АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
1 декабря 2011 года
дело А46-12639/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29 ноября 2011 года.
Решение в полном объёме изготовлено 1 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышёва В.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемисовой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Центра исполнения административного законодательства Управления Министерства внутренних дел по городу Омску
о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Трайс-СК»
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель не явился, надлежащим образом извещён,
от заинтересованного лица – представитель не явился, надлежащим образом извещён,
У С Т А Н О В И Л:
Центр исполнения административного законодательства Управления Министерства внутренних дел по городу Омску (далее – заявитель, Управление, Центр) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Трайс-СК» (далее – ООО «Трайс-СК», общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), на основании протокола об административном правонарушении от 03.10.2011 № 50105021.
Заявитель и ООО «Трайс-СК», надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, для участия в нём своих представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, Общество отзыв на заявление в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) не представило, что в силу части 1 статьи 156 и части 3 статьи 205 АПК РФ, не является препятствием для рассмотрения заявления по существу.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд установил следующие обстоятельства.
ООО «Трайс-СК» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1055507007995, ИНН <***>, располагается по адресу: 644070, <...>.
На основании договора субаренды нежилого помещения, заключённого обществом с ИП ФИО1 01.09.2011, заинтересованное лицо арендует часть остановочного павильона, расположенного по адресу: <...>, остановка «6 Таксопарк», площадью 50 кв.м.
13.09.2011 сотрудниками заявителя проведена проверка в названном павильоне, арендуемом Обществом.
В ходе проверки 13.09.2011 в 11 час. 50 мин. в названном павильоне в присутствии понятых ФИО2, ФИО3 ФИО4 осуществлена проверочная игра на игорном оборудовании. В ходе проведения указанного мероприятия оператору ФИО5 передана купюра достоинством 100 рублей, после чего последняя начислила 100 игровых очков для игры на указанном оборудовании. Получив доступ к игре, можно было произвольным образом уменьшить или увеличить размер игровой ставки. При этом никаких покупок в системе «Интернет» не совершалось, а проводилась только игра. В ходе игры были проиграны все внесённые очки. Затем игрок повторно передал оператору денежные средства в сумме 500 рублей, и вновь администратор через свой компьютер зачислила в программу 500 игровых очков, равных сумме внесённых денежных средств. После объявления о том, что игра была проверочной, денежные средства в сумме 600 руб. возвращены, инспектором ФИО6 составлен акт проверочной игры на игорном оборудовании, подписанный понятыми, оператором ФИО5
Инспектором ФИО6 с участием указанных понятых и в присутствии оператора клуба составлен прокол осмотра помещений и территорий от 13.09.2011. В данном протоколе зафиксировано, что в указанном помещении павильона расположены 15 напольных тумб, на 9 из которых размещено компьютерное оборудование: мониторы, клавиатуры, компьютерные мыши. На экранах мониторов имелись изображения, имеющие визуальное сходство с азартными играми в игровых автоматах. В каждой их тумб в нижней части имеется короб, в которых имеется по 2 платы персональных компьютеров и к каждой из плат подключено по 2 жёстких диска..
В ходе названных мероприятий изъяты 18 жёстких дисков без корпуса, 7 дисков в корпусе, системный блок.
Изъятие названного оборудования с указанием идентифицирующих признаков зафиксировано в протоколе осмотра от 13.09.2011, подписанном понятыми. В ходе осмотра проводилась фотосъёмка с использованием цифрового фотоаппарата, фотоснимки в виде фототаблицы приобщены к материалам дела.
13.09.2011 оператор ФИО7 в объяснении указала, что работает в клубе в должности оператора, в её обязанности входит приём денежных средств от населения и зачисление их в качестве игровых очков на выбранный игроком компьютер и выплата денег в случае выигрыша.
Инспектором Центра отобраны объяснения у названных понятых, и у лица, участвующего в проверочной игре – ФИО4, подтвердивших обстоятельства, изложенные в акте проверочной игры на игорном оборудовании от 13.09.2011, протоколе осмотра от 13.09.2011.
14.09.2011 инспектором ЦИАЗ УМВД по г. Омску ФИО6 вынесено определение, которым возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Общества, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ, назначено к проведению административное расследование.
03.10.2011 названным инспектором Центра составлен протокол №50105021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ. Данным протоколом установлено событие административного правонарушения, выявленного 13.09.2011 сотрудниками Центра в ходе проведённой проверки в помещении павильона, расположенного в <...>, остановка общественного транспорта «6 Таксопарк» - организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи.
Выявленный факт, по мнению заявителя, свидетельствует о нарушении требований законодательства об организации азартных игр и законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Омской области с требованием о привлечении общества к административной ответственности.
По положениям статьи 203 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности подаётся в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершённое вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.
Суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, определены в статье 26.1 КоАП РФ.
Согласно статье 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
По положениям статьи 26.11. КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Федеральный закон от 08.09.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ниже - ФЗ от 08.09.2001 № 128-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
По положениям статьи 2 ФЗ от 08.09.2001 № 128-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 2 названного Федерального закона под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ установлено, что организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией игрового оборудования.
Согласно части 1 статьи 7 ФЗ от 08.09.2001 № 128-ФЗ на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Подпункт 77 пункта 1 статьи 17 ФЗ от 08.09.2001 № 128-ФЗ, согласно которому деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), подлежит лицензированию, утратил силу с 30.06.2009.
Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ от 29.12.2006 № 244-ФЗ), устанавливающим ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии со статьёй 2 ФЗ от 29.12.2006 № 244-ФЗ правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ от 29.12.2006 № 244-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Статьёй 4 ФЗ от 29.12.2006 № 244-ФЗ установлены основные понятия, использующиеся для целей названного Федерального закона:
азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключённое двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;
ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры;
выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;
организатор азартной игры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр;
деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры;
игорная зона - часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом;
разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений;
лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
участник азартной игры - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры;
игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр;
В силу части 1 статьи 5 ФЗ от 29.12.2006 № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться лишь организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 3 статьи 5 отмеченного Федерального закона азартные игры с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи запрещены.
Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием вычислительной техники.
По положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства в Российской Федерации.
Пунктом 28 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» установлено, что связь - это технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи для обеспечения функционирования сетей связи.
В соответствии с частью 9 статьи 16 ФЗ от 29.12.2006 № 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям законодательства.
Согласно пункту 4 статьи 8 ФЗ от 29.12.2006 № 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений.
В силу статьи 13 ФЗ от 29.12.2006 № 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдаётся органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путём проведения аукциона или конкурса.
Разрешение на проведение азартных игр у ООО «Трайс-СК» отсутствует.
13.09.2011 обществом в помещении указанного павильона осуществлялась деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".
Удовлетворяя заявление, суд пришёл к выводу о том, что заинтересованным лицом осуществлялась деятельность по организации и проведению азартных игр, не соблюдался установленный запрет деятельности по организации и проведению азартных игр.
По мнению суда, приведённые обстоятельства подтверждаются актом проверочной игры на игорном оборудовании от 13.09.2011, протоколом осмотра от этой же даты, объяснениями понятых, фотографиями.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ, заключается в организации и (или) проведении азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи.
Таким образом, принимая во внимание, что все необходимые документальные доказательства изложенных обстоятельств представлены ЦИАЗ УМВД по г. Омску в материалы дела и заинтересованным лицом не оспорены, суд находит квалификацию заявителем деяния ООО «Трайс-СК» по части 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ правильной, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении не установил, в связи с чем пришёл к выводу о наличии оснований для привлечения заинтересованного лица к ответственности, предусмотренной отмеченной нормой КоАП РФ.
Санкцией части 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ в качестве дополнительного наказания предусмотрена конфискация игрового оборудования, которая в силу статьи 3.7 КоАП РФ является мерой принудительного безвозмездного обращения в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей и назначается судьёй.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также учитывая, что совершённое обществом деяние является серьёзным правонарушением, посягающим на общественную нравственность, суд, учитывая степень общественной опасности совершённого правонарушения, реализуя предусмотренные статьёй 3.1 КоАП РФ цели предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, считает необходимым применить к заинтересованному лицу в качестве дополнительного административного наказания конфискацию названного выше орудия административного правонарушения.
Обязанность суда разрешить вопрос о назначении конфискации орудий и предметов совершения административного правонарушения, либо об отказе в применении данного дополнительного наказания напрямую вытекает из смысла статьи 3.7 КоАП РФ и статьи 14.1.1 КоАП РФ. В данном случае суд полагает, что в виду повышенной степени общественной опасности совершённого обществом деяния, учитывая обстоятельства совершения правонарушения, свидетельствующие о том, что общество не могло не осознавать противоправный характер своей деятельности, руководствуясь целями индивидуальной и общей превенции, у суда отсутствуют объективные основания для отказа в применении конфискации игрового оборудования.
При назначении административного наказания суд учитывает, что общество ранее по данной статье КоАП РФ к административной ответственности не привлекалось, в связи с чем полагает возможным привлечь общество к административной ответственности в размере минимальной санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ для юридических лиц – семьсот тысяч рублей с конфискацией.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдаётся, принудительное исполнение производится непосредственно на основании настоящего судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Требования Центра исполнения административного законодательства Управления Министерства внутренних дел по городу Омску о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Трайс-СК» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, на основании протокола об административном правонарушении от 03.10.2011 № 50105021 удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Трайс-СК», основной государственный регистрационный номер 1055507007995, ИНН <***>, расположенное по адресу: 644070, <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 700 000 рублей, с конфискацией оборудования, изъятие которого с указанием идентифицирующих признаков зафиксировано согласно протоколу осмотра помещений и территорий от 13.09.2011 (18 жёстких дисков без корпуса, 7 жёстких дисков в металлическом корпусе, системный блок).
Указанную сумму административного штрафа перечислить по следующим реквизитам: счёт № 40101810100000010000, банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Омской области, БИК 045209001, получатель: УФК по Омской области (Управление Министерства внутренних дел по г. Омску), ИНН <***>, КПП 550701001, КБК 18811690040040000140.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а после проверки решения в апелляционном порядке или в случае, если суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.
Судья
В.И. Чернышёв
Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru