ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-12675/2012 от 21.06.2012 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск дело № А46-12675/2012

11 июля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2012 года.

Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2012 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Глазкова О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пачулия С.Р.,

рассмотрев 21.06.2012 в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области к Главе Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главного управления лесного хозяйства Омкой области, о признании не соответствующей действующему законодательству карту (план) границ поселка Новоомский Омского муниципального района Омской области, утвержденной Главой Новоомского сельского поселения, в части включения в границы данного поселка лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах № 1, 151 и части выделов 116, 117, 153 квартала № 49, а также в выделах № 3, 16, 18, 19, 20 и части выделов № 1, 14 квартала № 50 Лузинского участкового лесничества Омской области, обязании Главы Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области исключить из карты (плана) границ, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах № 1, 151 и части выделов 116, 117, 153 квартала № 49, а также в выделах № 3, 16, 18, 19, 20 и части выделов № 1, 14 квартала № 50 Лузинского участкового лесничества,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 (доверенность, паспорт);

от заинтересованного лица – ФИО2, ФИО3 (к участию в деле допущены не были ввиду отсутствия доверенностей);

от третьего лица – ФИО1 (доверенность, паспорт).

У С Т А Н О В И Л :

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее по тексту – заявитель, ТУ Росимущества в Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главе Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее по тексту – заинтересованное лицо) о признании не соответствующей действующему законодательству карту (план) границ поселка Новоомский Омского муниципального района Омской области, утвержденной Главой Новоомского сельского поселения, в части включения в границы данного поселка лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах № 1, 151 и части выделов 116, 117, 153 квартала № 49, а также в выделах № 3, 16, 18, 19, 20 и части выделов № 1, 14 квартала № 50 Лузинского участкового лесничества Омской области, обязании Главы Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области исключить из карты (плана) границ, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах № 1, 151 и части выделов 116, 117, 153 квартала № 49, а также в выделах № 3, 16, 18, 19, 20 и части выделов № 1, 14 квартала № 50 Лузинского участкового лесничества.

В ходе судебного разбирательства по делу заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленное требование, попросил суд признать незаконными действия Главы Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по утверждению карты (плана) границ пос. Новоомский Омского муниципального района Омской области в части включения в границы данного поселка лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах № 1, 151 и части выделов 116, 117, 153 квартала № 49, а также в выделах № 3, 16, 18, 19, 20 и части выделов № 1, 14 квартала № 50 Лузинского участкового лесничества Омского лесничества и обязать Главу Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области направить в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области сведения об исключении из границ пос. Новоомский Омского муниципального района Омской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах № 1, 151 и части выделов 116, 117, 153 квартала № 49, а также в выделах № 3, 16, 18, 19, 20 и части выделов № 1, 14 квартала № 50 Лузинского участкового лесничества Омского лесничества.

В судебном заседании представитель заявителя уточненное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель третьего лица заявленное ТУ Росимущества в Омской области требование поддержал.

Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило (ФИО2 и Б.А.НБ. к участию в деле допущены не были ввиду отсутствия доверенностей), в связи с чем суд, руководствуясь частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным провести судебное заседание в без участия представителей заинтересованного лица.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, суд установил, что в ТУ Росимущества в Омской области обратилось Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее по тексту — Главное управление) письмом от 24.02.2012 № 612-ГУЛХ, которым сообщило о том, что при рассмотрении карты (план) границ пос. Новоомский, утвержденной Главой Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области А.В. Лен, Главным управлением установлен факт включения в границы Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах № 1, 151 и части выделов 116, 117, 153 квартала № 49, а также выдела № 3, 16, 18, 19, 20 и часть выделов № 1, 14 квартала № 50 Лузинского участкового лесничества Омского лесничества.

Указанные обстоятельсва послужили основанием для обращения ТУ Росимущества в Арбитражный Омской области в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В силу части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе земли поселений (пункт 7) и земли лесного фонда (пункт 5).

Частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок отнесение земель к категориям, изменения категории земель путем осуществления их перевода их из одной категории в другую.

Согласно части 1 указанной статьи отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.

В силу части 1 статья 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.

Согласно части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством (часть 6 статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, в силу прямого указания закона земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью, в отношении которой полномочиями по владению, пользованию и распоряжению обладает Российская Федерация.

Согласно части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.

Порядок согласования проектов территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при включении лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в границы населенного пункта утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (далее по тексту - положение).

Согласно данному положению организацию согласования проекта документа территориального планирования обеспечивает орган местного самоуправления, являющийся заказчиком разработки проекта документа территориального планирования.

При включении земельного участка в границы населенного пункта из состава земель лесного фонда необходимо такие документы для согласования направлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 № 40 «Об утверждении положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», данные полномочия осуществляет Министерство регионального развития Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Таким образом, при изменении границы населенного пункта при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда необходимо схему территориального планирования или генеральный план направить на согласование в Министерство регионального развития Российской Федерации.

Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может предоставляться на утверждение и утверждаться.

Из материалов дела следует, что утвержденной Главой Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области А.В. Лен, картой (планом) границ пос. Новоомский включены в границы Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области лесные участки, расположенные на землях лесного фонда в выделах № 1, 151 и части выделов 116, 117, 153 квартала № 49, а также выдела № 3, 16, 18, 19, 20 и часть выделов № 1, 14 квартала № 50 Лузинского участкового лесничества Омского лесничества.

Право собственности Российской Федерации на указанные лесные участки подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 55 АВ № 871245.

Как следует из письма Омского филиала ФГУП «Рослесинфорг» от 23.12.2011 № 061/623, с нарушением законодательства в проект границ поселка Новоомский включены лесотаксационные выделы № 1, 151, а также части выделов 116, 117, 153 лесного квартала № 49; лесотаксационные выделы № 3, 16, 18, 19, 20 и части выделов № 1, 14 лесного квартала № 50 Лузинского участкового лесничества Омского лесничества.

Проектируемые границы поселка Новоомский в части границ лесных участков не соответствуют материалам землеустройства 1989 года. При разработке землеустроительного дела границы лесных участков изменены в результате наложения на них границ земельных участков, установленных с нарушением лесного и земельного законодательства.

Межевание земельных (лесных) участков проведено с нарушением пункта 6 части 3 статьи 27, части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.06.2007 № 221-ФЗ; пункта 6 статьи 23, статьи 37, 56, 57, 71 приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412; части 1, 2 статьи 8, части 2 статьи 9, части 2 статьи 11, части 5 статьи 27 Федерального закона от 25.10.2001 № 136-ФЗ; части 6 статьи 105 Федерального закона от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

Разработанный в 1968 году генеральный план пос. Новоомский не мог учитывать в полной мере всех лесных участков в границах бывшего совхоза «Лузинский», которые в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 24.05.1978 № 719-р были переведены в состав земель лесного фонда, в частности лесотаксационный выдел № 3 лесного квартала № 50 Лузинского участкового лесничества. В материалах землеустройства 1989 года не указана граница населенного пункта, проект 1968 года своевременно не рассматривался и не утверждался.

Информация о наличии лесных участков, их состоянии на время проведения подготовительных работ к лесоустройству (2006-2008 годах) и о наличии в их границах объектов индивидуального жилищного строительства приведена.

Общая площадь лесных участков, включенных в состав земель населенных пунктов по проекту землеустройства, разработанного ООО «Кадастр-Центр» составляет 34087 кв.м, в том числе по лесотаксационным выделам лесных кварталов: № 49 выдел 153 (3216 кв.м), выдел 116 (422 кв.м), выдел 117 (780 кв.м), выд.151 (510 кв.м), выдел 1 (2957 кв.м), выдел 156 (1364 кв.м); № 50 выделы 1, 16 (1429 кв.м), выдел 14 (941 кв.м), выдел 18 (919 кв.м), выдел 19, 20 (2317 кв.м), выдел 3 (19232 кв.м).

Поскольку из материалов дела следует, что Главой Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области утверждена карта (план) границ пос. Новоомский согласно котрой в границы Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области включены находящиеся в собственности Российской Федерации лесные участки, расположенные на землях лесного фонда в выделах № 1, 151 и части выделов 116, 117, 153 квартала № 49, а также выдела № 3, 16, 18, 19, 20 и часть выделов № 1, 14 квартала № 50 Лузинского участкового лесничества Омского лесничества без проведения соответствующих согласительных процедур, суд убежден, что требования ТУ Росимущества в Омской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поскольку требование заявителя удовлетворено, а в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании статей 104, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ», в силу которого с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с Администрации Омского муниципального района Омской области в доход федерального бюджета подлежит взысканию 2 000 руб. государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Требование Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, удовлетворить полностью.

Признать незаконными действия Главы Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по утверждению карты (плана) границ пос. Новоомский Омского муниципального района Омской области в части включения в границы данного поселка лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах № 1, 151 и части выделов 116, 117, 153 квартала № 49, а также в выделах № 3, 16, 18, 19, 20 и части выделов № 1, 14 квартала № 50 Лузинского участкового лесничества Омского лесничества.

Обязать Главу Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области направить в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области сведения об исключении из границ пос. Новоомский Омского муниципального района Омской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах № 1, 151 и части выделов 116, 117, 153 квартала № 49, а также в выделах № 3, 16, 18, 19, 20 и части выделов № 1, 14 квартала № 50 Лузинского участкового лесничества Омского лесничества.

Взыскать с Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья О.В.Глазков