АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск Дело № А46-13194/2009
08 октября 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 08 октября 2009 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горобец Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Омский Мостоотряд № 63» к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска о признании недействительным решения № 03-12/1546 ДСП от 12.02.2009,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 18.06.2009 б/н,
от заинтересованного лица – ФИО2, удостоверение № 338246, по доверенности от 11.01.2009 № 15/22,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество «Омский Мостоотряд № 63» (далее – ЗАО «Омский Мостоотряд № 63», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска (далее – ИФНС России по Кировскому АО г. Омска, налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения № 03-12/1546 ДСП от 12.02.2009 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В обоснование заявленных требований представитель заявителя указал на то, что у инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления сумм налога и пени, поскольку оспариваемое решение не содержит доказательств совершения обществом нарушения норм законодательства о налогах и сборах. В связи с чем, налоговым органом были нарушены права и законные интересы налогоплательщика.
Рассмотрение дела откладывалось в связи с рассмотрением заявленных в разное время представителями заявителя и заинтересованного лица ходатайств о привлечении к участию в деле Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, в удовлетворении которых судом было отказано и ходатайства заявителя об истребовании в указанном органе дополнительных доказательств, которое судом было удовлетворено.
В удовлетворении ходатайств о привлечении Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, судом отказано ввиду неподтвержденности приводимых в обоснование ходатайств доводов о том, что подлежащее принятию по данному делу решение может повлиять на права и обязанности указанного органа, не являющегося лицом, вынесшим данный акт, а также лицом, в отношении прав и обязанностей которого оспариваемый акт налогового органа содержит какие-либо выводы.
В судебном заседании представитель общества поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнениях к нему.
Представитель налогового органа в судебном заседании не согласился с правомерностью требований заявителя, изложив в письменном отзыве доводы, аналогичные приведенным в оспариваемом акте налогового органа.
Как следует из пояснений, представленных налоговым органом, государственная кадастровая оценка земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 14 статьи 396 НК РФ установлено, что по результатам проведения такой оценки кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления не позднее 1 марта этого года.
В соответствии с п. 7.2. решения от 16.11.2005 № 298 «О земельном налоге на территории города Омска» сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются организациям и физическим лицам на основании заявлений.
Согласно запроса инспекции исх. № 03-10/13116 от 31.10.2008 Территориальным отделом № 1 Управления Федерального кадастра объектов недвижимости по Омской области представлена кадастровая выписка на земельный участок с кадастровым номером 55:36:10 08 01:0002, где кадастровая стоимость земельного участка составляет 200906319 руб.
В полномочия налогового органа не входит определение кадастровой стоимости земельного участка, данные полномочия возложены на уполномоченные органы, в том числе и по исправлению «технической ошибки». Поскольку действующее законодательство не обязывает налоговый орган, проводить правовую экспертизу поступивших от органов Роснедвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков, соответственно инспекция не осуществляла оценку на предмет обоснованности кадастровой стоимости. Налоговый орган указал на то, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка он будет руководствоваться данным фактом при установлении размера налоговой базы.
Суд, заслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ЗАО «Омский Мостоотряд № 63» зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Калачинского муниципального образования 16.10.2000, о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Омской области внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц от 10.12.2002 за основным государственным регистрационным номером 1025501597770.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка ЗАО «Омский Мостоотряд № 63» по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах – правильности исчисления земельного налога за период с 01.01.2006 по 31.12.2007 г.г., по результатам которой составлен акт от 12.01.2009 № 03-10/83 ДСП.
На основании акта инспекцией вынесено решение от 12.02.2009 № 03-12/1546 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ, Кодекс) за неполную уплату земельного налога за 2006 год в виде штрафа в размере 186433 руб. 60 коп., за 2007 год в размере 435648 руб. 80 коп.
Кроме того, обществу предложено уплатить в срок, установленный в требовании, доначисленный земельный налог за 2006 год в размере 932168 руб., за 2007 год в размере 2178244 руб., а также пени за несвоевременную уплату налогов.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 30.03.2009 г. № 03-03-14/03878 оспариваемое решение отменено в части привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 622062 руб. 40 коп.
Считая, что решение ИФНС России по Кировскому АО г. Омска № 03-12/1546 ДСП от 12.02.2009 с учетом изменений внесенных Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 30.03.2009 г. № 03-03-14/03878 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, которое является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Обосновывая требования, представитель общества сослался на пункт 14 статьи 396 НК РФ, из которого следует, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года (в редакции 2006 года).
Заявитель считает, что ЗАО «Омский Мостоотряд № 63» земельный налог за 2006, 2007 годы исчислен и уплачен в соответствии с действующим законодательством. По мнению заявителя, при определении налоговой базы им правомерно использована кадастровая стоимость земельных участков, рассчитанная на основе Указа Губернатора Омской области № 110 от 19.06.2003, поскольку при покупке земельных участков ему территориальным отделом № 2 Управления Роснедвижимости по Омской области 09.02.2006 года выдан кадастровый план земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра), согласно которым кадастровая стоимость земельного участка 55:36:10 08 01:0002 составляет 55 690 094 руб.
Между тем, как полагает заявитель, при определении налоговым органом кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих обществу, был неверно определён вид разрешённого использования указанного земельного участка, что привело к существенному завышению кадастровой стоимости и размера земельного налога, подлежащего уплате обществом. Как следует из писем территориального отдела № 1 Управления Роснедвижимости по Омской области от 15.10.2008, от 29.10.2008 и от 08.12.2008 вид разрешённого использования, установленный для земельного участка, принадлежащего заявителю, был установлен неверно вследствие технической ошибки. Исполнителем работ произведён перерасчёт кадастровой стоимости земельных участков с внесением соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Согласно направленному 08.12.2008 за № 07-06/5236 в адрес налогового органа ответу Управления Роснедвижимости по Омской области Территориальным отделом № 1 Управления Роснедвижимости по Омской области была пересчитана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: 55:36:10 08 01:0002 в связи с допущенной технической ошибкой и указано, что в настоящее время ошибка исправлена (в тексте ответа не указана дата исправления технической ошибки).
В письмах Министерства финансов РФ от 05.09.2006 № 03-06-02-02/120 и от 16.08.2007 № 03-05-07-02/81, разъяснено, что в случае, если изменение вида разрешённого использования земельного участка в результате государственной кадастровой оценки земли произошло вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесённых обратным числом на 1 января года, являющегося налоговым периодом, налоговая ставка по земельному налогу подлежит применению с учётом такого исправления. Соответственно, учитывая, что в отношении принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 08 01:0002 были произведены изменения в связи с допущенной технической ошибкой, налоговая ставка по земельному налогу в отношении общества подлежит применению с учётом такого исправления с начала текущего отчётного периода, то есть с 01.01.2008.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объёме, основываясь на следующем.
Как установлено статьями 137, 138 Налогового кодекса РФ, каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, если, по мнению налогоплательщика, такие акты нарушают его права; акты налоговых органов могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
В соответствии со статьёй 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 146318 кв.м. с кадастровым номером 55:36:10 08 01:0002, расположенный по адресу: <...> (договор купли-продажи от 22.03.2006 № 193-207, свидетельство о государственной регистрации права от 18.05.2006 № 239647).
Согласно статье 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации.
Статьёй 52 НК РФ установлено, что налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
По положениям статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии со статьёй 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Как установлено статьёй 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Статьёй 393 НК РФ определено, что налоговым периодом по земельному налогу признаётся календарный год. Отчётными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года.
Согласно статье 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 данной статьи.
В соответствии со статьёй 70 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учёта, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.
Как указано в пункте 5 статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее – Правила), согласно которым государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 № 418, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет государственную кадастровую оценку земель и представление её результатов в соответствии с законодательством РФ; ведение государственного земельного кадастра.
Таким образом, в соответствии с указанными правовыми нормами, а также на основании пунктов 35, 36 статьи 4 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от 08.02.2006 № 731-ОЗ, Правительство Омской области Постановлением от 19.12.2007 № 174-П утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36.
Согласно полученной инспекцией в ходе проведения проверки в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ информации от территориального отдела № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Омской области вид разрешённого использования, установленный для земельного участка, принадлежащего обществу, был установлен неверно вследствие технической ошибки, в связи с чем произведён перерасчёт кадастровой стоимости земельных участков с внесением соответствующих изменений в земельный кадастр.
Так, письмами от 15.10.2008, 29.10.2008, 08.12.2008 Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:10 08 01:0002 с видом разрешенного пользования - «для производственных целей под здания, сооружения» был ошибочно отнесен к 188 оценочному кварталу, где удельный показатель земельного участка был равен 380,61 руб. за 1 кв.м. и кадастровая стоимость земельного участка составила 55690094 руб. В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» допущенная техническая ошибка устранена 21.11.2007 года и названный земельный участок отнесен к 180 оценочному кварталу, утвержденному Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110, где удельный показатель земельного участка был равен 1373,08 руб. за 1 кв.м., кадастровая стоимость земельного участка составила 200906319 руб.
Удовлетворив ходатайство представителя заявителя, в целях установления обстоятельств исправления допущенной в сведениях государственного земельного кадастра технической ошибки в отношении стоимости названого земельного участка, суд 01.09.2009 направил в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области запрос.
В ответе на запрос суда от 28.09.2009 № 07-06/5550 Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области сообщило следующее.
В соответствии с п.4 ст. 17 федерального закона «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 №28-ФЗ сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Документы о кадастровой стоимости земельных участков, представляемые для государственного кадастрового учета текущих изменений отдельных характеристик земельных участков представлялись в виде Оценочных описей существующих земельных участков. Требования к оформлению Оценочных описей утверждены Письмом Росземкадастра №СС/618 от 12.05.2004 г. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по г.Омску в границах кадастрового района 55:36: утверждены Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 №110 . «Об утверждении результатов государственной оценки земель поселений Омской области»
Оценочные описи были переданы в Управление Роснедвижимости по Омской области исполнителем работ - Омским филиалом ФКЦ «Земля». В соответствии с утвержденными Оценочными описями в государственный земельный кадастр 30.12.2005 г. были внесены сведения об экономических характеристиках земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:100801:2 составила 55690094 руб.
При выдаче сведений Государственного земельного кадастра по заявке №40/07-5197 от 26.09.2007 органом кадастрового учета была выявлена техническая ошибка: земельный участок с кадастровым номером 55:36:100801:2 был ошибочно отнесен к оценочному кварталу №188, что привело к ошибочному определению удельного показателя кадастровой стоимости земель и неправильному расчету кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии со ст.21 Закона о кадастре допущенная техническая ошибка была исправлена 21.11.2007 на основании Акта определения кадастровой стоимости земельных участков, подготовленного Омским филиалом ФКЦ «Земля». В результате исправления технической ошибки кадастровая стоимость земельного участка составила 200906319 руб.
В соответствии с п.4 ст. 21 Закона о кадастре информация об исправлении технических ошибок в пятидневный срок направляется в письменной форме правообладателям земельных участков. Процедуры, регламентирующей подготовку и направление уведомлений об исправлении технических ошибок, а также установленной формы таких уведомлений, Законом о кадастре на период выявления и устранения ошибки предусмотрено не было.
Вместе с тем, в соответствии с п.3 ст. 8 Закона о кадастре сведения государственного земельного кадастра предоставлялись в виде выписок из государственного земельного кадастра. Порядок оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.О-04-01-01 утвержден Росземкадастром 10.04.2001, согласно которому выписка из государственного земельного кадастра оформлялась в виде кадастрового плана земельного участка.
После исправления технической ошибки в части размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:100801:2 представителю ЗАО Омский Мостоотряд №63 был выдан кадастровый план данного земельного участка. В разделе «Общие сведения» (В.1) кадастрового плана земельного участка были приведены сведения о кадастровой стоимости в размере 200906319 руб. Факт получения кадастрового плана отражен в Книге выданных сведений (светокопия соответствующего листа книги приложена к ответу). Согласно записи, сделанной в данной книге, кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 55:36:100801:2 был получен 26.11.2007. Таким образом, ЗАО Омский Мостоотряд №63 был уведомлен об изменении размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:100801:2.
С 27.12.2007 г. по настоящее время в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по г.Омску в границах кадастрового района 55:36, утвержденными Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 №174-п кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:100801:2 составляет 592728365,27 руб.
Исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов по г.Омску в границах кадастрового района 55:36 в соответствии с порядком, предусмотренным п.7.1 Административного регламента исполнения государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 г. №215, является Омский филиал ФГУП «ФКЦ «Земля».
В настоящее время Управление Роснедвижимости по Омской области предоставляет в Управление ФНС России по Омской области:
- ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом;
- в 10-ти дневный срок с момента проведения процедуры кадастрового учета о вновь образуемых земельных участках и существующих земельных участках в случаях изменения характеристик земельного участка.
Передача сведений осуществляется согласно порядку, утвержденному совместным приказом Роснедвижимости и ФНС России от 13.09.2007 №П/0235/ММ-3-13/529@ «Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронном виде о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу, между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и Федеральной налоговой службой».
До 13.01.2008 передача сведений в Управление ФНС осуществлялась в соответствии с Приказом Роснедвижимости и ФНС России от 05.07.2005 №П\0126\САЭ-3-21\309 «Об утверждении Порядка предоставления сведений в электронном виде о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу, из Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в Федеральную налоговую службу», согласно которому Управления Роснедвижимости ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, предоставляли в соответствующие Управления ФНС России сведения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Таким образом, из приведенного ответа органа кадастрового учета на запрос суда следует, что после выявления и исправления им 26.12.2007 технической ошибки обществу был выдан новый кадастровый план указанного земельного участка с кадастровым номером 55:36:1000801:2. В связи с чем, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:1000801:2 в сумме 200906319 руб. может считаться установленной для целей налогового учета не ранее 26.12.2007. Доказательства того, что в государственный кадастр были внесены исправления не только в части указания величины кадастровой стоимости земельного участка, но и о дате, с которой данная стоимость считается установленной, суду не представлены. Соответственно, объективно отсутствуют правовые основания считать, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:1000801:2 в сумме 200906319 руб. является установленной с 01.01.2006, как ошибочно полагает налоговый орган.
Вследствие этого, у налогового органа отсутствовали основания для доначисления налогоплательщику налога, уже уплаченного им исходя из размера кадастровой стоимости участка, сведения о которой считались достоверными на нормативно установленные даты определения размера подлежащих уплате в бюджет налоговых платежей за периоды 2006 и 2007 годов.
Оценив представленные документы, суд считает, что фактически Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области был выдан новый кадастровый план земельного участка, с указанием новой кадастровой стоимости, соответственно и сам документ распространяет свое действие на правоотношения, возникшие после даты его составления – 26.11.2007 года. Сведений о выявлении и устранении технической ошибки в проверяемый период, а именно на 01.01.2006 и 01.01.2007 год материалы дела не содержат. Таким образом, учитывая, что в отношении принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 08 01:0002 были произведены изменения в связи с допущенной технической ошибкой, налоговая ставка по земельному налогу в отношении общества подлежит применению с учётом такого исправления не ранее указанной даты.
Согласно письмам Министерства финансов РФ от 05.09.2006 № 03-06-02-02/120 и от 16.08.2007 № 03-05-07-02/81 налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешённого использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесённых обратным числом на указанную дату.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости в письме от 21.04.2006 № ВК/0556 разъяснило, что под технической ошибкой, допущенной при ведении государственного земельного кадастра, следует понимать ошибку, приведшую к несоответствию сведений, внесённых в основные документы государственного земельного кадастра – Единый государственный реестр земель, дежурные кадастровые карты (планы), данным, содержащимся в представленных заявителем документах, явившихся основанием для внесения этих сведений в государственный земельный кадастр.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 № 28-ФЗ исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре.
Пунктом 3 статьи 21 указанного Закона установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда.
Суд полагает, что установленный размер кадастровой стоимости безусловно затрагивает законные интересы заявителя в той мере, в какой определяет величину налоговых обязательств последнего как правообладателя данного земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объёме.
Определением арбитражного суда от 18.06.2009 по ходатайству заявителя приняты до вынесения решения по настоящему делу обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого ненормативного правового акта.
Согласно части 7 статьи 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
При обращении в суд с заявлением об оспаривании решения налогового органа обществом по платежному поручению № 2 от 28.05.2009 уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 НК РФ, а также уплачена по платежному поручению от 28.05.2009 № 1 государственная пошлина в сумме 1000 руб. за подачу заявления о принятии обеспечительных мер.
По положениям части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы, к которым согласно статье 101 АПК РФ отнесена государственная пошлина.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренных главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
При таких обстоятельствах расходы, понесённые обществом по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб., подлежат взысканию в его пользу с налогового органа как со стороны по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 110, статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требование закрытого акционерного общества «Омский Мостоотряд № 63» к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска о признании недействительным решения № 03-12/1546 ДСП от 12.02.2009 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения удовлетворить в полном объёме.
Признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска № 03-12/1546 ДСП от 12.02.2009 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным, как не соответствующее Налоговому кодексу РФ.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска (644015, г. Омск, ул. Суворова), в пользу закрытого акционерного общества «Омский Мостоотряд № 63» (646902, <...>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Настоящее решение в части признания ненормативного акта недействительным подлежит немедленному исполнению. Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путём подачи апелляционной жалобы.
Судья С.В. Ярковой