ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-10939/20 от 23.09.2020 АС Омской области

36/2020-121298(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

город Омск  № дела  30 сентября 2020 года А46-10939/2020 

Резолютивная часть решения объявлена 23.09.2020.
Решение в полном объёме изготовлено 30.09.2020.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Ярковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клименко Н.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной  ответственностью «БИТУМАВТО» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (ИНН  <***>, ОГРН <***>), 

о признании недействительным решения от 28.05.2020 № 055/07/3-489/2020 (в части),

при участии деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора: муниципального предприятия города Омска  «Пассажирское предприятие № 8», общества с ограниченной ответственностью «Омская  областная газовая компания», общества с ограниченной ответственностью «Управление  АЗС», общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-корпоративные  продажи», акционерного общества «СГ-Трейдинг», акционерного общества «ОТС», 

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 22.06.2020 (паспорт), диплом,  от заинтересованного лица - ФИО2 по доверенности от 09.01.2020  (удостоверение), Диплом от 06.07.2018, ФИО3, доверенность от 02.03.2020 № 17- 05/ТР, 

от муниципального предприятия города Омска «Пассажирское предприятие № 8» -  ФИО4 по доверенности от 08.12.2017 (паспорт), Диплом от 26.06.2006, ФИО5, доверенность от 27.05.2020 (паспорт), 

 У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «БИТУМАВТО» (далее – ООО  «БИТУМАВТО», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с  заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области  (далее – Омское УФАС России, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) о  признании недействительным решения от 28.05.2020 № 055/07/3-489/2020 в части выдачи  муниципальному предприятию города Омска «Пассажирское предприятие № 8» (далее –  МП г. Омска «ПП № 8») предписания об аннулировании аукциона в электронной форме  на право заключения договора на поставку сжиженного углеводородного газа (СУГ) через  АГЗС (извещение № 32009092842) без уточнения времени проведения аукциона,  предписание в отношении которого было выдано, и без указания на обязанность заказчика  закупки перейти к рассмотрению вторых частей заявок участников аукциона,  проведённого 15.05.2020 с 06.00 час. по 06.14 час. МСК и обязании устранить нарушение  прав ООО «БИТУМАВТО». 

Определением Арбитражного суда Омской области от 25.07.2019 к участию в деле  в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ) в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, привлечены МП г. Омска «ПП № 8», общество с  ограниченной ответственностью «Омская областная газовая компания» (далее – ООО  «Омская областная газовая компания»), общество с ограниченной ответственностью  «Управление АЗС» (далее – ООО «Управление АЗС»), общество с ограниченной 


ответственностью «Газпромнефть-корпоративные продажи» (далее – ООО  «Газпромнефть-корпоративные продажи»), акционерное общество «СГ-Трейдинг» (далее  – АО «СГ-Трейдинг»). 

Определением Арбитражного суда Омской области от 19.08.2020 к участию в деле  с аналогичным статусом привлечено акционерное общество «ОТС» (далее – АО «ОТС»). 

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал. 

Представители антимонопольного органа требование не признали по основаниям,  изложенным в отзыве. 

Представители МП г. Омска «ПП № 8» поддержали позицию антимонопольного  органа. 

Иные лица, надлежащим образом извещённые о месте и времени судебного  разбирательства, явку в судебное заседание не обеспечили, что по правилам статьи 200  АПК РФ не является препятствием к разрешению спора по существу по имеющимся в  деле доказательствам. 

Рассмотрев представленные в материалы дела документы, выслушав доводы  участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства. 

Согласно извещению № 32009092842 предметом закупки является право на  заключение договора на поставку сжиженного углеводородного газа (СУГ) через АГЗС. 

Аналогичное извещение размещено на сайте оператора ЭТП «Otc-tender»,  извещение № 4493064. 

Приём заявок на участие в аукционе осуществлялся заказчиком с 20.04.2020 по  13.05.2020. 

Дата рассмотрения заявок на участие в аукционе: 14.05.2020.  Дата подведения итогов аукциона: 18.05.2020. 

Согласно протоколу № U4493064-7884933-1 от 14.05.2020 на участие в закупке  поступило 5 заявок (идентификационные номера №№ 1565762, 1565730, 1565502,  1565359, 1565370). 

Из протокола № U4493064-7884933-2 от 14.05.2020 следует, что все заявки,  поданные на участие в аукционе, к участию допущены. 

Проведение аукциона было назначено на 15.05.2020 в 06:00 (МСК).

Прогнозируемое время завершения аукциона: 15.05.2020 в 07:00 (МСК). 

В материалы настоящего дела Обществом представлен снимок экрана из личного  кабинета на ЭТП «Отс-tender», согласно которому по результатам проведённого в  установленные документацией дату и время аукциона (15.05.2020 в 06:00 МСК)  предложение ООО «БИТУМАВТО» было признано лучшим. 

Вместе с тем, во время проведения закупки в адрес оператора ЭТП «Otc-tender»  поступило обращение заказчика с просьбой перенести начало аукциона на 15.05.2020 в  11:15 (МСК). 

Оператор ЭТП «Otc-tender» удовлетворил просьбу МП г. Омска «ПП № 8» и внёс  изменения (проведённый аукцион был отменён, начало его проведения перенесено на  11:15 (МСК) 15.05.2020). 

Одновременно оператор ЭТП «Otc-tender» уведомил всех участников закупки о  внесённых изменениях по адресам электронной почты, указанной участниками при  регистрации. 

В протоколе о результатах закупки № U4493064-7884933-4 от 18.05.2020 указано,  что закупка состоялась и победителем аукциона признано АО «СГ-Трейдинг». 

По результатам контрольных мероприятий 28.05.2020 антимонопольным органом  вынесено решение № 055/07/3-489/2020 о признании обоснованной жалобы ООО 


«БИТУМАВТО» на действия МП г. Омска «ПП № 8» при проведении аукциона в  электронной форме на право заключения договора на поставку сжиженного  углеводородного газа (СУК) через АГЗС (извещение № 32009092842) и выдаче МП г.  Омска «ПП № 8» предписания об аннулировании аукциона в электронной форме на право  заключения договора на поставку сжиженного углеводородного газа (СУК) через АГЗС  (извещение № 32009092842). 

Не согласившись с решением № 055/07/3-489/2020 от 28.05.2020 в части выдачи  МП г. Омска «ПП № 8» предписания об аннулировании аукциона без уточнения времени  его проведения, и без указания на обязанность заказчика закупки перейти к рассмотрению  вторых частей заявок участников аукциона, проведённого 15.05.2020 с 06.00 час. по 06.14  час. МСК, ООО «БИТУМАВТО» обратилось в арбитражный суд с настоящими  требованиями. 

Суд считает требования заявителя подлежащими отказу в удовлетворении по  следующим основаниям. 

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации  каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или  бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления,  общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из  способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта  государственного органа или местного самоуправления. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные  лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных  лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие  (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,  создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Из смысла приведённой нормы, а также части 4 статьи 200, части 2 статьи 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений,  изложенных в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного и Высшего  Арбитражного Судов Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, следует, что  ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и  действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и  нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

При этом законность и обоснованность вынесенных актов (совершённых действий)  проверяются исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия  оспариваемых ненормативных правовых актов (совершения действий). 

Порядок проведения закупок, а также оспаривания их результатов определены  Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами  юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее - Закон № 223-ФЗ). 


Согласно статье 6 Закона № 223-ФЗ контроль за соблюдением требований данного  Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской  Федерации. 

В статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ) регламентирован порядок рассмотрения  антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения  договоров. 

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие),  организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной  комиссии, в том числе при организации и проведении закупок в соответствии с Законом   № 223-ФЗ (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ). 

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного  органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в  случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости  выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона  (часть 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ). 

Оспариваемым решением Омским УФАС России жалоба ООО «БИТУМАВТО» на  действия МП г. Омска «ПП № 8» при проведении аукциона в электронной форме была  признана обоснованной, в действиях последнего установлено нарушение требований  Закона № 223-ФЗ, регламентирующих порядок проведения аукциона. 

Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в  рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд  приходит к выводу о законности и обоснованности решения антимонопольного органа на  основании следующего. 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования  настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического  пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения  потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах,  работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми  показателями цены, качества и надёжности, эффективное использование денежных  средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке  товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие  добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки,  предотвращение коррупции и других злоупотреблений. 

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ,  услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия  дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к  участникам закупки. 

Информационное обеспечение закупки регламентировано положениями статьи 4  Закона № 223-ФЗ. 

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления  конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию, которая  размещается в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя  сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках. 

В части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ указано, что при осуществлении закупки в  ЕИС размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении  конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора,  являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и  документации о конкурентной закупке, изменения, внесённые в эти извещение и  документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе  осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение 


которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и  положением о закупке. 

Согласно пункту 8 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о  конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время  окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и  порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки). 

В части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ указано, что положение о закупке является  документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен  содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур  закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и  исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. 

МП г. Омска «Пассажирское предприятие № 8» при проведении аукциона  руководствовалось положением о закупках товаров, работ, услуг заказчика,  утверждённым директором в 2019 (далее - Положение о закупках). 

Положением о закупках установлено, что изменения, вносимые в извещение и  документацию, протоколы, составляемые в ходе проведения закупки, разъяснения  положений закупочной документации размещаются в ЕИС в течение 3 (трёх) дней со дня  принятия решений о внесении изменений, подписания протоколов, предоставления  разъяснений (пункт 2.5). 

В соответствии с пунктами 9.7.1.9-9.7.1.10 Положения о закупках заказчик вправе  внести изменения в извещение и (или) в аукционную документацию. Изменения,  вносимые в извещение и (или) в аукционную документацию, а также изменённая  редакция извещения и (или) аукционной документации размещаются в ЕИС в течение 3  (трёх) дней со дня принятия решения о внесении таких изменений. 

В случае внесения изменений в извещение и (или) в аукционную документацию,  срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлён так, чтобы с даты  размещения в ЕИС внесённых изменений до даты окончания срока подачи заявок  оставалось не менее 8 (восьми) дней. Если с момента внесения изменений в извещение и  (или) в аукционную документацию до даты окончания срока подачи заявок остаётся 8  (восемь) и более дней, продление срока подачи заявок не требуется. 

Согласно пункту 9.7.4.2 Положения о закупке дата и время аукциона  устанавливается в аукционной документации. Проведение аукциона может быть  осуществлено не позднее чем через 30 дней со дня окончания срока подачи заявок, но не  раньше рассмотрения заявок на участие в аукционе. 

В соответствии с пунктами 3-4 раздела 2 документации о проведении аукциона  заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника закупок  вправе принять решение о внесении изменений в документацию. 

Изменения, вносимые в документацию, размещаются заказчиком в единой  информационной системе не позднее чем в течение трёх дней со дня принятия решения о  внесении указанных изменений. В случае внесения изменений в документацию об  аукционе в электронной форме срок подачи заявок на участие в закупке должен быть  продлён таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе  указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в  электронной форме оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой  закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки. 

Пунктом 2 раздела № 6 документации о проведении аукциона установлено, что  закупка в электронной форме проводится на электронной торговой площадке в день и  время, указанные в документации. 

В пункте 12 информационной карты аукциона указано:
- время начала аукциона - 15.05.2020 в 06:00 (МСК);
- прогнозируемое время завершения аукциона - 15.05.2020 в 07:00 (МСК).


В карточке закупки на электронной торговой площадке АО «Отс-tender»  (процедура № 4493064) указано следующее: 

- дата и время начала аукциона — 15.05.2020 11:15 (МСК);
- прогнозируемое время завершения аукциона — 15.05.2020 12:13 (МСК);
-порядок проведения аукциона - в соответствии с документацией.

При рассмотрении дела № 055/07/3-489/2020 Комиссией Омского УФАС России  установлено, что в ЕИС и в карточке аукциона на ЭТП «Otc-tender» указана разная  информация о его проведении. 

Из письменных пояснений оператора ЭТП «Otc-tender» (вх. № 5696э от 27.05.2020)  следует, что при проведении аукциона в адрес последнего поступило обращение  заказчика с просьбой перенести начало торгов на 11:15 (МСК) 15.05.2020. Означенная  просьба МП г. Омска «ПП № 8» была удовлетворена, оператором ЭТП «Otc-tender» были  внесены соответствующие изменения. 

Обосновывая своё обращение, заказчик указал, что в назначенные время и дату  проведения аукциона не у всех участников была возможность принять участие в нём,  представив письма участников аукциона (с приложением снимков экрана), в которых они  сообщают, что не смогли принять участие в аукционе (подать ценовые предложения) из- за технического сбоя на ЭТП «Otc-tender» (ООО «Омская областная газовая компания» №  184 от 26.05.2020, АО «СГ-Трейдинг» № 101 от 26.05.2020, ООО «Управление АЗС» №  б/н от 26.05.2020). 

Вместе с тем, произвольно изменив время проведения аукциона, в нарушение  законодательно установленной процедуры, заказчик фактически принял решение о  повторном проведении аукциона, уведомив об изменениях посредством ЭТП «Otc-tender»  только участников, подавших заявки. 

Указанные действия МП г. Омска «ПП № 8» правомерно расценены  антимонопольным органом как нарушение порядка проведения аукциона, повлёкшее  нарушение прав и законных интересов участников торгов. 

В этой связи наличие (отсутствие) технического сбоя на электронной площадке не  имеют правового значения для разрешения настоящего спора. 

Позиция, занятая заявителем, нивелирует установленные Законом № 223-ФЗ  принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных  ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. 

Требования предписания антимонопольного органа вытекают из существа  установленных антимонопольным органом нарушений, нашедших своё подтверждение  при рассмотрении дела в арбитражном суде. 

С учётом изложенного, у суда отсутствуют правовые основания для  удовлетворения заявленного требования. 

В связи с отказом в удовлетворении требования бремя несения судебных расходов  возлагается на заявителя. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью  «БИТУМАВТО» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной  антимонопольной службы по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о  признании недействительным решения № 055/07/3-489/2020 от 28.05.2020 в части выдачи  муниципальному предприятию города Омска «Пассажирское предприятие № 8»  предписания об аннулировании аукциона в электронной форме на право заключения  договора на поставку сжиженного углеводородного газа (СУГ) через АГЗС (извещение №  32009092842) без уточнения времени проведения аукциона, предписание в отношении  которого было выдано, и без указания на обязанность заказчика закупки перейти к  рассмотрению вторых частей заявок участников аукциона, проведённого 15.05.2020 с 


06.00 час. по 06.14 час. МСК, как несоответствующее ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции»,  отказать. 

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в  порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд  (644024, <...> Октября, дом 42) в течение месяца со  дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке  кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010,  <...>) в течение двух месяцев со дня  принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной  инстанции. 

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан  усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам,  участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного  суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного  доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. 

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия настоящего решения на бумажном  носителе может быть направлена в пятидневный срок со дня поступления  соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о  вручении или вручена под расписку. 

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса  «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети  «Интернет». 

Судья С.В. Яркова

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 11.08.2020 10:03:44
Кому выдана Яркова Светлана Вячеславовна


 Код для входа в режим ограниченного доступа: