ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-11629/20 от 21.08.2020 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

августа 2020 года

№ дела

А46-11629/2020

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Ярковой С.В., рассмотрев в порядке упрощённого производства в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к акционерному обществу «Почта России» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (далее – заявитель, Управление Роскомнадзора по Омской области, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении акционерного общества «Почта России» (далее - заинтересованное лицо, АО «Почта России», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании протокола об административном правонарушении от 30.06.2020 № АП-55/2/363.

Определением суда от 07.07.2020 указанное заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова сторон в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заявление мотивировано выявленными нарушениями АО «Почта России» своих обязанностей по оказанию услуг почтовой связи пользователям услуг почтовой связи, необеспечением качества услуг почтовой связи.

В представленном в материалы дела отзыве (вх. от 17.07.2020 № 95543) АО «Почта России», не отрицая факта совершения правонарушения, ходатайствовало о применении положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности, ограничившись устным замечанием.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что в ходе рассмотрения обращения ФИО1 от 08.06.2020 № 01-20-864/55, поступившего в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области по вопросу доставки (вручения) почтовых отправлений, выявлены нарушения лицензионных условий (лицензия 162571) и обязательных требований при оказании услуг почтовой связи в объекте почтовой связи УФПС Омской области - филиала АО «Почта России» (далее - ОПС), а именно:

- не обеспечена регистрация, доставка (вручение) международных регистрируемых почтовых отправлений №№ LO945971402CN, L0945938962CN (далее мелкие пакеты), также не обеспечена доставка извещений о данных мелких пакетах адресату. Согласно информации, представленной АО «Почта России» в рамках рассмотрения обращения, а также информации, размещённой на официальном сайте АО «Почта России» по отслеживанию почтовых отправлений, мелкие пакеты 22.04.2020 прибыли в адресное отделение почтовой связи Омск 644030 Омского почтамта УФПС Омской области - филиала АО «Почта России» (далее - ОПС Омск 644030) и 04.06.2020 возвращены по обратному адресу.

Сведения, подтверждающие факт регистрации входящих мелких пакетов в ОПС, доставки (вручения) мелких пакетов и доставки извещений о мелких пакетах адресату отсутствуют. Данные мелкие пакеты, согласно информации размещённой на официальном сайте АО «Почта России» по отслеживанию почтовых отправлений, 04.06.2020 зарегистрированы в ОПС Омск 644030 и тот же день высланы обратно отправителю.

Изложенные факты свидетельствуют о том, что мелким пакетам в ОПС Омск 644030 не присваивались входящие порядковые номера, доставка извещений о мелких пакетах адресату не осуществлялась. Срок хранения мелких пакетов в ОПС Омск 644030 нарушен.

На основании данного протокола Управление Роскомнадзора по Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно статье 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, определены в статье 26.1 КоАП РФ.

На основании статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы её обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки её пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно. Операторы почтовой связи обязаны предоставлять пользователям услуг почтовой связи информацию об установленных сроках оказания услуг почтовой связи, а также об утверждённых Правительством Российской Федерации нормативах доставки и контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

Почтовые правила, принятые Советом глав Администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992 (далее - Почтовые правила) введены в действие приказом Минсвязи России от 14.11.1992 № 416. До настоящего времени данный документ не утратил силу и может применяться в части, не противоречащей действующим нормативным правовым актам Российской Федерации (в том числе Правилам).

Согласно статье 454 Почтовых правил, входящие мелкие пакеты учитываются по накладным ф. 16, обрабатываются и вручаются адресату так же, как и внутренние ценные бандероли. Соответственно по смыслу статей 164, 165 Почтовых правил поступившим в ОПС мелким пакетам присваиваются входящие порядковые номера и на каждый мелкий пакет выписывается извещение ф. 22, в которое записывается: порядковый входящий номер отправления, адрес, фамилия, имя, отчество адресата и т.п.

В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области почтовой связи, с целью улучшения качества предоставления услуг по приему и вручению международных почтовых отправлений приказом ФГУП «Почта России» от 01.07.2014 № 190-п утвержден Порядок приема и вручения международных почтовых отправлений (далее - Порядок). Порядок устанавливает требования к приёму, обработке и вручению международных почтовых отправлений.

Требования Порядка обязательны для исполнения филиалами АО «Почта России» и их структурными подразделениями.

Согласно пункту 3 Порядка все поступившие регистрируемые отправления в ОПС подлежат обязательной регистрации в общероссийской автоматизированной системе учёта и контроля за прохождением регистрируемых почтовых отправлений.

Подпунктом 3.2.1. пункта 3 Порядка установлено, что на оболочках входящих мелких пакетов проставляются входящие порядковые номера и выписывают извещение ф. 22. В извещении ф. 22 указывается подавательский номер заказного мелкого пакета (или номер, присвоенный простому мелкому пакету в ММПО - 13 символьный буквенно-цифровой идентификатор), наименование и адрес получателя, ставится оттиск календарного почтового штемпеля. Мелкие пакеты передаются на рабочие места (в кладовую) под расписку с поименной припиской к накладной поименной ф. 16 и хранятся подобранными по входящим номерам.

Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи приведён в разделе XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87.

В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2018 № 171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности АО «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 171-ФЗ), федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» 01 октября 2019 реорганизовано в форме преобразования в АО «Почта России». Датой регистрации АО «Почта России» является 01.10.2019, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ). АО «Почта России» является правопреемником ФГУП «Почта России». Со дня государственной регистрации АО «Почта России» в ЕГРЮЛ к нему в неизменном виде переходят все права и обязанности ФГУП «Почта России».

Реорганизация, предусмотренная Федеральным законом № 171-ФЗ, не является основанием для прекращения или изменения обязательств ФГУП «Почта России», возникших до 01 октября 2018 года, в том числе обязательств, возникших из причинения вреда, неосновательного обогащения или из договоров, стороной которых является ФГУП «Почта России», включая трудовые договоры с работниками ФГУП «Почта России» (часть 5 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ).

АО «Почта России» оказывает услуги почтовой связи на территории Российской Федерации на основании лицензии № 162571 от 11.04.2018 на оказание услуг почтовой связи, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В силу пункта 5 лицензионных требований лицензиат обязан оказывать услуги почтовой связи в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи. Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи (далее – Правила № 234). Правила зарегистрированы в Минюсте 26.12.2014 № 35442.

Согласно пункту 32 Правил № 234 почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресам или выдаются в объектах почтовой связи. В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи: а) простые почтовые отправления; б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах; в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов; г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов. Извещение осуществляется не позднее следующего рабочего дня за днём поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.

В соответствии с пунктом 34 Правил № 234 письменная корреспонденция при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней. Срок хранения почтовых отправлений исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.

В соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 операторы почтовой связи оказывают пользователям услуги почтовой связи на договорной основе.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

Согласно абзацу 1 части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Нарушение АО «Почта России» своих обязанностей по оказанию услуг почтовой связи пользователям услуг почтовой связи, необеспечение качества услуг почтовой связи ущемляют права и законные интересы граждан и юридических лиц и являются существенными.

Вина заинтересованного лица, допустившего правонарушение, заключается в непринятии необходимых и достаточных мер для соблюдения норм и правил, а также невыполнении обязанности осуществления своей деятельности в соответствии с действующими нормативными актами и законодательством Российской Федерации. Возможность соблюдения действующего законодательства у АО «Почта России» имелась, так как указанное лицо в установленном законом порядке в исполнительной и распорядительной деятельности не ограничивалось.

Материалами дела нарушение заинтересованным лицом приведённых выше нормативных предписаний и требований выданной ему лицензии подтверждено, что содержательно не оспорено им, в связи с чем суд, находя квалификацию административным органом деяния АО «Почта России» по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ правильной, не усматривает оснований для оставления требования Управления Роскомнадзора по Омской области без удовлетворения.

Доводы АО «Почта России», изложенные в письменном отзыве, сводятся к применению судом положений статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений.

Предусмотренный в статье 2.9 КоАП РФ правовой механизм, позволяющий с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий признать не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений правонарушение малозначительным направлен на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления деятельности субъекта.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценив совокупность представленных доказательств, характер и степень общественной опасности правонарушения, конкретные обстоятельства совершения вменяемого административного правонарушения, суд приходит к выводу о том, что совершённое предприятием деяние содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и заключается в пренебрежительном отношении заинтересованного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, поэтому не может быть расценено в качестве малозначительного.

Исключительных обстоятельств для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.

Нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено, административный орган действовал законно, в пределах своих полномочий.

Согласно пункту 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

При определении меры административной ответственности должны учитываться как положения КоАП РФ о том или ином виде наказания, так и фактические обстоятельства каждого конкретного дела.

Учитывая, что ранее АО «Почта России» неоднократно было привлечено к административной ответственности за совершение аналогичных административных правонарушений (решения Арбитражного суда Омской области от 04.06.2020 по делу № А46-8220/2020, от 04.06.2020 по делу №А46-8219/2020, от 27.03.2020 по делу №А46-1689/2020), отсутствие объективных обстоятельств, воспрепятствовавших Обществу выдержать лицензионные требования, выявленное административное правонарушение малозначительным не является, суд, считает необходимым назначить заинтересованному лицу наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, именем РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области удовлетворить.

Привлечь акционерное общество «Почта России» (зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по городу Москве 01.10.2019, основной государственный регистрационный номер <***>, идентификационный номер налогоплательщика <***>, место нахождения: 131000, <...>) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к административной ответственности, назначить административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: получатель: УФК по Омской области (Управление Роскомнадзора по Омской области), лицевой счёт <***>, ИНН <***>, КПП 550401001, наименование банка получателя: Отделение Омск, БИК 045209001, расчётный счёт <***>, ОКТМО 52701000, КБК 09611601141019000140, УИН 09600000000026936340.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.

В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объёме.

Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         С.В. Яркова