36/2020-121298(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск № дела 30 сентября 2020 года А46-10939/2020
Резолютивная часть решения объявлена 23.09.2020.
Решение в полном объёме изготовлено 30.09.2020.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Ярковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клименко Н.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «БИТУМАВТО» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>),
о признании недействительным решения от 28.05.2020 № 055/07/3-489/2020 (в части),
при участии деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципального предприятия города Омска «Пассажирское предприятие № 8», общества с ограниченной ответственностью «Омская областная газовая компания», общества с ограниченной ответственностью «Управление АЗС», общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-корпоративные продажи», акционерного общества «СГ-Трейдинг», акционерного общества «ОТС»,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 22.06.2020 (паспорт), диплом, от заинтересованного лица - ФИО2 по доверенности от 09.01.2020 (удостоверение), Диплом от 06.07.2018, ФИО3, доверенность от 02.03.2020 № 17- 05/ТР,
от муниципального предприятия города Омска «Пассажирское предприятие № 8» - ФИО4 по доверенности от 08.12.2017 (паспорт), Диплом от 26.06.2006, ФИО5, доверенность от 27.05.2020 (паспорт),
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «БИТУМАВТО» (далее – ООО «БИТУМАВТО», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 28.05.2020 № 055/07/3-489/2020 в части выдачи муниципальному предприятию города Омска «Пассажирское предприятие № 8» (далее – МП г. Омска «ПП № 8») предписания об аннулировании аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку сжиженного углеводородного газа (СУГ) через АГЗС (извещение № 32009092842) без уточнения времени проведения аукциона, предписание в отношении которого было выдано, и без указания на обязанность заказчика закупки перейти к рассмотрению вторых частей заявок участников аукциона, проведённого 15.05.2020 с 06.00 час. по 06.14 час. МСК и обязании устранить нарушение прав ООО «БИТУМАВТО».
Определением Арбитражного суда Омской области от 25.07.2019 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МП г. Омска «ПП № 8», общество с ограниченной ответственностью «Омская областная газовая компания» (далее – ООО «Омская областная газовая компания»), общество с ограниченной ответственностью «Управление АЗС» (далее – ООО «Управление АЗС»), общество с ограниченной
ответственностью «Газпромнефть-корпоративные продажи» (далее – ООО «Газпромнефть-корпоративные продажи»), акционерное общество «СГ-Трейдинг» (далее – АО «СГ-Трейдинг»).
Определением Арбитражного суда Омской области от 19.08.2020 к участию в деле с аналогичным статусом привлечено акционерное общество «ОТС» (далее – АО «ОТС»).
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представители антимонопольного органа требование не признали по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители МП г. Омска «ПП № 8» поддержали позицию антимонопольного органа.
Иные лица, надлежащим образом извещённые о месте и времени судебного разбирательства, явку в судебное заседание не обеспечили, что по правилам статьи 200 АПК РФ не является препятствием к разрешению спора по существу по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев представленные в материалы дела документы, выслушав доводы участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно извещению № 32009092842 предметом закупки является право на заключение договора на поставку сжиженного углеводородного газа (СУГ) через АГЗС.
Аналогичное извещение размещено на сайте оператора ЭТП «Otc-tender», извещение № 4493064.
Приём заявок на участие в аукционе осуществлялся заказчиком с 20.04.2020 по 13.05.2020.
Дата рассмотрения заявок на участие в аукционе: 14.05.2020. Дата подведения итогов аукциона: 18.05.2020.
Согласно протоколу № U4493064-7884933-1 от 14.05.2020 на участие в закупке поступило 5 заявок (идентификационные номера №№ 1565762, 1565730, 1565502, 1565359, 1565370).
Из протокола № U4493064-7884933-2 от 14.05.2020 следует, что все заявки, поданные на участие в аукционе, к участию допущены.
Проведение аукциона было назначено на 15.05.2020 в 06:00 (МСК).
Прогнозируемое время завершения аукциона: 15.05.2020 в 07:00 (МСК).
В материалы настоящего дела Обществом представлен снимок экрана из личного кабинета на ЭТП «Отс-tender», согласно которому по результатам проведённого в установленные документацией дату и время аукциона (15.05.2020 в 06:00 МСК) предложение ООО «БИТУМАВТО» было признано лучшим.
Вместе с тем, во время проведения закупки в адрес оператора ЭТП «Otc-tender» поступило обращение заказчика с просьбой перенести начало аукциона на 15.05.2020 в 11:15 (МСК).
Оператор ЭТП «Otc-tender» удовлетворил просьбу МП г. Омска «ПП № 8» и внёс изменения (проведённый аукцион был отменён, начало его проведения перенесено на 11:15 (МСК) 15.05.2020).
Одновременно оператор ЭТП «Otc-tender» уведомил всех участников закупки о внесённых изменениях по адресам электронной почты, указанной участниками при регистрации.
В протоколе о результатах закупки № U4493064-7884933-4 от 18.05.2020 указано, что закупка состоялась и победителем аукциона признано АО «СГ-Трейдинг».
По результатам контрольных мероприятий 28.05.2020 антимонопольным органом вынесено решение № 055/07/3-489/2020 о признании обоснованной жалобы ООО
«БИТУМАВТО» на действия МП г. Омска «ПП № 8» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку сжиженного углеводородного газа (СУК) через АГЗС (извещение № 32009092842) и выдаче МП г. Омска «ПП № 8» предписания об аннулировании аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку сжиженного углеводородного газа (СУК) через АГЗС (извещение № 32009092842).
Не согласившись с решением № 055/07/3-489/2020 от 28.05.2020 в части выдачи МП г. Омска «ПП № 8» предписания об аннулировании аукциона без уточнения времени его проведения, и без указания на обязанность заказчика закупки перейти к рассмотрению вторых частей заявок участников аукциона, проведённого 15.05.2020 с 06.00 час. по 06.14 час. МСК, ООО «БИТУМАВТО» обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд считает требования заявителя подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведённой нормы, а также части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом законность и обоснованность вынесенных актов (совершённых действий) проверяются исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов (совершения действий).
Порядок проведения закупок, а также оспаривания их результатов определены Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее - Закон № 223-ФЗ).
Согласно статье 6 Закона № 223-ФЗ контроль за соблюдением требований данного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ) регламентирован порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие), организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе при организации и проведении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ).
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона (часть 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ).
Оспариваемым решением Омским УФАС России жалоба ООО «БИТУМАВТО» на действия МП г. Омска «ПП № 8» при проведении аукциона в электронной форме была признана обоснованной, в действиях последнего установлено нарушение требований Закона № 223-ФЗ, регламентирующих порядок проведения аукциона.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения антимонопольного органа на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надёжности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Информационное обеспечение закупки регламентировано положениями статьи 4 Закона № 223-ФЗ.
Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию, которая размещается в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.
В части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ указано, что при осуществлении закупки в ЕИС размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесённые в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение
которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке.
Согласно пункту 8 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).
В части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ указано, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
МП г. Омска «Пассажирское предприятие № 8» при проведении аукциона руководствовалось положением о закупках товаров, работ, услуг заказчика, утверждённым директором в 2019 (далее - Положение о закупках).
Положением о закупках установлено, что изменения, вносимые в извещение и документацию, протоколы, составляемые в ходе проведения закупки, разъяснения положений закупочной документации размещаются в ЕИС в течение 3 (трёх) дней со дня принятия решений о внесении изменений, подписания протоколов, предоставления разъяснений (пункт 2.5).
В соответствии с пунктами 9.7.1.9-9.7.1.10 Положения о закупках заказчик вправе внести изменения в извещение и (или) в аукционную документацию. Изменения, вносимые в извещение и (или) в аукционную документацию, а также изменённая редакция извещения и (или) аукционной документации размещаются в ЕИС в течение 3 (трёх) дней со дня принятия решения о внесении таких изменений.
В случае внесения изменений в извещение и (или) в аукционную документацию, срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлён так, чтобы с даты размещения в ЕИС внесённых изменений до даты окончания срока подачи заявок оставалось не менее 8 (восьми) дней. Если с момента внесения изменений в извещение и (или) в аукционную документацию до даты окончания срока подачи заявок остаётся 8 (восемь) и более дней, продление срока подачи заявок не требуется.
Согласно пункту 9.7.4.2 Положения о закупке дата и время аукциона устанавливается в аукционной документации. Проведение аукциона может быть осуществлено не позднее чем через 30 дней со дня окончания срока подачи заявок, но не раньше рассмотрения заявок на участие в аукционе.
В соответствии с пунктами 3-4 раздела 2 документации о проведении аукциона заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника закупок вправе принять решение о внесении изменений в документацию.
Изменения, вносимые в документацию, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трёх дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений. В случае внесения изменений в документацию об аукционе в электронной форме срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлён таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
Пунктом 2 раздела № 6 документации о проведении аукциона установлено, что закупка в электронной форме проводится на электронной торговой площадке в день и время, указанные в документации.
В пункте 12 информационной карты аукциона указано:
- время начала аукциона - 15.05.2020 в 06:00 (МСК);
- прогнозируемое время завершения аукциона - 15.05.2020 в 07:00 (МСК).
В карточке закупки на электронной торговой площадке АО «Отс-tender» (процедура № 4493064) указано следующее:
- дата и время начала аукциона — 15.05.2020 11:15 (МСК);
- прогнозируемое время завершения аукциона — 15.05.2020 12:13 (МСК);
-порядок проведения аукциона - в соответствии с документацией.
При рассмотрении дела № 055/07/3-489/2020 Комиссией Омского УФАС России установлено, что в ЕИС и в карточке аукциона на ЭТП «Otc-tender» указана разная информация о его проведении.
Из письменных пояснений оператора ЭТП «Otc-tender» (вх. № 5696э от 27.05.2020) следует, что при проведении аукциона в адрес последнего поступило обращение заказчика с просьбой перенести начало торгов на 11:15 (МСК) 15.05.2020. Означенная просьба МП г. Омска «ПП № 8» была удовлетворена, оператором ЭТП «Otc-tender» были внесены соответствующие изменения.
Обосновывая своё обращение, заказчик указал, что в назначенные время и дату проведения аукциона не у всех участников была возможность принять участие в нём, представив письма участников аукциона (с приложением снимков экрана), в которых они сообщают, что не смогли принять участие в аукционе (подать ценовые предложения) из- за технического сбоя на ЭТП «Otc-tender» (ООО «Омская областная газовая компания» № 184 от 26.05.2020, АО «СГ-Трейдинг» № 101 от 26.05.2020, ООО «Управление АЗС» № б/н от 26.05.2020).
Вместе с тем, произвольно изменив время проведения аукциона, в нарушение законодательно установленной процедуры, заказчик фактически принял решение о повторном проведении аукциона, уведомив об изменениях посредством ЭТП «Otc-tender» только участников, подавших заявки.
Указанные действия МП г. Омска «ПП № 8» правомерно расценены антимонопольным органом как нарушение порядка проведения аукциона, повлёкшее нарушение прав и законных интересов участников торгов.
В этой связи наличие (отсутствие) технического сбоя на электронной площадке не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Позиция, занятая заявителем, нивелирует установленные Законом № 223-ФЗ принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Требования предписания антимонопольного органа вытекают из существа установленных антимонопольным органом нарушений, нашедших своё подтверждение при рассмотрении дела в арбитражном суде.
С учётом изложенного, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленного требования.
В связи с отказом в удовлетворении требования бремя несения судебных расходов возлагается на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «БИТУМАВТО» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным решения № 055/07/3-489/2020 от 28.05.2020 в части выдачи муниципальному предприятию города Омска «Пассажирское предприятие № 8» предписания об аннулировании аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку сжиженного углеводородного газа (СУГ) через АГЗС (извещение № 32009092842) без уточнения времени проведения аукциона, предписание в отношении которого было выдано, и без указания на обязанность заказчика закупки перейти к рассмотрению вторых частей заявок участников аукциона, проведённого 15.05.2020 с
06.00 час. по 06.14 час. МСК, как несоответствующее ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции», отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, дом 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия настоящего решения на бумажном носителе может быть направлена в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена под расписку.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья С.В. Яркова
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 11.08.2020 10:03:44
Кому выдана Яркова Светлана Вячеславовна
Код для входа в режим ограниченного доступа: