АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
09 декабря 2016 года
№ дела
А46-12757/2016
Резолютивная часть решения объявлена 08.12.2016.
Решение в полном объеме изготовлено 09.12.2016.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Крещановской Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гик А.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела, возбужденного по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Омской области, Отделу судебных приставов по Центральному административному округу г. Омска УФССП России по Омской области о признании недействительными и отмене постановлений № 4201 от 08.06.2009, № 8665 от 29.03.2011, № 06500390022742 от 28.02.2012, № 06500390085773 от 17.07.2013, № 232 от 15.11.2013, № 06500390013370 от 29.05.2014, № 06500390005919 от 04.06.2015, об обязании возвратить денежные средства, списанные с расчетного счета,
В судебном заседании участвуют представители:
от заявителя/истца – не явилась, извещена,
от заинт.лица/ответчика (ГУ – УПФ РФ в ЦАО г. Омска) – ФИО2 по доверенности № 01-22/2963 от 06.05.2016 (паспорт <...>, выдан 26.07.2007),
от заинт.лица/ответчика (ГУ – ОПФ РФ по Омской области) – ФИО3 по доверенности № СТ-13 от 06.04.2013 (предъявлено удостоверение № 730 от 18.11.2013),
от заинт.лица/ответчика – СПИ ФИО4 предъявлено удостоверение № ТО 470737 от 15.08.2014;
от заинт.лица/ответчика (УФССП России по Омской области) – ФИО5 по доверенности № Д-5590/16/73 от 27.07.2016 ( предъявлено удостоверение № ТО 471383),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска Управлению Федеральной службы судебных приставов по Омской области, Отделу судебных приставов по Центральному административному округу г. Омска УФССП России по Омской области о признании не подлежащими исполнению или признании недействительными и отмене постановлений № 4201 от 08.06.2009, № 8665 от 29.03.2011, № 06500390022742 от 28.02.2012, № 06500390085773 от 17.07.2013, № 232 от 15.11.2013, № 06500390013370 от 29.05.2014, № 06500390005919 от 04.06.2015, а также об обязании Отдела судебных приставов по Центральному АО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области перечислить денежные средства – алиментные платежи на содержание сына ФИО6 в размере 40 635 руб. 57 коп. и перечислить исполнительский сбор в размере – 2844 руб. 49 коп. (с учетом уточнения в порядке ст. 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации).
В судебное заседание ФИО1 не явилась, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
ФИО1 было заявлено ходатайство от 01.11.2016 о рассмотрении предварительного заседания, а также судебных заседаний первой инстанции в ее отсутствие и отсутствие ее представителя. Суд считает возможным рассмотреть спор без участия заявителя по имеющимся в деле материалам на основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заявление мотивировано неправомерностью принятия спорных постановлений, поскольку в декабре 2007 года ФИО1 была зарегистрирована на территории Калининградской области. В апреле 2008 ФИО1 обратилась в ИФНС № 2 по Центральному административному округу г. Омска о снятии ее с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя и направлении свидетельства по адресу регистрации в г. Пионерский Калининградской области, предоставив данную информацию в ГУ Управление ПФ РФ ЦАО № 2 г. Омска.
Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее – Отделение) требования заявителя не признало, ссылаясь на то, что предприниматель зарегистрирован в качестве плательщика страховых взносов в Государственном учреждении – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (далее – Управление) с 2006 года. Оспариваемые постановления о взыскании страховых взносов, пени, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов были приняты Управлением в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ). Отделение, по его мнению, не может быть заинтересованным лицом по заявлению, поскольку ему никаких требований не заявлено.
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска требования заявителя не признало, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых актов и поддержало возражения Отделения в части пропуска срока для обращения в арбитражный суд.
Управление Федеральной службы судебных приставов России в Омской области требования заявителя не признало, ссылаясь на отсутствие оснований для возврата денежных средств, списанных с расчетного счета в рамках исполнительного производства № 31490/14/55006-ИП на основании исполнительного документа. Доказательств, подтверждающих перечисление алиментов на счет судебному приставу – исполнителю, не представлено.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц. Участвующих в деле, суд установил, что ФИО1 до 2007 года, как следует из заявления, проживала в Омской области и была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, поставлена на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ГУ – Управление ПФР в Центральном административном округе г. Омска. регистрационный номер 065-003-028079. В 2007 году вместе с семьей ФИО1 переехала в Калининградскую область, г. Первомайский на постоянное местожительство, где зарегистрировалась и встала на учет в Государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр занятости населения города Светлогорска» в качестве безработного. В апреле 2008 года предприниматель, как указано в заявлении приезжала в г. Омск и написала заявление о снятии ее с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя и просила направить свидетельство по адресу регистрации в г. Пионерский, предоставив данную информацию в ГУ Управление ПФР ЦАО г. Омска.
25.06.2014 судебным приставом – исполнителем отдела судебных приставов по Центральному административному округу № 2 г. Омска УФССП России по Омской области было возбуждено исполнительное производство по взысканию с ФИО1 страховых взносов, пеней, штрафов на сумму 40 635,57 руб. в пользу ГУ УПФ РФ Центрального административного округа г. Омска по постановлению № 06500390013370 от 29.05.2014. Постановление ФИО1, как следует из ее заявления, не было получено.
В декабре 2014 года ФИО1 узнала, что с ее счета были списаны денежные средства в размере 43 480,06 руб. и перечислены в счет погашения задолженности по постановлениям ГУ ПФР в ЦАО г. Омска. В апреле – мае 2014 ФИО1, как следует из заявления, обращалась в Отделение Пенсионного фонда России по Омской области с заявлением, в котором сообщила о том, что на территории Омской области не проживает, трудовую, хозяйственную, предпринимательскую деятельность не осуществляет, Постановлений о выплате страховых взносов и других каких-либо документов за период с 2008 по апрель 2015 из Управления не получала.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ФИО1 в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в силу следующего.
В статье 2 АПК РФ установлены задачи судопроизводства в арбитражных судах, в том числе: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, формирование уважительного отношения к закону и суду, содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
В силу пункта 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая), которые регулируют деятельность юридических лиц.
Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) юридическое лицо может иметь гражданские права и нести обязанности, связанные с ведением предпринимательской деятельности.
Таким образом, гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя несет обязанности, связанные с ведением предпринимательской деятельности.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Согласно п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 г. № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществляет.
Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя регламентирован статьей 22.3 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Из данной статьи (п.9) следует, что Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.
Согласно выписке из ЕГРИП от 02.11.2012 за № 948, имеющейся у Управления, ФИО1 в период с 07.02.2006 г. по настоящее время является индивидуальным предпринимателем и зарегистрирована по адресу г. Омск - 644031, ул. 25-я Линия, дом 32.
04.06.2015 года Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска был сделан запрос в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 12 по Омской области о смене адреса места жительства ФИО1
08.06.2015 года Межрайонная ИФНС России № 12 сообщила следующую информацию. ФИО1 сменила место жительства на Калининградскую область 17.06.2011 года. Согласно действующей на тот момент времени редакции ФЗ от 08.08.2001 № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. От 23.12.2010) «...юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства» (пункт 5. ст.5 указанного закона). Заявления о внесении изменений сведения об индивидуальном предпринимателе в адрес Межрайонной ИФНС России № 12 не поступало.
15.06.2015 года ИФНС России № 2 по Центральному административному округу г. Омска сообщила аналогичную выше названную информацию.
В соответствии со ст. 11 ФЗ-167 от 15.12.2001 года, регистрация или снятие с регистрационного учета страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика.
Документ, подтверждающий факт снятия с регистрационного учета страхователей, указанных в абзаце втором настоящего пункта, направляется территориальным органом страховщика страхователю с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты, содержащемуся в составе сведений единого государственного реестра юридических лиц, единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (при указании адреса электронной почты в заявлении о государственной регистрации), представленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в территориальные органы страховщика. Получение в письменной форме на бумажном носителе подтверждения факта снятия с данного регистрационного учета не является обязательным для страхователя. Такой документ выдается по запросу страхователя территориальным органом страховщика в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
Согласно выписке из ЕГРИП от 03.10.2015 за № 123 ФИО1 в период с 07.02.2006 г. по настоящее время является индивидуальным предпринимателем и зарегистрирована по адресу <...>.
При поступлении данной информации из Межрайонной ИФНС России № 12 по Омской области Управление по ЦАО г Омска индивидуального предпринимателя ФИО1 сняло с учета и всю информацию направило в Калининградскую область.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ.
На основании п. 1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно п. 4.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую, либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности, фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Таким образом, закон связывает обязанность уплаты страховых взносов со статусом страхователя, зарегистрированного в установленном порядке в федеральном органе исполнительной власти.
В силу ч.2 ст. 16 ФЗ 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
ФИО1 страховые взносы не уплачивала.
Согласно ст. 18 выше названного закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями ст. 22 ФЗ № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
27.03.2009 направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму 3459,36 рублей со сроком оплаты до 13.04.2009 года.
30.03.2009 направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму 7879,47 рублей со сроком оплаты до 14.04.2010 года.
01.08.2009 направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму 12687,81 рублей со сроком оплаты до 20.08.2011 года.
20.03.2013 направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму 20272,22 рублей со сроком оплаты до 09.04.2013 года.
29.03.2013 направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму 1044,64 рублей со сроком оплаты до 13.04.2013 года.
12.03.2013 направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму 40635,57 рублей со сроком оплаты до 01.04.2014 года.
25.02.2013 направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму 25988,99 рублей со сроком оплаты до 17.03.2015 года.
Платежи по страховым взносам в указанные выше сроки не поступили. На сумму не своевременно уплаченных ответчиком страховых взносов произведено начисление пени.
Положениями ст. 25 ФЗ № 212-ФЗ установлено, что пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и не зависимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Условием для прекращения начисления пеней является фактическая уплата недоимки плательщиком. Иного законодательством не предусмотрено.
Ст. 20 ФЗ 212-ФЗ определяет, взыскание недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или действующего индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов -организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1 500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.
08.06.2009 года было вынесено постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя на сумму 3459,36 рублей. Оплата отсутствует
29.03.2011 года было вынесено постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя на сумму 7879,47 рублей. Оплата отсутствует
28.02.2011 года было вынесено постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя на сумму 12687,81 рублей. Оплата отсутствует
17.07.2011 года было вынесено постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя на сумму 20272,22 рублей. Оплата отсутствует
15.11.2013 года было вынесено постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя на сумму 1044,63 рублей. Оплата отсутствует
29.05.2013 года было вынесено постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя на сумму 40635,57 рублей. Сумма задолженности по данному постановлению погашена в полном объеме.
04.06.2015 года было вынесено постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя на сумму 25988,99 рублей. Оплата отсутствует.
Согласно пп. 1, 3 ч. 2 ст.28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212 - ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Следует отметить, что только после утраты соответствующим физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке прекращается обязанность индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа. Подтверждением этому является отсутствие в законодательстве о пенсионном страховании норм, обуславливающих обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа фактом ведения ими предпринимательской деятельности и (или) получения дохода.
Правильность такого вывода подтверждается и положениями пунктов 4 и 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 августа 2004 года N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".
Кроме того, как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 3-О-О от 25 января 2012 года, законодатель, определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включил в их число лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7 и пункт 2 статьи 14).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях применительно к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, указал, что, учитывая цели обязательного пенсионного страхования и социально-правовую природу страховых взносов, их предназначение, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации.
Напротив, это направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из ее статьи 39 (часть 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 1009-О-О и от 23 сентября 2010 года N 1189-О-О).
Для граждан, включая индивидуальных предпринимателей, которые после установления им трудовой пенсии по старости или инвалидности продолжают трудовую (предпринимательскую) деятельность, предусмотрена возможность ежегодного перерасчета страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их индивидуальный лицевой счет страховых взносов (пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), и, таким образом, уплата страховых взносов позволяет увеличить размер получаемой пенсии (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 183-О и от 15 января 2008 года N 186-О-П).
С 01 января 2010 года порядок уплаты страховых взносов урегулирован Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в действующей редакции), в связи с принятием которого статья 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" изложена в новой редакции (Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12 мая 2005 года N 211-О также указал, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Предписания статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период. Таких доказательств ФИО1 ни суду, ни Управлению не представила.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п.4 ст. 198 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом или арбитражным судом.
В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
Анализ вышеприведенных норм позволяет суду сделать вывод о том, что пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о признании действий органа государственной власти незаконными, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 19.04.2006 N 16228/05.
Как видно из заявления, о списании денежных средств с ее счета ей стало известно в декабре 2014 года. После обращения в Прокуратуру Омской области, ФИО1 получила ответы от ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области. В суд же ФИО1 обратилась 06.09.2016, то есть за пределами установленного срока.
Что касается требования об обязании возвратить списанные с расчетного счет денежные средства, необходимо отметить следующее.
В соответствии со ст. 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1. Постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
Требование об обязании Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области, Отдела судебных приставов по Центральному административному округу № 2 г. Омска возвратить списанные денежные средства вытекает, исходя из смысла указанных в заявлении обстоятельств, которые документально не подтверждены, из неправомерных действий судебного пристава – исполнителя. Вместе с тем судебный пристав – исполнитель, у которого находилось исполнительное производство, заявителем не был привлечен, действия его в установленном порядке с соблюдением установленных сроков, не были оспорены, требования ему не предъявлены.
В материалах дела имеется ответ Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области от 25.02.2015 № 55917/15/3986-ИМ на обращение ФИО1, из которого следует, что для проверки полученной информации о поступлении на ее расчетный счет алиментов, в Сбербанк России был направлен запрос на получение выписки о движении денежных средств с указанием источника поступления. ФИО1 предложено по вопросу исполнения исполнительных документов обращаться к начальнику отдела – старшему судебному приставу отдела судебных приставов по Центральному административному округу № 2 г. Омска УФССП России по Омской области ФИО7 по адресу: <...> Октября, д. 187 «А» , тел. <***> или к судебному приставу – исполнителю ФИО8 Также указаны телефоны для получения актуальной информации.
Обращений со стороны ФИО1 к указанным лицам не было, доказательств того, что в результате неправомерных действий судебного пристава – исполнителя были списаны с расчетного счета денежные средства, поступившие в качестве алиментов, не представлено. Кроме того, в постановлении об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, которое направляется в банк (кредитную организацию) в пункте 8 указаны случаи, на какие виды доходов не может быть обращено взыскание.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что правовых оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется, в том числе ввиду пропуска срока, как установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и отсутствии ходатайства о восстановлении срока, так и трехгодичного срока, установленного ст. 196 ГК РФ в отношении постановлений от 28.02.2012, 17.07.2013, 29.03.2011, 08.06.2009.
В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина и денежные суммы, подлежащие выплате экспертам.
В связи с с отказом в удовлетворении заявленных требований данные расходы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.
Судья
Л.А. Крещановская