АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск июля 2020 года | № дела А46-11248/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 29 июля 2020 года.
Арбитражный суд Омской области
в составе судьи Пермякова Владимира Владимировича,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Голдыревой В.А.,
рассмотрев исковое заявление заместителя прокурора Омской области в интересах Тевризского городского поселения Тевризского муниципального района в лице Совета Тевризского городского поселения к Администрации Тевризского городского поселения Тевризского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), к муниципальному унитарному предприятию «Сибирь» Тевризского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным договор аренды от 09.09.2019, а также применении последствий недействительности сделки,
в заседании суда приняли участие:
от истца – ФИО1 (служебное удостоверение),
от ответчиков – не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Прокурора Омской области (далее – Прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области в интересах Тевризского городского поселения Тевризского муниципального района в лице Совета Тевризского городского поселения к Администрации Тевризского городского поселения Тевризского муниципального района Омской области (далее - Администрация), муниципальному унитарному предприятию «Сибирь» Тевризского муниципального района Омской области (далее – МУП «Сибирь») о признании недействительным договора аренды муниципального имущества от 09.09.2019,заключенного между Администрацией и МУП «Сибирь»; применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав МУП «Сибирь» передать Администрации следующие объекты недвижимости:
- здание котельной, литера Б и оборудование к нему, расположенное по адресу Омская область, Тевризскийрайон, р.<...>, введенное в эксплуатацию в 1986 году;
- здание центральной котельной, А, А1, А2 и оборудование к нему, расположенное по адресу: <...>, введенное в эксплуатацию в 1968 году;
- здание котельной и оборудование к нему, расположенное по адресу: <...>, введенное в эксплуатацию в 1999 году;
- здание котельной и оборудование к нему, расположенное по адресу: <...>, введенное в эксплуатацию в 1978 году;
- здание котельной и оборудование к нему, расположенное по адресу: <...>, введенное в эксплуатацию в 1973 году.
Прокурор в судебном заседании требование поддержал.
Ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили.
В материалы дела от Администрации и МУП «Сибирь»поступилиходатайства о рассмотрении заявления в их отсутствие, с требованиями согласны в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы истца, суд установил следующие обстоятельства.
Прокуратурой проведена проверка соблюдения законности распоряжения муниципальной собственностью в деятельности Администрации, по результатам которой установлено следующее.
09.09.2019 между Администрацией и МУП «Сибирь» заключен договор безвозмездной аренды муниципального имущества.
Согласно пункту 1.1 договора, приложению № 1 к договору аренды арендодатель
передает арендатору следующее имущество:
- здание котельной, литера Б и оборудование к нему, расположенное по адресу Омскаяобласть, Тевризскийрайон, р.<...>, введенное в эксплуатацию в 1986 году;
- здание центральной котельной, А, А1, А2 и оборудование к нему, расположенное по адресу: <...>, введенное в эксплуатацию в 1968 году;
- здание котельной и оборудование к нему, расположенное по адресу: <...>, введенное в эксплуатацию в 1999 году;
- здание котельной и оборудование к нему, расположенное по адресу: <...>, введенное в эксплуатацию в 1978 году;
- здание котельной и оборудование к нему, расположенное по адресу: <...>, введенное в эксплуатацию в 1973 году
Пунктом 1.2 договора установлено, что срок его действия составляет 364 дня с момента его подписания.
Недвижимое имущество передано Арендатору по акту приема-передачи.
Полагая, что при заключении договора аренды муниципального имущества от 09.09.2019были нарушены требования действующего законодательства, заместитель прокурора Омской области обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению.
Согласно части 5 статьи 28.1 Федерального закона № 190-ФЗ договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.
В нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ, части 1 статьи 28.1 Федерального закона № 190-ФЗ указанный договор заключен без проведения торгов на право его заключения, а также с нарушением требования о необходимости заключения концессионного соглашения.
Частью 1 пункта 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) предусмотрено, что целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 11пункта 1 статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ объектами концессионного соглашения в числе прочих являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе, объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан.
Таким образом, указанные объекты муниципального имущества подлежали передаче на основании концессионного соглашения, которое в силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Установлено, что здания котельных эксплуатируются как объекты теплоснабжения свыше пяти лет.
В соответствии с ч. 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно ч. 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент его заключения.
Из содержания статьи 166 ГК РФ следует, что сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пунктам 1,2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Поскольку договор аренды был заключен с нарушением указанных выше требований закона, следует удовлетворить требования истца о признании недействительным договора аренды муниципального имущества от 09.09.2019, заключенного между Администрацией и МУП «Сибирь».
В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы. Статья 101 АПК РФ к судебным расходам отнесена, в том числе, и государственная пошлина.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (пункт 1 статьи 110 АПК РФ).
Ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает размер государственной пошлины; так, при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными, - 6 000 руб.
Согласно ст. 333.37 прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; а также органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.
На основании изложенного, с МУП «Сибирь» в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 156, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным договор аренды муниципального имущества от 09.09.2019, заключенный между Администрацией Тевризского городского поселения Тевризского муниципального района Омской области и муниципальным унитарным предприятием «Сибирь» Тевризского муниципального района Омской области.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав муниципальное унитарное предприятие «Сибирь» Тевризского муниципального района Омской области передать Администрации Тевризского городского поселения следующие объекты недвижимости:
- здание котельной, литера Б и оборудование к нему, расположенное по адресу Омская область, Тевризскийрайон, р.<...>, введенное в эксплуатацию в 1986 году;
- здание центральной котельной, А, А1, А2 и оборудование к нему, расположенное по адресу: <...>, введенное в эксплуатацию в 1968 году;
- здание котельной и оборудование к нему, расположенное по адресу: <...>, введенное в эксплуатацию в 1999 году;
- здание котельной и оборудование к нему, расположенное по адресу: <...>, введенное в эксплуатацию в 1978 году;
- здание котельной и оборудование к нему, расположенное по адресу: <...>, введенное в эксплуатацию в 1973 году.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Сибирь» Тевризского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес (место нахождения): 646560, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 18.12.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области) в доход федерального бюджета 3000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.
Не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в установленном законом порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья В.В. Пермяков