ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-1294/2022 от 30.03.2022 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

апреля 2022 года

№ дела

А46-1294/2022

Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2022 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Третинник М.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Ликеро-водочный завод «ОША» (ИНН <***>; ОГРН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными действий,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 (паспорт), доверенность от 20.12.2021 сроком на один год, диплом, ФИО2 (паспорт), доверенность от 10.01.2022 сроком на один год,

от заинтересованного лица – ФИО3 (удостоверение УР № 255260), доверенность от 25.08.2021 № 01-22/07623 сроком по 31.01.2023, диплом, ФИО4 (удостоверение УР № 255073), доверенность от 26.08.2021 № 01-22/07640 сроком по 31.01.2023, диплом,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Ликеро-водочный завод «ОША» (далее – заявитель, Общество, ООО «ЛВЗ «ОША») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконными (несоответствующими пункту 3 статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)) действий должностных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, МИФНС № 4 по Омской области), выразившихся в производстве выемки предметов (протокол б/н от 29.09.2020 о производстве выемки, изъятии документов и предметов), обязании вернуть изъятое имущество.

В судебном заседании представители Общества уточненные требования поддержали, указывали на незаконность выемки в связи с отсутствием во время ее проведения представителя заявителя. Представители налогового органа против удовлетворения требований возражали.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

МИФНС № 4 по Омской области в порядке статьи 89 НК РФ 31.12.2019 вынесено решение № 10 о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО «ЛВЗ «ОША» по всем налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.

В ходе проведения выездной налоговой проверки заинтересованным лицом вынесено постановление о производстве выемки № 3 от 29.09.2020

После вручения Обществу указанного постановления его представитель ходатайствовал о переносе выемки в связи с невозможностью обеспечения его присутствия 29.09.2020 после 15 часов 00 минут.

Между тем заинтересованным лицом 29.09.2020 с 14 часов 40 минут по 19 часов 37 минут была проведена выемка в отсутствие представителя ООО «ЛВЗ «ОША».

В соответствии с протоколом от 29.09.2020 № б/н о производстве выемки, изъятия документов и предметов у Общества изъято следующее имущество:

- Системный блок DNS (mini Tower, черный), серийный номер F5AZA009093-23;

- Системный блок ПВЭМ «RT» (черный), инв.№ 422519, серийный номер 063471 ;

- Системный блок ПВЭМ, серийный номер 00087575;

- Системный блок (черный), инв.№ 423284;

- Системный блок, инв.№ 424629;

- Жесткий диск (т.е. носитель информации) «Seagete Barracuda 7200.7 ST 380011А. Серийный номер 3JVAFMCB;

- Карта памяти micro - 3D HCI. серийный номер MMB3R08GUACA-MG F3CП75GA116;

- USB-Flach носитель Tangus;

- USB-Flach носитель @Kingston data travler 1GB@ серийный номер CY 072007 05360-385/A00LF;

- Аудиокассета ТДК МС-60 (кассета для магнитофона), серийный номер ATAL118;

- Видеокассета Sony mini DVM 60 (т.е. формат цифровой записи на магнитную ленту, для съемки на видеокамеру, просмотр через проигрыватель), серийный номер 01НК4319 N2312.

Полагая производство выемки 29.09.2020 с 14 часов 40 минут по 19 часов 37 минут без участия представителя заявителя незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит настоящие требования подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном названным кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит наличие следующих обстоятельств:

- несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя.

При этом законность и обоснованность вынесенных актов (совершенных действий (бездействия)) проверяются исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов (совершения действий (бездействия)).

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложено на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учёта и отчётности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных законом.

Пунктом 1 статьи 87 НК РФ установлено, что налоговые органы в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов проводят камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки.

В силу пункта 1 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Согласно положениям статьи 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее, в частности, выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Пунктом 14 статьи 80 НК РФ предусмотрено, что при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.

В пункте 1 статьи 94 НК РФ закреплено, что выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки.

Пунктом 3 статьи 94 НК РФ предусмотрено, что выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно (пункт 4 статьи 94 НК РФ).

О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса и настоящей статьей (пункт 6 статьи 94 НК РФ).

Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов (пункт 7 статьи 94 НК РФ).

Как указывалось выше и следует из материалов дела, МИФНС № 4 по Омской области 31.12.2019 вынесено решение № 10 о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО «ЛВЗ «ОША» по всем налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.

В ходе проведения выездной налоговой проверки заинтересованным лицом вынесено постановление о производстве выемки № 3 от 29.09.2020.

После вручения Обществу указанного постановления его представитель ходатайствовал о переносе выемки в связи с невозможностью обеспечения его присутствия 29.09.2020 после 15 часов 00 минут и до начала выемки покинул административный корпус.

При производстве выемки присутствовали иные сотрудники Общества (машинист котельной, охранник - контролер), которые от участия в выемке отказались, а также понятые.

По результатам выемки составлен протокол от 29.09.2020 № б/н о производстве выемки, изъятия документов и предметов, в соответствии с которым у Общества изъяты:

- Системный блок DNS (mini Tower, черный), серийный номер F5AZA009093-23;

- Системный блок ПВЭМ «RT» (черный), инв.№ 422519, серийный номер 063471 ;

- Системный блок ПВЭМ, серийный номер 00087575;

- Системный блок (черный), инв.№ 423284;

- Системный блок, инв.№ 424629;

- Жесткий диск (т.е. носитель информации) «Seagete Barracuda 7200.7 ST 380011А. Серийный номер 3JVAFMCB;

- Карта памяти micro - 3D HCI. серийный номер MMB3R08GUACA-MG F3CП75GA116;

- USB-Flach носитель Tangus;

- USB-Flach носитель @Kingston data travler 1GB@ серийный номер CY 072007 05360-385/A00LF;

- Аудиокассета ТДК МС-60 (кассета для магнитофона), серийный номер ATAL118;

- Видеокассета Sony mini DVM 60 (т.е. формат цифровой записи на магнитную ленту, для съемки на видеокамеру, просмотр через проигрыватель), серийный номер 01НК4319 N2312.

Статья 94 НК РФ вопреки доводам ООО «ЛВЗ «ОША» не предусматривает участия в производстве выемки только представителей Общества с высшим юридическим образованием, также в статье отсутствуют положения о возможности отложения производства выемки.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, а также того, что на территории ООО «ЛВЗ «ОША» находились иные сотрудники Общества, представителем Общества не приведено уважительных обстоятельств невозможности участия при производстве выемки, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

заявление общества с ограниченной ответственностью «Ликеро-водочный завод «ОША» (ИНН <***>; ОГРН <***>) о признании незаконными (несоответствующими пункту 3 статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации) действий должностных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), выразившихся в производстве выемки предметов (протокол б/н от 29.09.2020 о производстве выемки, изъятии документов и предметов), обязании вернуть изъятое имущество, оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                          М.А. Третинник