ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-13178/08 от 20.06.2008 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

23 июня 2008 года

№ дела А46-13178/2008

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании – 20 июня 2008 года

Арбитражный суд Омской области в составе

судьи Чернышёва В.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Чернышёвым В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании  дело по заявлению Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска

к индивидуальному предпринимателю ФИО1

о взыскании 120 руб. штрафа,

при участии в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц

от заявителя – не явились, извещены надлежащим образом

от предпринимателя – ФИО1 (паспорт <...>)

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска (далее – заявитель, Управление, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с предпринимателя ФИО1 (далее - предприниматель) штрафа в сумме 120 руб. за непредставление в установленный законом срок сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта.

Предприниматель в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) не представил отзыва на заявление.

Управление, надлежащим образом извещённое о времени и месте судебного заседания явку своего представителя не обеспечило, в связи с чем суд, руководствуясь частью 2 статьи 215 АПК РФ, считает возможным провести судебное заседание в его отсутствие.

Предприниматель в судебном заседании против удовлетворения требований возражал, указал на нарушение процедуры, предусмотренной Налоговым кодексом РФ, при взыскании с него Управлением штрафа ФРФРРРРРФРРР.

Рассмотрев материалы дела, заявление, выслушав предпринимателя, суд установил, что специалистами Управления была проведена камеральная проверка своевременности представления предпринимателем, самостоятельно уплачивающим страховые взносы в виде фиксированного платежа, сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

По результатам проверки был составлен акт № 2378 от 14.06.2007, в котором зафиксирован факт нарушения предпринимателем срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта.

На основании указанного акта начальником Управления вынесено решение № 2185 от 06.07.2007 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ, за непредставление в установленный законом срок вышеуказанных сведений в виде взыскания штрафа в размере 10 % причитающихся за отчётный год платежей в Пенсионный фонд РФ, в сумме 120 руб.

По положениям статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (пункт 2 статьи 70 НК РФ).

Правила, установленные настоящей статьёй, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

В соответствии со статьёй 104 Налогового кодекса РФ предпринимателю требованием № 2185 от 06.07.2007 было предложено уплатить начисленный штраф в добровольном порядке до 27.07.2007. Поскольку добровольно штраф уплачен не был, Управление обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, которое является предметом рассмотрения по настоящему делу.

Суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению в полном объёме, основываясь на следующем.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (далее Закон №167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с преамбулой именно Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее Закон № 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же Законом определены обязанность (статья 15), объём и сроки (статья 11) представления таких сведений.

Часть 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» вменяет в обязанность страхователю представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта.

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее Закон № 165-ФЗ) страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Для обязательного пенсионного страхования таковым является Закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», подпункт 2 пункта 1 статьи 6 которого к числу страхователей относит не только лиц, выступающих в роли работодателей, но и индивидуальных предпринимателей, производящих уплату страховых взносов за самих себя.

Одновременно в статье 7 Закона № 167-ФЗ определено, что граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, являются застрахованными лицами.

Индивидуальные предприниматели, у которых отсутствуют наёмные работники, одновременно являются и страхователями, и застрахованными лицами.

Следовательно, предприниматели и при отсутствии у них работников обязаны представить сведения по персонифицированному учёту в Пенсионный фонд РФ.

Так, в силу статьи 1 Закона № 27-ФЗ к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие приём на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, признаются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом № 167-ФЗ.

Таким образом, согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ предприниматель ФИО1 является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, так как статус предпринимателя не утратила.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда РФ по месту своей регистрации в качестве страхователей.

Сведения о страховом стаже и страховых взносах, которые представляют о себе физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, в органы Пенсионного фонда РФ определены пунктами 5 и 6 статьи 11 упомянутого Федерального закона № 27-ФЗ. В частности, к ним отнесены: страховой номер индивидуального лицевого счёта; фамилия, имя и отчество; сумма уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платёжного документа.

Пункт 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ устанавливает, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта, в орган ПФ РФ о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховых взносах и страховом стаже. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют сведения в том же порядке.

Из анализа статьи 11 Закона № 27-ФЗ следует, что срок сдачи сведений персонифицированного учёта установлен только для страхователей, уплачивающих страховые взносы за своих наёмных работников. При этом срок для представления физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, указанных сведений настоящим Законом не установлен.

Согласно статье 19 Закона № 27-ФЗ Правительством РФ утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах.

Во исполнение положений указанной статьи Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учёта для целей государственного пенсионного страхования» утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), в пункте 38 которой установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно до 1 марта в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчётный период вместе с копией платёжного документа. При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (пункт 2 Инструкции).

Статьёй 115 Конституции РФ и статьёй 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» установлено, что Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издаёт постановления.

В соответствии со статьёй 8.1 Закона № 27-ФЗ, устанавливающей общие правила учёта сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, Пенсионный фонд РФ осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются Правительством РФ.

Следовательно, Правительство РФ, установив в Инструкции срок представления сведений о страховом стаже и страховых взносах для индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, действовало в пределах полномочий, предоставленных ему статьёй 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ», а также статьёй 19 Закона № 27-ФЗ.

В силу части 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 (далее – Закона) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчётный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Из содержания указанной нормы следует, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.

По положениям статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.

Поскольку порядок проведения проверок и производства по делу о правонарушении, предусмотренном статьёй 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», Федеральным законом № 167-ФЗ не установлен, применению подлежат соответствующие нормы Налогового кодекса РФ.

Статьёй 9 НК РФ к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, отнесены, в том числе органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчёта и размере взыскиваемой суммы.

В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 № 9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

По положениям статьи 115 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьёй 48 настоящего Кодекса.

Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.

Взыскание в судебном порядке недоимок с юридических лиц предусмотрено статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, однако в пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации не определён срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено.

В то же время в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен срок подачи в суд заявления о взыскании задолженности с физических лиц - шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Шестимесячный срок для обращения в суд является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований взыскателя.

Исходя из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок, при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц следует руководствоваться соответствующим положением этого пункта. На это же указано в пункте 14 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании», в соответствии с которым при определении срока обращения в суд с требованием о взыскании недоимок по страховым взносам применяются положения статей 48 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Шестимесячный срок для обращения в суд, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении предъявляемых к юридическим лицам требований о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование исчисляется после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные статьей 70 Кодекса.

Из имеющихся в материалах дела документов видно, что Учреждение предлагало предпринимателю оплатить сумму штрафа до 27.07.2007.

В суд с иском о взыскании санкций орган пенсионного страхования обратился 19.02.2008, то есть за пределами срока, предусмотренного статьёй 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, факт непредставления предпринимателем в установленный срок индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта, подтверждён материалами дела и предпринимателем по существу не опровергнут, но срок на обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением УПФ РФ по ЛАО г. Омска пропущен.

Также при принятии решения суд учёл, что по положениям статьи 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьёй 101 НК РФ.

Данное правонарушение выявлено в ходе камеральной проверки.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлён, но не более чем на один месяц.

Пунктом 6 статьи 100 НК РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Пунктами 7, 8 статьи 101 НК РФ установлено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Указанные нормативные положения устанавливают гарантии прав налогоплательщика при рассмотрении материалов налоговой проверки.

В силу прямого указания, содержащегося в названных нормах, к существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Даже если предположить, что нарушение выявлено не в ходе камеральной проверки, а в ходе иных мероприятий налогового контроля, то и в этом случае процедура привлечения к ответственности предпринимателя не соблюдена.

Согласно статье 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьёй 101.4 НК РФ.

В силу статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

По положениям пункта 2 статьи 101.4 НК РФ в акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение.

Пункт 3 данной статьи определяет, что форма акта и требования к его составлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Как предусмотрено пунктом 4 отмеченной статьи акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.

Согласно пункту 5 статьи 101.4 НК РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.

При этом пунктом 7 статьи 101.4 НК РФ определено, что акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.

При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.

В ходе рассмотрения акта и других материалов мероприятий налогового контроля может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

1) устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в настоящем Кодексе;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;

2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено указанное решение, вправе обжаловать это решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также указываются наименование органа, место его нахождения, другие необходимые сведения.

На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа.

Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

Указанные нормативные положения устанавливают гарантии прав налогоплательщика при рассмотрении материалов налоговой проверки.

В силу прямого указания, содержащегося в названных нормах, к существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

В названном акте отмечено, что Страхователь вправе представить возражения по акту в течение 10 дней. Между тем, статья 101 НК определяет этот срок как равный 15 дням.

В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день со дня отправки заказного письма. Указанный акт направлен 30.06.2007 учреждением по почте заказным письмом.

Акт направлен 30.06.2007 и при отсутствии иных доказательств получения считается врученным на 6 день. Соответственно, срок для возражений истекает только через 15 дней после этой даты, в то время как уже 06.07.2007 было принято решение о привлечении предпринимателя к ответственности.

Как видно из материалов дела, в акте камеральной проверки не имеется уведомления о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Из указанного Решения не представляется возможным установить, присутствовал ли представитель предпринимателя при вынесении решения, когда получен акт предпринимателем. В судебном заседании пояснений по этому вопросу не давалось.

При этом в самом Решении от 06.07.2007 отмечено, что его принимает не начальник ГУ УПФ РФ в ЛАО г. Омска, а начальник ГУ УПФ РФ в ЛАО Ставропольского края по результатам   рассмотрения Акта проверки от 14.06.2007 №2378. Печать на решении поставлена ГУ УПФ РФ в ЛАО г. Омска.

В деле не имеется доказательств извещения о рассмотрении акта на 06.07.2007.

Нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки ведёт к нарушению как принципа равенства, так и права на занятие предпринимательской деятельностью и других конституционных прав, о чём указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 12.07.2006 № 267-О «По жалобе открытого акционерного общества «Востоксибэлектросетьстрой» на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей и четвёртой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (пункт 2 Определения).

В пункте 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» дано разъяснение, из которого следует, что по смыслу пункта 6 статьи 101 Кодекса нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечёт безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. В данном случае суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.

Конституционный Суд Российской Федерации в пунктах 2.4, 2.5, 3 Определения №267-О от 12.07.2006 указал, что право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закреплённое статьёй 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объёме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности. Применительно к налоговой ответственности одной из таких гарантий является вытекающее из статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации право налогоплательщика знать, в чём его обвиняют, и представлять возражения на обвинения. Поэтому при определении процессуальных прав налогоплательщика при производстве дела в налоговых органах законодатель не может не предоставить ему право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения. Иное не соответствовало бы приведённым положениям Конституции Российской Федерации.

Как название, так и содержание статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей процедуру привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, свидетельствуют о том, что её положения распространяются на производство по делам о правонарушениях, выявленных в ходе как выездных, так и камеральных налоговых проверок. Следовательно, в силу пункта 1 данной статьи во взаимосвязи с частью четвертой статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган заблаговременно извещает налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов не только выездной, но и камеральной проверки.

Таким образом, по смыслу взаимосвязанных положений частей третьей и четвёртой статьи 88 и пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае обнаружения при проведении камеральной налоговой проверки налоговых правонарушений налоговые органы не только вправе, но и обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а также заблаговременно уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Это относится и к процедуре, предусмотренной статьёй 101.4 НК РФ.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд исходит из того, что Управление при привлечении предпринимателя к ответственности допустило существенные нарушения норм Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что предприниматель был лишен возможности представить объяснения или возражения по факту налогового правонарушения 06.07.2007, присутствовать при рассмотрении материалов проверки.

Оценив характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения, суд приходит к выводу, что допущенные нарушения норм Налогового кодекса Российской Федерации повлияли на обоснованность решения в целом.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

При этом суд исходит из того, что при рассмотрении результатов проверки и принятии решения по результатам проверки учреждения Пенсионного фонда должны вызывать лицо, в отношении которого проводилась проверка, как это предусмотрено статьями 101 и 101.4 НК РФ. (Аналогичная позиция изложена в определении ВАС РФ от 04.10.2007 № 12239/07, в постановлении ФАС ЗСО от 10.01.2008 по делу № Ф04-28/2008(392-А03-43), постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 05.02.2008 по делу №А11-507/2007-К2-19/276, постановлении ФАС Уральского округа от 16.08.2007 по делу № Ф09-1304/07-С1).

На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1, проживающего по адресу: 644024, <...>, ИНН <***>, в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 120 (сто двадцать) рублей 00 копеек штрафа, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путём подачи апелляционной жалобы.

Судья В.И. Чернышёв

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru