АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Город Омск июня 2015 года | № дела А46-12156/2014 |
Полный текст решения суда изготовлен 15.06.2015.
Резолютивная часть решения суда оглашена 09.06.2015.
Арбитражный суд в составе cудьи Л.Д. Ильиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пугиной Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по искуобщества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖКО № 5» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЖилКомплекс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании передать в управление многоквартирный дом и об обязании передать учетно-регистрационные документы; при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО1 (<...> Военный городок, д. 374, кв. 60),
при участии в судебном заседании представителей:
от истца – ФИО2, по доверенности от 10.07.2014, сроком до 31.12.2014;
от ответчика – не явились, извещен;
от третьего лица – не явились, извещен
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖКО № 5» (далее, ООО «УК «ЖКО №5», истец) к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЖилКомплекс» (далее, ООО «УК «ЖилКомплекс», ответчик) об обязании передать в управление многоквартирный дом и об обязании передать учетно-регистрационные документы.
Данное исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Омской области, назначено к рассмотрению.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования уточнил, просит: обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЖилКомплекс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) передать обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖКО № 5» (ИНН <***>, ОГРН <***>) техническую документацию на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, включающую в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; акты о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома), объектов, расположенных на земельном участке и других частей общего имущества на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка; документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); план участка в масштабе 1:1000 – 1:2 000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на МКД; акты приемки жилого дома от строительной организации; акты технического состояния жилого дома на передачу жилого фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло -, газо -, электроснабжения; паспорта на многоквартирный дом и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (если имеется заземление); сметы, описи работ на текущий и капительный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции;
- учетно-регистрационные документы (в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995, №713), письменное заявление об уточнении исковых требований от 02.12.2015 приобщено к материалам дела.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме, с учетом письменных уточнений иска от 02.12.2015.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен, представил в материалы дела письменный отзыв на иск.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил в материалы дела письменный отзыв на иск.
Рассмотрев материалы дела, выслушав мнение представителя истца, суд находит исковые требования обоснованными и как следствие подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела, судом установлено, что требование предъявлено истцом, ссылаясь на принятие внеочередным собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, проведенным в форме заочного голосования, решения, оформленного протоколом №1 от 14.05.2014 – о выборе (изменении) способа управления многоквартирным домом – управляющей организацией и заключение договора управления с ООО «УК «ЖКО №5».
Во исполнение указанного решения общего собрания 01.07.2014 между ООО «УК «ЖКО №5» и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме №374 заключен договор управления, действующий с 01.07.2014, сроком на один год.
В исполнение указанного решения Уполномоченным собственником ФИО1 30.05.2014 направлено уведомление в ООО «УК «ЖилКомплекс» об изменении способа управления многоквартирным домом и расторжении договора на обслуживание многоквартирным домом с ООО «УК «ЖилКомплекс», заключении договора управления многоквартирным домом с ООО «УК «ЖКО №5», в котором изложено требование о передаче вновь избранной управляющей организации (ООО «УК «ЖКО №5» технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, а также карточек паспортного стола.
Аналогичное требование направлено в адрес ООО «УК «ЖилКомплекс» ООО «УК «ЖКО №5» 12.08.2014.
Вместе с тем, требования о предоставлении технической и иной, имеющейся в распоряжении ООО «УК «ЖилКомплекс» документации, ответчиком не исполнено, что явилось основанием для обращения ООО «УК «ЖКО №5» в суд с настоящим иском.
Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению ввиду нижеследующего.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований (ст. 307 ГК РФ).
Согласно ст. ст. 309 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований (ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования этим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416) (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 указанных правил, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением определенных стандартов, в том числе:
а) прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости);
б) сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
При этом, с соответствии с пунктом 1 Правил №416, настоящие правила устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом: а) собственниками помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме; б) товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив); в) управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом, в том числе в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) управляющими организациями, заключившими договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет более чем 12.
Согласно п. 18 Правил, в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного ч. 10 ст. 162 ЖК РФ (п. 19 Правил).
Согласно п. 20 Правил, техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491.
Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов (п. 22 Правил).
Из указанного выше следует, что техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы должны быть переданы с того момента как прежняя управляющая компания узнала о принятии решенияо смене способа управления многоквартирным домом,прекращении договора на управление - это императивная норма права закрепленная в п. 10. ст. 162 ЖК РФ.
Так согласно п. 10. ст. 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Согласно части 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно пункту 8.1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Как следует из отзыва ответчика и не оспаривается сторонами в судебном заседании, до изменения способа управления многоквартирным домом (на управление управляющей организацией) и заключения договора с ООО «УК «ЖКО №5», на основании решения собственников помещений многоквартирного дома по адресу: 16 Военный городок, 374 о выборе непосредственной формы управления домом собственниками помещений был заключен договор №3 от 01.01.2013 с ООО «УК «ЖилКомплекс» на содержание (техническое обслуживание) и ремонт общего имущества многоквартирного дома» между собственниками помещений в данном доме и ООО «УК «ЖилКомплекс», согласно которому Исполнителем (ООО «УК «ЖилКомплекс») принято на себя обязате6льство обслуживать, содержать и выполнять текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Указанный договор, по мнению ответчика, в силу своей правовой природы, отличной от договора управления, не порождает оснований у ответчика принимать (хранить) техническую и иную документацию на многоквартирный дом, если такое не предусмотрено договором, а договором как указал ответчик в своем отзыве такое не предусмотрено. Считает, что истцом не доказан факт наличия у ответчика какой-либо документации на многоквартирный дом.
Вместе с тем, возражения ответчика в указанной части не опровергают доводов истца относительно возникновения у ООО «УК «ЖилКомплекс» соответствующей обязанности по передаче технической документации, поскольку Правила №416 устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом: а) собственниками помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме; б) товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив); в) управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом, в том числе в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) управляющими организациями, заключившими договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет более чем 12.
В этой связи, правовая природа заключенного с ответчиком договора не имеет существенно значения для рассматриваемого дела и не влияет на применение норм материального права к возникшим правоотношениям сторон.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Согласно части 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)
В соответствии с частью 4 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно.
В статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплен принцип состязательности процесса: «Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Поскольку в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации ответчик не представил в материалы дела доказательств с обоснование своих доводов и возражений по существу иска, в частности, не представлен непосредственно и текст самого договора №3 от 01.01.2013, на отсутствие оснований, к досрочному расторжению которого ссылается ответчик в своем отзыве, суд находит, что ссылка ответчика на условия данного договора применительно к основаниям его расторжения – недопустима.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги. В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Кодекса заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. Данные нормы закона, устанавливая обязанность заказчика оплатить исполнителю оказанные им услуги, не регулируют вопроса об оплате исполнителю понесенных им расходов в связи с оказанными услугами. При этом согласно пункту 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Факт заключения договора на содержание, обслуживание и текущий ремонт стороны не оспаривают, а соответственно, за отсутствием доказательств обратного, суд пришел к выводу, что возникшие правоотношения сторон в силу положений действующего законодательства (пункт 1 статьи 782 Гражданского кодекса российской Федерации) допускают право и возможность заказчика отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке, о чем собственно и был уведомлен ответчик в письме от 27.05.2014, отправленном почтовой корреспонденцией 30.05.2014.
Вместе с тем, суд также учитывает, что формальные основания для расторжения договора с ответчиком у истца имелись вследствие признания результатов работы ООО УК «ЖилКомплекс» неудовлетворительными (выписка из протокола общего собрания от 14.05.2014) Акт от 21.11.2014 свидетельствует о фактическом прекращении правоотношений из указанного договора после мая 2014 года.
Более того, суд при принятии решения также учитывает, что в отзыве ответчик в ряде случаев именует спорный договор от 01.01.2013 между жильцами дома и ООО УК «ЖилКомплекс» договором управления многоквартирным домом, то есть исходя из указанных письменных пояснений его доводы относительно отсутствия оснований для передачи, принятия и хранения технической документации - противоречивы и непоследовательны (см. отзыв директора ООО УК «ЖилКомплекс» В.И.Киноль от 02.12.2014 и отзыв представителя по доверенности ООО «ЖилКомплекс» ФИО3 от 02.12.2014).
Вместе с тем в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие об обратном, а именно относительно согласования в рамках договора от 01.01.2013 комплекса услуг соразмерного объему услуг по договору управления многоквартирным домом, начисления этой платы по квитанциям, наличии в распоряжении ответчика учетно-регистрационных документов, на основании которых в апреле 2015 года были выданы копии лицевых счетов жильцам дома гр. ФИО4 и ФИО5
Также в судебном заседании из пояснений лиц, участвующих в деле судом установлено, что до заключения договора на содержание и ремонт многоквартирного жилого дома с ООО УК «ЖилКомплекс» от 01.01.2013, собственниками помещений многоквартирного дома 374 по ул. 16 Военный городок, с этой же управляющей компанией был заключен договор управления, в рамках которого истцом и были переданы ответчику все документы, необходимые для управления домом, в том числе техническая документация и учетные регистрационные документы. Поскольку впоследствии, в связи с изменением способа управления многоквартирным домом на непосредственное управление, вместо договора управления с ответчиком заключен договор на оказание услуг, то разногласия по поводу передачи, хранения технической документации и иных документов между сторонами договора от 01.01.2013 не возникали.
Суд также учитывает, что согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом (далее - техническая документация). Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
Согласно статье 162 Кодекса передача технической документации должна осуществляться за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом. В соответствии со статьей 7 Кодекса аналогичная обязанность возникает у любых лиц, которые оказывают собственникам помещений услуги по содержанию и (или) выполняющих работы по ремонту общего имущества в многоквартирном доме по основаниям, возникшим до введения в действие Кодекса. Указанная обязанность возникает независимо от наличия или отсутствия письменного договора, содержащего условия об управлении, содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
Если срок прекращения договора управления многоквартирным домом (иного договора) определить невозможно (в частности, если такой договор отсутствует или был заключен без указания срока), целесообразно осуществлять передачу технической документации за тридцать дней до дня возникновения у лиц, указанных в части 10 статьи 162 Кодекса, обязанности управлять многоквартирным домом (письмо от 20.12.2006 №14313-РМ/07 «О передаче технической документации на многоквартирный дом»).
Реализация выбранного собственниками помещений способа управления многоквартирным домом не зависит от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов.
Договор управления с истцом №1-н/25 заключен от 01.07.2014, договора заключен сроком на 1 год, срок действия договора определен в пункте 11.2 договора, с 01.07.2014, а соответственно за 30 дней до 01.07.2014 целесообразно осуществить передачу технической документацию независимо от фактических обстоятельств, связанных с прекращением ранее действующего договора с ответчиком.
В соответствии с пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт общего жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме надлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006, №491 техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Согласно пункту 26 вышеуказанных Правил, утв. Постановлением правительства №491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Согласно статье 3 Федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации от 25.06.1993, N 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995, №713 ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (далее - лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов).
Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.
В Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995, №713 включены должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации (пункты 1 и 2 Перечня).
Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются в соответствии с предусмотренными Правилами регистрации документами к названным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995, №713.
Ответчик, утратив полномочия по управлению многоквартирным домом и, как следствие, функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по упомянутому дому, обязан с переходом этих обязанностей к новой управляющей организации передать по ее требованию все документы по ведению регистрационного учета для последующего исполнения ею возложенных на нее законом функций.
Нахождение у лица, не имеющего права хранить документы регистрационного учета, которые содержат сведения о собственниках помещений многоквартирного дома, в том числе их персональные данные (фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное и иное социальное положение и т.д.), а также сведения о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 1089/2011.
Доказательства передачи технической документации от ООО «УК «ЖилКомплекс» в ООО «УК «ЖКО №5» в установленный срок, а также учетно-регистрационных данных в материалы дела не представлены. Доказательств в обоснование возражений по существ иска ответчиком в материалы дела также не представлено, доводы истца не опровергнуты.
При этом, передачу технической документации на многоквартирный дом и иных, связанных с управлением этим домом документов суд рассматривает безусловным действием при смене управляющей организации либо способа управления домом.
Учитывая вышеизложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями статьи 4, 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 4, 9, 65, 110, 167-171, 176, 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖКО № 5» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – удовлетворить полностью.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЖилКомплекс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) передать обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖКО № 5» (ИНН <***>, ОГРН <***>) техническую документацию на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, включающую в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; акты о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома), объектов, расположенных на земельном участке и других частей общего имущества на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка; документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); план участка в масштабе 1:1000 – 1:2 000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на МКД; акты приемки жилого дома от строительной организации; акты технического состояния жилого дома на передачу жилого фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло -, газо -, электроснабжения; паспорта на многоквартирный дом и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (если имеется заземление); сметы, описи работ на текущий и капительный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции;
- учетно-регистрационные документы (в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995, №713).
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЖилКомплекс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖКО № 5» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 2 000, 00 руб. расходов по государственной пошлине, а также 447, 71 руб. судебных издержек, связанных с рассмотрением настоящего дела, из которых, 187, 71 руб. расходы на отправку почтовой корреспонденции и 260, 00 руб. расходы на получение выписки из ЕГРЮЛ. ЦАО №2.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы, если решение не отменено и не изменено – со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу при условии, что решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья Л.Д. Ильина