ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-11881/2021 от 28.10.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

03 декабря 2021 года

№ дела

А46-11881/2021

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 28 октября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 03 ноября 2021 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Колмогоровой А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Паничкиной М.А., рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 07.02.2021, личность удостоверена паспортом, допущен;

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 16.02.2021, личность удостоверена паспортом, допущена,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее – Департамент, заинтересованное лицо) № Исх-ОГ-ДАГ/0901/244 от 02.04.2021 в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - «Коммунально-складской объект V класса опасности, расположенный по адресу: <...> в Кировском АО г. Омска», обязании Департамента в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства - «Коммунально-складской объект V класса опасности, расположенный по адресу: <...> в Кировском АО г. Омска» - на основании заявления от 29.03.2021 № АГ-МУ/244-ОГ.

Определением от 11.05.2021 указанное исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении заявления отказать.

Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

ИП ФИО1 принадлежит на праве собственности недвижимое имущество - земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: склады; площадью: 2 305 +/- 17 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир двухэтажное здание; почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Новороссийская,               д. 2/7, кадастровый номер 55:36:110110:7301.

Исходя из положений подпункта 15 пункта 18 Положения о Департаменте, утвержденного Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 № 3, Департамент является структурным подразделением Администрации города Омска, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.

29.03.2021 предприниматель обратился в Департамент с заявлением № ДАГ-МУ/244-ОГ о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - «Коммунально-складской объект V класса опасности, расположенный по адресу: <...> в Кировском АО г. Омска», на которое был получен отказ в выдаче разрешения на строительство № Исх-ОГ-ДАГ/0901/244 от 02.04.2021 с указанием следующего.

При проверке документов установлено, что представленная проектная документация не соответствует требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана от 19.04.2019 № RU 55-000000022505 земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:7301.

Согласно требованиям к строительству, установленным в проекте планировки территории, расположенной в границах: улица Лукашевича - улица Волгоградская -улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском АО города Омска, утвержденном Постановлением Администрации города Омска от 10.09 2010 № 805-п (в редакции постановления Администрации города Омска от 23.09.2016 № 1181-п), проектируемый объект расположен в зоне планируемого размещения наземного многоэтажного гаража-стоянки, в то время как в соответствии с представленной проектной документацией на рассматриваемом земельном участке предполагается строительство коммунально-складского объекта V класса опасности.

Несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, является основанием отказа для департамента архитектуры в выдаче разрешения на строительство вышеуказанного объекта.

По мнению заявителя, отказ Департамента являетсянезаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно требованиям к строительству, установленным в проекте планировки территории, расположенной в границах: улица Лукашевича - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском АО города Омска, утвержденном Постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 № 805-п (в редакции Постановления Администрации города Омска от 23.09.2016 № 1181-п), проектируемый объект расположен в зоне планируемого размещения наземного многоэтажного гаража-стоянки, в то время как в соответствии с представленной проектной документацией на рассматриваемом земельном участке предполагается строительство коммунально-складского объекта V класса опасности.

В градостроительном плане указываются только реквизиты проекта планировки и проекта межевания территории с указанием номера планировочной структуры, что не является требованием к строительству объекта капитального строительства, при несоответствии которым представленных документов может быть отказано на основании пункта 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Предприниматель считает, что основание отказа как несоответствие проектной документации проекту планировки территории может быть применимо лишь в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, который в рассматриваемом споре отсутствует.

Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 55:36:110110:7301 принадлежит предпринимателю на праве собственности.

Данный земельный участок в соответствии картой градостроительного зонирования, содержащейся в Правилах землепользования и застройки территории города Омска, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, расположен в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности ПЗ-309. Расположение земельного участка в территориальной зоне и виды разрешенного использования земельного участка указаны в градостроительном плане земельного участка, выданном Департаментом по заявлению ИП ФИО1

Основным видом разрешенного использования земельного участка для данной территориальной зоны, в том числе являются промышленные объекты и производства, коммунально-складские объекты IV-V классов опасности; промышленные объекты и производства, коммунально-складские объекты, не являющиеся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 20.03.2019, в отношении указанного выше земельного участка установлен вид разрешенного использования - площадки и сооружения для складирования отправляемых и пребывающих, погрузочно-разгрузочные площадки, для размещения коммунальных, складских объектов.

ИП ФИО1 обратилась с заявлением в филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:7301 вида разрешенного использования – склады, в связи с чем в отношении названного земельного участка внесены сведения о виде разрешенного использования - склады, что подтверждается уведомлением от 06.04.2020 № КУВД-001/2020-3699274/1.

Заявитель приобрел земельный участок на праве собственности, решение об изъятии земельного участка уполномоченным органом не принималось, соответственно, собственник вправе использовать земельный участок в соответствии с основными видами разрешенного использования, установленными градостроительными регламентами, что отвечает положениям гражданского, земельного и градостроительного законодательства.

При указанных обстоятельствах отказ Департамента в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства по изложенным в нем мотивам создает  препятствия  в  осуществлении   предпринимательской  деятельности,  является незаконным, а потому подлежит признанию судом недействительным.

Заинтересованное лицо, возражая относительно удовлетворения заявленных в данном споре требований, указало следующее.

Департамент, как уполномоченный орган, обязан, согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ, проводить проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, под которым в соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ понимаются в совокупности требования: градостроительного регламента, проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Заинтересованное лицо, рассмотрев заявление предпринимателя от 29.03.2021 № ДАГ-МУ/244-ОГ о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - «Коммунально-складской объект V класса опасности, расположенный по ул. Новороссийская, д. 2/7 в Кировском АО г. Омска» - на земельном участке с кадастровым номером 55:36:110110:7301, установило, что представленная проектная документация не соответствует требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана от 19.04.2019 № RU 55-000000022505 земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:7301 (далее - требования к строительству).

Согласно требованиям к строительству, установленным в проекте планировки территории, расположенной в границах: улица Лукашевича - улица Волгоградская — улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, утвержденном Постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 № 805-п (в редакции Постановления Администрации города Омска от 23.09.2016 № 1181-п), проектируемый объект расположен в зоне планируемого размещения наземного многоэтажного гаража-стоянки, в то время как в соответствии с представленной проектной документацией на рассматриваемом земельном участке предполагается строительство коммунально-складского объекта V класса опасности.

В связи с выявленным несоответствием представленной проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, Департамент отказал ИП ФИО1 в выдаче разрешения на строительство вышеуказанного объекта.

Также заинтересованное лицо пояснило, что информацией об установленном градостроительном регламенте заявитель обладал с 2019.

По заявлению ИП ФИО1 Департаментом подготовлен   градостроительный   план   от   19.04.2019  №   55-000000022505 земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:7301, в пункте 2 которого содержится информация об установленном в пределах границ соответствующей территориальной зоны градостроительном регламенте, утвержденном Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области»: «Земельный участок расположен в границах территориальной зоны производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности П-309».

В указанном градостроительном плане содержится информация об
утвержденном Проекте планировки территории, утвержденной Постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 № 805-п (в редакциипостановленияАдминистрации города Омска от 23.09.2016 № 1181-п), в отношении территории, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 55:36:110110:7301, расположенной в границах: улица Лукашевича - улица Волгоградская — улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска.

Суд, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности и взаимной связи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), не нашел оснований для удовлетворения требования предпринимателя, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, для признания незаконным решения Департамента об отказе в выдаче ИП ФИО1 разрешения на строительство необходима совокупность двух условий: несоответствие отказа закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя, при отсутствии таковой заявление предпринимателя удовлетворению не подлежит.

На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 4 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (пункт 1 статьи 41                 ГрК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 41 ГрК РФ, проект планировки территории является документом по планировке территории.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1)      чертеж или чертежи планировки территории, на которых
отображаются:

а)красные линии;

б)границы существующих и планируемых элементов планировочной
структуры;

в)   границы зон планируемого размещения объектов капитального
строительства;

2)  положение о характеристиках планируемого развития территории, в
том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах,
установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для
развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях
согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 ГрК РФ информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения;

3)     положения об очередности планируемого развития территории,
содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы
комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры (пункт 3 статьи 42 ГрК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 42 ГрК РФ, материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат:

1)карту (фрагмент карты) планировочной структуры территорий поселения, городского округа, межселенной территории муниципального района с отображением границ элементов планировочной структуры;

2)результаты инженерных изысканий в объеме, предусмотренном разрабатываемой исполнителем работ программой инженерных изысканий, в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с ГрК РФ;

3)обоснование определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства;

4)схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети;

5)схему границ территорий объектов культурного наследия;

6)схему границ зон с особыми условиями использования территории;

7)обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения;

8)схему, отображающую местоположение существующих объектов
капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

9)варианты планировочных и (или) объемно-пространственных решений
застройки территории в соответствии с проектом планировки территории (в
отношении элементов планировочной структуры, расположенных в жилых или общественно-деловых зонах);

10)     перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению
пожарной безопасности и по гражданской обороне;

11)перечень мероприятий по охране окружающей среды;

12)обоснование очередности планируемого развития территории;

13)   схему вертикальной планировки территории, инженерной подготовки
и инженерной защиты территории, подготовленную в случаях, установленных
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

14)     иные материалы для обоснования положений по планировке
территории.

В соответствии с пунктом 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Планировка территории является деятельностью уполномоченных органов местного самоуправления, направленная на определение перспективного развития конкретной территории, и отражающей не только действующие, но также и возможные варианты использования территории в будущем.

Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ, строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.

Порядок выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) установлен                    статьей 51 ГрК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 51 ГрК РФ), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

В силу статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.

Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган с приложением необходимых документов.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о
выдаче разрешения на строительство;

2)    проводит проверку соответствия проектной документации или схемы
планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения
объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству,
реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату вьщачи
представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана
земельного участка, или в случае вьщачи разрешения на строительство линейного объекта
требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также
допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с
разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленным в
соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

3) выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения
с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае вьщачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 57.3 ГрК РФ в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка выдается градостроительный план земельного участка

Согласно пункту 2 статьи 57.3 ГрК РФ, источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с частью 7 статьи 57.3 ГрК РФ.

Как следует из части 3 статьи 57.3 ГрК РФ, в градостроительном плане земельного участка содержится информация:

1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории (пункт 3 статьи 57.3 ГрК РФ).

2)      о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его
наличии) или в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 ГрК РФ, о границах образуемого земельного участка, указанных в утвержденной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;

3)о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии);

4)о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;

5)об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с ГрК РФ, иным федеральным законом;

6)    о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта
капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;

7)   о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального
строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 ГрК РФ, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ;

7.1)    о    предельных    параметрах    разрешенного    строительства,    реконструкции    объекта капитального   строительства,   установленных   положением   об   особо   охраняемых   природных территориях,   в   случае   выдачи   градостроительного   плана   земельного   участка   в   отношении земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории;

8)о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории;

9)об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;

10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;

11) о границах публичных сервитутов;

12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок;

13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения;

14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов;

15)о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), определяемая с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа (при их наличии), в состав которой входят сведения о максимальной нагрузке в возможных точках подключения (технологического присоединения) к таким сетям, а также сведения об организации, представившей данную информацию;

16)    о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации,
муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;

17)о красных линиях.

Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования, в соответствии с зонированием территорий.

Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ виды разрешенного использования могут быть основными, условно разрешенными и вспомогательными.

Статьей 37 ГрК РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Указанное подтверждается пунктами 1 и 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ, которые регламентируют, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, а также сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

В связи с указанными обстоятельствами и на основании вышеизложенных норм суд приходит к следующим выводам.

Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения (пункт 7 части 4 статьи 42 ГрК РФ).

Нормативы градостроительного проектирования - совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 ГрК РФ, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Следовательно, изменение расположения объектов капитального строительства по усмотрению заявителя в противоречии материалам по обоснованию проекта планировки территории приведет к несоответствию расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа, объектами благоустройства территории, иными объектами городского округа и в результате к несоответствию технико-экономических показателей проекта планировки территории, которые являются основной частью проекта планировки территории.

Факт того, что основная часть проекта планировки подлежит утверждению, не исключает того обстоятельства, что материалы по обоснованию проекта планировки являются составной частью проекта планировки территории и подлежат применению.

Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства явилось выявленное Департаментом несоответствие представленной проектной документации материалам по обоснованию проекта планировки территорииархитектуры.

Довод заявителя о том, что основание отказа заинтересованного лица судом оценивается критически, поскольку в отношении территории, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 55:36:110110:7301, утвержден Проект планировки территории, следовательно, указанное Департаментом основание для отказа в выдаче разрешения на строительство применимо к спорному объекту капитального строительства, не являющегося линейным объектом.

Поскольку предметом доказывания по данному делу является
противоправность оспариваемого акта и нарушение прав и законных
интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности, постольку заявитель обязан доказать, какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствуют оспариваемый отказ; какие принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности он считает нарушенными, какие обязанности незаконно возложены на заявителя; какие иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
заявителясозданыоспариваемымактом.

Предпринимателем не представлено доказательств нарушения Департаментом его прав и законных интересов в сфере экономической деятельности и не доказано, каким нормам не соответствуют оспариваемый отказ, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В главе 9 АПК РФ определен общий порядок разрешения вопросов о судебных расходах. Согласно статье 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (статья 110 АПК РФ).

С учетом результатов рассмотрения заявления расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 49, 101, 110, 167-170, 176, 177, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 принять (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) № Исх-ОГ-ДАГ/0901/244 от 02.04.2021 в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - «Коммунально-складской объект V класса опасности, расположенный по адресу: <...> в Кировском АО г. Омска» - отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.

Настоящий судебный акт на основании части 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

В соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размеще ния на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия (вынесения).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, заверенные надлежащим образом копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления в арбитражный суд соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручены уполномоченным представителям нарочно под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         А.Е. Колмогорова