АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-51-56 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mail info@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
27 марта 2009 года
№ дела
А46-126/2009
Резолютивная часть решения принята и объявлена 20 марта 2009 года. Полный текст решения изготовлен 27 марта 2009 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Стрелковой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полоцкой Д.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «К-Резерв» г.Омска
к Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству государственно-правового развития Омской области
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверенности б/н от 11.01.2009;
от Министерства имущественных отношений Омской области – ФИО2 по доверенности № 03/9297 от 29.12.2008;
от Министерства государственно-правового развития Омской области – ФИО3 по доверенности № 3912/1 от 14.12.2007 (удостоверение № 563 от 05.06.2008)
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «К-Резерв» (далее по тексту – ООО «К-Резерв», заявитель) обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Омской области, Правительству Омской области, с привлечением Министерства государственно-правового развития Омской области в качестве третьего лица, в котором просило:
1. признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Омской области от 29.12.2008 № 04-02/9346;
2. признать бездействие Правительства Омской области, выразившееся в непринятии в установленный законодательством срок решения по ходатайству заявителя о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:11:09 29 02:0273, площадью 13906,55 кв.м., с местоположением: Омская область, Любинский район, 591 км. федеральной автодороги «Тюмень-Омск» из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, незаконным;
3. обязать Правительство Омской области в течение 10 дней с момента вступления судебного акта в законную силу принять решение по вопросу перевода земельного участка с кадастровым номером 55:11:09 29 02:0273 площадью 13906,55 кв.м., с местоположением: Омская область, Любинский район, 591 км. федеральной автодороги «Тюмень-Омск» из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Определением от 19.02.2009 по ходатайству заявителя производство по делу по пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращено в отношении Правительства Омской области, при этом Министерство государственно-правового развития Омской области привлечено в качестве заинтересованного лица.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации явившийся ООО «К-Резерв» неоднократно уточняло свое заявление, сформулировав требования окончательно следующим образом:
1. признать незаконными действия, совершенные 29.12.2008 Министерством имущественных отношений Омской области, по отказу в рассмотрении ходатайства заявителя от 23.10.2008 № 525/08 о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:11:09 29 02:273 и его возврату заявителю как несоответствующие пункту 4 части 1 статьи 7, пункту 2 части 2 статьи 3, части 3 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и обязать Министерство имущественных отношений Омской области принять и рассмотреть ходатайство от 23.10.2008 № 525/08 о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:11:09 29 02:273 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для целей строительства гостиницы и автостоянки;
2. признать незаконными действия Министерства государственно-правового развития Омской области по отказу в согласовании проекта распоряжения Правительства Омской области «О переводе земельного участка из одной категории в другую», выраженные в отрицательном заключении от 26.12.2008 за № 4248 рп/1, как не соответствующие пункту 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и обязать Министерство государственно-правового развития Омской области согласовать проект распоряжения Правительства Омской области «О переводе земельного участка из одной категории в другую», касающийся перевода земельного участка с кадастровым номером 55:11:09 29 02:273 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для целей строительства гостиницы и автостоянки.
В обоснование заявленного требования ООО «К-Резерв» указало на то, что представленное им 28.10.2008 заявление о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель, соответствующее установленным требованиям и имеющее в качестве приложений необходимые документы, не было рассмотрено по существу Министерством имущественных отношений Омской области в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», а было неправомерно возвращено. Позиция Министерства государственно-правового развития Омской области, отраженная в заключении на проект распоряжения Правительства Омской области «О переводе земельного участка из одной категории в другую», о том, что у заявителя отсутствуют исключительные основания для изменения категории земельного участка с кадастровым номером 55:11:09 29 02:273, основана на неверном толковании пункта 4 части 1 статьи 7 Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Процедура, описанная в пункте 32 Регламента Правительства Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24.02.2004 № 34, возможна исключительно только на этапе согласования между Министерством имущественных отношений и лицами, указанными в пункте 29 данного документа, к коим Министерство государственно-правового развития Омской области не относится, при этом на стадии согласования с Министерством государственно-правового развития Омской области (пункт 35 Регламента) процедура, указанная в пункте 32 Регламента, юридически не возможна.
Министерство имущественных отношений Омской области в письменном отзыве на заявление, сославшись на законность своих действий, указало, что проект распоряжения «О переводе земельного участка из одной категории земель в другую» не был внесен на рассмотрение Правительства Омской области, поскольку отсутствовало положительное заключение Министерства государственно-правового развития Омской области, необходимое по Регламенту Правительства Омской области, утвержденному Указом Губернатора Омской области от 24.02.2004 № 34. Заключение Министерства государственно-правового развития Омской области содержало неустранимые замечания, препятствующие дальнейшему согласованию проекта распоряжения и его рассмотрению на заседании Правительства Омской области.
Министерство государственно-правового развития Омской области, излагая свою позицию по делу в письменном виде (с уточнением к нему), указало на правомерность возврата документов заявителю, поскольку на основании пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» изменение категории земли сельскохозяйственного назначения возможно только при размещении объектов промышленности, гостиница и автостоянка к данным объектам отнесены быть не могут. Отсутствие в ходатайстве ООО «К-Резерв» обоснования необходимости перевода земель сельскохозяйственного назначения послужило основанием для его возврата. Пропуск установленного законом срока на рассмотрение ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую не является существенным нарушением.
В судебном заседании представитель ООО «К-Резерв» представила письменное уточнение просительной части заявления. Представители Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства государственно-правового развития Омской области считают требование ООО «К-Резерв» необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Суд, рассмотрев материалы дела и заявление ООО «К-Резерв» с уточнениями к нему, отзывы на него, заслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, установил следующее.
Заявитель 21.03.1997 зарегистрирован Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации г.Омска в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1025501246121.
Реализуя предоставленные законом юридическому лицу правомочия ООО «К-Резерв» заключило с Администрацией Любинского муниципального района Омской области договор № А3-11-707/2007 от 09.07.2007, по условиям которого заявитель приобрел права аренды земельного участка с кадастровым номером 55:11:09 29 02:0273, площадью 13906,55 кв.м, местоположение которого установлено относительно 591 км. Федеральной автодороги Тюмень-Омск, Любинский район, Омская область. Срок действия гражданско-правовой сделки был установлен сторонами равным 11 месяцам
Дополнительным соглашением от 09.06.2008 срок договора аренды № А3-11-707/2007 от 09.07.2007 был продлен до 09.05.2009.
ООО «К-Резерв» 28.10.2008 было подано в Министерство имущественных отношений Омской области ходатайство, датированное 23.10.2008 за исх.№ 525/08, о переводе земель из одной категории в другую, в котором заявитель просил перевести земельный участок с кадастровым номером 55:11:09 29 02:273, площадью 13906,55 кв.м., имеющий местоположение: Омская область, Любинский район, 591 км. федеральной автодороги «Тюмень-Омск», используемый заявителем на праве аренды, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для целей строительства гостиницы и автостоянки.
29.12.2008 Министерство имущественных отношений Омской области письмом за исх.№ 04-02/9346, возвращая представленные материалы для перевода земельного участка, уведомило заявителя о том, что подготовленный данным органом проект распоряжения Правительства Омской области «О переводе земельного участка из одной категории земель в другую» был передан на рассмотрение Министерства государственно-правового развития Омской области.
Заключением от 26.12.2008 № 4248-рп/1 Министерство государственно-правового развития Омской области отказало в согласовании проекта, указав, что пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» позволяет осуществлять перевод земельных участков из категории сельскохозяйственного назначения в другую в исключительных случаях, связанных в том числе с размещением промышленных объектов, а объекты недвижимости, планируемые к размещению на испрашиваемом земельном участке (гостиница и автостоянка), не относятся к таковым.
Считая, что действия государственных органов нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО «К-Резерв» обратилось в суд с настоящими требованиями.
Суд считает заявление ООО «К-Резерв» подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель, находящихся в частной собственности, из одной категории земель сельскохозяйственного назначения в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Правовые вопросы регулирования отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Содержание ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).
В развитие части 2 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» Правительством Омской области было принято Постановление от 21.07.2006 № 90-п «Об установлении содержания ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состава прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Омской области от 21.07.2006 № 90-п «Об установлении содержания ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состава прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации» Министерство имущественных отношений Омской области определено как орган, уполномоченный рассматривать ходатайства о переводе земель из одной категории в другую, а также осуществляет подготовку по результатам рассмотрения данных ходатайств проектов распоряжений Правительства Омской области о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую урегулирован статьей 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Как предписывает статья 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» ходатайство направляется заинтересованным лицом в уполномоченный орган, коим в данном случае является Министерство имущественных отношений Омской области.
В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:
1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;
2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, указанным выше, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.
Исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления по результатам рассмотрения ходатайства в течение двух месяцев со дня его поступления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлены статьей 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и являются следующими:
1) установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в статье 7 установлены особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в связи с их особым статусом.
Так, частью 1 данной статьи установлены исключительные основания, наличие которых позволяет обратиться с ходатайством о переводе земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, такие как:
1) консервация земель;
2) создание особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
3) установление или изменением черты населенных пунктов;
4) размещение промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;
5) включение непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
6) строительство дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
7) выполнение международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
8) добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
9) размещение объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Изложенные выше правовые нормы в своей совокупности позволяют заключить, что лицо, имеющее волеизъявление на изменение категории земель сельскохозяйственного назначения на иную, должно обратиться в Министерство имущественных отношений Омской области с ходатайством, содержащим установленные реквизиты, и приложить требуемые законодательством документы. Рассмотрение ходатайства фактически осуществляется Министерством имущественных отношений Омской области, данный орган же уполномочен подготавливать проект решения по нему, изложенный в виде распоряжения Правительства Омской области, о переводе земель из одной категории в другую либо об отказе в осуществлении такого действия.
Порядок рассмотрения Министерством имущественных отношений Омской области ходатайства ООО «К-Резерв» о переводе земель сельскохозяйственного назначения из данной категории в другую, как прямо на то указывает статья 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», состоит из двух этапов:
1. решение вопроса о принятии ходатайства к рассмотрению по существу. На данной стадии уполномоченный орган проводит проверку соответствия представленного пакета документов установленным требованиям и проверяет полномочия лица, обратившегося с ходатайством (часть 2 статьи 3). Результатом этой стадии могуть быть два действия Министерства имущественных отношений Омской области: возврат ходатайства по причине отказа в его рассмотрении или рассмотрение его по существу, то есть этап второй.
2. рассмотрение прошения о переводе земельного участка по существу. На данной стадии ходатайство и приложенные к нему документы проверяются Министерством имущественных отношений Омской области применительно к общим обстоятельствам, препятствующим изменению категории земель (статья 4), а также к специальным исключительным основаниям для перевода такого рода земель, указанным в статье 7. По результатам данной стадии Министерство имущественных отношений Омской области составляет либо проект распоряжения Правительства Омской области о переводе земель из категории сельскохозяйственного назначения, либо проект распоряжения об отказе в свершении такого действия и передает его на утверждение Правительства Омской области.
Суд в ходе рассмотрения дела пришел к выводу, что распоряжение, положительное или отрицательное по своему содержанию, может быть вынесено только Правительством Омской области, о чем свидетельствуют непосредственно нормы части 4 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и пункта 2 Постановления Правительства Омской области от 21.07.2006 № 90-п «Об установлении содержания ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состава прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации».
Суд, удовлетворяя требование ООО «К-Резерв» к Министерству имущественных отношений Омской области, исходит из того, что данный государственный орган, возвращая письмом от 29.12.2008 за исх.№ 04-02/9346 ходатайство заявителя о переводе земель из одной категории в другую и приложенные к нему документы, неправомерно по сути своей в данном документе отказал в осуществлении перевода со ссылкой на отрицательное заключение Министерства государственно-правового развития Омской области.
Как указано было выше, возврат документов Министерством имущественных отношений Омской области возможен по основаниям и в сроки, установленных частями 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», а именно: в течение 30 дней со дня поступления ходатайства, с которым обратилось ненадлежащее лицо и/или приложило к нему документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства.
Возврат ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и приложенных к нему документов в силу части 3 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» должен быть мотивированным.
Если рассматривать письмо Министерства имущества Омской области от 29.12.2008 № 04-02/9346 в качестве отказа в рассмотрении ходатайства ООО «К-Резерв», то оно не может быть признано судом ни мотивированным, поскольку в нем отсутствуют основания для возврата, указанные в части 2 статьи 3, ни вынесенным в установленные законом сроки (срок истек 27.11.2008 включительно, действие совершено 29.12.2008).
То обстоятельство, что заявителем в уполномоченный орган было подано ходатайство по установленной Правительством Омской области форме с приложением необходимых документов, Министерством имущественных отношений Омской области не оспаривается и подтверждено в ходе рассмотрения дела судом.
Ссылка Министерства государственно-правового развития Омской области на то, что основанием для возврата поданного 28.10.2008 ходатайства послужило отсутствие в нем обоснования перевода земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель, не принимается судом, поскольку представленным в материалы дела ходатайством ООО «К-Резерв» данное утверждение заинтересованного лица опровергается, заявитель в данной графе указал, что перевод данного земельного участка необходим для приведения способа использования объекта недвижимости в соответствии с действующим законодательством, земельный участок находится в непосредственной близости от федеральной автодороги, не используется в качестве объекта сельскохозяйственной деятельности на протяжении нескольких лет.
Оценивая действия заинтересованного лица, совершенные 29.12.2008, как отказ в осуществлении перевода земельного участка с кадастровым номером 55:11:09 29 02:273 из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, суд также установил их незаконность.
Как было отмечено судом ранее, Министерство имущественных отношений Омской области, наделенное Правительством Омской области полномочиями по рассмотрению ходатайств об изменении категории земель сельскохозяйственного назначения, не вправе выносить решения об отказе в осуществлении такого рода действия. Таким правом наделено только Правительство Омской области как исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации.
Наличие или отсутствие отрицательных заключений органов государственной власти субъекта Российской Федерации не является препятствием для передачи проекта распоряжения на рассмотрение и утверждение Правительства Омской области.
Формулировка, содержащаяся в пункте 2 Постановления Правительства Омской области от 21.07.2006 № 90-п «Об установлении содержания ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состава прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации», такая как «подготовка проектов распоряжений» свидетельствует о том, что Правительство Омской области и при наличии отрицательного проекта может принять положительное решение (в виде распоряжения о переводе земель), равно как и при отсутствии замечаний не утвердить предлагаемый проект.
Поскольку возврат Министерством имущественных отношений Омской области документов, представленных ООО «К-Резерв» для перевода земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для целей строительства гостиницы и автостоянки, противоречит части 2 статьи 3, части 3 статьи 3, статье 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», то требование заявителя в данной части подлежит удовлетворению.
ООО «К-Резерв», обращаясь в арбитражный суд с заявлением о защите нарушенных прав, просит признать действия Министерства государственно-правового развития Омской области по отказу в согласовании проекта распоряжения Правительства Омской области «О переводе земельного участка из одной категории в другую» как несоответствующие пункту 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как предписывает часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. При этом часть 3 данной статьи устанавливает, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, из системного толкования вышеперечисленных норм права следует, что для признания того или иного действия государственного органа незаконными необходимо, во-первых, не его несоответствие положениям того или иного закона, во-вторых, наличие нарушенных таким действием прав и законных интересов заявителя, что является предметом судебного разрешения возникшего спора.
ООО «К-Резерв» в ходе рассмотрения дела судом не привело ни одной нормы закона, которой бы не соответствовало действие Министерства государственного правого развития Омской области при вынесении заключения на проект распоряжения Правительства Омской области. Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» Министерство государственного правого развития Омской области в состав государственных органов, участвующих в процедуре осуществления перевода земель из одной категории в другую, не отнесено.
Пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено одно из исключительных оснований для перевода сельскохозяйственных земель в иную категорию, такое как размещение промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Заявитель в обоснование неправомерности действий Министерства государственного правого развития Омской области указывает на неправильное толкование данным государственным органом пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Суд считает, что вопрос наличия или отсутствия исключительного основания для перевода арендуемого заявителем земельного участка с кадастровым номером 55:11:09 29 02:273, входящим в состав земель сельскохозяйственного назначения, не подлежат исследованию и оценке судом, поскольку данное обстоятельство подлежало бы выяснению в случае вынесения Правительством Омской области отрицательного распоряжения по результатам рассмотрения ходатайства ООО «К-Резерв» от 28.10.2008, основанного на таком толковании.
Иными словами, отрицательное заключение Министерства государственно-правового развития Омской области не только не может быть признано судом не соответствующим закону, но и само по себе не может нарушать прав ООО «К-Резерв» в сфере землепользования, поскольку данные права могут быть затронуты только распоряжением Правительства Омской области об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую, в котором в основу отказа было бы положено такое заключение.
Доводы заявителя о незаконности действий заинтересованных лиц со ссылкой на их нарушение Регламента Правительства Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24.12.2004 № 34, являются несостоятельными и также не оцениваются судом, поскольку как следует из пункта 1 Регламента, данный документ устанавливает основные правила организации деятельности Правительства Омской области как органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и по статусу правовых актов к законам не относится.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, заявление ООО «К-Резерв» подлежит удовлетворению в части требования к Министерству имущественных отношений Омской области, действие заинтересованного лица, совершенное 29.12.2008, по отказу в рассмотрении ходатайства заявителя от 23.10.2008 № 525/08 о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:11:09 29 02:273 и его возврату заявителю как несоответствующие части 2 статьи 3, части 3 статьи 3, статье 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В остальной части суд, не установив незаконности действий Министерства государственно-правового развития Омской области, отказывает в удовлетворении заявления.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.
При обращении в арбитражный суд с заявлением ООО «К-Резерв» была уплачена государственная пошлина в сумме 6000 рублей.
Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Следовательно, в связи с частичным удовлетворением требований заявителя ООО «К-Резерв» надлежит возвратить государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Кроме того, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возврату заявителю из федерального бюджета подлежит излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 197, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление общества с ограниченной ответственностью ООО «К-Резерв» удовлетворить частично.
Признать незаконными действия, совершенные 29.12.2008 Министерством имущественных отношений Омской области, по отказу в рассмотрении ходатайства общества с ограниченной ответственностью ООО «К-Резерв» от 23.10.2008 № 525/08 о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:11:09 29 02:273 и его возврату обществу с ограниченной ответственностью ООО «К-Резерв» как несоответствующие части 2 статьи 3, части 3 статьи 3, статье 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Обязать Министерство имущественных отношений Омской области принять и рассмотреть ходатайство от 23.10.2008 № 525/08 о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:11:09 29 02:273 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для целей строительства гостиницы и автостоянки;
В удовлетворении заявления в остальной части отказать.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «К-Резерв» 2000 (две тысячи) рублей государственной пошлины.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «К-Резерв» 2000 (две тысячи) рублей, излишне уплаченных при подаче заявления по платежному поручению № 57 от 29.12.2008.
Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Стрелкова Г.В.