ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-11583/2012 от 20.04.2012 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

26 апреля 2012 года

№ дела

А46-11583/2012

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2012 года.

Решение изготовлено в полном объеме 26 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Омской области в составе   судьи Яркового С.В.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Вареница Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   прокурора Горьковского района Омской области

к   муниципальному унитарному предприятию «Горьковское» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от прокурора Горьковского района Омской области   – (до перерыва) ФИО1 (удостоверение № 105561);

представителя заинтересованного лица   – (до перерыва) ФИО2 (паспорт) по доверенности № 55 от 11.11.2011,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Горьковского района Омской области (далее по тексту – прокурор Горьковского района Омской области, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия «Горьковское» (далее по тексту – МУП «Горьковское», заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование заявленного требования прокурор Горьковского района Омской области указал на то, что МУП «Горьковское» осуществляет деятельность по эксплуатации котельной, расположенной по адресу: Омская область, Горьковский район, с.Астыровка, ул.30 лет Победы, д.23А, с нарушением лицензионных требований и условий, установленных пункта 4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

МУП «Горьковское» письменного отзыва в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 17.04.2012 объявлялся перерыв до 11 час. 30 мин. 20.04.2012. Информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Омской области.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

МУП «Горьковское» зарегистрировано в качестве юридического лица 29.12.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Омской области, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.

Согласно пункту 2.2 Устава МУП «Горьковское» осуществляет, в том числе, деятельность по оказанию услуг теплоснабжения населению Горьковского муниципального района.

В соответствии с пунктом 2.3 Устава виды деятельности, осуществление которых возможно только на основании специального разрешения (лицензии), осуществляется МУП «Горьковское» после получения соответствующего разрешения (лицензии).

18.01.2008 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору МУП «Горьковское» была выдана лицензия серии АВ № 028901 с регистрационным номером ЭВ-61-000278(С) на осуществление эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, сроком действия до 18.01.2013.

В лицензии указаны следующие места осуществления лицензируемого вида деятельности:

<...> (котельная 49 квартала);

<...> (котельная ЦРБ);

<...> (котельная 23 квартала);

<...> (М-котельная);

<...> (котельная собственной базы).

Между администрацией Астыровского сельского поселения (собственник) и МУП «Горьковское» (пользователь) заключен договор № 1 передачи имущества в безвозмездное пользование от 12.03.2009, согласно пункту 1.1 которого собственник передает по договоренности и с согласия собственника, а пользователь принимает часть нежилого помещения занятого центральной котельной S = 108 кв.м. с оборудованием и теплосетью протяженностью 500 м, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, с.Астыровка, ул.30 лет Победы, д.23А, в безвозмездное пользование и осуществляет его эксплуатацию в соответствии с целевым назначением.

Распоряжением Главы Горьковского муниципального района от 08.04.2009 № 246 разрешена эксплуатация реконструированной котельной по ул. 30 лет Победы, 23 А, в с. Астыровка Горьковского района.

В соответствии с паспортом № 0612742 и паспортом № 0609913 в указанной котельной установлены стальные водогрейные котлы автоматизированного типа «КВСА». Кроме того, предусмотрено, что применяемым топливом является природный газ.

Между муниципальным общеобразовательным учреждением «Астыровская средняя общеобразовательная школа» (муниципальный заказчик) и МУП «Горьковское» (энергоснабжающая организация (ЭО) заключен муниципальный контракт № 405 на оказание услуг по теплоснабжению от 25.09.2009, согласно пункту 1.1 которого предметом настоящего муниципального контракта является подача тепловой энергии муниципальному заказчику через присоединенную тепловую сеть на объект: МОУ «Астыровская СОШ», расположенный по адресу: 646601, Омская область, Горьковский район, с.Астыровка, у.30 лет Победы, д.23.

Между муниципальным общеобразовательным учреждением «Астыровская средняя общеобразовательная школа» (муниципальный заказчик) и МУП «Горьковское» (энергоснабжающая организация (ЭО) заключен муниципальный контракт № 51 на оказание услуг по теплоснабжению от 01.01.2011, согласно пункту 1.1 которого предметом настоящего муниципального контракта является подача тепловой энергии муниципальному заказчику через присоединенную тепловую сеть на объект: МОУ «Астыровская СОШ», расположенный по адресу: 646601, Омская область, Горьковский район, с.Астыровка, у.30 лет Победы, д.23.

Между администрацией Астыровского сельского поселения Горьковского муниципального района (муниципальный заказчик) и МУП «Горьковское» (теплоснабжающая организация (ТО) заключен муниципальный контракт № 89 на оказание услуг по теплоснабжению от 01.01.2011, согласно пункту 1.1 которого предметом настоящего муниципального контракта является подача тепловой энергии муниципальному заказчику через присоединенную тепловую сеть для отопления помещений культурного назначения муниципального заказчика, расположенных по адресу: 646601, Омская область, Горьковский район, с.Астыровка, у.30 лет Победы, д.42.

Между муниципальным бюджетным учреждением «Астыровский центр культуры» Горьковского муниципального района Омской области (потребитель) и МУП «Горьковское» (энергоснабжающая организация (ЭО) заключен муниципальный контракт № 29 на оказание услуг по теплоснабжению от 01.01.2011, согласно пункту 1.1 которого предметом настоящего муниципального контракта является подача тепловой энергии муниципальному заказчику через присоединенную тепловую сеть на объект: дом культуры, расположенный по адресу: 646601, Омская область, Горьковский район, с.Астыровка, у.30 лет Победы, д.25.

Между муниципальным бюджетным учреждением «Астыровский центр культуры» Горьковского муниципального района Омской области (потребитель) и МУП «Горьковское» (энергоснабжающая организация (ЭО) заключен муниципальный контракт № 354 на оказание услуг по теплоснабжению от 01.01.2011, согласно пункту 1.1 которого предметом настоящего муниципального контракта является подача тепловой энергии муниципальному заказчику через присоединенную тепловую сеть на объект: дом культуры, расположенный по адресу: 646601, Омская область, Горьковский район, с.Астыровка, у.30 лет Победы, д.25.

Между администрацией Астыровского сельского поселения Горьковского муниципального района и МУП «Горьковское» заключен договор № 87 теплоснабжения от 01.01.2011, согласно пункту 1.1 которого предметом настоящего договора является условия подачи тепловой энергии – для отопления административных помещений потребителя, расположенных по адресу: Омская область, Горьковский район, с.Астыровка, ул.30 лет Победы, д.42.

Прокуратурой Горьковского района была проведена проверка соблюдения требований законодательства о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов в деятельности МУП «Горьковское».

Проверкой установлено, что МУП «Горьковское» осуществляет деятельность по эксплуатации объекта (котельной), на котором используются и транспортируются горючие вещества – природный газ, при этом до настоящего времени МУП «Горьковское» не приняты меры по оформлению соответствующей лицензии на эксплуатацию газовой котельной, также как и не подано заявление о переоформлении лицензии № ЭВ-61-000278 от 18.01.2008, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, что является нарушением пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпункта 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункта 2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

Постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении прокурора Горьковского района Омской области младшего советника юстиции Клевакина А.М. от 22.03.2012 было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении МУП «Горьковское» по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании данного постановления прокурор Горьковского района Омской области обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении МУП «Горьковское» к административной ответственности.

Проанализировав доводы заявления, оценив в порядке статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные прокурором Горьковского района Омской области требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно пункту статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Согласно приложению 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;

е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;

средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;

средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования, то есть совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (статья 3 названного закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.

В соответствии с пунктом 2 Положения эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах в соответствии с перечнем согласно приложению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Из материалов дела следует, что 18.01.2008 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору МУП «Горьковское» была выдана лицензия серии АВ № 028901 с регистрационным номером ЭВ-61-000278(С) на осуществление эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, сроком действия до 18.01.2013.

В лицензии указаны следующие места осуществления лицензируемого вида деятельности:

<...> (котельная 49 квартала);

<...> (котельная ЦРБ);

<...> (котельная 23 квартала);

<...> (М-котельная);

<...> (котельная собственной базы).

В ходе проведения прокуратурой Горьковского района Омской области проверки установлено, что МУП «Горьковское» осуществляет деятельность по эксплуатации объекта (котельной) по адресу: <...> Побелы, д.23А, на котором используются и транспортируются горючие вещества – природный газ.

В нарушение указанных норм МУП «Горьковское» не были приняты меры по оформлению соответствующей лицензии на эксплуатацию газовой котельной, также не подано заявление о переоформлении лицензии № ЭВ-61-000278 от 18.01.2008, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Данные обстоятельства подтверждены материалами проверки и МУП «Горьковское» не опровергнуты, что подтверждается письменными объяснениями директора предприятия.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях МУП «Горьковское» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона арбитражного процесса должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований. Это положение не отменяется возложением бремени доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола на административный орган.

Согласно статье 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В данном случае имеющиеся в материалах дела документы являются достаточными доказательствами факта нарушения МУП «Горьковское» пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпункта 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункта 2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка производства по делу об административном правонарушении не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для привлечения МУП «Горьковское» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государственном мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При определении меры административной ответственности должны учитываться как положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том или ином виде наказания, так и фактические обстоятельства каждого конкретного дела.

Пунктом 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Принимая во внимание характер выявленных нарушений, полное признание вины, совершение правонарушения впервые (доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено), отсутствие отягчающих обстоятельств, а также то, что иные обстоятельства, поименованные в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматриваются из материалов дела, суд находит возможным в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначить МУП «Горьковское» наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Горьковского района Омской области удовлетворить.

Привлечь муниципальное унитарное предприятие «Горьковское», расположенное по адресу: 646600, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru.

Судья С.В. Ярковой