АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
20 мая 2011 года
№ дела
А46-1091/2011
Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2011 года,
решение в полном объеме изготовлено 20 мая 2011 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Суставовой О. Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гриценко И.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья «Куйбышевец-29»
к администрации Центрального административного округа г.Омска
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно существа спора – прокуратуры Центрального административного округа г.Омска
о признании незаконным бездействия и обязании совершить действие
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя – ФИО1, действующего на основании выписки из протокола заседания правления товарищества собственников жилья «Куйбышевец-29» (паспорт <...>); ФИО2, действующего на основании доверенности от 15.07.2010 (паспорт <...>);
представителя заинтересованного лица – ФИО3, действующей на основании доверенности от 20.09.2010 № 01-41/11 (удостоверение № 1374/10);
представитель прокуратуры Омской области - не явился,
У С Т А Н О В И Л:
Товарищество собственников жилья «Куйбышевец-29» (далее по тексту – ТСЖ «Куйбышевец-29», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к администрации Центрального административного округа г.Омска (далее по тексту – заинтересованное лицо, администрация ЦАО г.Омска), в котором просило суд:
1. признать незаконным бездействие администрации ЦАО г.Омска, выразившиеся в непредставлении информации об арендаторах земельного участка и копий договоров земельного участка многоквартирного жилого дома № 107 по ул.10 лет Октября;
2. обязать администрацию ЦАО г.Омска передать в ТСЖ «Куйбышевец-29» копии договоров аренды земельного участка многоквартирного жилого дома № 107 по ул.10 лет Октября и всю информацию об арендаторах земельного участка.
В ходе судебного разбирательства ТСЖ «Куйбышевец-29» в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования (протокол судебного заседания от 13.05.2011) и просило суд:
1. признать незаконным бездействие администрации ЦАО г.Омска, выразившиеся в непредставлении информации об арендаторах земельного участка и копий договоров земельного участка многоквартирного жилого дома № 107 по ул.10 лет Октября;
2. обязать администрацию ЦАО г.Омска передать в ТСЖ «Куйбышевец-29» копии договоров аренды земельного участка многоквартирного жилого дома № 107 по ул.10 лет Октября.
Определением Арбитражного суда Омской области от 24.03.2011 по делу № А46-1091/2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, была привлечена прокуратура Центрального административного округа г.Омска.
В обоснование заявленных требований ТСЖ «Куйбышевец-29» указало на то, что границы земельного участка многоквартирного жилого дома № 107 по ул.10 лет Октября были утверждены распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 08.06.2009 № 6020-р, земельному участку присвоен кадастровый номер 55:36:09 01 06:2101. С этого момента у собственников помещении жилого дома возникло право собственности на земельный участок.
Поскольку на земельном участке расположены временные объекты – металлические гаражи, предоставленные в аренду на основании договоров, заключенных администрацией ЦАО г.Омска, то ТСЖ «Куйбышевец-29» обратилось в администрацию Центрального административного округа г.Омска с просьбой передать копии договоров аренды на данные объекты.
Администрацией ЦАО г.Омска со ссылкой на положения Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» было отказано в предоставлении копий договоров аренды. Данный отказ в предоставлении договоров, по мнению заявителя, является неправомерным, нарушающим права и законные экономические интересы ТСЖ «Куйбышевец-29» на использование земельного участка и извлечение дохода от управления данным недвижимым имуществом.
Администрация ЦАО г.Омска представила письменный отзыв в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором с требованиями заявителя не согласилась, указав на то, что в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» передача персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, т.е. владельца гаража. Кроме того, администрация ЦАО г.Омска указала на то, что отказ от предоставления договоров обусловлен исполнением предписания прокуратуры Центрального административного округа г.Омска от 04.07.2008 № 7-6/7667-08.
Заинтересованным лицом были отправлены предписания владельцам гаражей, расположенных по адресу: ул. 10 лет Октября, д.107, о не продлении договора аренды земельного участка, тем самым данные договора прекратили свое действие.
Более того, по мнению администрации ЦАО г.Омска, в данном случае заявитель не ограничен в правах установления личности владельцев гаражей и обращения с соответствующим заявлением об освобождении самовольно занимаемого земельного участка.
Прокуратура Центрального административного округа г.Омска в письменном отзыве в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указала на то, что доводы администрации Центрального административного округа г.Омска относительно того, что в случае предоставления собственникам помещений в многоквартирном доме копии договоров аренды земельных участков, будут разглашены персональные данные, являются следствием неверного толкования норм действующего законодательства.
При этом ссылка заинтересованного лица на представление и.о. прокурора Центрального административного округа г.Омска от 04.07.2008 № 7-6/7667-2008 об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и персональных данных как на обоснование отказа в предоставлении копии договоров аренды свидетельствуют об ошибочном понимании обстоятельств, послуживших основанием для его внесения, ввиду разности фактических обстоятельств.
Прокуратура Центрального административного округа г.Омска, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, что в соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся представителей заявителя и заинтересованного лица, арбитражный суд первой инстанции установил следующее.
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 08.06.2009 № 6020-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположения которого установлено относительно многоэтажного жилого дома по улице 10 лет Октября, дом 107 в Центральном административном округе города Омска» утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:09 01 06, относящегося к категории земель населенных пунктов, и установлен вид использования земельного участка – для размещения дома в многоэтажной жилой застройки. Местоположение земельного участка установлено относительно многоэтажного жилого дома с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица 10 лет Октября, дом 107.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 13.04.2010 № 5536/210/10-2243 земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 06:2101 принадлежит на праве общей долевой собственности собственника помещений многоквартирного дома. Дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости – 14.08.2009.
В связи с вступлением собственников жилых помещений в права общей долевой собственности на придомовой земельный участок и расположением на нем металлических гаражей, размещенных в 206-2007 годах на основании договоров аренды земельного участка с администрацией ЦАО г.Омска, ТСЖ «Куйбышевец-29» письмом от 04.03.2010 обратилось в администрацию ЦАО г.Омска с просьбой передать копии договоров аренды земельного участка и всю иную информацию о владельцах гаражей; а также уведомить владельцев гаражей о прекращении договорных отношений с администрацией ЦАО г.Омска и о переходе прав собственника земельного участка к собственникам жилых помещений в многоквартирном доме № 107 по ул.10 лет Октября в лице ТСЖ «Куйбышевец-29».
Письмом от 06.04.2010 № 01-21/2134 администрация ЦАО г.Омска сообщила ТСЖ «Куйбышевец-29» сообщило о прекращении продления договоров аренды земельного участка земельного участка с владельцами гаражей. После представления в администрацию ЦАО г.Омска схемы расположения земельного участка с нанесением границ в масштабе 1:500 и уточнения границ земельного участка владельцам гаражей на данном земельном участке будут направлены письма о необходимости освобождения земельного участка.
Письмом от 14.05.2010 № 01-21/3148 администрация ЦАО г.Омска уведомила ТСЖ «Куйбышевец-29» о направлении владельцам гаражей, с которыми были заключены договоры аренды земельного участка, писем о не продлении договоров аренды и о необходимости решения вопроса дальнейшего размещения гаражей с ТСЖ «Куйбышевец-29».
21.06.2010 администрация ЦАО г.Омска в адрес владельцев гаражей, расположенных на земельном участке многоквартирного дома № 107 по ул.10 лет Октября, направила письма от 18.06.2010 № 01-21/4058 с указанием на не продление договоров аренды земельного участка на указанном земельном участке и на необходимость решения вопросов о дальнейшем размещении гаражей с собственниками помещений многоквартирного жилого дома № 107 по ул. 10 лет Октября.
Письмом от 23.12.2010 б/№ ТСЖ «Куйбышевец-29» вновь обратилось в администрацию ЦАО г.Омска с просьбой передать копии договоров аренды земельного участка и всю иную информацию о владельцах гаражей, расположенных на земельном участке многоквартирного дома № 107 по ул.10 лет Октября.
Письмом от 24.01.2011 № Ис-АЦАО/115 администрация ЦАО г.Омска уведомила ТСЖ «Куйбышевец-29» о направлении владельцам гаражей, с которыми заключены договоры аренды земельного участка, писем о не продлении договоров аренды и о необходимости решения вопроса дальнейшего размещения гаражей с ТСЖ «Куйбышевец-29».
Одновременно администрация ЦАО г.Омска указала на неправомочность предоставления копии договоров аренды земельного участка, поскольку в таковых содержатся персональные данные, а администрация в свою очередь обязана обеспечивать конфиденциальность персональных данных в силу Федерального закона «О персональных данных».
ТСЖ «Куйбышевец-29», считая бездействие администрации ЦАО г.Омска, выразившееся в непредставлении информации об арендаторах земельного участка и копий договоров аренды земельного участка многоквартирного жилого дома № 107 по ул. 10 лет Октября, незаконным и нарушающим его права и интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
Проанализировав доводы заявления и отзывов на него, оценив в порядке статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные ТСЖ «Куйбышевец-29» требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
С учетом приведенных норм права арбитражный суд первой инстанции полагает, что требования ТСЖ «Куйбышевец-29» могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие бездействия администрации ЦАО г.Омска закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов ТСЖ «Куйбышевец-29» данным бездействием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке . Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как следует из статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).
Материалами дела подтверждается, что распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 08.06.2009 № 6020-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположения которого установлено относительно многоэтажного жилого дома по улице 10 лет Октября, дом 107 в Центральном административном округе города Омска» утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:09 01 06, относящегося к категории земель населенных пунктов, и установлен вид использования земельного участка – для размещения дома в многоэтажной жилой застройки. Местоположение земельного участка установлено относительно многоэтажного жилого дома с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица 10 лет Октября, дом 107.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 13.04.2010 № 5536/210/10-2243 земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 06:2101 принадлежит на праве общей долевой собственности собственника помещений многоквартирного дома. Сведения в государственный кадастр недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 55:36:09 01 06:2101 внесены 14.08.2009.
Таким образом, с этого момента собственники жилых помещений многоквартирного дома № 107 по ул. 10 лет Октября г.Омска приобрели право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 06:2101 и вправе владеть, пользоваться и в установленных пределах распоряжаться таковым.
С момента перехода земельного участка в общую долевую собственность всех собственников помещений в многоквартирном доме право публичной собственности на земельный участок прекращается.
Материалами дела также подтверждается, что в связи с вступлением собственников жилых помещений в права общей долевой собственности на придомовой земельный участок и расположением на нем металлических гаражей, размещенных в 206-2007 годах на основании договоров аренды земельного участка с администрацией ЦАО г.Омска, ТСЖ «Куйбышевец-29» письмом от 04.03.2010 обратилось в администрацию ЦАО г.Омска с просьбой передать копии договоров аренды земельного участка и всю иную информацию о владельцах гаражей; а также уведомить владельцев гаражей о прекращении договорных отношений с администрацией ЦАО г.Омска и о переходе прав собственника земельного участка к собственникам жилых помещений в многоквартирном доме № 107 по ул.10 лет Октября в лице ТСЖ «Куйбышевец-29».
Письмом от 06.04.2010 № 01-21/2134 администрация ЦАО г.Омска сообщила ТСЖ «Куйбышевец-29» сообщило о прекращении продления договоров аренды земельного участка земельного участка с владельцами гаражей. После представления в администрацию ЦАО г.Омска схемы расположения земельного участка с нанесением границ в масштабе 1:500 и уточнения границ земельного участка владельцам гаражей на данном земельном участке будут направлены письма о необходимости освобождения земельного участка.
При даче данного ответа администрация ЦАО г.Омска никак не отреагировала на просьбу ТСЖ «Куйбышевец-29» передать копии договоров аренды земельного участка и всю иную информацию о владельцах гаражей.
Позднее письмом от 14.05.2010 № 01-21/3148 администрация ЦАО г.Омска уведомила ТСЖ «Куйбышевец-29» о направлении владельцам гаражей, с которыми были заключены договоры аренды земельного участка, писем о не продлении договоров аренды и о необходимости решения вопроса дальнейшего размещения гаражей с ТСЖ «Куйбышевец-29».
Письмом от 23.12.2010 б/№ ТСЖ «Куйбышевец-29» вновь обратилось в администрацию ЦАО г.Омска с просьбой передать копии договоров аренды земельного участка и всю иную информацию о владельцах гаражей, расположенных на земельном участке многоквартирного дома № 107 по ул.10 лет Октября.
Письмом от 24.01.2011 № Ис-АЦАО/115 администрация ЦАО г.Омска уведомила ТСЖ «Куйбышевец-29» о направлении владельцам гаражей, с которыми заключены договоры аренды земельного участка, писем о не продлении договоров аренды и о необходимости решения вопроса дальнейшего размещения гаражей с ТСЖ «Куйбышевец-29». Одновременно администрация ЦАО г.Омска указала на неправомочность предоставления копии договоров аренды земельного участка, поскольку в таковых содержатся персональные данные, а администрация в свою очередь обязана обеспечивать конфиденциальность персональных данных в силу Федерального закона «О персональных данных».
В обоснование занимаемой позиции по настоящему делу администрация ЦАО г.Омска также указала на обоснованность отказа в предоставлении копий договоров аренды земельного участка, поскольку в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» передача персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, т.е. владельца гаража.
Кроме того, администрация ЦАО г.Омска указала на то, что отказ от предоставления договоров обусловлен исполнением предписания прокуратуры Центрального административного округа г.Омска от 04.07.2008 № 7-6/7667-08.
Более того, отмечает заинтересованное лицо, им были отправлены предписания владельцам гаражей, расположенных по адресу: ул. 10 лет Октября, д.107, о не продлении договора аренды земельного участка, тем самым данные договора прекратили свое действие.
Доводы заинтересованного лица подлежат отклонению исходя из следующего.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Под использованием персональных данных понимаются действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором (государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных) в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц (пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Случаи, когда не требуется согласие субъекта персональных данных, установлены частью 2 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»:
1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;
1.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;
2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;
3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;
4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;
6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.
В данном случае причиной обращения в администрацию ЦАО г.Омска нахождение временных сооружений – гаражей на территории земельного участка, с владельцами которых администрацией были заключены договоры аренды земельного участка.
В силу статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Таким образом, арендодателем по договорам аренды земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иных входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, заключенным администрацией ЦАО г.Омска становятся собственники помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, обращение ТСЖ «Куйбышевец-29» с письмом от 04.03.2010 о предоставлении договоров аренды земельного участка с владельцами гаражей подпадает под исключительный случай, когда не требуется согласие субъекта персональных данных, установленный пунктом 2 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а именно: обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных.
При этом отклоняется ссылка администрации ЦАО г.Омска на то, что договоры аренды расторгнуты в виду направления писем в адрес владельцев гаражей о не продлении договоров и соответственно данное исключение Федерального закона не подлежит применению.
Право общей долевой собственности на спорный земельный участок возникло у собственников жилых помещений многоквартирного дома в августе 2009 года.
С просьбой о предоставлении копий договоров, заключенных администрацией ЦАО г.Омска с владельцами расположенных на земельном участке гаражей ТСЖ «Куйбышевец-29» обратилось 04.03.2010.
При этом ТСЖ «Куйбышевец-29» были соблюдены все необходимые требования для обращения с представлением необходимых документов.
Однако администрация ЦАО г.Омска, неоднократно указывая в своих письменных ответах на факт уведомления владельцев гаражей о не продлении договоров аренды земельного участка, фактически совершила таковые действия только 21.06.2010 (почти через один год после перехода право собственности на земельный участок к собственникам жилых помещений и утраты публичным органом права на распоряжение данным участком), что подтверждается представленными в ходе судебного разбирательства копиями реестра почтовых отправлений и письма от 18.06.2010 № 01-21/4058.
Таким образом, администрация ЦАО г.Омска фактически уклонялась от исполнения обязанности по представлению собственникам земельного участка копий договоров, заключенных администрацией ЦАО г.Омска с владельцами гаражей, и не предпринимала никаких действий по расторжению договоров аренды по крайней мере в течение трех месяцев с даты первоначального обращения ТСЖ «Куйбышевец-29».
При этом доводы администрации ЦА г.Омска о том, что непредставление испрашиваемых копий договоров было обусловлено исполнением администрацией ЦАО г.Омска предписания прокуратуры Центрального административного округа г.Омска от 04.07.2008 № 7-6/7667-08, подлежат отклонению как несостоятельные.
Как обоснованно указала прокуратура Центрального административного округа г.Омска, фактические обстоятельства, установленные по факту проведения проверки обращения ФИО4 в июле 2008 года, по результатам которой было вынесено указанное предписание, не идентичны обстоятельствам в рассматриваемом случае.
Фактические и правовые основания, установленные судом в рамках настоящего дела и проанализированные выше по тексту настоящего решения, свидетельствуют о неправомерности отказа администрации ЦАО г.Омска.
Мнение администрации ЦАО г.Омска о том, что у заявителя в целях установления личности владельцев гаражей имеется возможность обратиться в иные органы, например органы полиции, отклоняется: во-первых, является субъективным мнением заинтересованного лица; во-вторых, право выбора защиты нарушенного права принадлежит заявителю и таковой не противоречит нормам законодательства; в-третьих, не исключает обязанности администрации ЦАО г.Омска как арендодателя совершить действие по предоставлению документов.
Ссылка заинтересованного лица на акт проверки № А-11/03-14 от 26.04.2011 Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области отклоняется, поскольку таковой не подтверждает обоснованность бездействия заинтересованного лица.
Арбитражный суд первой инстанции находит также доказанным факт нарушения прав ТСЖ «Куйбышевец-29» оспариваемым бездействием заинтересованного лица.
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодателем является собственник имущества, а также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации). Владение, пользование, распоряжение землей в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (пункт 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лица, не являющиеся собственником земельного участка, осуществляют принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (пункт 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В данном случае своим бездействием администрация ЦАО г.Омска нарушает права и экономические интересы ТСЖ «Куйбышевец-29», являющегося в соответствии с пунктом 1.3 Устава объединением собственников помещений многоквартирного дома и соответственно собственниками земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 06:2101, на использование земельного участка по своему усмотрению, в том числе на извлечение доходов.
Таким образом, у администрации ЦАО г.Омска в данном случае отсутствовали основания для отказа в предоставлении информации об арендаторах земельного участка и копий договоров аренды земельного участка многоквартирного дома № 107 по ул.10 лет Октября.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах, требования ТСЖ «Куйбышевец-29» подлежат удовлетворению.
По положениям статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.
Учитывая, что с 01.01.2007 пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации утратил силу, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», принимая во внимание то, что, несмотря на изменения, внесенные в пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, дополнившие названный пункт подпунктом 1.1, предоставившим государственным органам льготу по уплате государственной пошлины, в том числе и при участии в спорах, рассматриваемых арбитражным судом, в качестве ответчиков, статьей 333.40 того же Кодекса такого основания как освобождение другого участника процесса от уплаты государственной пошлины для возврата государственной пошлины не предусмотрено, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 2000 руб., уплаченной ТСЖ «Куйбышевец-29» при подаче заявления по платежному поручению № 6 от 03.02.2011, в силу статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат распределению по общим правилам, то есть, отнесению на администрацию Центрального административного округа г.Омска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные товариществом собственником жилья «Куйбышевец-29» требования о признании незаконным бездействия администрации Центрального административного округа г.Омска и обязании совершить действие удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Центрального административного округа г.Омска, выразившиеся в непредставлении информации об арендаторах земельного участка и копий договоров земельного участка многоквартирного жилого дома № 107 по ул.10 лет Октября.
Обязать администрацию Центрального административного округа г.Омска предоставить товариществу собственников жилья «Куйбышевец-29» информацию об арендаторах земельного участка и копии договоров аренды земельного участка многоквартирного жилого дома № 107 по ул.10 лет Октября.
Взыскать с администрации Центрального административного округа г.Омска, расположенной по адресу: 644099, <...>, в пользу товарищества собственников жилья «Куйбышевец-29», ИНН <***>, ОГРН <***>, расположенного по адресу: 644070, <...> Октября, кв.107, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. 00 коп., уплаченных при подаче заявления в суд по платежному поручению № 6 от 03.02.2011.
Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежит немедленному исполнению.
Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, а также в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.
Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru.
Судья О.Ю. Суставова