АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск Дело № А46-11291/2009
15 сентября 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 сентября 2009 года.
Арбитражный суд в составе:
судьи Н.А. Голобородько,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Сумбаевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Деревообрабатывающий центр», город Омск
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (Управление Роснедвижимости по Омской области)
при участии в деле третьих лиц – Правительства Омской области, Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Омской области
о признании незаконными действий и обязании устранить нарушения
при участии в заседании суда:
от заявителя – ФИО1, действующего на основании доверенности от 17.02.2009,
от Управления Роснедвижимости по Омской области – ФИО2, действующего на основании доверенности от 20.04.2009 № 44,
от Правительства Омской области – ФИО3, действующего на основании доверенности от 27.05.2009 № ИСХ-09/ПП-517/01,
от ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области – ФИО4, действующей на основании доверенности от 01.07.2009 № 293
У С Т А Н О В И Л:
Закрытое акционерное общество «Деревообрабатывающий центр» (далее по тексту – ЗАО «Деревообрабатывающий центр», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее по тексту – Управление Роснедвижимости по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий, совершенных 28.12.2007, по внесению в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости в размере 281 374 142 руб. 10 коп., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 3 867 руб. 42 коп. за 1 кв.м земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:12 площадью 72755 кв.м, предоставленного для производственных целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов с местоположением относительно 3-х этажного здания лесоцеха, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ <...>; об обязании Управления Роснедвижимости по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО «Деревообрабатывающий центр» путем исключения из Государственного кадастра недвижимости указанные выше экономические характеристики.
В обоснование заявленных требований заявитель со ссылками на статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель», Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по Омской области, утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215, указал, что результаты государственной кадастровой оценки земель подлежат утверждению в отношении каждого земельного участка.
По мнению заявителя, результаты работ по государственной кадастровой оценке земель не ограничены удельными показателями кадастровой стоимости.
В нарушение указанных выше нормативных правовых актов, как указал заявитель, Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п были утверждены лишь средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков.
По мнению заявителя, внесение сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельных показателях кадастровой стоимости с нарушением закона влечет недостоверность информации, необходимой для правильного исчисления земельного налога.
В судебном заседании 30.07.2009 заявитель дополнил основания заявленных требований (дополнения представлены в письменном виде), в которых указал, что Управление Роснедвижимости по Омской области при внесении в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости) экономических характеристик в отношении спорного земельного участка должно было учесть, что из состава земельного участка площадью 72 755 кв.м в 2002 и 2003 годах были изъяты и сформированы два самостоятельных земельных участка площадью 22 827 и 1 493 кв.м, использование которых в настоящее время осуществляется ООО «СТЭЛС» и ИП ФИО5 в соответствии с договорами аренды.
По мнению заявителя, кадастровая стоимость используемого заявителем земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:12 даже при условии сохранения указанного в кадастровом паспорте удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 867 руб. 42 коп. за 1 кв.м не может быть больше 187 318 487 руб. 70 коп. ((72 755-22827-1493)Х 3 867,42).
Управление Роснедвижимости по Омской области, представило отзыв на заявление, с требованиями ЗАО «Деревообрабатывающий центр» не согласилось, сослалось на законность и обоснованность обжалуемых действий.
Возражая против заявленных требований, заинтересованное лицо сослалось на то, что государственная кадастровая оценка земель города Омска проводилась в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель».
Кроме того, Управление Роснедвижимости по Омской области указало на то, что Приказом Роснедвижимости от 06.02.2007 № П/0017 «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2007 году» был утвержден перечень мероприятий по государственной кадастровой оценке земель на 2007 год, одним из которых стала разработка и доведение до Управления Роснедвижимости по субъектам РФ рекомендуемой формы представления результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на утверждение органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Письмом Роснедвижимости от 11.10.2007 № КЯ/2470@ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель» Управлениям Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации была направлена рекомендованная форма предоставления результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно данной форме, как указало заинтересованное лицо, утверждению исполнительным органом субъекта Российской Федерации подлежали средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов. Кроме того, как указало заинтересованное лицо, Роснедвижимость в своем письме от 17.06.2008 № ВК/2625, адресованному Первому заместителю мэра города Омска, разъяснила, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе выбрать формат результатов работ по государственной кадастровой оценке земель для дальнейшего утверждения.
По мнению Управления Роснедвижимости по Омской области, утверждение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель носит формальный характер, не может повлиять на размер кадастровой стоимости земельных участков и не является основанием для определения налогооблагаемой базы по земельному налогу.
Управление Роснедвижимости по Омской области также не согласилось с требованиями заявителя об обязании заинтересованного лица исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков и об удельных показателях, поскольку в Государственном кадастре недвижимости сведения содержатся на основании Постановления Правительства Омской области № 174-п от 19.12.2007 (в редакции Постановления Правительства Омской области № 193-п от 26.11.2008).
Исключение кадастровой стоимости указанных земельных участков в 2009 году повлечет за собой нарушение прав и законных интересов иных лиц в будущем, поскольку кадастровая стоимость земельных участков применяется при расчетах сумм арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не может быть разграничена; сумм земельного налога; сумм выкупной стоимости земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также при совершении иных сделок с земельными участками.
Определениями Арбитражного суда Омской области от 18.05.2009 и от 30.06.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Омской области и Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Омской области.
В отзыве на заявление Правительство Омской области указало, что ЗАО «Деревообрабатывающий центр» пропустило срок, предусмотренный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, третье лицо сослалось на отсутствие доказательств, подтверждающих нарушение обжалуемыми действиями прав и законных интересов заявителя.
Правительство Омской области полагает, что права и законные интересы заявителя не нарушены, поскольку имеется Постановление Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п, согласно которому в Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» были внесены изменения, согласно которым постановление от 19.12.2007 № 174-п было дополнено таблицей «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году».
По поводу дополнительных оснований заявленных требований Правительство Омской области пояснило, что части земельного участка не сформированы, кадастровые номера частям земельного участка не присвоены, следовательно, части земельных участков не могут быть объектами гражданских прав (протокол судебного заседания от 08.09.2009).
Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Омской области в отзыве на заявление возражений по существу заявленных требований возражений не высказало; в судебном заседании 08.09.2009 представитель Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» поддержала позицию Правительства Омской области.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил, что ЗАО «Деревообрабатывающий центр» на праве бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:140102:12 площадью 72 755 кв.м, предоставленный для производственных целей под здание, расположенное на землях населенных пунктов с местоположением относительно 3-х этажного здания лесоцеха, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ <...>.
28.12.2007 Управлением Роснедвижимости по Омской области в Государственный земельный кадастр были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:12 в размере 281 374 142 руб. 10 коп и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 3 867 руб. 42 коп. за 1 кв.м.
В связи с тем, что с 17.05.2008 Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» утратил силу, сведения о кадастровой стоимости названного земельного участка на основании статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» стали составной частью Государственного кадастра недвижимости.
Полагая, что в Государственный земельный кадастр и Государственный кадастр недвижимости внесены сведения с нарушением процедуры, ЗАО «Деревообрабатывающий центр» обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании действий (бездействия) должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого действия (бездействия) и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое действие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ указанных выше норм позволяет суду сделать вывод о том, что основанием для признания действий (бездействия) незаконными является наличие двух условий, а именно: несоответствие действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, обращаясь с настоящим заявлением, ЗАО «Деревообрабатывающий центр» должно было представить арбитражному суду доказательства того, что действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр объектов недвижимости) сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
В рассматриваемом случае, заявитель, обжалуя действия Управления Роснедвижмости по Омской области, указал на то, что сведения о кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка, внесенные и содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости в нарушение закона, нарушают его право на получение достоверной информации, необходимой для правильного исчисления земельного налога.
Однако доказательств, подтверждающих недостоверность включенных в Государственный кадастр недвижимости сведений, заявителем суду не представлено. Более того, сведения, содержащиеся в Постановлении Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-П «О внесении изменения в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», соответствуют сведениям о кадастровой стоимости земельных участков, содержащимся в Государственном кадастре недвижимости.
Кроме того, основанием для определения налоговой базы по земельному налогу является не нормативный правовой акт, утверждающий результаты кадастровой оценки земель, а кадастровая стоимость земельного участка, содержащаяся в Государственном кадастре недвижимости.
При таких обстоятельствах основания для признания незаконными действий Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости в размере 281 374 142 руб. 10 коп., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 3 867 руб. 42 коп. за 1 кв.м земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:12 площадью 72755 кв.м, предоставленного для производственных целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов с местоположением относительно 3-х этажного здания лесоцеха, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ <...>, отсутствуют.
При этом суд отклоняет доводы заявителя относительно того, что Управление Роснедвижимости по Омской области при внесении в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости) экономических характеристик должно было учесть, что из состава земельного участка площадью 72 755 кв.м в 2002 и 2003 годах были изъяты и сформированы два самостоятельных земельных участка площадью 22 827 и 1 493 кв.м, исходя из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент внесения в Государственный кадастр недвижимости экономических характеристик) земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Из содержания статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент внесения в Государственный кадастр недвижимости экономических характеристик) следует, что сведения об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества включаются в Государственный земельный кадастр.
Анализ названной статьи в системной связи с положениями статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» позволяют суду сделать вывод о том, что в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости) включаются сведения в отношении земельных участков, прошедших кадастровый учет.
Поскольку в рассматриваемом случае части спорного земельного участка не были поставлены на кадастровый учет, кадастровые номера вновь образуемым земельным участкам не были присвоены, следовательно, у Управления Роснедвижимости по Омской области не было оснований при внесении в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости) экономических характеристик в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:12 принимать во внимание обстоятельства, на которые указал заявитель.
Суд также не находит оснований для удовлетворения требований заявителя об обязании Управления Роснедвижимости по Омской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере 281 374 142 руб. 10 коп., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 3 867 руб. 42 коп. за 1 кв.м земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:12 площадью 72 755 кв.м, предоставленного для производственных целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов относительно 3-х этажного здания лесоцеха, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ <...>, внесенные на основании Постановления правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», исходя из следующего.
Постановлением Правительства Омской области № 193-п от 26.11.2008 «О внесении изменений в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007, в том числе земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:12 размере 281 374 142 руб. 10 коп.
Таким образом, размер кадастровой стоимости, утвержденный Постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п, не изменился по отношению к сведениям, утвержденным Постановлением от 19.12.2007 № 174-п, в связи с чем, внесение в государственный кадастр сведений о размере кадастровой стоимости, не утвержденной в установленном законом порядке, не повлекло для заявителя негативных последствий в виде уплаты налога в размере, превышающем фактическую обязанность по его уплате.
Пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Принимая решение об обязании заинтересованного лица совершить какие-либо действия суд устраняет нарушение прав заявителя, а не компенсирует ему каким-либо образом нарушение его прав, имевших место до судебного разбирательства. Поэтому и в статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации речь идет о действиях, которые нарушают, а не нарушали права заявителя. И, безусловно, если заинтересованное лицо или иные лица, во внесудебном порядке устранили нарушение прав заявителя до вынесения судебного акта, а заявитель добровольно не отказался от своих требований, то суд должен отказать ему в удовлетворении подобного требования.
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований ЗАО «Деревообрабатывающий центр» следует отказать.
Вместе с тем суд отклоняет доводы третьих лиц о пропуске заявителем срока, предусмотренного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку названная статья связывает начало течения срока, предусмотренного для обжалования действий государственных органов, с моментом, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
В заявлении об обжаловании действий Управления Роснедвижимости по Омской области заявитель указал, что в целях исчисления земельного налога ЗАО «Деревообрабатывающий центр» 19.02.2009 в Управлении Роснедвижимости по Омской области получило кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 02:12, из которого узнало об экономических характеристиках названного земельного участка.
Поскольку доказательств, подтверждающих обратное, третьими лицами не представлено, суд считает, что срок на обращение в арбитражный суд с заявлением об обжаловании действий Управления Роснедвижимости по Омской области, следует исчислять с даты получения кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 02:12, то есть с 19.02.2009.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с отказом в удовлетворении требований расходы по уплате государственной пошлины следует отнести на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Закрытого акционерного общества «Деревообрабатывающий центр» о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, совершенных 28.12.2007, по внесению в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости в размере 281 374 142 руб. 10 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 867 руб. 42 коп. за 1 кв.м земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:12 площадью 72755 кв.м, предоставленного для производственных целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов с местоположением относительно 3-х этажного здания лесоцеха, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ <...>; об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости с 28.12.2007 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Закрытого акционерного общества «Деревообрабатывающий центр» путем исключения из Государственного кадастра недвижимости указанные выше экономические характеристики, а именно: исключить сведения о кадастровой стоимости в размере 281 374 142 руб. 10 коп., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 3 867 руб. 42 коп. за 1 кв.м земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:12 площадью 72 755 кв.м, предоставленного для производственных целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов относительно 3-х этажного здания лесоцеха, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ <...>, внесенные на основании Постановления правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.
Не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в установленном законом порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд (г. Омск).
Судья Н.А. Голобородько