ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-12157/19 от 19.11.2019 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

26 ноября 2019 года

№ дела

А46-12157/2019

Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 26 ноября 2019 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Луговика С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Павловой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Тюкалинского муниципального района Омской области «Гимназия г. Тюкалинска» (ИНН 5537008571, ОГРН 1025502077798) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ИНН 5503084944, ОГРН 1045504034840), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области (ИНН 5537005838, ОГРН 1025502077006) об обязании снять с учёта и исключить из реестра объектов гражданской обороны, как незаконно поставленный объект ПРУ с инвентарным номером № 23 (№ 1097/56), 1974 года постройки, местонахождение которого не установлено,

при участии в судебном заседании:

от истца – Прокопцева И.Н. по доверенности от 08.10.2019 (личность удостоверена паспортом),

от ответчика: Кузнецов М.А. по доверенности от 10.01.2019 № 4 (удостоверение № 174377), Салько Д.С. по доверенности от 25.01.2019 № 17 (удостоверение № 6660557).

От третьего лица – Руденко А.В. по доверенности от 09.01.2019 (личность удостоверена паспортом),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Тюкалинского муниципального района Омской области «Гимназия г. Тюкалинска» обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области об обязании снять с учёта и исключить из реестра объектов гражданской обороны, как незаконно поставленный объект ПРУ с инвентарным номером № 23 (№ 1097/56), 1974 года постройки, местонахождение которого не установлено.

Истец в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство об уточнении исковых требований и просил обязать ответчика исключить из реестра учета защитных сооружений гражданской обороны подвал, расположенный по адресу: Омская область, г. Тюкалинск, ул. Калинина, 70-А, обозначенный как ПРУ под инвентарным номером № 23 (№ 1097/56), 1974 года постройки, как незаконно поставленный и местонахождение которого не установлено.

Уточнения исковых требований приняты судом на основании ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением от 15.08.2019 в порядке статьи 51 АПК РФ привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация Тюкалинского Муниципального района Омской области.

Истец исковые требования поддержал.

Ответчик иск не признал.

Третье лицо указало на обоснованность исковых требований.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Как указывает истец в исковом заявлении, Муниципальное образовательное бюджетное учреждение Тюкалинского муниципального района Омской области «Гимназия г. Тюкалинска» с 26.01.2005 года в оперативном управлении имеет здание средней школы № 2, этажность - 3, с подземной этажностью 1, общей площадью 8483,80 кв. м, с инвентарным номером 922, литера А, расположенное по адресу: Омская область, Тюкалинский район, г. Тюкалинск, ул. Калинина д,70-А, на основании свидетельства о государственной.регистрации права серия 55АВ № 012616, выдано Главным Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области 26.01.2005 г. На данное здание имеется техническая документация экспликация к поэтажному плану строения по адресу ул. Калинина д. 70-а, общей площадью 8483,8 кв. м. Введено в эксплуатацию 1982 г.

Как указывает истец, в ГУ МЧС России по Омской области была предоставлена копия, так называемого, Паспорта противорадиационного укрытия № 23 от 05 мая 1994 года указана дата приемки в эксплуатацию ПРУ - 20.08.1974 года, общая площадь 875,32 кв.м., адрес объекта ПРУ - г. Тюкалинск, ул. Калинина, школа на 704 учащихся.

Дата приемки в эксплуатацию так называемого ПРУ 20.08.1974г., сам акт приемки ПРУ вызывает у истца сомнение в подлинности, так как в акте указан год 199__г., ручкой год исправлен на 1974 г., паспорт ПРУ, как и акт приемки подписаны, одними и теми же фамилиями, в паспорте ПРУ отсутствует дата. От Администрации Тюкалинского района членов комиссии указан Калмыков Н.А., его подписи значатся в акте приемка сооружения ПРУ, введенном в эксплуатацию и в 1974 году, а также в паспорте ПРУ, датированным 05.05 1994 года, то есть в тот период, времени, когда данный работник не работал в Администрации Тюкалинского района, что подтверждается копией трудовой книжки работника Калмыкова Н.А., который работал в период с 18.05.1978 года по 12.04.1993. То есть поставить свою подпись в вышеуказанных документах он не мог в силу того, что в дату указанную в копии паспорт ПРУ он не был работником Администрации. В связи с этим ответчик считает, Акт ввода в эксплуатацию и паспорт ПРУ содержат признаки фальсификации.

В указанный период времени в 1974 году каких-либо объектов образования (школ) на улице Калинина г. Тюкалинска вообще не существовало. Что, по мнению истца, подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20 декабря 2018 года № КУВИ -001/2018-16400397 на здание средней общеобразовательной школы, нежилое помещение общей площадью 8483,8 кв. м, введенного в эксплуатацию в 1982 году, с кадастровым номером 55:38:012406:134. Как следует из данной выписки, паспорт ПРУ мог быть оформлен только после ввода здания школы в эксплуатацию, т.е. в 1982 году.

ПРУ не могло быть признано таковым без ввода здания школы в эксплуатацию. Согласно справке Комитета по экономике и имущественным отношениям Администраций Тюкалинского муниципального района от 10.01.2019 №. 11, в Едином банке данных объектов собственности Тюкалинского муниципального района Омской области информация об объектах недвижимого имущества - противорадиационных укрытиях, отсутствует. Объект ПРУ не значится в базе данных Росреестра.

Где именно располагалось ПРУ введенное в эксплуатацию в 1974 году, установить не представляется возможным, так как по документам невозможно идентифицировать месторасположение ПРУ, кроме того акт ввода в эксплуатацию ПРУ от 1974 года и паспорт ПРУ составлены и подписаны с признаками фальсификации.

В дальнейшем, подполье здания средней школы, в данное время находящееся в оперативном управлении МОБУ «Гимназия г. Тюкалинска», как бы автоматически получило статус ПРУ, с присвоением номера № 1097/56 от 05.05.2014 года, без оформления надлежащим образом документов, предусмотренных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, которым утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее-Правила № 583).

Так на данный объект (ПРУ) была составлена инвентаризационной карточки без даты и года составления. В ней указана общая площадь ПРУ, которая составляет 875,72 кв. м.

В данной инвентаризационной каточке ПРУ в пункт 22 указано, что «паспорт ПРУ отсутствует, поэтажные планы и планы экспликации имеются, дата ввода объекта в эксплуатацию 20.08.1974 год». Что не соответствует действительности.

Площадь сооружения ПРУ 1974 года постройки составляет 875,32 кв. м и она никак не соотносится с площадью помещения подполья МОБУ «Гимназия г. Тюкалинска», площадь которого составляет 8483,8 кв. м. Из приведенных нормативных положений следует, что только наличие паспорта защитного сооружения гражданской обороны, оформленного строго в соответствии с Правилами, влечет признание защитного сооружения гражданской обороны таковым. Однако, все документы свидетельствует о том, что сооружение, так называемого ПРУ и здание МОБУ «Гимназия г. Тюкалинска», совершенно разные объекты.

Кроме того, истец считает, что указанное помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к защитным сооружениям.

Указывая на данные обстоятельства, истец обратился в Арбитражный суд.

Правовое регулирование в области защитных сооружений гражданской обороны осуществляется Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных и введенных в действие приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583).

В соответствии со статьей 6 Закона о гражданской обороне Правительство Российской Федерации постановлением от 29.11.1999 N 1309 утвердило Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок создания убежищ).

МЧС России в силу пункта 14 Порядка создания убежищ принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Правилами N 583 МЧС России предусмотрело, что статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО (абзац 2 пункта 1.2); документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения и который оформляется, в частности, после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО (пункт 2.2).

Исходя из названных норм следует, что паспорт ПРУ является основанием для ведения учета ЗС ГО, тогда как статус ЗС ГО объект приобретает в связи с внесением соответствующих сведений об объекте в реестр ЗС ГО органами МЧС России.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд установил, что в паспорте ПРУ указан: Тюкалинский комитет по образованию в качестве предприятия, к которому приписано убежище, и организации, эксплуатирующей данные объекты; даты приемки ПРУ в эксплуатацию 20 августа 1974 года; дата заполнения паспорта 5 мая 1994 года.

Само по себе наличие паспорта ПРУ не влечет нарушения прав и законных интересов истца.

Определение порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны отнесено ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" к полномочиям Правительства Российской Федерации.

Порядок снятия с ЗС ГО определен приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (далее - Приказ N 583).

Учитывая изменения, вносимые в правила эксплуатации ЗСГО, утвержденные приказом от 03.04.2017 г., N 146 "О внесении изменений в Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом МЧС России от 15.12.2002 г., N 583", основанием для учета ЗСГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗСГО.

На основании п. 2.5 Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" защитные сооружения гражданской обороны снимаются с учета, при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно; в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение снимаемого с учета фонда ЗС ГО; при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны"; при фактическом отсутствии ЗС ГО по учетному адресу. При этом к акту о снятии ЗС ГО с учета прилагаются материалы проведенных проверок (расследований) по факту отсутствия ЗС ГО по учетному адресу.

В соответствии с пунктом 2.6 Правила эксплуатации ЗС ГО в целях подготовки документации для снятия с учета защитного сооружения гражданской обороны создается комиссия решением соответствующего должностного лица.

Согласно пункту 2.7 Правила эксплуатации ЗС ГО в состав комиссии, создаваемой для снятия с учета защитного сооружения гражданской обороны, включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет защитных сооружений гражданской обороны соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное защитное сооружение гражданской обороны.

На основании п. 2.8 Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны, оценивает готовность защитного сооружения гражданской обороны к использованию по предназначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с приложением N 20 или принимает решение об отказе в снятии с учета данного защитного сооружения гражданской обороны.

Организация подготовки и порядок рассмотрения документации, представляемой на согласование на списание с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны, определены Методическими рекомендациями, утвержденных Письмом МЧС России от 21.06.2007 N 1-4-60-5-14 "О направлении Методических рекомендаций по организации подготовки и порядку рассмотрения представляемой на согласование документации на списание с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны" (далее - Методические рекомендации).

Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО, оценивает готовность ЗС ГО к использованию по предназначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО по установленной форме или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО.

До утверждения акта о снятии с учета убежищ гражданской обороны с прилагаемой документацией направляется на согласование в МЧС России, противорадиационных укрытий - в соответствующий региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а укрытий - в соответствующее главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (п. 2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

Оспариваемые действия ответчика по учету ПРУ, в качестве объекта гражданской обороны, осуществляются уполномоченным органом, соответствуют ФЗ "О гражданской обороне", Приказу МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", постановлению Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Истцом не представлено доказательств соблюдения процедуры снятия с учета объекта гражданской обороны, предусмотренной Правилами (создание комиссии с участием представителя главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, рассмотрение комиссией документация по спорным объектам, составление соответствующего акта).

В рассматриваемых спорных правоотношениях принятие решения о снятии ЗС ГО с учета и проведение необходимых процедур не входит в компетенцию Главного управления МЧС России по Омской области.

Доводы о ненадлежащих документах суд не принимает, так как указанные документы содержат необходимые реквизиты, позволяющие установить, что указанное помещение является сооружением гражданской обороны. При этом доводы о несоответствии формы и содержании указанных документов нормативным актам, регулирующим указанные отношения на момент их выдачи заявитель не привел.

Как указывалось выше, возможность снятия с учета защитных сооружений осуществляется в том числе на основании Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны". Порядок установленный в указанных правилах позволяет снять уже установленные ограничения.

Доводы об отсутствии оснований для учета указанных помещений в качестве объектов ГОЧС также не могут быть приняты, так как указанные обстоятельства входят в компетенцию органов власти. В соответствии с п. 9 Порядка N 1309 органы исполнительной власти и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны, создают в мирное время объекты гражданской обороны и т.п.

В свою очередь, истец в рамках настоящего дела фактически просит оценить действия по постановке на учет указанного сооружения, что в данном случае не может быть осуществлено с учетом предмета и основания заявления.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Тюкалинского муниципального района Омской области «Гимназия г. Тюкалинска» (ИНН 5537008571, ОГРН 1025502077798) отказать.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Омской области разъясняет, что в соответствии со статьёй 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья С.В. Луговик