ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-1133/10 от 10.06.2010 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

15 июня 2010 года

дело № А46-1133/2010

Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 15 июня 2010 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышёва В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чемисовой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Авто-Трейдинг» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: Главного Управления по земельным ресурсам Омской области, Муниципального предприятия г. Омска «Городское кадастровое бюро «Земля и недвижимость», индивидуального предпринимателя ФИО1, индивидуального предпринимателя ФИО2

о признании недействительными Распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска № 4858-р от 05.06.2008 «Об утверждении проекта границ по образованию земельного участка по проспекту Мира, дом 177 в Советском административном округе г. Омска», решения № Ф36/08-4156 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 22.07.2008 «Об осуществлении кадастрового учёта» в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 20:3052»,

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя – ФИО3 (доверенность от 01.12.2009 № 7, паспорт гражданина РФ),

от заинтересованного лица (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области) – ФИО4 (доверенность от 06.05.2010 № 82, паспорт гражданина РФ), после перерыва – ФИО5 (доверенность от 06.05.2010 № 83, удостоверение № 347);

от заинтересованного лица (Департамента имущественных отношений Администрации города Омска) – ФИО6 (доверенность от 14.07.2009 № 04/20274, удостоверение № 0437/10);

от Муниципального предприятия г. Омска «Городское кадастровое бюро «Земля и недвижимость» - ФИО7 (доверенность от 11.01.2010, паспорт гражданина РФ),

от Главного Управления по земельным ресурсам Омской области – представитель не явился, извещён о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,

от индивидуальных предпринимателей ФИО2, ФИО1 - представители не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Авто-Трейдинг» (далее – заявитель, Общество, ООО «Фирма «Авто-Трейдинг») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, Главному Управлению по земельным ресурсам Омской области, Муниципальному предприятию г. Омска «Городское кадастровое бюро «Земля и недвижимость» (далее – МП г. Омска «ГКБ «Земля и недвижимость»), Администрации г. Омска, индивидуальному предпринимателю ФИО8, индивидуальному предпринимателю ФИО2 о признании недействительным результата межевания земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 20:3052, площадью 6 945 кв. м., расположенного по пр. Мира, 177 в городе Омске.

В обоснование заявленных требований Общество указало следующее.

В 2000 году ООО «Фирма «Авто-Трейдинг» по договорам купли-продажи приобрело помещения в зданиях по адресу: <...>. По состоянию на 2001 год на земельном участке площадью 86190 кв.м в кадастровом микрорайоне 55:36:01:05:01:08 были расположены объекты недвижимости ОАО «Автотранспортное предприятие № 10», ООО «Фирма «Авто-Трейдинг», ООО «Западно-Сибирская транспортная компания АБС», ООО «Окна TROCAL» и граждан ФИО9 и ФИО10 Указанный земельный участок был предоставлен названным лицам на праве бессрочного пользования. Между землепользователями сложился фактический порядок пользования земельным участком, согласно которому к объекту недвижимости, принадлежащему ООО «Фирма «Авто-Трейдинг», прилегал земельный участок, который с 2001 года заявитель на праве бессрочного пользования использовал для своей хозяйственной деятельности - для размещения транспорта, оборудования и т.п., огородив используемую территорию бетонным забором.

На смежной территории расположено одноэтажное здание склада ВАЗ литера В, принадлежащее на праве долевой собственности ФИО1 и ФИО2

В 2001 году Обществом «Фирма «Авто-Трейдинг» в Департамент недвижимости Администрации г. Омска (в настоящее время - Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска) было подано заявление руководителем ООО «Фирма «Авто-Трейдинг» о предоставлении земельного участка под строениями с прилегающей территорией по адресу: <...>, для размещения строительного рынка. 28.08.2002 г. Мэром г. Омска было вынесено  Распоряжение № 1352-р «О предоставлении ООО «Фирма «Авто-Трейдинг» земельного участка по пр. Мира, 177 в Советском административном округе», в соответствии с которым было решено предоставить Обществу земельный участок общего пользования в аренду на 3 года для размещения открытого рынка строительных материалов. Пунктом 2 указанного Распоряжения было поручено Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Омска обеспечить проведение работ по выносу границ на местности и выдаче плана земельного участка. Департаментом недвижимости Обществу была выдана схема размещения рынка строительных материалов на земельном участке по адресу пр. Мира, 177.

Общество начало сбор необходимых документов, разрешений и согласований с компетентными органами. Для оформления прав на земельный участок было необходимо совместное обращение всех сособственников зданий в органы, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ. Общество «Фирма «Авто-Трейдинг» пыталось оформить права на земельные участки относительно строений, находящихся в его собственности по адресу пр. Мира, 177 в г. Омске. Но из-за частой смены собственников помещений в строениях и изменений в законодательстве процедура затянулась. До настоящего времени границы земельного участка, на который претендовал заявитель, не определены, соответственно, участок не поставлен на кадастровый учёт и никакие права на него не зарегистрированы в соответствующем органе. План земельного участка Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Омска Обществу так и не был выдан.

В мае 2009 года гражданин ФИО1 произвёл демонтаж бетонного забора протяженностью 110 м., принадлежащего ООО «Фирма «Авто-Трейдинг», о чём был составлен акт от 28.05.2009 г.

Для разрешения ситуации Общество «Фирма «Авто-Трейдинг» в целях закрепления границ используемого им с 2000 года земельного участка на местности и оформления своих прав на используемый земельный участок обратилось в землеустроительную организацию ООО «Омский центр межевания» и заключило договор № 496 на оказание услуг и выполнение работ по вопросу согласования и утверждения землеустроительной документации земельного участка по адресу: г. Омск, САО, проспект Мира, 177, подготовки землеустроительной документации и документов по итогам межевания, необходимых для постановки на государственный кадастровый учёт.

15.01.2010 обществом «Фирма «Авто-Трейдинг» было получено сообщение № 521 от 14.01.2010, в котором ООО «Омский центр межевания» сообщало, что формирование земельного участка по адресу: <...>, в запрашиваемых границах по договору на оказание услуг и выполнение работ от 09.12.2009 за № 496 не представляется возможным, так как при проведении подготовительных работ было выявлено, что границы запрашиваемого участка накладываются на ранее учтённый в государственном кадастре недвижимости земельный участок с кадастровым номером 55:36:03 0120:52. Таким образом, выяснилось, что ФИО1 и ФИО2 являются собственниками в долях земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 20:3052 (предыдущий номер 55:36:03 01 20:100) площадью 6945 кв.м. по адресу: <...>, в границах, указанных в кадастровом паспорте от 01.10.2008, на основании договора купли-продажи земельного участка № 2863/4803-2008 от 29.10.2008, заключённого с Главным управлением по земельным ресурсам Омской области на основании распоряжения № 3345-р от 29.10.2008, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 55 АВ № 781986 от 01.12.2008. При этом выяснилось, что принадлежащий ФИО1 и ФИО2 земельный участок с кадастровым номером 55:36:03 01 20:3052 сформирован таким образом, что имеется, по мнению заявителя, значительное наложение на участок, которым фактически пользовалось ООО «Фирма «Авто-Трейдинг». Отмеченный земельный участок был поставлен на кадастровый учёт 22.07.2008, что подтверждается пунктом 6 кадастрового паспорта земельного участка (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 01.10.2008 № 36/08-39854.

ООО «Фирма «Авто-Трейдинг» считает, что формирование земельного участка в его настоящих границах, указанных в кадастровом паспорте от 01.10.2008, нарушает права Общества и противоречит закону.

По мнению заявителя, при межевании земель в обязательном порядке должны выявляться смежные землепользователи, которым должна быть обеспечена возможность ознакомления с проектом межевого плана. О согласовании границ составляется соответствующий акт, который подписывается лицами, обладающими вещными правами на размежевываемый и смежные с ним земельные участки, органом местного самоуправления и кадастровым инженером. Акт согласования утверждается Главным управлением по земельным ресурсам. Поскольку при межевании земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 20:3052 процедура согласования границ была проигнорирована, местоположение указанных границ, как полагает заявитель, не считается согласованным.

В судебном заседании 26.03.2010 от представителя заявителя поступило ходатайство в порядке статьи 49 АПК РФ об уточнении заявленных требований: Общество просило признать незаконным Распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска № 4858-р от 05.06.2008 «Об утверждении проекта границ по образованию земельного участка по проспекту Мира, дом 177 в Советском административном округе г. Омска», а также решение № Ф36/08-4156 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 22.07.2008 «Об осуществлении кадастрового учёта» в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 20:3052, отмечая, что после уточнения требований заинтересованными лицами по делу являются Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, а третьими лицами: Главное Управление по земельным ресурсам Омской области, Муниципальное предприятие г.Омска «Городское кадастровое бюро «Земля и недвижимость», индивидуальный предприниматель ФИО1, индивидуальный предприниматель ФИО2.

Определением Арбитражного суда Омской области от 26.03.2010 данное ходатайство судом удовлетворено; в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечён Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска (далее - Департамент), судебное разбирательство в соответствии со статьёй 47 АПК РФ начато с начала.

В судебном заседании 21.05.2010 от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступило ходатайство о замене Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на его правопреемника – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.

Данное ходатайство судом удовлетворено в силу следующего.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» проведены реорганизационные мероприятия федеральных структур, результатом которых явилась реорганизация в форме присоединения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области, которое впоследствии было переименовано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области).

30.04.2010 Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области прекратило свою деятельность в качестве самостоятельного юридического лица. Таким образом, правопреемником Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области является Управление Росреестра по Омской области.

В соответствии с частью 3 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для правопреемника все действия, совершённые в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.

В судебном заседании представитель заявителя уточнённые заявленные требования поддержала, ссылаясь на то, что оспариваемое Распоряжение было принято Департаментом недвижимости Администрации г. Омска в нарушение абзаца 2 пункта 7 статьи 36 ЗК РФ, пункта 4 статьи 43 ЗК РФ без согласования границ с ООО «Фирма «Авто-Трейдинг» - землепользователем смежного участка. Принятие распоряжения нарушало законное право Общества на установление границ земельного участка с учётом фактического землепользования и на пользование земельным участком в соответствии со сложившимся порядком; решение № Ф36/08-4156 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 22.07.2008 «Об осуществлении кадастрового учёта» - принято, по мнению заявителя, в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 38, подпункта 2 пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Также в судебном заседании, состоявшемся 10.06.2010, представитель Общества отметила, что  26.02.1962 произведён отвод земельного участка площадью 7,5 га в бессрочное пользование застройщику - Облавтоуправлению для строительства гаража на 600 машин. После застройки участка по адресу: <...>, было образовано Омское производственное объединение грузового автотранспорта № 10, в процессе приватизации которого в 1993 году возникло открытое акционерное общество «АТП-10». К названному акционерному обществу перешло право собственности на здания и строения по отмеченному адресу и право бессрочного пользования земельным участком, на котором указанные объекты недвижимости располагались.

В августе 2000 года и в апреле 2001 года Обществом «Фирма «Авто-Трейдинг» при банкротстве ОАО «АТП-10» были выкуплены 2 объекта недвижимости.

В силу пункта 3 статьи  552 ГК РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости. То есть основанием приобретения права пользования земельным участком является не сделка с участком, а сделка с недвижимостью, на нём расположенной. Статьёй  37 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего в период выкупа помещений, также было установлено, что при переходе права собственности на строение вместе с правом собственности на объект переходит и право пользования земельным участком.

Согласно приведённым нормативным положениям и статье 7 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ при переходе права собственности на недвижимость до введения в действие ЗК РФ к новому собственнику вне зависимости от субъектного состава также переходит от прежнего землепользователя право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка, на котором расположено соответствующее недвижимое имущество.

В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставленное землепользователям до введения в действие ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом РФ праву постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно части 3 статьи 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Таким образом, поскольку продавец строения ОАО «АТП-10» обладал правом бессрочного пользования на земельный участок, общество полагает, что вместе с выкупленными зданиями к нему перешло и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Также косвенным подтверждением статуса землепользователя ООО «Фирма «Авто-Трейдинг» является Справка № 7249 от 18.10.2001, выданная обществу Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Омска, о необходимости обществу поставить земельный участок по пр. Мира, 177 на кадастровый учёт.

Только после вступления в силу Земельного кодекса РФ существует запрет на отчуждение объекта недвижимости без земельного участка. Поскольку договоры купли-продажи зданий были заключены обществом до начала действия ЗК РФ, в договорах ничего о  правах на земельный участок не было указано. Соответственно, обязанности регистрировать переход прав на земельный участок у общества на тот момент, по мнению заявителя, не возникло.

Согласно пункту 3 статьи 5 ЗК РФ лица, владеющие и пользующиеся земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, относятся к категории землепользователей. Такие лица обладают всеми правами, характерными для землепользователей и предусмотренными действующим законодательством РФ, в том числе и  правом на защиту своих интересов при проведении территориального землеустройства.

Таким образом, утверждение заинтересованного лица о том, что ООО «Фирма «Авто-Трейдинг» не является землепользователем участка по пр. Мира, 177, поскольку право бессрочного пользования не зарегистрировано и ничем не подтверждено, основано, как полагает заявитель, на неверном толковании норм права.

Представитель Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в удовлетворении заявленных требований просил отказать, пояснил, что в нарушение статьи 199 АПК РФ заявителем не указано, какому именно закону или иному нормативному акту не соответствует оспариваемое распоряжение Департамента, а также не указано, чем нарушены права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Кроме того, Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска подчеркнул, что, как представляется заявителю, ранее земельный участок с кадастровым номером 55:36:03 01 20:100 находился в постоянном (бессрочном) пользовании ОАО «Автотранспортное предприятие № 10». Приобретя в собственность объекты недвижимости, принадлежащие ранее ОАО «Автотранспортное предприятие № 10», якобы расположенные на данном земельном участке, Общество считает, что право (постоянного) бессрочного пользования земельным участком перешло к нему. Однако никаких доказательств, указывающих на данное обстоятельство, Заявителем не представлено. Данный факт не подтверждается и  сведениями государственного кадастра недвижимости, имеющимися в виде кадастровых выписок и планов в материалах дела, выданных Территориальным отделом № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области.

Вместе с тем, Постановлением Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» арбитражным судам были даны следующие разъяснения: согласно ч. 1 ст.35 Земельного кодекса РФ, ч. 3 ст. 552 Гражданского кодекса РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право па использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для её использования (п. 13 Постановления).

В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для её использования, на тех же условиях и в том же объёме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно ст. 20 Земельного кодекса РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (ч. 2 ст. 268, ч. 1 ст. 271 Гражданского кодекса РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном ч.2 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе обратиться в суд с требованием признания за ним соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для её использования, на тех же условиях и в том же объёме, что и прежний собственник недвижимости. При необходимости также может быть подан иск о разделе земельного участка. Право постоянного (бессрочного) пользования, признанное судом, подлежит государственной регистрации.

В дальнейшем права на земельный участок подлежат переоформлению путём заключения договора аренды или договора купли-продажи на условиях, предусмотренных ч. 2 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в порядке, установленном ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Учитывая то, что Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие у него каких-либо прав на земельный участок, в том числе и права постоянного (бессрочного) пользования, его утверждение о том, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком перешло к нему в силу закона, как считает Департамент, несостоятельно.

В силу ч. 2 ст. 39 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) предметом согласования местоположения границ земельных участков с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие общей границы земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 20:3052 с земельными участками, находящимися в пользовании Заявителя, названное заинтересованное лицо считает, что Заявитель не является надлежащим смежным землепользователем, в связи с чем согласование местоположения границ(ы) земельного участка с ним не требуется.

Таким образом, ссылки Заявителя на нарушение п. 14.1 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, ст. 39 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п. 10 Положения о проведении территориального землеустройства также несостоятельны и необоснованны.

Кроме того, представитель Департамента пояснил, что в соответствии со статьёй 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» границы спорного земельного участка были согласованы с уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений – Главным управлением по земельным ресурсам Омской области.

Управление Росреестра по Омской области в удовлетворении заявленных требований просило отказать, ссылаясь на то, что постановка на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 20:3052 проведена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Представитель МП г. Омска «ГКБ «Земля и недвижимость» пояснила, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие общей границы земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 20:3052 с земельными участками, находящимися в пользовании ООО «Фирма «Авто-Трейдинг», заявитель не является надлежащим смежным землепользователем, в связи с чем согласование местоположения границ(ы) земельного участка с ним не требуется.

Главное Управление по земельным ресурсам Омской области, индивидуальный предприниматель ФИО1, индивидуальный предприниматель ФИО2, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 АПК РФ.

Суд, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

ООО «Фирма «Авто-Трейдинг» зарегистрировано в качестве юридического лица Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации г. Омска 28.11.1995, а 10.11.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска внесена в ЕГРЮЛ запись за основным государственным регистрационным номером 1025500519054 и выдано свидетельство серии 55 № 001496922.

Нежилые помещения общей площадью 2935,70 кв.м., обозначенные на поэтажном плане под номерами – 1 этаж: 96,97; 2 этаж: 40-49, находящиеся в здании гаража кирпичной кладки, здании каркасном для ремонта, профилактории ТО-1, производственном корпусе, расположенном по адресу: <...>, а также нежилые помещения, общей площадью 781,10 кв.м., находящиеся в двухэтажной (литера Л1) и одноэтажной (литера Л1) пристройках к одноэтажному зданию, расположенному по адресу: <...>, принадлежат на праве собственности ООО «Фирма «Авто-Трейдинг», что подтверждается договором купли-продажи недвижимости (с рассрочкой платежа) от 03.08.2000, договором купли-продажи недвижимости № 3 от 09.04.2001, свидетельствами о государственной регистрации права серии 55 АА № 246062 от 19.04.2001 и серии 55 АА № 246243 от 08.05.2001 соответственно.

Как пояснил заявитель, прилегающий к указанным объектам недвижимости земельный участок использовался ООО «Фирма «Авто-Трейдинг» для своей хозяйственной деятельности. Данный факт сторонами не оспаривается.

Предприниматели ФИО1 и ФИО2 обратились в МП г. Омска «ГКБ «Земля и недвижимость» с заявлениями (06.12.2007 и 11.03.2008 соответственно) о выполнении следующих работ и услуг: проведение территориального землеустройства (образование новых или упорядочение существующих объектов землеустройства, межевание объекта землеустройства); подготовка землеустроительной документации для принятия решения об утверждении проекта территориального землеустройства; подготовка землеустроительных материалов для принятия решения о предоставлении земельного участка (под объект недвижимости, для размещения временного сооружения, под строительство; о внесении изменений); установление (восстановление) границ земельного участка на местности; оформление документов о межевании, представляемых для постановки земельного участка на государственный кадастровый учёт; оказание услуг по вопросам оформления документации на земельный участок.

05.06.2008 Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска было издано распоряжение № 4858-р, которым утверждён прилагаемый проект границ по образованию земельного участка, относящегося к категории земель населённых пунктов, площадью 6945 кв.м., предназначенного для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; местоположение земельного участка установлено относительно жилого дома с почтовым адресом: проспект Мира, дом 177, в Советском административном округе.

Согласно пояснительной записке (стр. 3 Проекта территориального землеустройства - проект границ по образованию земельного участка из земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 20:0100) в данном проекте местоположение границ и размеры земельного участка установлены в соответствии с фактическим использованием и с учётом информации о ранее предоставленных учтённых в ЕГРЗ земельных участках; в границах земельного участка 55:36:03 01 20:0045 расположены: нежилые помещения III, номера на поэтажном плане: 5-15, общей площадью 359,20 кв.м., находящиеся в одноэтажном здании, литера В, правообладателем которых является ФИО2 (свидетельство о государственной регистрации от 22.01.2008 серии 55 АВ № 610842), нежилые помещения, номера на поэтажном плане 2П: 1-4, общей площадью 727,50 кв.м., находящиеся в нежилом строении складе ВАЗ, одноэтажном здании, литера В, правообладателем которых является ФИО1 (свидетельство о государственной регистрации от 26.10.2007 серии 55 АВ № 561628).

17.06.2008 предпринимателями были утверждены технический проект и техническое задание на проведение территориального землеустройства земельного участка с местоположением относительно здания, имеющего почтовый адрес: пр. Мира, 177 в САО г. Омска (землеустроительное дело 55:36:03 01 20:).

Землеустроительные работы по установлению на местности проектных границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 20:3052 были выполнены землеустроительной организацией, имеющей лицензию на проведение геодезических и картографических работ МП г. Омска Городское кадастровое бюро «Земля и недвижимость».

10.07.2008 ФИО11, действующей по доверенности от 26.10.2007, выданной ФИО1, в Управление Роснедвижимости по Омской области было подано заявление о постановке земельного участка на кадастровый учёт (реквизиты правоустанавливающего документа на земельный участок – Распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 05.06.2008 № 4858-р).

Рассмотрев указанное заявление, а также описание земельных участков от 07.07.2008 Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области вынесло решение № Ф36/08-4156 от 22.07.2008 об осуществлении кадастрового учёта.

Собственниками земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 20:3052 площадью 6945 кв.м., адрес (местоположение) которого установлено относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, Советский административный округ, <...>, являются индивидуальный предприниматель ФИО1 и индивидуальный предприниматель ФИО2, что подтверждается договором купли-продажи земельного участка № 2863/4803 2008 от 29.10.2008, свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АВ № 781986 от 01.12.2008.

Полагая, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:03 01 20:3052 сформирован таким образом, что имеется значительное наложение на участок, которым фактически пользовалось ООО «Фирма «Авто-Трейдинг», а также считая, что в нарушение положений статьи 39 Земельного кодекса РФ с Обществом не было согласовано местоположение границ спорного земельного участка, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд находит требования заявителя не  подлежащими удовлетворению в полном объёме, основываясь на следующем.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления.

По положениям статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 ГК РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Как следует из части 4 статьи 198 АПК Российской Федерации, заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Учитывая представленные заявителем надлежащие доказательства о дате, с которой он узнал о существовании оспариваемых ненормативных правовых актов, суд полагает, что ООО «Фирма «Авто-Трейдинг» срок на обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением не нарушило.

При принятии решения по настоящему делу суд принял во внимание, что Земельный кодекс РФ вступил в силу с 30.10.2001. Статья 2 Земельного кодекса РФ устанавливает, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определённых настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В силу статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учётом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

По положениям статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлён государственный кадастровый учёт земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьёй 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдаёт заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учётом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учётом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом, регулирующим порядок проведения землеустройства, является Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве». Статьи 15 и 17 названного федерального закона определяют, что порядок описания местоположения границ объектов землеустройства и порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяются Правительством Российской Федерации.

Общие условия проведения территориального землеустройства определены в постановлении Правительства РФ от 07.06.2002 № 396 «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства». Положение устанавливает порядок проведения территориального землеустройства, включая образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, а также межевание объектов землеустройства.

В силу пункта 9 Положения о проведении территориального землеустройства работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя:

а) определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты;

б) закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;

в) изготовление карты (плана) объекта землеустройства в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.

Согласно пункту 10 Положения о проведении территориального землеустройства при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учёт законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путём извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.

Мэром г. Омска постановлением от 10.08.2005 № 395-п утверждено Положение о Департаменте имущественных отношений администрации города Омска.

Из пункта 1 отмеченного Положения, действовавшего в период издания оспариваемого акта, следует, что Департамент имущественных отношений администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, подчинён и подотчетен Мэру города Омска.

В силу пункта 15 Положения Департамент осуществляет функциональное руководство деятельностью служб (отделов) структурных подразделений Администрации города Омска, которые осуществляют функции, связанные с организацией и управлением муниципальные имуществом города Омска и землями, расположенными в границах города Омска.

Как предусмотрено пунктом 18 Положения, основными задачами департамента являются, в том числе, управление и распоряжение муниципальным имуществом города Омска и землями, расположенными в границах города Омска, в пределах своей компетенции; обеспечение соблюдения законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом города Омска.

Пунктом 19 Положения регламентировано, что к функциям департамента в сфере формирования и управления муниципальным имуществом города Омска относятся, кроме прочего, в установленном действующим законодательством порядке управление и распоряжение землями, расположенными в границах города Омска, в пределах компетенции органов местного самоуправления города Омска; осуществление контроля за соблюдением требований федерального законодательства, правовых актов органов местного самоуправления города Омска и других нормативных правовых актов в сфере учёта, управления, распоряжения и использования муниципальной собственности города Омска в пределах своей компетенции.

Пункт 21 Положения определяет в качестве функций Департамента в сфере земельных отношений контроль деятельности структурных подразделений Администрации города Омска по вопросам формирования и использования земель, расположенных в границах города Омска, предоставления и изъятия ввиду ненадлежащего использования земельных участков; организацию работы по землеустройству в границах города Омска, утверждение и в установленных законодательством случаях согласование землеустроительной документации, подготовленной при проведении работ по землеустройству на территории города Омска.

Согласно статье 23 Федерального закона № 78-ФЗ «О землеустройстве» порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается Правительством РФ, а именно постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 514 «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства».

Как предусмотрено пунктом 8 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, проекты территориального землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства, улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, восстановления и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и от других негативных воздействий утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель.

В силу части 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казёнными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласно части 11 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан: проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

Суд принимает во внимание, что действия землеустроительной организации не были оспорены кем либо, в том числе заявителем, не были признаны незаконными в установленном порядке. Кроме того, суд учёл, что в установленном порядке не сформированы границы, не постановлены на кадастровый учёт и не зарегистрированы права ни на земельный участок, которым фактически пользовалось Общество, ни на земельный участок, на который заявитель претендовал для организации рынка. В то же время в судебном заседании установлено, что согласно схеме границ земельного участка по адресу: пр. Мира, 177 в САО г. Омска (приложение к акту согласования границ земельного участка 55:36:03 01 20:0100) от точки Н1 до точки Н1 находятся только земли государственной собственности, не закреплённые за конкретными лицами, права бессрочного пользования на земельный участок заявителя не зафиксировано.

В соответствии с требованиями приведённой выше нормы границы земельного участка были согласованы с соответствующим лицом - уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, а именно с Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и подписаны заместителем начальника Главного управления по земельным ресурсам Омской области – ФИО12

Исследовав и оценив обстоятельства дела, суд не находит доказательств, свидетельствующих о том, что Общество обладает на одном из указанных выше прав смежным земельным участком (по отношению к земельному участку с кадастровым номером 55:36:03 01 20:3052).

На основании пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объёме, что и прежний их собственник.

Пунктом 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для её использования.

Из разъяснений, изложенных в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», следует, что согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из утверждённых в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

Вместе с тем, суд отмечает, что доказательств, свидетельствующих о том, что при эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности, расположенных по адресу: <...>, необходимо использование земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 20:3052 (его конкретного размера) в материалы дела не представлено.

Более того, представитель Общества пояснила, что указанный земельный участок не чинит препятствий по использованию принадлежащими ООО «Фирма «Авто-Трейдинг» объектами недвижимости, а его границы не примыкают к границам земельных участков, находящихся под этими объектами недвижимости (запись в протоколе судебного заседания, продолженного после перерыва 10.06.2010).

Анализируя довод заявителя о наличии права на земельный участок, ранее принадлежащий АО «АТП 10», суд поясняет следующее. Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшего в период приобретения зданий заявителем, недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землёй так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

По положениям статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав).

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

Как установлено статьёй 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

Статья 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введённой настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершённой после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершённой после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершённой после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества документов, если иные сроки не установлены федеральным законом.

С учётом изложенного, а также принимая во внимание, что заявителем не представлено доказательств, обосновывающих площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости ООО «Фирма «Авто-Трейдинг», отсутствие сформированных границ, суд полагает, что довод Общества со ссылкой на положения ранее действовавшего Земельного кодекса РСФСР об обладании правом постоянного бессрочного пользования, не основан на нормах права.

Суд усматривает, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения Департаментом и Управлением Росреестра по Омской области действующего и действовавшего в момент издания оспариваемых актов законодательства и наличия каких-либо нарушенных прав и законных интересов ООО «Фирма «Авто-Трейдинг», явившихся непосредственным результатом принятия оспариваемых ненормативных актов.

Кроме того, относительно требования заявителя о признании незаконным решения № Ф36/08-4156 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 22.07.2008 «Об осуществлении кадастрового учёта» суд считает необходимым дополнительно к изложенному отметить следующее.

Полномочия Управления Роснедвижимости также определены Положением об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, утверждённом Приказом Роснедвижимости от 19.07.2006 № П/0193, согласно которому Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости: организует проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также территориального землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности; осуществляет технический учёт объектов капитального строительства, осуществляет ведение государственного земельного кадастра, государственного технического учёта объектов капитального строительства, осуществляет создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости.

При постановке земельного участка на государственный кадастровый учёт Управление Росреестра (ранее Управление Роснедвижимости) не осуществляет выезд на участок с целью уточнения предоставленной землеустроительной организацией и заказчиком информации. Кроме того, Управление Росреестра по Омской области только проверяет наличие соответствующих документов (проверка полномочий заявителя; проверка на комплектность документов; проверка документов по форме и наличию требуемых для государственного кадастрового учёта сведений; проверка на соответствие сведениям ГКН, в том числе графического отображения), то есть тот необходимый пакет документов, который в соответствии с Федеральным Законом «О государственном кадастре недвижимости» должен быть представлен заинтересованным лицом при постановке участка на государственный кадастровый учёт. Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ представленные документы являются основанием для осуществления государственного кадастрового учёта.

Таким образом, суд не усматривает оснований для вывода о том, что оспариваемое решение № Ф36/08-4156 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 22.07.2008 «Об осуществлении кадастрового учёта» одновременно противоречит отмеченному заявителем закону и нарушает права и законные интересы Общества, создаёт препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании изложенного, суд считает Распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска № 4858-р от 05.06.2008 «Об утверждении проекта границ по образованию земельного участка по проспекту Мира, дом 177 в Советском административном округе г. Омска», а также решение № Ф36/08-4156 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 22.07.2008 «Об осуществлении кадастрового учёта» соответствующими закону и иным нормативным правовым актам.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью «Фирма «Авто-Трейдинг» требований отказать в полном объёме.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в течение указанного срока путём подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.

Судья В.И. Чернышёв