АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
22 ноября 2010 года
дело № А46-13123/2010
Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2010 года.
Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2010 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Глазкова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шитовой А.М.,
рассмотрев 15.11.2010 в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Омский речной порт» к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Омской транспортной прокуратуры Западно – Сибирской транспортной прокуратуры, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 07.10.2010 № 1/252-ПР, вынесенного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – Стефанивская О.А. по доверенности от 09.08.2010, паспорт; Шмитберг А.О. по доверенности от 29.10.2010, паспорт; Овчинникова А.С. по доверенности от 10.11.2009, паспорт; Болдырев В.С. по доверенности от 12.07.2010, паспорт;
от заинтересованного лица – Марилов А.М. по доверенности от 26.08.2010 № ИСХ-10/МСХ-4115, удостоверение; Караулова И.Т. по доверенности от 14.01.2010 № ИСХ-09/МСХ-67, удостоверение;
от третьего лица – Зайцева Н.Ф., представившая удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Омский речной порт» (далее по тексту – заявитель, общество, ОАО «Омский речной порт») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее по тексту – заинтересованное лицо, административный орган, Минсельхозпрод Омской области) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 07.10.2010 № 1/252-ПР, вынесенного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области.
В судебном заседании, открытом в 12 часов 00 минут 09.11.2010 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 10.11.2010.
После окончания перерыва судебное заседание продолжено, с участием представителей заявителя, заинтересованного лица и третьего лица, присутствовавших до объявления перерыва, а также представителя заявителя Болдырева В.С. и представителя заинтересованного лица Караулова И.Т.
В судебном заседании, открытом в 15 часов 00 минут 10.11.2010 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 11 часов 30 минут 15.11.2010.
После окончания перерыва судебное заседание продолжено, с участием представителей заявителя, заинтересованного лица и третьего лица, присутствовавших до объявления перерыва. Представитель заявителя Болдырев В.С. и представитель заинтересованного лица Караулова И.Т., после окончания перерыва 15.11.2010 в судебное заседание не явились.
В судебном заседании представители заявителя требование поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, уточнении и дополнениях к нему, представители заинтересованного лица и третьего лица против удовлетворения требования общества возражали, настаивая на законности и обоснованности оспариваемого постановления.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что Омской транспортной прокуратурой на основании требований Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» была проведена общенадзорная проверка по факту пользования недрами без разрешения (лицензии) ОАО «Омский речной порт», расположенным по адресу: 644121, г. Омск, ул. 9-я Ленинградская, 33 (ОГРН 1025501179362, ИНН 5505009406).
В ходе проверки было установлено, что в период с 12.08.2010 по 19.08.2010 на участке 1902,5 – 1902,7 км. реки Иртыш от устья у приверха острова Безымянный плавучим краном КПЛ 5– 30 № МКК – 2, принадлежащим ОАО «Омский речной порт» осуществлялось пользование недрами с целью добычи руслового песка ниже дна водоема с погрузкой его на баржи – площадки МП – 1115, МП – 1111, которые отшвартованы для движения методом толкания теплоходами «РТ – 405», «РТ – 363». Вместе с тем, соответствующую лицензию на право пользования недрами на указанном выше участке русловой части реки Иртыш, а именно с географическими координатами СШ 54 градуса 37 минут 28,2 секунд, ВД 73 градуса 56 минут 16,3 секунд, которые являются соответствующими участку, расположенному на траверзе 1902,55 км. реки Иртыш от устья, ОАО «Омский речной порт» не получало.
По результатам данной проверки Омской транспортной прокуратурой 15.09.2010 выявлены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) – пользование недрами без лицензии на пользование недрами, в связи с чем 16.09.2010 и.о. Омского транспортного прокурора принято постановление о возбуждении в отношении ОАО «Омский речной порт» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3. КоАП РФ.
Означенное постановление с материалами проверки было направлено в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области, для рассмотрения в порядке административного производства.
Определением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области от 22.09.2010 постановление и.о. Омского транспортного прокурора принято постановление «О возбуждении дела об административном правонарушении» от 16.09.2010 в отношении ОАО «Омский речной порт» и материалы дела переданы по подведомственности в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области.
07.10.2010 состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении, по результатам которого Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области было принято оспариваемое постановление № 1/252-ПР о назначении ОАО «Омский речной порт» административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 7.3. КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 1 000 000 руб.
Не согласившись с означенным постановлением, полагая, что оно не соответствует закону, нарушает его права и интересы, ОАО «Омский речной порт» обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Суд находит заявленное обществом требование не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу статьи 1.2. Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 статьи 6 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
В соответствии с положением статьи 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Порядок предоставления лицензии на право пользования недрами определен в Положении о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1.
Согласно пункту 2.1. Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1 недра в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3. КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пункту 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела следует, что 16.08.2010 в Омскую транспортную прокуратуру поступило обращение директора ООО «Селена - С» Голубина А.Н. согласно которому 13.08.2010 на правой кромке судового хода, в 50 м. выше приверха острова Безымянный (в 100 м. ниже ЛЭП, расположенной на 1902,7 км. реки Иртыш в соответствии с лоцманской картой) специалистами ООО «Селена - С» обнаружен плавучий крана КПЛ 5-30 №МКК - 2, осуществляющий работы по добыче руслового песка с погрузкой его на баржу - площадку МП - 1115, которая ошвартована для движения методом толкания теплоходами «РТ -405». Также в данном обращении указано на то, что на 16.08.2010 работы данными плавсредствами продолжаются. К обращению были приложены фотографические материалы и видеосъемка.
На основании указанного обращения в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Омской транспортной прокуратурой была проведена проверка, в рамках которой на основании статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» были собраны данные, из совокупности которых было установлено, что в период с 12.08.2010 по 19.08.2010 на участке 1902,5 – 1902,7 км. реки Иртыш от устья у приверха острова Безымянный плавучим краном КПЛ 5– 30 № МКК – 2, принадлежащим ОАО «Омский речной порт», осуществлялось пользование недрами с целью добычи руслового песка ниже дна водоема с погрузкой его на баржи – площадки МП – 1115, МП – 1111, которые отшвартованы для движения методом толкания теплоходами «РТ – 405», «РТ – 363». Вместе с тем, соответствующую лицензию на право пользования недрами на указанном выше участке русловой части реки Иртыш, а именно с географическими координатами СШ 54 градуса 37 минут 28,2 секунд, ВД 73 градуса 56 минут 16,3 секунд, которые являются соответствующими участку, расположенному на траверзе 1902,55 км. реки Иртыш от устья, ОАО «Омский речной порт» не получало.
Так указанные обстоятельства подтверждаются: письмом директора ООО «Селена - С» Голубина А.Н. от 16.08.2010, направленном в адрес Омской транспортной прокуратуры и приложенными к нему фото и видео материалами, исследованными экспертом ЭКЦ Западно-Сибирского УВДТ, согласно справке которого от 20.09.2010 № 2/297-с признаки монтажа в указанных фото- и видеоматериалах отсутствуют. Из указанных материалов следует, что 13 и 18 августа 2010 года у приверха острова Безымянный (в 100 м. ниже ЛЭП, расположенной на 1902,7 км. реки Иртыш в соответствии с лоцманской картой) плавучий крана КПЛ 5-30 №МКК - 2, осуществляющий работы по добыче руслового песка с погрузкой его на баржи - площадки МП - 1115, 1111, которые, ошвартованы для движения методом толкания теплоходами «РТ - 405», «РТ - 363»; ответом на поручение прокурора и.о. начальника Обь - Иртышского управления государственного морского и речного надзора от 20.08.2010 № ОИ.1-01-16/857, из которого следует, что 18.08.2010 в 18 час. 30 мин во время контрольного осмотра плавкрана КПЛ 5-30 МКК - 2, последний осуществлял работу по добыче руслового песка с погрузкой на баржу - площадку МП - 1115. При этом указано, что плавкран находился в несудоходной протоке у приверха острова Безымянный на 1902,7 км. реки Иртыш, в соответствии с лоцманской картой р. Иртыш. К ответу приложена схема расположения плавкрана КПЛ 5-30 МКК - 2, баржи - площадки №1115, толкача - буксировщика РТ - 681, а также акт осмотра самоходного судна от 18.08.2010, который составлен на 1902,7 км. р. Иртыш; протоколом осмотра места происшествия от 19.08.2010, а именно судна МКК – 2 несамоходного плавучего крана, составленного оперуполномоченным ОБЭП ОЛУВДТ Косаревым В.А. в присутствии Сапелина А.Г., Зотиной МП., Кузнецова Д.А., являющихся работниками ОАО «Омский речной порт», данный протокол удостоверен их подписями, согласно которого на 1902,6 км. реки Иртыш от устья на правой кромке судового хода в 50 км выше приверха острова Безымянный судном МКК-2 осуществлялась добыча песка со дна реки с погрузкой на баржу-площадку. В ходе осмотра были представлены: наряд-задание б/н от 05.08.2010; свидетельство о праве собственности на судно ТВ № 0017234 от 12.04.2007 на судно МКК – 2 ОАО «Омский речной порт», лицензия серия ВВТ-3 № 013886 от 15.03.2007 погрузочно–разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте срок действия до 14.05.2012; свидетельство о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации от 12.04.2007. Лицензия на право пользования недрами на момент осмотра отсутствовала; письменными объяснениями от 19.08.2010 указанных выше работников ОАО «Омский речной порт» Кузнецова Д.А. и Зотиной М.П., из которых следует, что плавкран МКК – 2 находящийся на 1902,6 км. реки Иртыш по лоцманской карте, согласно наряда - задания от 05.08.2010, осуществлял работы по добыче песка с русла реки Иртыш на участке с 1902,7 – 1898,7 км. согласно лоцманской карты и погрузку песка на баржи; объяснениями от 09.09.2010 жителей поселка Ачаирский (Уфимцев В.В., Симонов А.А., Киселев К.В.), из которых следует, что последние являются рыбаками и большую часть времени проводят на реке Иртыш, при этом данные лица подтвердили, что плавсредством МКК - 2 в период с 12 по 19 августа 2010 года проводились работы по добыче песка на участке реки Иртыш у приверха острова Безымянный с погрузкой песка на баржи № 1111 и 1115, которые буксировались теплоходами «РТ- 405», и «РТ - 363»; объяснениями от 09.09.2010 Савьюк А.В., согласно которым Савьюк А.В. работает помощником шкипера с 11.08.2010 в ОАО «Омский речной порт» на кране МКК – 2 в районе Ачаирской протоки (несудоходной), зоной работы МКК – 2, в период работы на кране Савьюк А.В. с 12.08.2010 по 20.08.2010 являлись береговые отмели вокруг острова Безымянный (МКК – 2 ходил вокруг всего осторова с целью найти песок высокого качества). В частности с 17.08.2010 (вечер) кран МКК – 2 теплоходом РТ- 405 был поставлен выше приверха острова Безымянный (в объяснениях имеется схематичное изображение расположения МКК – 2, выполненное Савьюк А.В.). В период с 17.08.2010 по 18.08.2010 кран МКК – 2 загружал песок на баржи с указанного на схеме места, а именно баржи МП – 1113, МП – 3280, МП – 1114, МП – 1115. В 19 час. 00 мин. с проверкой подъехал инспектор Кузнецов О.Д., после чего в 20 час. 30 мин. была произведена перестановка крана на ухвостье острова Безымянный. В период с 12.08.2010 по 18.08.2010 кран МКК – 2 работал на приверхе острова Безымянный на расстоянии 100 м. от буя. Баржи с добытым песком буксировались теплоходами РТ- 363, 405, 211, 384, 622, 681; объяснениями от 08.09.2010 были опрошены очевидцы незаконного использования водного объекта в отсутствие лицензии с целью добычи песка ОАО «Омский речной порт», являющиеся работниками ООО «Селена - С» (Голубин А.Н., Фогель А.Н., Поварницын И.Н.). Из означенных выше объяснений следует, что все указанные лица четко обозначают место проведения работ по добыче руслового песка в протоке реки Иртыш у приверха острова Безымянный в районе линии ЛЭП, расположенной на 1902,7 км. р. Иртыш с изображением схемы, а также идентификационные данные плавсредств, это: плавкран МКК - 2, баржи - площадки №1115, 1111, теплоход «РТ 405», «РТ - 363»; решением о предоставлении водного объекта в пользование от 08.04.2010 № 55-14.01.01.001-Р-РДБВ-С-2010-00175\00 ОАО «Омский речной порт» и лицензией на право пользования недрами ОМС № 80007 ТЭ. Зарегистрировано 14.11.2006, согласно которым ОАО «Омский речной порт» предоставлено разрешение на использование водного объекта или его части р. Иртыш для добычи строительных песков на месторождении Верхнеачаирско-Нижнепокровское в следующих частях данного водного объекта: блок С1-2 на участках, расположенных впределах 1901-1901,2 км и 1901,9-1902,3 км от устья реки. Площадь акватории участков водопользования блока С1-2 составляет 0,01 1 км2, ближайший населенный пункт Ачаир; актом обследования от 15.09.2010, приложенным к нему топографическим планом, выкопировкой (из лоцманской карты реки Иртыш от 2052 км до Омска, издания 2001 года) участка 1902,0 – 1903,0 км. реки Иртыш от устья, согласно которого специалистами в составе: старшего помощника Омского транспортного прокурора младшего советника юстиции Н.Ф. Зайцевой, старшего оперуполномоченного ОБЭП ОЛУВДТ майора милиции Косарева В. А., советника отдела недропользования Управления недропользования и водных ресурсов Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области Фраш Д.А., инспекторов Обь - Иртышского Управления государственного морского и речного надзора Кузнецов О.Д., Сильченко Г.А., ведущий специалист - эксперт отдела надзора за водными ресурсами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области Садриев Д.З. 09.09.2010 и 13.09.2010 с использованием GPS – навигатора провели исследование участка местности в районе п. Ачаирский и реки Иртыш у острова Безымянный 1902,0 – 1903,0 км. от устья в соответствии с лоцманской картой реки Иртыш, издания 2001 года) с целью установления конкретного места на водном объекте, где согласно информации Обь – Иртышского Управления государственного морского и речного надзора, Омского линейного управления внутренних дел на транспорте, свидетельских пояснений, а также фото и видеосъемки плавучим краном КПЛ 5-30 № МКК – 2 осуществлялось пользование недрами и водным объектом с целью добычи руслового песка ниже дна водоема с погрузкой его на баржи – площадки МП – 1115, МП – 1111, которые ошвартованы для движения методом толкания теплоходами РТ – 405, РТ – 363. Обследование местности и реки Иртыш у острова «Безымянный» на участке 1902,0 - 1903,0, изучение указанных выше материалов показали, что плавучим краном КПЛ 5-30 №МКК - 2 осуществлялось пользование недрами и водным объектом с целью добычи руслового песка ниже дна водоема с погрузкой его на баржы - площадки МП - 1115, МП - 1111, которые ошвартованы для движения методом толкания теплоходами «РТ - 405», «РТ - 363». Указанные действия ОАО «Омский речной порт» осуществлялись в протоке у приверха острова Безымянный русловой части реки Иртыш, а именно с географическими координатами СШ 54 градуса 37 минут 28,2 секунд, ВД 73 градуса 56 минут 16,3 секунд, которые являются соответствующими участку, расположенному на траверзе 1902, 55 км. реки Иртыш от устья; письмо Министра промышленной политики, транспорта и связи от 16.09.2010 исх. 4825 с приложением копий выданных лицензии на право пользования недрами и решения на право пользования водным объектом. Данные документы свидетельствовали о том, что соответствующую лицензию на право пользования недрами и решение на право пользования водным объектом на указанном выше участке русловой части реки Иртыш, а именно с географическими координатами СШ 54 градуса 37 минут 28,2 секунд, ВД 73 градуса 56 минут 16,3 секунд, которые являются соответствующими участку, расположенному на траверзе 1902,55 км. реки Иртыш от устья, ОАО «Омский речной порт» не получало; и иными доказательствами.
Таким образом, из совокупности указанных выше доказательств следует, что ОАО «Омский речной порт» осуществляло добычу руслового песка ниже дна водоема с погрузкой его на баржи – площадки на участке в русловой части реки Иртыш, а именно, с географическими координатами СШ 54 градуса 37 минут 28,2 секунд, ВД 73 градуса 56 минут 16,3 секунд, которые являются соответствующими участку, расположенному в траверзе 1902,55 км реки Иртыш от устья и выходят за рамки координат, обозначенных в лицензии на право пользования недрами ОМС № 80007 ТЭ, выданной ОАО «Омский речной порт», то есть находятся за пределами отведенного ОАО «Омской речной порт», согласно лицензии, горного отвода.
Поскольку ОАО «Омский речной порт», в нарушение вышеуказанных норм права, осуществляло на указанном выше участке русловой части реки Иртыш добычу полезного ископаемого – руслового песка в отсутствие лицензии на право пользования указанным участком недр, суд убежден, что административный орган, в рассматриваемом случае, при вынесении оспариваемого постановления пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (пункт 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств того, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного административного правонарушения, заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду представлено не было. Более того, из материалов дела следует, что ОАО «Омский речной порт», обладающим информацией об определенных в вышеназванной лицензии координатах представленного ему горного отвода, плавучему крану МКК – 2 был выдан наряд – задание б/н от 05.08.2010 в котором были определены координаты участка работ, выходящие за пределы координат установленных в лицензии, что подтверждается, в том числе протоколом осмотра места происшествия от 19.08.2010, объяснениями работников общества Кузнецова Д.А. и Зотиной М.П. от 19.08.2010.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд убежден, что административный орган, в рассматриваемом случае, при вынесении оспариваемого постановления пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
В ходе судебного разбирательства по делу от заявителя в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступило заявление о фальсификации протокола осмотра места происшествия от 19.08.2010, составленного старшим оперуполномоченным ОБЭП ОЛУВДТ майором милиции Косаревым, которая, по мнению заявителя, согласно заявлению б/н от 03.11.2010 заключается в не оговоренных в протоколе специальным образом исправлениях на страницах 2 и 3 протокола номера площадки баржи с МП – 1114 на МП – 1115, наличии в данном протоколе в графе о применении технических средств записи о применении фотокамеры SONY, в то время как понятым об использовании данного технического средства не объявлялось, а также согласно дополнениям к указанном заявлению, представленным в судебное заседание 15.11.2010 во внесении в протокол от 19.08.2010 неверного месторасположения судна МКК – 2, которое согласно наряда – задания № 7 от 05.08/.2010, а также пояснений лиц, участвовавших в качестве понятых Зотиной М.П. и Сапелина А.Г. находилось в границах месторождения 1902,1 – 1898,7 км. по лоцманской карте.
Представители заинтересованного лица и третьего лица отказались исключить названное письменное доказательство из числа доказательств по делу.
В судебном заседании 15.11.2010 судом рассмотрено указанное заявление ОАО «Омский речной порт» о фальсификации доказательств в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Для проверки достоверности заявления о фальсификации доказательств суд исследовал материалы дела, а именно представленные заинтересованным лицом материалы административного дела, а также документы, представленные заявителем, в том числе судовой журнал № 1/1963 судна МКК – 2, представленный обществом в обоснование данного заявления.
Рассмотрев указанные документы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу, что заявление ОАО «Омский речной порт» о фальсификации доказательств надлежит признать необоснованным, а протокол осмотра места происшествия от 19.08.2010, составленного старшим оперуполномоченным ОБЭП ОЛУВДТ майором милиции Косаревым В.А., допустимым письменным доказательством исходя из следующего.
Из судового журнала №1/1963 судна МКК – 2, а также указанных в заявлении в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и дополнениях к нему заявителем сведений следует, что в 06 час. 00 мин. утра была окончена погрузка баржи МП – 1115, при этом в 09 час. 30 мин. утра началась погрузка баржи МП – 1114 которая продолжалась до 16 час. 30 мин. и сразу под указанной записью внесена запись о том, что о/у УРЛОВД майор милиции Чурсин А.И. и о/у ОБЭП ОЛУВДТ майор милиции Косаревым В.А. проводилась проверка документации на проведение работ с 16 час. 30 мин. до 18 час. 00 мин. Далее имеется запись о том, что с 18 час. 00 мин. до 20 час. 30 мин. велись хозяйственные работы по поиску песка, а в 20 час. 30 мин. продолжена погрузка баржи МП – 1114, которая окончена в 22 час. 00 мин. Также согласно указанному заявлению и дополнениям к нему факт погрузки площадки баржи МП–1114 в момент составления протокола могут подтвердить понятой Сапелин А.Г. и понятая Зотина М.П. Кроме того, наличие на момент осмотра 19.08.2010 погрузки на площадку баржу подтверждается также иными материалами административного дела, в том числе объяснениями понятых – работников общества Кузнецова Д.А. и Зотиной М.П. от 19.08.2010.
Таким образом, из вышеизложенного суд приходит к выводу, что осуществление на момент проверки погрузки плавучим краном МКК – 2 на баржу площадку песка, добытого со дна реки, фактически имело место, что подтверждается указанными выше документами, в том числе пояснениями заявителя. При этом суд находит необходимым указать, что номер баржи для рассмотрения данного дела правого значения не имеет, учитывая, в том числе, то обстоятельство, что материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что площадки баржи МП – 1115 и МП – 1114 принадлежат ОАО «Омский речной порт».
Относительно наличия в данном протоколе в графе о применении технических средств записи о применении фотокамеры SONY и внесении в протокол от 19.08.2010 неверного месторасположения судна МКК – 2, суд полагает необходимым указать, что в данном протоколе на каждой его странице имеются подписи понятых, работников ОАО «Омский речной порт» (Сапелина А.Г., Зотиной МП., Кузнецова Д.А.) при этом в протоколе отражено, что заявлений от понятых не поступало, протокол ими прочитан лично и замечаний к протоколу у них нет, что засвидетельствовано их подписями.
Зафиксированное в протоколе от 19.08.2010 месторасположение судна МКК – 2 так же подтверждается объяснениями, отобранными у указанных лиц 19.08.2010, а именно имеющимися в материалах дела объяснениями Кузнецова Д.А. и Зотиной М.П., из которых следует, что плавкраном МКК – 2, находящимся на 1902,6 км. реки Иртыш по лоцманской карте, согласно наряда - задания от 05.08.2010 осуществлялись работы по добыче песка с русла реки Иртыш согласно лоцманской карты на участке с 1902,7 по 1898,7 км. реки Иртыш и погрузке его на баржи.
При этом ссылка заявителя на наряд – задание № 7 от 05.08.2010 в котором в качестве участка работы определены границы месторождения 1902,1 – 1898,7 км. по лоцманской карте, судом не принимается, поскольку указанный документ является внутренним документом заявителя и был представлен последним только в ходе рассмотрения данного дела, тогда как в протоколе от 19.08.2010 в ходе осмотра был представлен наряд-задание б/н от 05.08.2010, ссылка на который имеется также в объяснениях Кузнецова Д.А. и Зотиной М.П. от 19.08.2010. Так в объяснениях главным маркшейдером ОАО «Омский речной порт» Зотиной М.П. указано, что согласно наряда – задания от 05.08.2010 плавкран МКК – 2 осуществлял работы по добыче песка на участке с 1902,7 – 1898,7 км. реки Иртыш и погрузке его на баржи. При этом ссылок на наряд – задание № 7 от 05.08.2010, согласно которому общая длина участка работ составляет 1902,1 – 1898,7, ни в указанных объяснениях, ни в названном протоколе не имеется.
Ссылка заявителя на объяснения Зотиной М.П., представленные в судебное заседание 15.11.2010 судом не может быть принята во внимание, поскольку указанные объяснения получены непосредственно заявителем у своего работника после проведения проверки, назначения обществу административного наказания и на момент судебного разбирательства по настоящему делу.
Довод заявителя о том, что законный представитель общества не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что повлекло нарушение его прав и законных интересов, лишило возможности воспользоваться предоставленными ему Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях правами, судом не принимается исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии со статьей 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно названной норме, а также правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 24.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соответствующее извещение о месте и времени рассмотрения дела может быть направлено любым способом, в том числе путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 Постановления от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Из материалов дела следует, что 04.10.2010 административный орган уведомил посредством факсимильной связи (факсограмма № 327) законного представителя ОАО «Омский речной порт» о том, что 07.10.2010 в 14 час. 30 мин. заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Е.К. Халимовой будут рассмотрены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, вынесенных и.о. Омского транспортного прокурора советником юстиции О.В. Дубровским в отношении ОАО «Омский речной порт» по факту незаконного пользования недрами, рассмотрение будет проходить по адресу: г. Омск, ул. Красный путь, 3, каб. 211. Данная факсограмма, согласно отчету об отправке факсимильного отправления, была передана в 16 час. 35 мин. по телефону 541-53-05 и принята секретарем ОАО «Омский речной порт» Мельниковой.
07.10.2010 в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области поступило ходатайство генерального директора ОАО «Омский речной порт» В.А. Данилова об отложении рассмотрения дела на более поздний срок, так как начальник юридической службы Стефанивская О.А. направлена 05.10.2010 (приказ № 418-к) в командировку в г. Тюмень, а юрисконсульт Болдырев В.С. находится в отпуске с 01.10.2010.
Определением от 07.10.2010 в удовлетворении данного ходатайства административным органом было отказано с указанием на то, что приведенные обществом обстоятельства не являются уважительными.
07.10.2010 состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие законного представителя ОАО «Омский речной порт».
Из вышеизложенного следует, что общество было надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
При этом ссылка заявителя на отсутствие возможности подготовить объяснения по существу предъявленных обвинений, представить возражения на постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе посредством квалифицированного представителя, поскольку начальник юридической службы Стефанивская О.А. направлена 05.10.2010 (приказ № 418-к) в командировку, юрисконсульт Болдырев В.С. находится в отпуске с 01.10.2010 (приказ № 416-к), а квалифицированный представитель общества 05.10.2010 был задействован в судебных заседаниях, не является основанием для вывода о том, что ОАО «Омский речной порт» было лишено возможности присутствовать на рассмотрении дела, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии возможности участия в рассмотрении дела об административном правонарушении непосредственно законного представителя общества, либо иного защитника, действующего на основании оформленной должным образом доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем. Кроме того, суд находит необходимым указать, что о времени и месте рассмотрения материалов проверки по результатам которой было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.09.2010 законный представитель общества также был надлежащим образом уведомлен, однако на рассмотрение материалов указанной проверки не явился, иного уполномоченного представителя не направил.
Довод заявителя о том, что привлечение ОАО «Омский речной порт» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.13. КоАП РФ (постановление № В – 505 – в/23/15-04-2010/1 от 27.09.2010, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области), исключает привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3. КоАП РФ судом не может быть принят во внимание исходя из следующего.
В силу положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Частью 1 статьи 7.3. КоАП РФ предусмотрена ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование.
Частью 3 статьи 8.13. КоАП РФ установлена ответственность за незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов.
Указанные нарушения являются разными противоправными деяниями, при этом органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.3. КоАП РФ является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области, а органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.13. КоАП РФ - Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области. Следовательно, положения части 2 статьи 4.4. КоАП РФ в рассматриваемом случае при назначении указанными административными органами наказания применению не подлежат.
В силу части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Из вышеизложенного следует, что правонарушитель несет ответственность за каждое совершенное самостоятельное правонарушение, образующее состав административного правонарушения.
Принимая во внимание вышеизложенное, а так же учитывая, что привлечение ОАО «Омский речной порт» к административной ответственности осуществлено административным органом в рамках представленных ему полномочий, с соблюдением срока и порядка привлечения к административной ответственности, а так же, что обществу назначено наказание в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 7.3. КоАП РФ с учетом обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а именно совершение обществом аналогичного правонарушения в течении одного года, с момента вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания за ранее совершенное административное правонарушение (постановление о назначении административного наказания за нарушение требований законодательства о недрах от 06.10.2009 № 41), а также характера и обстоятельств его совершения, суд не находит оснований для отмены оспариваемого постановления, что влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования Открытого акционерного общества «Омский речной порт» к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 07.10.2010 № 1/252-ПР, вынесенного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области, отказать полностью.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия, может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья О.В.Глазков