ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-12171/09 от 19.06.2009 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  город Омск Дело № А46-12171/2009

19 июня 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19 июня 2009 года

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышёва В.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Мусакуловой Д.З.,

рассмотрев в судебном заседании дело позаявлению Омского транспортного прокурора

о привлечении к административной ответственности Открытого акционерного общества «Омский речной порт»

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 (удостоверение № 164934)

от заинтересованного лица – представитель не явился, извещён надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л:

Омский транспортный прокурор (далее – Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с требованием о привлечении ОАО «Омский речной порт» (далее – Общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.05.2009.

Общество письменный отзыв в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) не представило.

В судебном заседании представитель Прокурора заявленное требование поддержал.

Общество, надлежащим образом извещённое о времени и месте судебного заседания (извещение получено 05.06.2009 представителем по доверенности № 3 ФИО2, также в адрес Общества 03.06.2009 направлялась арбитражным судом факсограмма, отчёт об отправке которой имеется в материалах дела), явку своего представителя не обеспечило, в связи с чем суд рассмотрел дело в его отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд установил следующее.

ОАО «Омский речной порт» зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Ленинского района г. Омска 20.01.1994 за № 37201126, о чём Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому административному округу г. Омска в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 10.12.2002 за основным государственным регистрационным номером 1025501179362 и выдано свидетельство серии 55 № 001027937.

Общество осуществляет деятельность по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом на основании выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ лицензии серии ВВТ-2 № 014596 от 02.07.2008 сроком до 01.07.2013.

В период с 18.05.2009 по 27.05.2009 Омской транспортной прокуратурой совместно с Обь-Иртышским управлением Госморречнадзора проведена проверка исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности судоходства, в том числе соблюдения прав пассажиров при регулярных пассажирских перевозках внутренним водным транспортом на теплоходе «Москва-144» по маршруту «Центр – Сады – Зелёный берег» судовладельцем – ОАО «Омский речной порт».

В ходе проверки установлено, что Общество с 01.05.2009 осуществляет перевозку пассажиров теплоходами: «Москва-45», «Москва-126» - часовые прогулочные рейсы по р. Омь, Иртыш; теплоходом «Москва-144» - регулярные рейсы по расписанию по маршруту «Центр – Сады – Зелёный берег» с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно, в пунктах обслуживания пассажиров (на остановочных пассажирских причалах – понтонах, являющихся остановочными пунктами садовой линии «Центр - Сады – Зелёный берег»), находящихся:

- р. Иртыш 1837,5 км. по лоцманской карте 2001 года, правый берег – Ленинск (С-160);

- р. Иртыш 1842,6 км. по лоцманской карте 2001 года, правый берег – Сады (С-227);

- р. Иртыш 1861,2 км. по лоцманской карте 2001 года, левый берег – Шинник (С-223);

- р. Иртыш 1863,1 км. по лоцманской карте 2001 года, левый берег – Радуга (С-121);

- р. Иртыш 1864,4 км. по лоцманской карте 2001 года, левый берег – Зелёный берег (С-131), отсутствовала информация о перевозчике (исполнителе услуги по перевозке пассажиров) – наименование, местонахождение (адрес), режим работы, необходимая и достоверная информация об услуге, а именно: о стоимости билета на регулярные рейсы, о сроках продажи билетов, порядке возврата билетов, перечне предметов и веществ, запрещённых для перевозки и хранения в виде ручной клади, багажа, груза, режиме работы билетных касс, перечне категорий граждан, которым в соответствии с законодательством РФ предоставляются льготы и преимущества, порядке обязательного добровольного страхования, номере лицензии, сроке её действия, наименовании органа, выдавшего лицензию, наименовании и юридическом адресе организации, которая уполномочена рассматривать претензии.

Это является нарушением положений пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 490 от 13.08.2006, части 3 статьи 95, части 2 статьи 99 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, статей 8, 9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, пунктов 10, 11 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 72 от 06.02.2003.

Кроме того, в ходе проверки при движении по р. Иртыш принадлежащего Обществу теплохода «Москва-144» по маршруту «Центр-Сады-Зелёный берег» выявлены нарушения требований безопасности при посадке и высадке пассажиров на остановочных понтонах: на понтоне № 223 (ост. Шинник на 1861,2 км. р. Иртыш) отсутствовало одно из леерных ограждений на сходном трапе; на понтоне № 131 (ост. Зелёный берег на 1864,4 км. р. Иртыш) отсутствовал трап, что является грубым нарушением требований пункта 6.4.2.7 Правил технической эксплуатации речного транспорта, утверждённых Приказом Министерства речного флота РСФСР от 03.01.1973 №2.

Указанные действия (бездействие) Общества содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

По результатам проверки Прокурором в соответствии со статьёй 28.4 КоАП РФ вынесено постановление от 29.05.2009 о возбуждении дела об административном правонарушении, на основании которого Прокурор обратился в Арбитражный суд Омской области с требованием о привлечении ОАО «Омский речной порт» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд находит, что Общество подлежит привлечению к административной ответственности в силу следующего.

Согласно статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

По положениям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4)обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно статье 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

По положениям статьи 26.11. КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно статье 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.09.2001 № 128-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с подпунктом 58 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров внутренним транспортом подлежит лицензированию.

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, то есть совокупность установленных Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 названного закона).

Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 490, установлены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров внутренним водным транспортом.

Согласно положениям пункта 4 отмеченного Положения лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми при осуществлении перевозок пассажиров, являются:

а) соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности судоходства, правил плавания судов по внутренним водным путям, правил перевозок пассажиров и их багажа и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей, утверждаемых в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

б) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или ином законном основании судов, предназначенных для перевозок пассажиров, допущенных к плаванию в соответствии с требованиями Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

в) соблюдение лицензиатом установленных Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации требований по обеспечению безопасного отстоя судов и иных плавучих объектов;

г) наличие у лицензиата договора страхования жизни и здоровья членов экипажа судна при исполнении ими служебных обязанностей;

д) наличие договора с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте об обеспечении диспетчерского регулирования движения судов;

е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за осуществление перевозок пассажиров, имеющего высшее профессиональное образование и стаж работы в области перевозок пассажиров судами внутреннего водного транспорта не менее 3 лет за последние 10 лет работы;

ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов, аттестованного на право занятия этой должности;

з) наличие на каждом судне, используемом лицензиатом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

В соответствии с частью 3 статьи 95 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ порядок осуществления перевозок пассажиров и их багажа регламентируется правилами перевозок пассажиров и их багажа, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (далее - правила перевозок пассажиров).

Оказание услуг по перевозкам пассажиров и их багажа осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг.

Частью 2 статьи 99 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ установлено, что в местах обслуживания пассажиров, в том числе в местах продажи билетов, должна быть представлена в наглядной и доступной форме своевременная и достоверная информация об организации перевозок пассажиров в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей и правилами оказания услуг.

Согласно положениям статьи 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.

В соответствии с требованиями статьи 9 данного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место её нахождения (адрес) и режим её работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

Пунктом 10 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 72 от 06.02.2003 (далее – Правила), определено, что исполнители обязаны своевременно обеспечивать потребителей следующей достоверной информацией на русском языке (дополнительно по усмотрению исполнителя на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации):

а) фирменное наименование исполнителя, место его нахождения (адрес) и режим работы;

б) перечень работ и услуг, их стоимость;

в) расписание движения судов;

г) стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади свыше 20 килограммов на скоростных и свыше 36 килограммов на остальных судах, а также перевозки грузов, багажа;

д) сроки продажи билетов;

е) порядок возврата билетов;

ж) перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки и хранения в виде ручной клади, багажа и груза;

з) режим работы билетных и багажных касс, грузовых контор и камер хранения;

и) схемы планировки пассажирских мест на судах и наличие на них багажных помещений;

к) расположение помещений береговых объектов, в том числе предназначенных для обслуживания пассажиров мест общего пользования и мест взвешивания ручной клади;

л) порядок предоставления мест в комнатах длительного отдыха и комнатах матери и ребенка;

м) перечень категорий граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются льготы и преимущества;

н) порядок обязательного и добровольного страхования;

о) перечень сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в каютах повышенной комфортабельности;

п) номер лицензии, срок её действия, наименование органа, выдавшего лицензию, если данный вид деятельности подлежит лицензированию;

р) наименование и юридический адрес организации, которая уполномочена рассматривать претензии.

В соответствии с пунктом 11 данных Правил информация, указанная в пункте 10 настоящих Правил, размещается на судах, в портах и других местах обслуживания пассажиров. Обо всех изменениях исполнитель обязан информировать в местах обслуживания пассажиров, в том числе в пунктах продажи пассажирских билетов, и на судах.

По пункту 6.4.2.7. Правил технической эксплуатации речного транспорта, утверждённых Приказом Министерства речного флота РСФСР от 03.01.1973 №2, плавучие причалы и дебаркадеры должны быть прочно ошвартованы с носа и кормы с установкой упорных приспособлений со стороны берега («сваек»), соединены с берегом прочными и безопасными сходнями, изготовленными по специальной технической документации и ограждёнными поручнями или леерами. Разрывы между плавучими причалами принимаются в соответствии с местными правилами плавания, но не должны быть менее норм, указанных в Правилах пожарной безопасности.

Неисполнение Обществом указанных требований законодательства может быть квалифицировано по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях как осуществление предпринимательской деятельности юридическим лицом с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), которое влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Совершение ОАО «Омский речной порт»административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается представленными в материалы дела документами: актом проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров внутренним водным транспортом № 19 от 21.05.2009, актом контрольного осмотра судна от 20.05.2009, актом комиссионного осмотра пассажирских причалов-понтонов, находящихся на Омском рейде р. Иртыш и являющихся остановочными пунктами садовой линии «Центр-Сады-Зелёный берег-Сады-Центр» от 22.05.2009 № 22 с прилагаемыми фотоматериалами, объяснениями старшего помощника капитана теплохода «Москва-144» ФИО3, начальника службы пассажирских перевозок ФИО4, генерального директора ОАО «Омский речной порт» ФИО5

Требования Прокурора о привлечении Общества к ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обоснованы материалами дела, юридическим лицом не оспорены и подлежат удовлетворению. Порядок и сроки привлечения лица к административной ответственности соблюдены.

Принимая во внимание отсутствие отягчающих обстоятельств, суд считает возможным привлечь Общество к административной ответственности в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, статьёй 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Привлечь Открытое акционерное общество «Омский речной порт» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в сумме 30 000 рублей 00 копеек.

Указанную сумму административного штрафа перечислить по следующим реквизитам: УФК по Новосибирской области, город Новосибирск (Западно-Сибирская транспортная прокуратура), ИНН <***>, КПП 540501001, ГРКЦ ГУ Банк России по Новосибирской области, город Новосибирск, р/счет <***>, БИК 045004001, код БК 41511690010010000140, ОКАТО: 50401000000, вид платежа – административный штраф.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

  Судья В.И. Чернышёв

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru