АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск 21 августа 2020 года | № дела А46-11712/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена в заседании 20 августа 2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21 августа 2020 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рейтер М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Омский агрегатный завод» (ИНН 3161109 , ОГРН 5543062288 ) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 3085391 , ОГРН 5504038524 ) о признании недействительным решение от 29.07.2020 № КУДВ -001/2020-3990695/4, обязанием осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию вновь образованного помещения, при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 05.08.2020, личность удостоверена паспортом,
от заинтересованного лица - ФИО2, по доверенности от 16.03.2020, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Омский агрегатный завод» (далее по тексту – АО «Омский агрегатный завод», АО «ОАЗ», заявитель) со ссылкой на положения статью 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление, Управление Росреестра по Омской области, заинтересованное лицо) об оспаривании решения от 29.07.2020 № КУДВ-001/2020-3990695/4 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении помещения, расположенного по адресу: <...>.
В качестве способа восстановления нарушенного права, просит суд обязать Управление осуществить кадастровый учет вновь образованного помещения и государственную регистрацию прав на него.
В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал с учетом уточнений.
Представитель заинтересованного лица возразил относительно требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Рассмотрев материалы дела и доводы сторон, изложенные в письменных пояснениях и выступлениях в заседании, суд установил следующие обстоятельства.
14.04.2020 АО «ОАЗ» обратилось в Управление Росреестра по Омской области с заявлением № КУВД-001/2020-3990695 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на вновь образованное помещение с кадастровым номером 55:20:240801:2210 путем объединения помещений с кадастровыми номерами: 55:20:240801:2558; 55:20:240801:2778; 55:20:240801:2779; 55:20:240801:2560; 55:20:240801:2561; 55:20:240801:2562; 55:20:240801:2759; 55:20:240801:2901; 55:20:240801:2900; 55:20:240801:2760; 55:20:240801:2565, включая помещения (кухня, коридор, туалет, ванная, шкаф), входящие в состав квартир 10,14,15 и ранее (до перевода вышеуказанных объектов недвижимости в нежилые помещения), имеющие статус помещений общего пользования этих квартир, а также включая помещения лестничной клетки и тамбура.
29.04.2020 Межмуниципальным Калачинским отделом (Черлакского района) Управления Росреестра по Омской области было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав № КУВД-001/2020-3990695/1.
В обоснование приостановления кадастрового учета и государственной регистрации прав в уведомлении № КУВД-001/2020-3990695/1 от 29.04.2020 Межмуниципальный Калачинский отдел (Черлакского района) Управления Росреестра по Омской области указано на образование помещения путем присоединения мест общего пользования.
В ответ на уведомление № КУВД-001/2020-3990695/1 от 29.04.2020 АО «ОАЗ» устранило замечания и 18.05.2020 представило повторно технический план, в текстовой части которого были описаны все помещения, входящие в состав вновь образованного нежилого помещения, включая помещения (кухня, коридор, туалет, ванная, шкаф), входящие в состав квартир 10,14,15 и ранее (до перевода вышеуказанных объектов недвижимости в нежилые помещения), имеющие статус помещений общего пользования этих квартир, а также включая помещения лестничной клетки и тамбура.
Решением Управления от 29.07.2020 № КУДВ-001/2020-3990695/4 обществу отказано в осуществлении регистрационных действий по причине того, что определение характеристик вновь образуемого помещения нарушает права собственников многоквартирного дома 10 по ул. Курортная на общедомовое имущество. В качестве разрешения спорной ситуации обществу предложено провести реконструкцию помещения, путем оформления соответствующей разрешительной документации.
Посчитав, что оспариваемым актом Управления нарушено право общества на кадастровый и регистрационный учет в отношении помещения, расположенного по адресу: <...>, последовало обращение в суд с настоящим требованием.
В процессе рассмотрения заявления общества, Управлением Росреестра по Омской области принято решение об отказе в государственной регистрации права в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации права. Означенные обстоятельства послужили основанием к уточнению заявления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд считает требования подлежащими удовлетворению.
Из положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации, Закон № 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, представляемые для осуществления государственного кадастрового учета, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета.
Судом установлено, что общество обратилось в установленном порядке в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на вновь образованное помещение с кадастровым номером 55:20:240801:2210 и приложением требуемых документов.
Как усматривается из материалов дела, в обоснование оспариваемого отказа в проведении регистрационных действий заинтересованное лицо, ссылаясь на положения жилищного законодательства, предусматривающее уменьшение общего имущества в многоквартирном доме только по результатам проведенной реконструкции, между тем, из содержания представленных обществом документов заинтересованное лицо усмотрело нарушение предписанных требований.
Между тем, данная позиция противоречит фактическим обстоятельствам дела. Постановлением № 19 от 17.02.2020 главы городской Администрации Чернолучинского городского поселения жилые помещения с кадастровыми номерами: 55:20:240801:2558; 55:20:240801:2778; 55:20:240801:2779; 55:20:240801:2560; 55:20:240801:2561; 55:20:240801:2562; 55:20:240801:2759; 55:20:240801:2901; 55:20:240801:2900; 55:20:240801:2760; 55:20:240801:2565, расположенные в здании с кадастровым номером 55:20:240801:2210, переведены из состава жилого фонда в нежилое помещение в целях использования указанных помещений в качестве гостиницы, в связи с чем, здание с кадастровым номером утратило статус многоквартирного дома.
Из обстоятельств дела следует, что основное здание по прежнему имеет назначение «Многоквартирный дом», что не соответствует действительности.
В соответствии с письмом от 24.04.2017 года № ОГ-Д23-4974 Министерства экономического развития РФ в настоящее время законодательством Российской Федерации не урегулированы на комплексной и системной основе правила присвоения наименований объектам недвижимости. В связи с этим положениями Закона № 218-ФЗ не предусмотрено норм о внесении изменений в части наименования объекта недвижимости. При этом по заявлению собственника объекта недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета могут быть изменены только основные сведения об объекте недвижимости, к числу которых назначение здания, помещения, а также наименование здания не относятся. Жилищным кодексом Российской Федерации определен порядок изменения назначения помещений (глава 4), однако порядок изменения назначения здания законодательством Российской Федерации не установлен. В этой связи согласно части 1 статьи 32 Закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке), что и было предпринято администрацией поселения, посредством издания правового акта о переводе жилых помещений в нежилые.
В противовес мнению заинтересованного лица, суд соглашается с позицией заявителя о том, что реконструкция здания не может осуществляться лишь в целях изменения наименования и назначения объекта капитального строительства или в целях объединить имеющиеся и уже стоящие на кадастровом учете помещения объекта капитального строительства, т.к. реконструкция это не формальное понятие, а строительно-монтажные работы, выполнение которых в настоящем случае не требуется.
То обстоятельство, что в случае перевода всех жилых помещений в многоквартирном доме в нежилые помещения происходит исключение многоквартирного дома из жилищного фонда подтверждается также пунктом 54 Приказа Росстата от 18.07.2019 № 414 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством» согласно которому ведется учет количества многоквартирных домов, выбывших из жилищного фонда в связи с переводом всех жилых помещений в нежилые.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 27 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, указанные в статье 26 названного Закона.
Статьей 26 Закона № 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Однако приведенное регистрирующим органом в уведомлении о приостановлении основание в данном перечне отсутствует.
При этом управление, сославшись на пункт 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ (форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации), в нарушение пункта 70 Административного регламента не указало нормы, несоблюдение которых привело к приостановлению, их содержание и в чем именно заключается несоблюдение требований нормативных правовых актов, а также рекомендации по устранению причин приостановления (на основании каких правовых норм и какие действия необходимо совершить).
С учетом изложенного оспариваемый отказ регистрирующего органа осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на вновь образованное помещение, без проведения надлежащей правовой экспертизы представленных обществом документов, не может быть признан обоснованным, противоречит принципу достоверности сведений ЕГРН и публичному интересу.
Это решение Управления Росреестра по Омской области в данном случае не может быть признано законным и обоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, не является обоснованным.
Системное толкование норм частей 4 и 5 статьи 201 АПК РФ позволяет считать, что подлежащий применению способ устранения органами государственной власти допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в итоге определяется арбитражным судом.
Таким образом, руководствуясь нормой части 5 статьи 201 АПК РФ и с целью восстановления нарушенного права общества, суд считает обоснованным возложение на Управление обязанности произвести кадастровый учет вновь образованного помещения и государственную регистрацию прав на него в установленном порядке.
В связи с удовлетворением требования заявителя, понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления в суд отнесению на заинтересованное лицо.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные акционерным обществом «Омский агрегатный завод» (ИНН <***>, ОГРН <***>) требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, изложенное в виде уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 29.07.2020 № КУВД-001/2020-3990695/4.
ОбязатьУправление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на вновь образованное помещение с кадастровым номером 55:20:240801:2210, расположенное по адресу: <...>.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу акционерного общества «Омский агрегатный завод» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и в указанный срок может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья С.В. Ярковой