный в 2021 однократный и 2022 годах двукратный объем работ по ежегодной прочистке и обновлению противопожарных минерализованных полос) х 1 046,88 руб. = 467,95 руб.
Итого: (6 582,38 руб. + 189,18 руб. + 467,95 руб.) х 3 = 21 718,53 руб.
Неисполнение ответчиком претензионных требований ГУЛХ Омской области послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.
Согласно статье 8 ГК РФ основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей являются основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу части 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Из положений статьи 39.2 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
На основании части 3 статьи 53.1 ЛК РФ арендатор обязан осуществлять противопожарное обустройство лесов.
В силу со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
В соответствии с требованиями статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно подпунктам 3.4.2, 3.4.9 договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором. Осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением № 6 к договору.
В соответствии с приложением № 6 к договору «Объемы и сроки исполнения работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом лесном участке» арендатор обязуется осуществлять обеспечение пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах на арендуемом лесном участке в объемах, сроки и в порядке, предусмотренном проектом освоения лесного участка, прошедшим государственную экспертизу.
Пунктом 1 статьи 329 ГК РФ установлено, что исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе, неустойкой.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Согласно подпункту 4.2.11 договора установлено, что арендатор выплачивает арендодателю неустойку за невыполнение или несвоевременное выполнение противопожарных мероприятий в размере 3-х кратной стоимости затрат, необходимых на выполнение этих мероприятий по нормативам в области лесного хозяйства, а при отсутствии таковых нормативов – согласно калькуляции работодателя.
Нормативы затрат на выполнение работ по устройству и прочистке противопожарных минерализованных полос на федеральном уровне и на уровне субъекта федерации не установлены.
Факт пользования ответчиком лесным участком на основании договора аренды подтвержден материалами дела и ПАО «Россети Сибирь» по существу не оспорен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В ходе рассмотрения дела ответчиком не оспорено, что мероприятия по установке предупредительного аншлага на лесном участке в первый год аренды, устройство противопожарных минерализованных полос в определенных кварталах и выделах, всего суммарно 0,149 км, прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос в определенных кварталах и выделах в двукратном объеме, всего суммарно 0,298 (0,149x2) км, ежегодно (в соответствии с имеющимися договорными обязательствами) Обществом своевременно не выполнены.
С учетом указанного, принимая во внимание содержание представленного истцом отчета ПАО «Россети Сибирь» об охране лесов от пожаров за 2020, 2021, 2022 года, суд приходит к выводу о доказанности факта ненадлежащего исполнения Обществом принятых на себя обязательств по охране лесов, арендуемых в соответствии с условиями договора.
По расчету истца, размер неустойки за неисполнение ответчиком обязательств по охране лесов по договору аренды лесного участка № 198д от 04.06.2020 составляет 21 718 руб. 53 коп.
При этом доводы ответчика о том, выполнение противопожарных мероприятий до начала фактического использования лесных участков невозможно ввиду плотности древесной растительности, не позволяющей выполнить механизированную обработку почвы без вырубки деревьев, и о том, что к использованию лесных участков ответчик приступил в конце 2022 года, после разработки, согласования, утверждения рабочей документации по строительству объекта электросетевого хозяйства и получения правоустанавливающих документов на земли и земельные участки, отличные от земель лесного фонда, судом отклоняются, как не отменяющие обязательства Общества, принятые последним в соответствии с заключенным договором аренды лесного участка, по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 53 ЛК РФ лес подлежат охране от пожаров, охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Частью 1 статьи 53 ЛК РФ установлено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров.
Согласно части 1 статьи 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. В части 2 этой же статьи указано, что меры противопожарного обустройства лесов включают в себя устройство противопожарных минерализованных полос (пункт 3 части 2 статьи 53.1 ЛК РФ) и иные определенные Правительством Российской Федерации меры (пункт 9 части 2 статьи 53.1 ЛК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов» (далее - Постановление № 281) определено, что помимо мер, указанных в части 2 статьи 53.1 ЛК РФ, к мерам противопожарного обустройства лесов относятся прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Частью 3 статьи 53.1 ЛК РФ императивно установлено, что указанные в части 2 этой статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута - обладателями сервитута, публичного сервитута.
Каких-либо отложительных условий для выполнения указанных мер (например, момент начала использования лесного участка) приведенными нормами не установлено.
Частью 5 статьи 10 ГК РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагается.
Таким образом, с момента заключения договора аренды земельного участка арендатор принимает определенный объём прав и обязанностей, в том числе обязанность осуществлять меры противопожарного обустройства лесов в границах арендованного лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов вне зависимости от того, использует ли он такой участок фактически или нет.
Действующим гражданским законодательством не предусмотрено, что юридическое или физическое лицо после заключения договора аренды имущества в случае неиспользования арендованного имущества по назначению освобождается от исполнения установленных договором обязанностей арендатора по такому договору.
Кроме того, Управление обоснованно отмечает, что при наличии у ответчика информации об увеличении срока согласования строительства линейного объекта, общество не было лишено права согласовать с истцом иные сроки выполнения мер противопожарного обустройства лесов в проекте освоения лесов либо расторгнуть договор аренды в конце 2021 года по соглашению сторон и вновь его заключить в начале 2023 года.
Также отклоняются возражения ответчика относительно невозможности прохода техники для создания минерализованной полосы до освобождения лесного участка от древесной растительности.
При определении видов противопожарных мероприятий, которые необходимо осуществить на участке, арендатор при составлении проекта освоения лесов обязан руководствоваться нормами вышеуказанного Постановления № 281 и Правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 и действующих в 2020 году, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Аналогичные требования установлены пунктом 10 действующих с 01.01.2021 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614.
Кроме того, в пункте 1.5.2 проекта освоения лесов Общества указано, что минерализованная полоса – это очищенные от лесных горючих материалов до минерального слоя почвы или обработанные почвообрабатывающими орудиями или иными способами линейные участки территории, основное назначение которых задерживать распространение низового пожара.
Создание полос назначается рядом с кромкой леса и при их создании не требуется проводить какие-либо рубки деревьев. Следовательно, ответчик имел возможность провести работы по устройству и прочистке противопожарных минерализованных полос в установленных проектом освоения лесов объемах и сроки.
Возражения ответчика относительно недоказанности размера взыскиваемой неустойки судом также отклоняются ввиду следующего.
Как указывалось выше, на основании пункта 8 Положения о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 24.11.2010 № 228-п, Методики формирования государственного задания и расчета средств на финансовое обеспечение его выполнения специализированными автономными учреждениями Омской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Главное управление лесного хозяйства Омской области, от 29.04.2013 № 10-п Главным управлением утверждены нормативно-технологические карты.
В нормативно-технологических картах на выполнение работ нормы выработки, тип используемых средств, тарифные разряды для работы на определенных видах техники устанавливаются в соответствии с Межотраслевыми типовыми нормами выработки на лесокультурные работы, выполняемые в равнинных условиях, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2006 № 317.
В возражениях на отзыв истцом указано, что все расценки в нормативно-технологических картах по всем видам работ на каждый год используются для определения объема стоимости государственного задания для лесхозов, который включается в объем субвенции, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Омской области для осуществления полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. Для обоснования объема запрашиваемой субвенции Главное управление определяет перечень бюджетных проектировок, то есть размер и обоснование денежных сумм, требуемых для исполнения Главным управлением переданных федеральных полномочий в области лесных отношений, в том числе и для обеспечения выполнения государственного задания подведомственными учреждениями – лесхозами.
В течение 2022 и 2023 годов требуемый размер субвенции с конкретной росписью бюджетных проектировок выделяется Главному управлению после прохождения процесса их согласования и утверждения в соответствии с Методикой определения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2021 № 2046, и Правилами определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2020 № 1404.
Ранее указанный процесс проходил в соответствии с нормами постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 838 «Об утверждении методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесного хозяйства, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации», действовавшего до 31.12.2021.
Весь процесс согласования и утверждения бюджетных проектировок осуществляется в электронном программном комплексе «Управление бюджетным процессом «Рослесхоз» с помощью многоранговой системы доступа с использованием электронных подписей. В процессе согласования и утверждения поданные Главным управлением данные проходят многоступенчатые проверки на соответствие всем установленным требованиям и в итоге утверждаются Федеральным агентством лесного хозяйства. Полномочиями проверять правильность и обоснованность составления Главным управлением бюджетных проектировок, определения размера запрашиваемой субвенции, необходимой для выполнения переданных федеральные полномочия, обладает только Федеральное агентство лесного хозяйства.
Нормативно-технологические карты на все необходимые виды работ утверждаются Главным управлением на каждый год отдельно. В связи с изменением расценок по оплате труда, стоимости оборудования, горючесмазочных материалов, инфляции и прочего изменяется и стоимость работ, что находит свое отражение в нормативно-технологических картах.
Стоимость работ для расчёта неустойки истцом применена на год выполнения работ, так как одна и та же работа имеет разную стоимость в разные годы.
Как указывает истец, на неарендованных лесных участках земель лесного фонда работниками лесхозов в рамках выполнения государственного задания выполняются аналогичные работы, которые оплачиваются по расценкам, утвержденным в нормативно-технологических картах на год выполнения работ, то есть оплатить выполненную в 2023 году работу по ценам 2022 или 2021 года невозможно, потому что они изменились. Так как каких-либо других расценок на выполнение работ по противопожарному обустройству лесного участка, кроме как в утверждаемых каждый год Главным управлением нормативно-технологических картах, не имеется, то работы, если бы они выполнялись лесхозом на лесном участке ответчика в текущем году, были бы оплачены согласно их стоимости, определенной в нормативно-технологический карте на 2023 год. Соответственно, поскольку ответчик выполнил работу только в 2022 - 2023 годах вместо 2021 и 2022 годов, то и расчёт неустойки осуществлен исходя из стоимости этих работ на год их исполнения: поскольку аншлаг установлен в 2022 году, постольку сумма неустойки рассчитана исходя из стоимости этой работы в 2022 году; поскольку работы по устройству противопожарных минерализованных полос на 01.01.2023 не выполнены, ответчику предъявлена претензия с требованием выполнить эти работы в 2023 году, и предполагалось, что ответчик их выполнит в 2023 году, сумма неустойки рассчитана исходя из стоимости этих работ в 2023 году.
Стоимость работ по установке и размещению стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах (то есть установка аншлага) на 2022 год указана Главным управлением в разделе 3.4 «Расходы по мероприятиям на обеспечение охраны, защиты и воспроизводства и использования лесов на землях лесного фонда на 2022-2024 годы» альбома форм защиты бюджетных проектировок на 2022-2024 годы и составляла 6 582,30 руб.
Всего по вышеуказанному разделу субвенция из федерального бюджета на выполнение всех мероприятий на обеспечение охраны, защиты и воспроизводства и использования лесов на землях лесного фонда в 2022 году Главным управлением запрошена в сумме 129 143,20 млн. руб.
Защита бюджетных проектировок на 2022 год и плановый период 2023, 2024 годов после представления документов в электронном виде и прохождения всех процедур с использованием программного комплекса для автоматизации управления бюджетным процессом в электронном виде в соответствии с регламентом, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) от 28 октября 2021 года № 823, согласована Главному управлению Рослесхозом протоколом заседания комиссии Рослесхоза по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период о рассмотрении материалов защиты бюджетных проектировок по Омской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов от 29.11.2021 № ИС-13/159, в котором на странице 4 в таблице строке «осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров» на 2022 год указана сумма 129 143,20 млн. руб.
Аналогично, стоимость работ по устройству противопожарных минерализованных полос и работ по прочистке противопожарных минерализованных полос и их обновлению на 2023 год указана Главным управлением в разделе 3.4 «Расходы по мероприятиям на обеспечение охраны, защиты и воспроизводства и использования лесов на землях лесного фонда на 2023-2025 годы» альбома форм защиты бюджетных проектировок на 2023-2025 годы и составляла: устройство минполос - 1 269,71 руб. и прочистка и обновление минполос - 1 046,88 руб.
Всего по вышеуказанному разделу субвенция из федерального бюджета на выполнение всех мероприятий на обеспечение охраны, защиты и воспроизводства и использования лесов на землях лесного фонда в 2023 году Главным управлением запрошена в сумме 120 994,80 млн. руб.
Аналогично по бюджетным проектировкам на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденным приказом Рослесхоз от 28.10.2022 № 915, согласованных по протоколу заседания комиссии от 29.11.2021 № ИС-13/159, в строке «осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров» на 2023 год обозначена сумма 120 994,80 млн. руб.
Таким образом, все суммы бюджетных проектировок, в том числе стоимость работ по созданию, прочистке и обновлению противопожарных минерализованных полос и установке аншлага на 2022 и 2023 годы после прохождения установленных процедур защиты согласованы Рослесхозом, и Главное управление обязано применять их в процессе своей деятельности.
В опровержение довода ответчика относительно завышения размера окладов работников при расчете стоимости работ по установке аншлага, устройству и прочистке минерализованных полос, которое, по мнению ответчика, имеет место в НТК, истцом приведены следующие возражения.
В НТК на установку аншлага на 2022 год в шестой строке указан вид работ - «Перевозка рабочих». По этой строке в третьей столбце - «Единица измерения» указан показатель маш/см, т.е. машино/смена). Объем работ на принятую единицу измерения установлен в четвертом столбце и составляет 1,10.
В соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации в лесхозах установлена продолжительность рабочего времени в неделю - 40 часов. При установленной пятидневной рабочей неделе рабочая смена имеет продолжительность 8 часов.
Объем работ на принятую единицу времени на каждую работу устанавливается расчётным методом лесхозами самостоятельно, так как каких-либо нормативов, утвержденных на федеральном или региональном уровне в настоящий момент не существует. Машино/смена для водителя автомобиля означает следующие действия:
- доставить работников лесхоза и груз до места установления аншлага (так как лесхозы расположены на территории всей Омской области и большая часть лесных участков находится на значительном удалении от места нахождения лесхозов, перевозка до места установки аншлага занимает продолжительное время),
- ожидать в период выполнения работниками лесхоза работы по копке ям и установке оснований для аншлага (так как в связи с временными затратами нет возможности вернуться в лесхоз и выполнять какую-либо другую работу, а потом опять возвращаться за оставленными работниками),
- забрать работников и доставить их к месту расположения лесхоза.
У каждого лесхоза лесные участки, на которых выполняются работы по устройству аншлагов, находятся на разных расстояниях и на перевозку рабочих, их ожидание и доставку назад тратится разное количество времени.
Поэтому, как было указано ранее, при установлении этого показателя в НТК Главное управление в соответствии со своим приказом от 29.04.2013 № 10-п применяет среднее значение, полученное на основании данных лесхозов.
Среднее значение объема такой работы как «Перевозка рабочих» у водителя при устройстве аншлага по всем лесхозам как раз и получилось в одну целую и одну десятую машино/смены - 1,1 м/с.
Из указанного показателя установлен показатель в столбце 8 «Потребное количество по утвержденным нормам, человеко-дней» - 1,10.
Стоимость этой работы составляет: оклад водителя в 10 000 руб., установленный приказом Главного управления от 08.06.2015№ 8-п, делится на количество рабочих часов в месяц и умножается на количество часов в смене, то есть 10 000 х (1973:12) х 8 = 486,571 руб. за одну полную рабочую смену. Так как показатель в НТК равняется 1,1 человеко-дня, то стоимость работы составляет 1,1 х 486,571 руб. = 535,23 руб.
Далее, на сумму стоимости работы в 1,1 м/с в размере 535,23 руб. насчитываются все установленные локальными нормативными актами доплаты и надбавки и получается 2 123,52 руб. (строка 6, столбец 18). На указанную сумму начисляются налоги в 30 % - 641, 30 руб. (строка 6, столбец 19). Кроме того, к получившейся сумме прибавляются расходы на материалы: на бензин - 894,47 руб. и дизельное масло - 87,46 руб. (строка 6, столбец 23). Также в стоимость включаются накладные расходы, расходы на обслуживание техники и оборудования (строка 6, столбцы 24, 26), конкретные размеры которых устанавливаются лесхозами самостоятельно локальными нормативными актами, а Главное управление в НТК указывает среднее значение этих расходов в соответствии с приказом 10-п.
Из всех этих слагаемых и получается стоимость такой работы, как перевозка рабочих в течение 1,1 машино/смены в размере 4176,69 руб. = 2 123,52 руб. + 641, 30 руб. + 894,47 руб. + 87,46 руб. + 50,25 руб. + 379,70 руб. в НТК на установку и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах (объявлений, (аншлагов) и других знаков и указателей) на 2022 год.
Аналогично посчитана стоимость работы в НТК на устройство противопожарных минерализованных полос и прочистку и обновление противопожарных минерализованных полос на 2023 год. Только при расчете стоимости этой работы взят оклад тракториста в 8 900 руб., установленный согласно приказу № 10-п.
В каждой НТК рассчитана стоимость двух работ. Обе работы выполняются при помощи трактора ДТ-75 в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2006 года № 317 «Об утверждении межотраслевых типовых норм выработки на лесокультурные работы, выполняемые в равнинных условиях». Только работы «Проведение минерализованных полос на пустырях, прогалинах, обочинах проезжих дорог, площадях без пней» и «Обновление минерализованных полос» исчисляются в километрах и в столбце 4 «Объем работ на принятую ед. измер.» в каждой НТК указан показатель 2 км, а работа «Перегон трактора к месту работы и обратно» в обоих НТК измеряется в машино/сменах и показатель по этой строке в столбце 4 установлен - 0,024 и 0,02 машино/смены в 8 часов соответственно.
Для исчисления стоимости каждой работы в НТК есть данные по оплате одной смены при сдельной расценке за единицу измерения в рублях (столбец 10) для расчета стоимости работы в километрах и данные по оплате одной смены по дневной (часовой) тарифной ставке в рублях (столбец 9) для расчета стоимости работы в машино/сменах. В обоих столбцах стоимость смены рассчитана исходя из оклада тракториста 8900 руб., количества рабочих часов в месяце и количества рабочих часов за смену.
Соответственно, в НТК на устройство минполос с учетом рассчитанных по обоим работам показателей в столбце 8 «Потребное количество по утвержденным нормам, человеко-дней» тарифный фонд зарплаты со всеми доплатами по работе «Проведение минерализованных полос на пустырях, прогалинах, обочинах проезжих дорог, площадях без пней» составляет 205,76 руб., а по работе «Перегон трактора к месту работы и обратно» - 41,23 руб. (столбец 18).
Также и в НТК на прочистку и обновление минполос с учетом рассчитанных по обоим работам показателей в столбце 8 «Потребное количество по утвержденным нормам, человеко-дней» тарифный фонд зарплаты со всеми доплатами по работе «Обновление минерализованных полос» составляет 178,97 руб., по работе «Перегон трактора к месту работы и обратно» - 34,36 руб. (столбец 18).
Далее, к указанным суммам по каждой работе прибавляются суммы подлежащих уплате налогов, стоимость необходимых материалов (ГСМ по утвержденным нормам и дизтопливо), накладные расходы, расходы на обслуживание оборудования и получается указанная в итоге сумма.
Указанные разъяснения ответчиком по существу не оспорены, в связи с чем принимаются судом в качестве достаточных и подтверждающих обоснованность позиции истца.
С учетом вышеизложенного, обстоятельств рассматриваемого дела, суд, проверив расчеты истца, полагает, что требование ГУЛХ Омской области о взыскании неустойки в размере 21 718 руб. 53 коп. является законным, обоснованным, подтвержденным надлежащим доказательствами.
Иные возражения ответчика относительно методики расчета неустойки, примененной истцом, также подлежат отклонению, поскольку судом признается обоснованным и соответствующим условиям договора применение Управлением при расчётах величины, соответствующей показателям НТК, по изложенным выше основаниям.
Признавая обоснованным представленный истцом расчет неустойки, суд исходит из того, что подпунктом 4.2.11 договора установлено, что арендатор выплачивает арендодателю неустойку за невыполнение или несвоевременное выполнение противопожарных мероприятий в размере 3-х кратной стоимости затрат, необходимых на выполнение этих мероприятий по нормативам в области лесного хозяйства, а при отсутствии таковых нормативов – согласно калькуляции арендодателя.
Как следствие, поскольку нормативы затрат на выполнение рассматриваемых противопожарных работ на федеральном уровне и на уровне субъекта федерации не установлены, постольку стоимость затрат определяется согласно калькуляции нормативно-технологических карт, исчисленной в соответствии с Приказом ГУЛХ Омской области от 29.04.2013 № 10-п, которым утверждена Методика формирования государственного задания и расчёта средств на финансовое обеспечение его выполнения специализированными автономными учреждениями Омской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет ГУЛХ Омской области.
Принимая расчет неустойки, представленный истцом, суд отмечает, что ответчик осуществляет предпринимательскую деятельности и несёт коммерческие риски при осуществлении такой деятельности, направленной на систематическое получение прибыли (статья 2 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГК РФ граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе.
Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Заключая рассматриваемый договор, ответчик согласился с его условиями и, подписав договор, принял на себя обязательства по его исполнению.
Какого-либо спора или разногласий по условию о размере неустойки либо основаниям применения неустойки у сторон при заключении договора не имелось.
Ответчиком также заявлено о снижении размера неустойки по статье 333 ГК РФ.
Отказывая в удовлетворении указанного ходатайства, суд учитывает следующие обстоятельства.
В силу пункта 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Уменьшение неустойки, определённой договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды (пункт 2 статьи 333 ГК РФ).
Как разъяснено в пунктах 73, 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств» (далее - Постановление № 7), бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2000 № 263-О, суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причинённого в результате конкретного правонарушения.
Критериями для установления несоразмерности подлежащей уплате неустойки последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства. При этом суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств дела.
Таким образом, понятие несоразмерности носит оценочный характер, а бремя доказывания такой несоразмерности лежит на ответчике.
В рассматриваемом случае ответчиком не выполнены противопожарные мероприятия.
При этом в открытых Интернет-источниках (например, https://gorod55.ru/news/2023-06-15/v-omskoy-oblasti-pozhary-unichtozhili-bolee-9-5-tysyach-gektarov-lesa-2956834) указано, что «по количеству лесных возгораний Омская область уверенно держит первое место в Сибири.В Омской области лесные пожары уже прошли площадь в 9 575 гектаров. Для понимания: эта площадь сопоставима с территорией города Йошкар-Ола или Пятигорска, в которых проживает более 280 тысяч человек».
Невыполнение противопожарных мероприятий влечёт за собой значительные негативные последствия для окружающей природной среды, что, в свою очередь, нарушает публичные интересы, на защиту которых непосредственно направлены условия договоров аренды лесных участков в части реализации противопожарных мероприятий.
С учетом указанного, суд не усматривает несоразмерности договорной ответственности Общества последствиям нарушения обязательства.
К основным задачам Управления относятся: реализация государственной политики в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения в пределах предоставленных полномочий; осуществление в пределах компетенции федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). Удовлетворение ходатайства ответчика означало бы послабление в пользовании одним из важнейших видов природных ресурсов на территории Российской Федерации, что недопустимо.
Принимая во внимание приведённую выше совокупность обстоятельств, суд считает, что определённый истцом размер ответственности необходим и достаточен для восстановления нарушенных законных интересов, соответствует принципам добросовестности, разумности и справедливости и не приведёт к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов ответчика, соответствует характеру допущенного нарушения обязательств, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии оснований для снижения неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ.
Таким образом, требования истца о взыскании неустойки в размере 21 718 руб. 53 коп. подлежат удовлетворению в заявленном размере, так как в подтверждение таких требований представлены достаточные и достоверные доказательства.
Согласно статье 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета, поскольку истец освобожден от её уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Взыскать с публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Главного управления лесного хозяйства Омской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) неустойку за нарушение условий договора аренды лесного участка от 04.06.2020 № 198д в размере 21 718 руб. 53 коп.
Взыскать с публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Омской области разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья И.А. Иванова