ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-11935/11 от 10.11.2011 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Омск № дела 10.11.2011 г. А46-11935/2011

Резолютивная часть решения объявлена 10.11.2011 г.

Полный текст решения изготовлен 10.11.2011 г.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Погосткиной Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мулдахметовой Б.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>), город Омск

к федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 55026 (ИНН <***>, ОГРН <***>), город Омск, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>), город Москва

о взыскании 2 369 114 руб. 55 коп.

при участии в заседании представителей:

от истца – ФИО1 по доверенности от 28.12.2010 г. № 6071-ИП/04,

от ответчика – не явились,

У С Т А Н О В И Л :

иск заявлен муниципальным предприятием города Омска «Тепловая компания» (далее - МП «Тепловая компания») о взыскании с федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 55026 (далее - ФБУ - войсковая часть 55026) задолженности за тепловую энергию, потребленную по государственному контракту от 25.10.2010 № 9020 в период с 01.04.2011 по 31.07.2011, в сумме 925 458руб.42коп. , процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 12 255руб.45коп. по состоянию на 31.08.2011., 77руб.30коп. расходов по отправке почтовой корреспонденции, а при недостаточности денежных средств учреждения субсидиарно с Министерства обороны Российской Федерации.
  Истец в судебном заседании поддержал исковые требования.
  Ответчики отзыва на иск не представили, в заседание суда не явились.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя истца, суд установил, что 25 января 2010 года между МП «Тепловая компания» (ЭО) и ФБУ - войсковая часть 55026 (абонент) заключен государственный контракт на отпуск тепловой энергии № 9020, согласно которому МП «Тепловая компания» обязалась подавать абоненту тепловую энергию, а абонент оплачивать принятую энергию (пункт 1.1.1 договора).

Согласно расчетам истца за период с 01.04.2011 по 31.07.2011 года ответчиком потреблена тепловая энергия на сумму 925 458,42руб., в связи с чем для оплаты выставлены счета-фактуры от 30.04.2011 № 00010772, от 31.05.2011 № 00013660, от 30.06.2011 № 00016326, от 31.07.2011 № 00019256.

В силу п. 4.7 государственного контракта от 25.10.2010 № 9020 оплата тепловой энергии производится абонентом ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за расчётным, а в декабре до 20 числа текущего месяца, на основании предоставленных ЭО до 10 числа следующего за отчетным, а в декабре до 20 числа текущего месяца, счетов-фактур и актов выполненных работ.

Ответчик обязательства по оплате потреблённой тепловой энергии не исполнил, в связи с чем образовалась задолженность в размере 925 458,42руб.

Отсутствие действий со стороны ответчика по оплате задолженности послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.

Оценив представленные доказательства, а также доводы сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Оплата энергии должна производиться за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из пояснений истца, в соответствии с п. 4.2.2. учет поставляемой тепловой энергии при наличии приборов учета на границе раздела производится по показаниям приборов учета с учетом потерь на участке тепловых сетей от границы раздела теплосетей до места установки приборов.

В соответствии с п. 4.2.3. учет поставляемой тепловой энергии при отсутствии приборов учета у Абонента - по приборам учета на теплоисточнике за вычетом нормативных тепловых потерь на магистральных тепловых сетях путем распределения остатка между абонентами пропорционально их доле потребления тепловой энергии и протяженности тепловых сетей, с учетом тепловых потерь на тепловых сетях Абонента после границы раздела.

В соответствии с п. 4.3. показания приборов учета тепловой энергии Абонент снимает и передает ЭО с 23 по 26 число расчетного месяца. Но, в соответствии с этим пунктом, при не предоставлении отчета в указанный срок ЭО производит расчет в соответствии с 4.2.3. настоящего контракта.

Показания приборов учета были предоставлены ответчиком не по всем объектам, указанным в приложении №2 к договору, и на основании этого расчет объема потребленной по контракту № 9020 производился как в соответствии с п. 4.2.2. ,так и с п. 4.2.3.

В связи с отсутствием у ответчика приборов учета тепловой энергии учет потребленной тепловой энергии производится в соответствии с п. 4.2.3. договора, в соответствии с которым, учет поставляемой тепловой энергии при отсутствии приборов учета у Абонента - по приборам учета на теплоисточнике за вычетом нормативных тепловых потерь на магистральных тепловых сетях путем распределения остатка между абонентами пропорционально их доле потребления тепловой энергии и протяженности тепловых сетей, с учетом тепловых потерь на тепловых сетях Абонента после границы раздела.

Путем распределения остатка рассчитывается тепловая энергия, используемая на отопление. Объем тепловой энергии на ГВС и потери являются постоянными, и соответствуют объемам, указанным в договоре.

Для пропорционального распределения рассчитывается коэффициент, который применяется для определения объема потребленной тепловой энергии на отопление. Объемы тепловой энергии на ГВС и потери, указанные в договоре, являются постоянными и подлежат включению в счет-фактуру в полном объеме.

Применяемый в расчетном методе определения объема потребленной тепловой энергии коэффициент рассчитывается на основании Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом от 06.05.2000 г. №105 Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. В соответствии с п. 24-25 указанной методики при временном отсутствииу потребителя тепловой энергии (абонента) приборов учета или в период до их установки, для определения потребленных тепловой энергии и теплоносителя применяется расчетный метод учета.

Количество тепловой энергии и теплоносителя, использованных отдельным абонентом без приборов учета, рассматривается как соответствующая часть общего количества тепловой энергии и теплоносителя, потребленного всеми абонентами без приборов учета в системе теплоснабжения.

Общее количество тепловой энергии и теплоносителя, потребленное за расчетный период всеми абонентами без приборов учета, определяется из теплового и водного балансов системы теплоснабжения, а отдельным потребителем - пропорционально его расчетным часовым тепловой и массовой (объемной) нагрузкам, указанным в договоре теплоснабжения, с учетом различия в характере теплового потребления: отопительно - вентиляционная тепловая нагрузка переменна и зависит от метеоусловий, тепловая нагрузка горячего водоснабжения в течение отопительного периода постоянна.

Тепловые потери через изоляцию трубопроводов на участках тепловой сети, находящихся на балансе соответствующего абонента, включаются в количество тепловой энергии, потребленной этим абонентом, так же как и потери тепловой энергии со всеми видами утечки и сливом теплоносителя из систем теплопотребления и трубопроводов его участка тепловой сети.

Для определения количества тепловой энергии, использованной каждым из рассматриваемых абонентов на отопление и приточную вентиляцию, необходимо предварительно выделить расчетным путем из общего количества тепловой энергии, приходящейся в тепловом балансе системы теплоснабжения на эти абоненты, часть тепловой энергии, использованной ими на горячее водоснабжение, а также часть тепловой энергии, потерянной на участках тепловой сети, находящихся на их балансе, в соответствии с выражением.

При расчетах коэффициента МП г. Омска «Тепловая компания» берет не часовую нагрузку, как указано в формуле, а нагрузку за месяц.

Данный коэффициент зависит от всего объема выработанной тепловой энергии на теплоисточнике, и соответственно зависит от температуры окружающего воздуха.

Таким образом, учитывая коэффициенты распределения, рассчитывается фактическое потребление за каждый месяц:

1.Апрель 2011 г.

Согласно представленным в ЭО справкам о потреблении тепловой энергии за период с 22.03.11 г. по 20.04.10 г. потребление тепловой энергии на объектах Абонента, оборудованных приборами учета составило: 108,38 Гкал + 2,79 Гкал (потери) = 111,17 Гкал (Луч 1 апрель) 227,55 Гкал + 0,11 Гкал (потери) = 227,66 Гкал (Луч 2 апрель)

потребление за период с 21.04.11 г. по 26.04.11 г. согласно справке за май (Луч-2) составило 37,78 Гкал. Итого потребление за апрель согласно приборам учета составило - 376,61 Гкал

Также, в связи с отсутствием у Абонента приборов учета на других объектах, Абоненту было рассчитано потребление тепловой энергии в соответствии с п. 4.2.3. и договорными величинами в объеме 34,37 Гкал:

коэффициент за апрель составляет - 1,0 (данный коэффициент применяется только к нагрузке по отоплению).

Договорные нагрузки по договору №9020 в апреле составляют:

35,35 Гкал - отопление;

1,81-Гкал ГВС;

1,03 Гкал-потери

Учитывая вышеизложенное, объем тепловой энергии в апреле 2011 г. (нагрузка берется пропорционально 26 дням - по продолжительности отопительного сезона 35,35/30*26) составляет: 30,64 Гкал - отопление + 1,81 Гкал - ГВС + 1,03 Гкал - потери = 33,48 Гкал.

Итого потребление в апреле 2011 г. составило 376,61 Гкал (по приСи^ам учета) + 33,48 Гкал (по договорным нагрузкам) = 410,09 Гкал

В счет фактуре выставлено - 412,36 Гкал.

2. Май 2011 г.

Согласно представленной в ЭО справке о потреблении тепловой энергии и ГВС за период с 21.04.10 г. по 19.05.10 г. ответчиком получено 46,54 Гкал. Потери до приборов учета составили 1,65 Гкал.

Итого потребление за май согласно приборам учета составило - 48,19 Гкал (46,54+1,65).

Также, в связи с отсутствием у Абонента приборов учета на других объектах, Абоненту было рассчитано потребление тепловой энергии в соответствии с п. 4.2.3. в объема 1.81 Гкал - ГВС с потерями на сетях в объеме 0,15 Гкал.

Коэффициент за май составляет - 1,0 (данный коэффициент применяется к нагрузке по ГВС только в межотопительный период).

Итого 1,96 Гкал.

Итого потребление в мае 2011 г. составило 48,19 Гкал (по приборам учета) + 1,96 Гкал (по договорным нагрузкам) = 50,15 Гкал

3. Июнь 2011 г.

Коэффициент за июнь составляет - 1,0 (данный коэффициент применяется к нагрузке по ГВС только в межотопительный период).

В связи с отсутствием у Абонента приборов учета на других объектах, Абоненту было рассчитано потребление тепловой энергии в соответствии с п. 4.2.3. в объеме 1,81 Гкал - ГВС с потерями на сетях в объеме 0,17 Гкал.

Итого 1,98 Гкал.

В связи с непредставлением справок о потреблении тепловой энергии и ГВС, по объектам на которых установлены приборы учета, но представлены справки о потреблении, расчет был произведен в соответствии с п. 4.2.3. договора: согласно приложению №2 к договору, договорная нагрузка потребления в июне (с учетом потерь) составляет 102,745 Гкал. По объектам без приборов учета начислено 1,98 Гкал. Таким образом, по данным объектам потребление составляет 102,745 Гкал - 1,98 Гкал = 100,77 Гкал.

Итого потребление в июне 2011 г. составило 100,77 Гкал (по объектам с приборами учета, но без предоставления справок) + 1,98 Гкал (по договорным нагрузкам) = 102,75 Гкал.

4. Июль 2011 г.

Коэффициент за июль составляет - 0,7294092 (данный коэффициент применяется к нагрузке по ГВС только в межотопительный период).

В связи с отсутствием у Абонента приборов учета на других объектах, Абоненту было рассчитано потребление тепловой энергии в соответствии с п. 4.2.3. в объеме 1,1 Гкал = 0,98 Гкал - ГВС (1,81 Гкал * 0,7294092) с потерями на сетях в объеме 0,12 Гкал.

Итого 1,1 Гкал.

В связи с непредставлением справок о потреблении тепловой энергии и Г2С, по объектам на которых установлены приборы учета, но представлены справки о потреблении, расчет был произведен в соответствии с п. 4.2.3. договора: согласно приложению №2 к договору, договорная нагрузка потребления в июне (с учетом потерь) составляет 102,656 Гкал. По объектам без приборов учета начислено 1,1 Гкал.

В связи с остановкой котельной в период с 04.07.11 по 11.07.11 (8 дней) расчет ГВС произведен за 23 дня с применением коэффициента: 49,939 Гкал = 92,279 Гкал (договорная нагрузка ГВС за июль) / 31 * 23 * 0,7294092.

Потери также рассчитаны из расчета за 23 дня, но без применения коэффициента: 7,6986 Гкал = 10,3765 Гкал (2,064+7,963+0,1132+0,2363)/31*23. Итого потребление 56,54Гкал (49,94 + 7,70) -1,1.

Итого потребление в июле 2011 г. составило 56,54 Гкал (по объектам с приборами учета, но без предоставления справок) + 1,1 Гкал (по договорным нагрузкам) = 57,64 Гкал.

По вопросу применения субсидиарной ответственности истец пояснил следующее.

Ст. 31 Федерального закона №83-Ф3 от 08.05.2010 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в целях приведения правового положения федеральных учреждений в соответствие с требованиями законодательных актов, измененных настоящим Федеральным законом, статей 30 и 33 настоящего Федерального закона и настоящей статьи предусмотрено:

1) создать в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральные казенные учреждения, изменив тип следующих федеральных государственных учреждений, действующих на день официального опубликования настоящего Федерального закона:

а) управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

3) федеральным государственным органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей бюджетных учреждений:

в) обеспечить до 1 июня 2011 года внесение изменений в уставы федеральных бюджетных и казенных учреждений.

Согласно ст. 11.1 Федерального закона от 31.05.1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.

Ст. 120 ГК РФ гласит, что частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Учитывая вышеизложенное, ответчик в соответствии с указанными положениями действующего законодательства, может осуществлять деятельность только в форме КАЗЕННОГО учреждения. Не внесение в нарушение действующего законодательства изменений в Устав ответчика, не должно нарушать права истца на погашение задолженности ответчика в порядке субсидиарной ответственности при отсутствии денежных средств у основного должника.

Расчет задолженности ответчиком не оспорен, доказательств его погашения суду не представлено (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), поэтому ответчик в силу ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несет риск наступления для него неблагоприятных последствий.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

Учитывая изложенное, суд пришёл к выводу об обоснованности заявленных требований о взыскании 925 458,42руб.

В связи с допущенной ответчиком просрочкой исполнения обязательства, истец начислил проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 12 255,45руб.

По правилам ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или соответствующей его части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.

Истец, руководствуясь указанной нормой, начислил проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 24.06.2011 по 31.08.2011 из расчёта ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной в размере 8,25% годовых и действующей на день обращения с иском в суд, от неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.

Расчет процентов судом проверен, признан верным, в связи с чем, исковые требования о взыскания процентов подлежат удовлетворению в заявленной сумме.

Истцом также заявлено требование о взыскании судебных расходов на почтовую корреспонденцию по оплате почтовых отправлений искового заявления в адрес ответчиков на сумму 77руб.30коп.

Согласно статье 106 АПК РФ к судебным издержкам относятся, в частности, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В обоснование необходимости взыскания судебных издержек в виде расходов на оплату услуг почтовой связи истец сослался на почтовые квитанции от 19.09.2011 об отправке искового заявления.

Удовлетворяя заявленное требование истца, суд определил подлежащими взысканию судебные издержки в виде расходов на оплату услуг почтовой связи в сумме 77руб.30коп., понесенных в связи с отправкой искового заявления, поскольку данные расходы относятся к расходам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде (ст. 106 АПК РФ).

Согласно п. 4. Общего положения о федеральном государственном учреждении, утвержденном приказом № 1040 Министра обороны Российской Федерации, учредителем учреждения является Министерство обороны Российской Федерации.

Статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно п. 71 раздела II Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082) последнее осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества закрепленного за Вооруженными силами.

В соответствии со ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником, кредитор должен предъявить требования к основному лицу.

Если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Как следует из материалов дела, на момент предъявления иска основной должник - ФБУ - войсковая часть 55026 ,обязательства по оплате потребленной тепловой энергии должным образом не исполнило, что свидетельствовало о невозможности погасить образовавшуюся задолженность собственными средствами в срок установленный контрактом, в связи с чем истец правомерно привлек в качестве субсидиарного ответчика - Министерство обороны Российской Федерации как лицо, осуществляющее правомочия собственника имущества.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственную пошлину следует отнести на ответчика.
  Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 5502655026 (ИНН <***>, ОГРН <***>), город Омск, а при недостаточности денежных средств учреждения - с субсидиарного должника - Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации(ИНН <***>, ОГРН <***>), город Москва за счет казны Российской Федерации, в пользу муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» » (ИНН <***>, ОГРН <***>), город Омск

937 713 руб. 87 коп., в том числе основной долг в сумме 925 458 руб. 42 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 12 255,45руб. а также 77 руб. 30 коп. расходов по отправке почтовой корреспонденции, госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 21 754 руб. 28 коп.
  Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном порядке.


Судья Е.А. Погосткина