ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-12125/2011 от 21.02.2012 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

27 февраля 2012 года

№ дела

А46-12125/2011

Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2012 года.

Полный тест решения изготовлен 27 февраля 2012 года.

Арбитражный суд Омской области в составе   судьи Суставовой О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания   помощником судьи Брежневой О.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   индивидуального предпринимателя ФИО1

к   Главному управлению по земельным ресурсам Омской области, департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска

о признании решений незаконными и обязании совершить действие

при участии в судебном заседании:

представителя   индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2 (паспорт гражданина РФ), действующей по доверенности от 22.12.2011;

представителя   Главного управления по земельным ресурсам Омской области – ФИО3 (удостоверение № 145 от 07.05.2010), действующей на основании доверенности от 10.01.2012 № 0402/5;

представителя   департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска – ФИО4 (удостоверение № 1509/10), действующей по доверенности от 08.08.2011 № 76,

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту – заявитель, предприниматель ФИО1) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее по тексту – заинтересованное лицо, ГУЗР Омской области), в котом просил суд:

- признать незаконным решение ГУЗР Омской области об отказе о выборе земельного участка предпринимателю ФИО1;

- обязать ГУЗР Омской области выдать предпринимателю ФИО1 акт выбора земельного участка для строительства с учетом условий использования в кадастровом квартале 55:36:12 01 04, соответствующей территории в границах точка 1 с координатами Х=16127,75, Y=14812,64, точка 2 с координатами Х=16130,62, Y=14839,16, точка 3 с координатами Х=16093,10, Y=14840,55, точка 4 с координатами Х=16089,67, Y=14814,41, площадью 1000 кв.м. с предварительным согласованием места размещения объекта;

- обязать ГУЗР Омской области утвердить схему расположении земельного участка в кадастровом квартале 55:36:12 01 04, соответствующей территории в границах точка 1 с координатами Х=16127,75, Y=14812,64, точка 2 с координатами Х=16130,62, Y=14839,16, точка 3 с координатами Х=16093,10, Y=14840,55, точка 4 с координатами Х=16089,67, Y=14814,41, площадью 1000 кв.м.

Определением Арбитражного суда Омской области от 03.10.2011 по делу № А46- 12125/2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, был привлечен департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.

Определением Арбитражного суда Омской области от 22.12.2011 по делу № А46- 12125/2011 департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска был исключен из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, и привлечен к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица.

В ходе судебного разбирательства заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно уточнял заявленные требования и окончательно просил суд:

- признать незаконным решение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска об отказе в подготовке акта о выборе земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженное в письме от 26.07.2011 № 06/8641;

- обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска направить в ГУЗР Омской области оформленный в установленном порядке акт о выборе земельного участка (с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории) для строительства промышленных объектов и производства, коммунально-складских объектов 1-11 классов опасности (деревообрабатывающая промышленность) по ул. 10 лет Октября (вблизи строения № 182/2) в Центральном административном округе города Омска площадью 1000 кв.м. согласно заявлению предпринимателя ФИО1;

- признать незаконным решение ГУЗР Омской области об отказе в предоставлении земельного участка предпринимателю ФИО1, сформулированного в письме от 08.08.2011 № 0202/7971;

- обязать ГУЗР Омской области осуществить предварительное согласование места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, осуществить кадастровый учет и предоставить ФИО1 земельный участок для строительства промышленных объектов и производства, коммунально-складских объектов 1-11 классов опасности (деревообрабатывающая промышленность) по ул. 10 лет Октября (вблизи строения № 182/2) в Центральном административном округе города Омска площадью 1000 кв.м. согласно поданному заявлению.

В обоснование заявленных требований предприниматель ФИО1 указал на то, что департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска необоснованно отказал заявителю в подготовке акта о выборе земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, которая предоставлена в бессрочное пользование АО «Сибшерсть», поскольку, во-первых, в постановлении № 593-п от 08.07.1993 не определены конкретные адрес и границы предоставленного АО «Сибшерсть» земельного участка, во-вторых, из заключения специалиста от 31.08.2011 по результатам геодезического обследования земельного участка следует, что испрашиваемый земельный участок свободен от капитальных и временных строений и сооружений.

Также, по мнению заявителя, предпринимателю ФИО1 необоснованно было отказано ГУЗР Омской области в предоставлении земельного участка (письмо от 08.08.2011 № 0202/7971) на основании непроверенной информации, предоставленной департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.

ГУЗР Омской области требования заявителя не признало, указав на то, что в ответ на обращение предпринимателя ФИО1 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска в письме от 26.07.2011 было сообщено о невозможности формирования испрашиваемого земельного участка для строительства объектов ввиду того, что в соответствии с постановлением главы Администрации города Омска от 08.07.1993 № 593 АО «Сибшерсть» предоставлен в бессрочное пользование фактически занимаемый земельный участок площадью 28.94 га на землях промышленной застройки по ул.10 лет Октября; испрашиваемый земельный участок расположен в границах вышеуказанной территории.

Кроме того, в своем ответе департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска указал на то, что в границах территории имеются капитальные объекты недвижимости.

ГУЗР Омской области направило в адрес заявителя официальное письмо от 08.08.2011 № 0202/7972 о данных обстоятельствах, которое, по мнению ГУЗР Омской области, нельзя расценивать как отказ в размещении объекта, т.к. решение в порядке статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации возможно принять только с момента поступления от Администрации города Омска оформленного в установленном порядке акта о выборе земельного участка для строительства. Данное письмо носит информационный характер.

Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска письменного отзыва в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил, в ходе судебного разбирательства просил суд в удовлетворении требований заявителя отказать.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16.02.2012 объявлялся перерыв до 13 час. 05 мин. 21.02.2012. Информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Омской области.

Рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующее.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 22.03.1999 Администрацией Советского административного округа г.Омска, о чем 17.11.2004 инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г.Омска в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.

ФИО1 на праве собственности принадлежит центральный склад, назначение: нежилое, площадью 1681,4 кв.м., инвентарный номер: 6658151, литер: С, этажность: 1, расположенный по адресу: <...> октября, д.182, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.12.2009 серия 55 АГ № 066564.

16.02.2011 предприниматель ФИО1 обратился в ГУЗР Омской области с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения под строительство промышленных объектов и производство коммунально-складские объекты 1-2 класса опасности – деревообрабатывающая промышленность с указанием предполагаемого местоположения земельного участка на территории ЗАО «Сибшерсть» между улицами 10 лет Октября, д.182 – улица Лескова, 15 м от склада по адресу: ул.10 лет Октября, д.182, корпус 2, ТК «Леском».

Письмом от 21.02.2011 № 0402/1534 ГУЗР Омской области направило в адрес департамента архитектуры и градостроительства Администрации города заявление и приложенные к нему документы с просьбой обеспечить выбор земельного участка для строительства объекта – функциональное назначение – промышленные объекты и производства, коммунально-складские объекты 1-2 класса опасности (деревообрабатывающая промышленность).

Письмом от 26.07.2011 № 06/8641 департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска сообщил ГУЗР Омской области о невозможности формирования земельного участка для строительства промышленных объектов и производства, коммунально-складских объектов 1-2 класса опасности (деревообрабатывающая промышленность) по ул.10 лет Октября (вблизи строения № 182/2) в Центральном административном округе города Омска, поскольку земельный участок, испрашиваемый для строительства объекта, расположен в границах земельного участка, предоставленного постановлением главы Администрации города Омска от 08.07.1993 № 593 акционерному обществу «Сибшерсть» в бессрочное пользование, а также по причине того, что в границах территории имеются капитальные объекты недвижимости, исключительное право на приватизацию которых имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений и сооружений.

Письмом от 08.08.2011 № 0202/7971 ГУЗР Омской области проинформировало предпринимателя ФИО1 о результатах рассмотрения заявления о выборе земельного участка от 16.02.2011, с приложением ответа департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.

Предприниматель ФИО1, считая, что отказ департамента архитектуры и градостроительства Администрации города, выраженный в письме от 26.07.2011 № 06/8641, а также решение ГУЗР Омской области, выраженное в письме 08.08.2011 № 0202/7972, являются незаконными, нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проанализировав доводы заявления и отзывов на него, оценив в порядке статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные предпринимателем ФИО1 требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц , если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акт у и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение и действий права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закон у или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта (совершения действия, бездействия) должен доказывать орган, осуществляющий публичные полномочия, должностное лицо, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Российской Федерации, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 № 95 «О создании Главного управления по земельным ресурсам Омской области», ГУЗР Омской области является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется:

1) с предварительным согласованием мест размещения объектов;

2) с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов.

Правовая регламентация первой из названных процедур предоставления земельных участков заключается в следующем.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, - в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 3 статьи 30 Кодекса).

Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому первым этапом является   выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, затем выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 названного Кодекса.

В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 6-8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

При этом согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет и на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, принимается на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок (пункт 2 статьи 32 Кодекса).

Постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п «О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска» утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, включающий в себя раздел 2, определяющий порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 8 данного Порядка специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области на основании полученного заявления в течение семи дней направляет обращение в администрацию города Омска, получает оформленный акт о выборе земельного участка для строительства, осуществляет содействие в реализации согласительных процедур при возникновении разногласий в процессе согласования и утверждения необходимых документов.

При это, согласно пункту 3 статьи 9 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения.

Согласно пункту 9 Порядка предоставления земельных участков находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п, специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта в течение месяца со дня поступления оформленного акта о выборе земельного участка для строительства.

Заверенная копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или копия решения об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. При этом копия такого решения направляется также в администрацию города Омска.

Материалами дела подтверждается, что предприниматель ФИО1 16.02.2011 (вх. 04-02/265) обратился в ГУЗР Омской области с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство промышленных объектов и производство коммунально-складские объекты 1-2 класса опасности – деревообрабатывающая промышленность с указанием предполагаемого местоположения земельного участка на территории ЗАО «Сибшерсть» между улицами 10 лет Октября, д.182 – улица Лескова, 15 м от склада по адресу: ул.10 лет Октября, д.182, корпус 2, ТК «Леском».

Письмом от 21.02.2011 № 0402/1534 ГУЗР Омской области направило в адрес департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска заявление и приложенные к нему документы с просьбой обеспечить выбор земельного участка для строительства объекта – функциональное назначение – промышленные объекты и производства, коммунально-складские объекты 1-2 класса опасности (деревообрабатывающая промышленность).

Согласно подпункту 9 пункта 18-1 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденного постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 № 396-п, департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска принимает решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, утверждающие акты о выборе земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности города Омска.

Реализуя указанные полномочия, департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска письмом от 26.07.2011 № 06/8641 сообщил ГУЗР Омской области о невозможности формирования земельного участка для строительства промышленных объектов и производства, коммунально-складских объектов 1-2 класса опасности (деревообрабатывающая промышленность) по ул.10 лет Октября (вблизи строения № 182/2) в Центральном административном округе города Омска, поскольку земельный участок, испрашиваемый для строительства объекта, расположен в границах земельного участка, предоставленного постановлением главы Администрации города Омска от 08.07.1993 № 593 акционерному обществу «Сибшерсть» в бессрочное пользование, а также по причине того, что в границах территории имеются капитальные объекты недвижимости, исключительное право на приватизацию которых имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений и сооружений.

При этом, как обоснованно указывает заявитель, департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска не представил ни одного доказательства наличия обстоятельств, послуживших основанием для отказа в формировании земельного участка для строительства промышленных объектов и производства, коммунально-складских объектов 1-2 класса опасности (деревообрабатывающая промышленность) по ул.10 лет Октября (вблизи строения № 182/2) в Центральном административном округе города Омска.

По сути, в обоснование своего утверждения департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска ссылается только на постановление главы Администрации города Омска № 593-п от 08.07.1993 «О предоставлении АО «Сибшерсть» в бессрочное пользование земельного участка по ул.10 лет Октября в Куйбышевском районе», согласно которому акционерному обществу «Сибшерсть» в бессрочное пользование предоставлен фактически занимаемый земельный участок площадью 28.94 га на землях промышленной застройки города по ул.10 лет Октября Куйбышевского района.

Однако, из указанного постановления невозможно определить точное местоположение, границы предоставленного АО «Сибшерсть» земельного участка (доказательства того, что обозначенный земельный участок постановлен на государственный кадастровый учет, в материалы дела не представлены; план землеотвода земельного участка, топографическая съемка, иные документы также не представлены).

Таким образом, департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в нарушение требований статей 65, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не выполнил обязанность по доказыванию обстоятельств, на которых основывается его позиция.

Кроме того, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 29.12.2011 открытое акционерное общество «Сибшерсть» ликвидировано вследствие признания его несостоятельным (банкротом), о чем 02.10.2006 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2065501203271.

В своем письме от 26.07.2011 № 06/8641 департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска сообщил также о том, что в границах территории имеются капитальные объекты недвижимости, исключительное право на приватизацию которых имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений и сооружений.

При этом, как отмечено выше по тексту настоящего решения, данное обстоятельство также не подтверждается никакими доказательствами.

Напротив, опровергается представленными в материалы дела заключением специалиста ООО «СибТерра» от 31.08.2011 по результатам геодезического обследования земельного участка, расположенного в 5 м западнее от центрального склада, расположенного по адресу: Омская область, г.Омск, Центральный административный округ, ул.10 лет Октября, д.182, литера С (земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 01 04:1069), схемой расположения земельного участка.

Из указанных доказательств следует, что испрашиваемый предпринимателем ФИО1 земельный участок свободен от капитальных и временных строений и сооружений.

Согласно выписки из государственного кадастра недвижимости от 26.05.2011 в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 04:1069 сведения о правообладателе земельного участка, обременениях третьими лицами, отсутствуют.

Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств следует, что департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в отсутствие каких-либо доказательств отказал предпринимателю ФИО1 в подготовке акта о выборе земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконным.

При таких обстоятельствах, требования предпринимателя ФИО1 о признании незаконным отказа департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в подготовке акта о выборе земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженного в письме от 26.07.2011 № 06/8641, подлежат удовлетворению.

В качестве способа восстановления нарушенного права суд считает необходимым обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска осуществить необходимые действия в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и Порядком предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п «О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска».

При этом суд находит необоснованными требования заявителя о признании незаконным решения ГУЗР Омской области об отказе в предоставлении земельного участка предпринимателю ФИО1, сформулированного в письме от 08.08.2011 № 0202/7971, по следующим мотивам.

Как отмечено выше по тексту настоящего решения, в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 6-8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п «О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска» утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, включающий в себя раздел 2, определяющий порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 8 данного Порядка специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области на основании полученного заявления в течение семи дней направляет обращение в администрацию города Омска, получает оформленный акт о выборе земельного участка для строительства, осуществляет содействие в реализации согласительных процедур при возникновении разногласий в процессе согласования и утверждения необходимых документов.

При это, согласно пункту 3 статьи 9 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения.

Согласно пункту 9 Порядка предоставления земельных участков находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п, специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или   решение об отказе в размещении объекта в течение месяца со дня поступления оформленного акта о выборе земельного участка для строительства.

Заверенная копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или копия решения об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

При этом копия такого решения направляется также в Администрацию города Омска.

Из анализа вышеназванных норм права можно сделать вывод: по результатам рассмотрения заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в течение месяца со дня поступления оформленного акта о выборе земельного участка для строительства принимает одно из двух возможным вариантов решения:

1) решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка;

2) решение об отказе в размещении объекта.

Возможность не принятия какого-либо решения по результатам рассмотрения заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта действующим законодательством не предусмотрена.

Материалами дела подтверждается, что письмом от 08.08.2011 № 0202/7971 ГУЗР Омской области проинформировало предпринимателя ФИО1 о результатах рассмотрения заявления о выборе земельного участка от 16.02.2011, с приложением ответа департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.

В силу действующего земельного законодательства решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или   решение об отказе в размещении объекта в течение месяца со дня поступления оформленного акта о выборе земельного участка для строительства возможно принять ГУЗР Омской области только с момента поступления от администрации города Омска оформленного в установленном порядке акта о выборе земельного участка для строительства.

Ссылка ГУЗР Омской области на то, что в адрес специально уполномоченного органа исполнительной власти Омской области от департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска не поступил акт о выборе земельного участка и это явилось препятствием для принятия какого-либо решения, несостоятельна.

По мнению суда, любое обстоятельство (с учетом того нормативного регулирования, что законодательно не предусмотрена возможность бездействия специально уполномоченного органа исполнительной власти, то есть, нерассмотрения заявления о выборе земельного участка и непринятие одного из двух возможных решений), препятствующее принятию положительного решения, следует рассматривать как обстоятельство, свидетельствующее о наличии оснований для принятия отрицательного решения по заявлению, то есть, решения об отказе.

В данном случае ГУЗР Омской области направило в адрес заявителя официальное письмо от 08.08.2011 № 0202/7972, содержащее информацию о невозможности формирования земельного участка.

Указанное письмо, вопреки мнению заявителя, нельзя расценивать как решение об отказе в размещении объекта, поскольку письмо не содержит властного волеизъявления уполномоченного органа по вопросу предоставления (решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка) или не предоставления (решение об отказе в размещении объекта по тому или иному основанию) земельного участка. То есть, как правильно указывает ГУЗР Омской области, данное письмо носит информационный характер.

В то же время, по убеждению суда, в данном случае со стороны ГУЗР Омской области фактически имело место быть бездействие, выразившееся в непринятии в установленный срок одного из двух решений, предусмотренных пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенное и учитывая, что: письмо от 08.08.2011 № 0202/7971 не является решением, принятым уполномоченным органом согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации; требование о признании незаконным бездействия ГУЗР Омской области заявителем в ходе рассмотрения спора не заявлялось; уточнение требований от заявителя не последовало (в последнем судебном заседании заявитель указал, что настаивает на требовании о признании недействительным решения ГУЗР Омской области об отказе в предоставлении земельного участка предпринимателю ФИО1, сформулированном в письме от 08.08.2011 № 0202/7971); в силу норм арбитражного процессуального законодательства суд по собственной инициативе не вправе выходить за пределы заявленных требований, суд приходит к выводу о необоснованности требований предпринимателя ФИО1 о признании недействительным решения ГУЗР Омской области об отказе в предоставлении земельного участка предпринимателю ФИО1, «сформулированного» в письме от 08.08.2011 № 0202/7971.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные отношения, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований предпринимателя ФИО1 о признании незаконным решения ГУЗР Омской области об отказе в предоставлении земельного участка предпринимателю ФИО1, сформулированного в письме от 08.08.2011 № 0202/7971.

По положениям статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.

Учитывая, что с 01.01.2007 пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации утратил силу, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пунктах 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», принимая во внимание то, что, несмотря на изменения, внесенные в пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, дополнившие названный пункт подпунктом 1.1, предоставившим государственным органам льготу по уплате государственной пошлины, в том числе и при участии в спорах, рассматриваемых арбитражным судом, в качестве ответчиков, статьей 333.40 того же Кодекса такого основания как освобождение другого участника процесса от уплаты государственной пошлины для возврата государственной пошлины не предусмотрено, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 200 руб., уплаченной предпринимателем ФИО1 при подаче заявления по чеку-ордеру от 19.12.2011, в силу статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат распределению по общим правилам, то есть, отнесению на департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.

Ввиду отказа в удовлетворении требований предпринимателя ФИО1 о признании незаконным решения ГУЗР Омской области об отказе в предоставлении земельного участка предпринимателю ФИО1, сформулированного в письме от 08.08.2011 № 0202/7971, с предпринимателя ФИО1 подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленное индивидуальным предпринимателем ФИО1   (ОГРН <***>, ИНН <***>) требование удовлетворить частично.

Признать незаконным решение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска об отказе в подготовке акта о выборе земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженное в письме от 26.07.2011 № 06/8641.

Обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска устранить допущенное нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1: в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить на основании заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 от 16.02.2011 вх.04-02/265, поданного в   Главное управление по земельным ресурсам Омской области, выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями; результаты выбора оформить актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны; к данному акту приложить утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора; передать в Главное управление по земельным ресурсам Омской области необходимую документацию для принятия решения согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении требований о признании незаконным решения Главного управления по земельным ресурсам Омской области об отказе в предоставлении земельного участка индивидуальному предпринимателю ФИО1, сформулированного в письме от 08.08.2011 № 0202/7971, и обязании Главного управления по земельным ресурсам Омской области осуществить предварительное согласование места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, осуществить кадастровый учет и предоставить ФИО1 земельный участок для строительства промышленных объектов и производства, коммунально-складских объектов 1-11 классов опасности (деревообрабатывающая промышленность) по ул. 10 лет Октября (вблизи строения № 182/2) в Центральном административном округе города Омска площадью 1000 кв.м. согласно заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 от 16.02.2011 вх.04-02/265 отказать.

Взыскать с департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, расположенного по адресу: 644043, <...>, в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>), ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца г.Свердловска, проживающего по адресу: 644031, <...> Октября, д.115, кв.92, 200 руб. государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления в суд по чеку-ордеру от 19.12.2011.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>), ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца г.Свердловска, проживающего по адресу: 644031, <...> Октября, д.115, кв.92, в доход федерального бюджета 200 руб. государственной пошлины.

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежит немедленному исполнению.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы если решение не отменено и не изменено - со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу при условии, что решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru.

Судья О.Ю. Суставова