ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-11270/15 от 17.11.2015 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Омск

ноября 2015 года

№ дела

А46-11270/2015

Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 24 ноября 2015 года.

Арбитражный суд Омской области

в составе судьиПермякова Владимира Владимировича,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Луговик М.В.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Русвод» (ИНН 5531007660, ОГРН 1065509007178)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (ИНН 5503083235, ОГРН 1045504022740)

о признании незаконным и отмене Расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах от 17.09.2015 года,

об обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области произвести расчет размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, нанесенного обществу с ограниченной ответственностью «Русвод» незаконной деятельностью общества с ограниченной ответственностью «Овощевод», исходя из значений добычи подземных вод 1202,7 кубического метра в сутки и стоимости одного кубического метра подземных вод 50 рублей,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Шулепко Е.Р., действующей на основании доверенности от 20.07.2015 (личность удостоверена паспортом),

от заинтересованного лица – Савиной О.В., действующей на основании доверенности от 26.12.2015 (предъявлено удостоверение),

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Русвод» (далее по тексту – ООО «Русвод», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (далее по тексту – Управление Росприроднадзора по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене Расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах от 17.09.2015 года, а также обобязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области произвести расчет размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, нанесенного обществу с ограниченной ответственностью «Русвод» незаконной деятельностью общества с ограниченной ответственностью «Овощевод», исходя из значений добычи подземных вод 1202,7 кубического метра в сутки и стоимости одного кубического метра подземных вод 50 рублей.

В обоснование заявленного требования ООО «Русвод» указало на занижение в оспариваемом расчете суммы ущерба, причиненного недрам вследствие  нарушения  ООО «Овощевод» законодательства Российской Федерации о недрах.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

Управление Росприроднадзора по Омской области требование ООО «Русвод» не признало, указав на законность и обоснованность оспариваемого акта.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства. 

На основании соглашений от 30.05.2014 право пользования указанными объектами водоснабжения ООО «Русвод» было прекращено. Скважины были переданы в эксплуатацию обществу с ограниченной ответственностью «Овощевод».

Письмом от 17.09.2015 № 04-10/5884 Управление направило расчет размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах от 17.09.2015.

Полагая, что вышеуказанный расчет является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО «Русвод» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд не находит заявление подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла приведенной нормы, а также  части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8, следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Как следует из материалов дела, ООО «Русвод» оспаривает Расчет размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах от 17.09.2015 года. В качестве подтверждения правомерности принятия оспариваемого отказа заинтересованное лицо должно доказать его соответствие закону.

Статьей 9 Закона о недрах установлено, что право пользования недрами юридическими лицами возникает при наличии лицензии - специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности. Следовательно, пользование недрами без специального разрешения является самовольным.

Меры ответственности за нарушение Закона о недрах предусмотрены в статьях 49, 51 данного Закона.

Согласно части 2 статьи 49 Закона о недрах привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 51 Закона о недрах).

В целях реализации положений Закона о недрах Правительство Российской Федерации утвердило Правила расчета вреда, согласно пункту 2 которых они применяются при причинении вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых.

Управлением Росприроднадзора по Омской области на основании пункта 3 указанных Правил, с применением установленного Правительством Российской Федерации порядка, произведен расчет размера вреда, причиненного пользователю недр в результате незаконного пользования недрами, который составил: 4 961 289 рублей 3 копейки, за доказанный период незаконного пользования недрами ООО «Овощевод» 15.09.2014 года -20.04.2015 года; 2 710 217 рублей 86 копеек, за условный период незаконного пользования недрами ООО «Овощевод» 21.04.2015 года- 14.09.2015 года.

В соответствии с пунктом 4 Правил размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, определяется по формуле:

D = Lз + Cл + Cо,

где:

D - размер вреда (рублей). В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда рассчитывается по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются (рублей);

Lз - стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей);

Сл - фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей), или расходы на восстановление нарушенного состояния подземного водного объекта в случае загрязнения подземных вод (рублей);

Со - фактические расходы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на оценку размера вреда (рублей).

В обоснование своих возражений относительно произведенного расчета ООО «Русвод» указало на неправомерное использование в качестве среднесуточного объема незаконно добываемых подземных вод значения 523,3 метров кубических в сутки ( в 2015 году) и 697, 3 метров кубических в сутки (в 2014 году).

Действительно, в соответствии с пунктом 1.7.1 Лицензионного соглашения ОМС № 00576 ВЭ, среднесуточный отбор подземных вод не должен превышать 1202,7 куб.м. в сутки. Однако указанное значение (1202,7 куб.м.) не может быть взято за основу определения действительного объема суточного потребления подземных вод, поскольку представляет собой предельное значение среднесуточного отбора подземных вод, выше которого добыча не допускается.

В соответствии с Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 16.12.2014 № 454/73, значение объема добываемой воды в 2015 году, в р.п. Русская Поляна, составляет 190,964 тысяч кубических метров в год или 523,2 метров кубических в сутки (190964 / 365 = 523,2). В соответствии с Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 14.11.2013 № 209/59, значение объема добываемой воды в 2014 году, в р.п. Русская Поляна, составляет 254,52 тысяч кубических метров в год или 697,3 метров кубических в сутки (254520 / 365 = 697,3).

Согласно пункту 6 Правил расчета вреда стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами, определяется по формуле: Lз = Nбз x Р, где: Nбз - объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (тонн, тыс. куб. метров, граммов, карат, куб. метров в сутки, тонн в сутки), уменьшенный на величину норм технологических потерь, утвержденных в установленном порядке, за исключением случаев самовольного пользования недрами; Р - стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения (рублей).

Из содержания оспариваемого расчета следует, что за исходные значения стоимости одного кубического метра воды, применялись значения установленные Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 14.11.2013 № 209/59, Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 16.12.2014 № 454/73, в размере 35,48 рублей за один кубический метр.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93, статьи 108 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, закупка, заключение контрактов по оказанию услуг по водоснабжению осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам). Согласно статье 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», регулирования тарифов по водоснабжению, отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Постановлением Правительства Омской области от 02.11.2011 № 212-п, утверждено «Положение о Региональной энергетической комиссии Омской области», согласно подпункту 1 пункта 13.1 которого Региональная энергетическая комиссия Омской области устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый ООО «Русвод» расчет размера вреда произведен Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области в соответствии с нормами действующего законодательства.

 Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд может признать ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица недействительным при наличии двух условий: несоответствия оспариваемого акта (решения, действия) закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя.

Следовательно, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным ненормативного правового акта. 

При неподтвержденном факте нарушения оспариваемым ненормативным актом принадлежащих Обществу прав оценка данного акта на предмет его соответствия закону не влияет на правильность принятого решения, а потому не имеет юридического значения.

Как устанавливает статья 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе в форме заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

По смыслу названной нормы, а также статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации целью обращения лица в суд является восстановление нарушенных прав.

Часть 2 статьи 197 АПК РФ предусматривает, что производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Согласно положениями частей 1, 2 статьи 198 АПК РФ такими заинтересованными лицами при подаче заявления в суд могут выступать:

- сами граждане, организации, оспаривающие ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие), несоответствующее закону или иному нормативному правовому акту и нарушающее их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,

- прокурор,

- органы, осуществляющие публичные полномочия, которые вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц,

если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено судом, ООО «Русвод» оспаривает Расчет размера вреда от 17.09.2015 с целью дальнейшего взыскания ущерба, нанесенного ему в результате незаконной деятельности ООО «Овощевод».

Между тем, ущерб, причиненный окружающей среде, рассчитанный по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 564, не может быть принят в качестве расчета размера убытков, причиненных коммерческой организации. В соответствии со статьями 5 и 6 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» только федеральные и региональные органы государственной власти в сфере охраны окружающей среды вправе предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранного законодательства.

Таким образом, нарушение оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов заявителя в рассматриваемом случае отсутствует.

С учетом установленных обстоятельств возникшего спора необходимая совокупность условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконным Расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах от 17.09.2015 года, материалами дела не подтверждается, а, следовательно, оснований для удовлетворения требований ООО «Русвод» у суда не имеется.  

На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд именем Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Русвод» (ИНН 5531007660, ОГРН 1065509007178) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (ИНН 5503083235, ОГРН 1045504022740) о признании незаконным и отмене Расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах от 17.09.2015 года, а также обобязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области произвести расчет размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, нанесенного обществу с ограниченной ответственностью «Русвод» незаконной деятельностью общества с ограниченной ответственностью «Овощевод», исходя из значений добычи подземных вод 1202,7 кубического метра в сутки и стоимости одного кубического метра подземных вод 50 рублей, отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Русвод» (ИНН 5531007660, ОГРН 1065509007178), расположенного по адресу: 646780, Омская область, р.п.Русская Поляна, ул.Ленина 53, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                                  В.В. Пермяков