ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-12039/11 от 16.11.2011 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, 51, г. Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск дело № А46–12039/2011

23 ноября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2011 года.

Решение изготовлено в полном объёме 23 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Солодкевича И.М., при ведении протокола судебного заседания секретарём Амельченко Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании, состоявшемся 14-16 ноября 2011 года, дело № А46-12039/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АВЕНИР» к Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска о признании решения № 23462 от 14.06.2011 частично недействительным,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «АВЕНИР» – ФИО1 (доверенность № 119 от 10.11.2011, сроком действия 3 года, паспорт), ФИО2 (доверенность № 77 от 08.02.2011, сроком действия 3 года, паспорт);

от заинтересованного лица – Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска – ФИО3 (доверенность № 01-01/019837 от 01.08.2011, сроком действия 1 год, удостоверение),

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «АВЕНИР» (далее по тексту – ООО «АВЕНИР», заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска (ниже по тексту – ИФНС России № 2 по Центральному административному округу г. Омска, заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании решения № 23462 от 14.06.2011 недействительным.

В судебном заседании общество в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), уменьшило размер заявленного требования, сочло оспоренный им ненормативный правовой акт инспекции недействительным в части привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в виде штрафа в размере 1 490 руб. 40 коп., отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (НДС) в сумме 111 472 руб., предложения уплатить названный штраф и 228 руб. 96 коп. пеней. Уменьшение размера требования судом в соответствии с частью 5 статьи 49 АПК РФ принято, спор разрешён с его учётом. В этой части налогоплательщиком требование поддержано по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях на отзыв. Налоговым органом таковое не признано по мотивам, приведённым в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил, что 19.01.2011 заявителем в ИФНС России № 2 по Центральному административному округу г. Омска подана налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2010 года, в которой ООО «АВЕНИР» отразило налоговую базу в сумме 424 813 руб., НДС, исчисленный из неё по ставке 18 %, равный 76 466 руб., НДС в сумме 136 514 руб., подлежащий налоговому вычету, налоговую базу в сумме 1 105 000 руб., облагаемую по ставке 0 процентов, НДС в сумме 118 924 руб. – налоговый вычет по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов, НДС к возмещению из бюджета по итогам налогового периода в сумме 178 972 руб.

Для проведения камеральной налоговой проверки данной налоговой декларации общество представило, в том числе: 1) контракт № А0000000008, заключённый 10.11.2010 налогоплательщиком как поставщиком с товариществом с ограниченной ответственностью «АТРИУМ-2007» (далее – ТОО «АТРИУМ-2007») Республики Казахстан как покупателем на поставку товаров стоимостью 1 105 000 руб., спецификации к нему; 2) выписки по счёту № 40702810500700010711, подтверждающие зачисление 22.11.2010 оплаты по контракту № А0000000008 от 10.11.2010 в сумме 1 105 000 руб.; 3) счета-фактуры № 3607 от 24.11.2010, № 6 от 06.12.2010; 4) книги покупок и продаж за 4 квартал 2010 года; 5) международную товарно-транспортную накладную № 1629327 с отметкой в получении ТОО «АТРИУМ-2007» товара 10.12.2010; 6) товарную накладную № 3671 от 24.11.2010; 7) паспорт сделки от 15.11.2010; 8) заявление № 1 от 12.01.2011 о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, поданное ТОО «АТРИУМ-2007» в соответствии с Протоколом от 11 декабря 2009 года «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее – Протокол), с отметкой налогового органа Республики Казахстан, совершённой 27.01.2011, об уплате ТОО «АТРИУМ-2007» косвенных налогов за ввезённые товары.

Заинтересованным лицом по результатам камеральной налоговой проверки этой налоговой декларации 05.05.2011 составлен акт № 19665, а 14.06.2011 (по отклонению возражений налогоплательщика) вынесены решения: № 724, каким отказано заявителю в возмещении 178 972 руб. НДС, и № 23462, каким общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 1 490 руб. 40 коп., ему дополнительно начислены к уплате НДС в сумме 7 452 руб. и 228 руб. 96 коп. пеней, отказано в возмещении НДС в сумме 178 972 руб., предложено уплатить обозначенный налог, пени, штраф и внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учёт.

В обоснование данных ненормативных правовых актов инспекцией указано на неверное отнесение ООО «АВЕНИР» операции, связанной с поставкой на экспорт товаров по контракту № А0000000008 от 10.11.2010, к налоговому периоду – 4 квартал 2010 года, поскольку, учитывая положения пункта 9 статьи 167, пункта 3 статьи 172 НК РФ, моментом определения налоговой базы и, соответственно, предъявления налоговых вычетов по ней, является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьёй 165 НК РФ, но заявление № 1 от 12.01.2011 о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, датировано январём 2011 года, приходящемся на период, с которого общество перешло на упрощённую систему налогообложения. Кроме того, вследствие последнего заявитель не исполнил обязанность, установленную абзацем пятым подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ, и не восстановил в бюджет суммы НДС, принятые до перехода на упрощённую систему налогообложения к налоговому вычету по товарам (работам, услугам), не предназначенным далее для использования в операциях, подлежащих обложению НДС.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области № 16-17/13038 от 25.08.2011 апелляционная жалоба заявителя отклонена, ненормативные правовые акты инспекции оставлены без изменения, за исключением исправления технической ошибки, допущенной в решении № 23462 от 14.06.2011 заинтересованным лицом в сумме НДС, в возмещении которого было отказано, со 178 924 руб., на 178 972 руб.

Не согласившись с обозначенным ненормативным правовым актом ИФНС России № 2 по Центральному административному округу г. Омска в приведённой выше части, ООО «АВЕНИР» обратилось с настоящим заявлением о признании его недействительным в судебном порядке.

Не оспаривая довод инспекции, касающийся несоблюдения подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ, признавая, тем самым, что в возмещении 67 500 руб. НДС, заявленного к возмещению за 4 квартал 2010 года, отказано инспекцией оспоренным решением правомерно, заявитель счёл отказ в его возмещении в сумме 111 472 руб. и, как следствие доначисление и предложение уплатить НДС в сумме 7 452 руб., пени в сумме 228 руб. 96 коп. и штраф в размере 1 490 руб. 40 коп., незаконным.

Последнее усмотрено обществом в том, что в силу пункта 9 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС надлежит признать тот, в котором собран полный пакет документов, перечисленных в статье 165 НК РФ. Заявление № 1 от 12.01.2011 о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в числе документов, названных в статье 165 НК РФ, не поименовано, иные же документы, обозначенные в ней, были сданы в налоговый орган с налоговой декларацией, к ним впоследствии (02.02.2011) было присовокуплено и указанное заявление.

Также, по мнению налогоплательщика, имеет правовое значение и то, что заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов первоначально было подано ТОО «АТРИУМ-2007» – 28.12.2010, но возвращено из-за ошибок в декларации по НДС.

Более того, Протоколом, возлагающим на плательщика НДС обязанность по представлению для подтверждения налоговой ставки 0 процентов заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а именно абзацем вторым пункта 5 статьи 1 предусмотрено возмещение НДС и в случае его отсутствия при наличии у налогового органа страны – члена таможенного союза подтверждения сведений, содержащихся в нём, электронным способом.

ИФНС России № 2 по Центральному административному округу г. Омска, возражая против удовлетворения требования налогоплательщика, в судебном разбирательстве заняла позицию, аналогичную изложенной в оспоренном обществом решении, какая приведена выше.

Оценив в совокупности и взаимной связи доказательства, представленные участниками процесса, доводы, предложенные ими, суд отказывает ООО «АВЕНИР» в удовлетворении заявленного им требования, основываясь на следующем.

Пунктом 9 статьи 167 НК РФ определено, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных, в том числе подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, в числе которых заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, названного в подпункте 3 пункта 2 статьи 1 Протокола, нет.

Налоговым органом не оспаривается, что документы, перечисленные в статье 165 НК РФ, налогоплательщиком представлены.

Наряду с этим, порядок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по операциям, связанным с экспортом товара налогоплательщиком страны – члена таможенного союза в страну, также являющуюся членом этого таможенного союза, урегулирован не только национальным законодательством каждой страны – члена таможенного союза, но и Протоколом, ратифицированными Федеральным законом от 19 мая 2010 года № 98-ФЗ «О ратификации Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе», вступившим в силу согласно Решению Межгосударственного Совета Евразийского Экономического Сообщества от 21 мая 2010 года № 36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза» с 1 июля 2010 года, какой есть международный договор и, в том числе в соответствии с пунктом 4 статьи 6 НК РФ, имеет приоритет перед нормами законодательства о налогах и сборах страны – члена таможенного союза, вне зависимости от того, внесены ли соответствующие изменения в национальное законодательство страны – члена таможенного союза.

Пунктом 4 статьи 6 НК РФ, в частности, закреплено, что в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, применяются положения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Пунктом 1 статьи 1 Протокола определено, что при экспорте товаров с территории одного государства – члена таможенного союза на территорию другого государства – члена таможенного союза налогоплательщиком государства – члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Для подтверждения в силу пункта 2 статьи 1 Протокола обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства – члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются, в том числе следующие документы (их копии): заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства – члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств – членов таможенного союза) (подпункт 3) и иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством государства – члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары (подпункт 5).

Документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 1 Протокола, за исключением заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, не представляются в налоговый орган, если их непредставление одновременно с налоговой декларацией следует из законодательства государства – члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

Налоговый орган в соответствии с пунктом 5 статьи 1 Протокола проверяет обоснованность применения нулевой ставки НДС, а также принимает (выносит) соответствующее решение согласно законодательству государства – члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары. В случае непредставления в налоговый орган заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства – члена таможенного союза на территорию другого государства – члена таможенного союза, при наличии в налоговом органе одного государства – члена таможенного союза подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства – члена таможенного союза факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов).

Из приведённых положений Протокола следует, что ими, также как и статьёй 165 НК РФ, урегулирован порядок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по рассматриваемым операциям, что, учитывая отсылочную конструкцию пункта 9 статьи 167 НК РФ и, по существу, дополнение подпунктом 3 пункта 2 статьи 1 Протокола перечня документов, необходимых и обязательных для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям, данного в статье 165 НК РФ, таким документом как заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, оно не может быть исключено из числа документов, предусмотренных статьёй 165 НК РФ, а его непредставление не означает сбор их налогоплательщиком полностью и правильность определения им налогооблагаемой НДС базы на момент, когда это заявление у него отсутствует.

Таким образом, поскольку ООО «АВЕНИР» на момент определения налоговой базы – последний день квартала (в данном случае на 31.12.2010) не располагало полным комплектом документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС, в частности заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, которое было оформлено и представлено им позже – 27.01.2011 и 02.02.2011 сответственно, операция по реализации им товаров на экспорт на территорию государства – члена таможенного союза, включая, принимая во внимание положение пункта 3 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты, неправомерно нашла отражение в его налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2010 года.

Позиция общества нивелирует обязательное значение подпункта 3 пункта 2, пункта 5 статьи 1 Протокола, трансформирует право налогового органа, предусмотренное абзацем вторым пункта 5 статьи 1 Протокола, в его обязанность и предполагает правомерным такое поведение (при продолжении логики рассуждений заявителя), при котором заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отсутствует, но налоговый орган, вопреки предписаниям подпункта 3 пункта 2, пункта 5 статьи 1 Протокола, во всяком случае, должен признать применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов обоснованным, что, очевидно, ошибочно.

Единственное исключение, допускаемое Протоколом, заключено, по верному заявлению ООО «АВЕНИР», в абзаце втором пункта 5 статьи 1, согласно которому, как указывалось ранее, в случае непредставления в налоговый орган заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС налоговых вычетов (зачетов) в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства – члена таможенного союза на территорию другого государства – члена таможенного союза, при наличии в налоговом органе одного государства – члена таможенного союза подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства – члена таможенного союза факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов). Это исключение, вместе с этим, не подтверждает правильность утверждения общества, о том, что обязанностью по представлению рассматриваемого заявления оно не обременено, поскольку из приведённого, напротив, следует, что признать применение нулевой ставки НДС обоснованным на основании сведений, имеющихся у налогового органа, полученных в электронном виде, есть право последнего, которое он волен использовать по своему усмотрению, но не его обязанность.

То обстоятельство, что заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов ТОО «АТРИУМ-2007» первоначально было подано 28.12.2010, правового значения не имеет. Юридически значимым является не представление его контрагентом налогоплательщика в налоговый орган страны – члена таможенного союза, а его получение налогоплательщиком по форме, установленной приложением 1 к Протоколу, какая соблюдена только при отметке в нём налогового органа о подтверждении уплаты косвенных налогов.

Таким образом, поскольку заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов есть обязательный документ, какой должен быть представлен налогоплательщиком для подтверждения обоснованности налоговой ставки 0 процентов по НДС, его отсутствие (непредставление), вопреки, в том числе и пункта 10 статьи 165 НК РФ, правомерно сочтено ИФНС России № 2 по Центральному административному округу г. Омска основанием для вывода о неверном исчислении обществом НДС, нашедшего отражение в решении № 23462 от 14.06.2011.

Оснований для признания последнего не соответствующим Протоколу и НК РФ суд при таких обстоятельствах не усматривает, что влечёт отказ в удовлетворении требования, заявленного ООО «АВЕНИР», отнесение на общество судебных издержек в виде государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение заявления, составивших 2 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, именем Российской Федерации,

р е ш и л :

требование общества с ограниченной ответственностью «АВЕНИР» к Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска о признании решения № 23462 от 14.06.2011 частично недействительным как не соответствующего Протоколу от 11 декабря 2009 года «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе», Налоговому кодексу Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.

Судья И.М. Солодкевич