ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-13252/14 от 11.12.2014 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Омск

12 декабря 2014 года

№ дела

А46-13252/2014

Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2014 года.

Арбитражный суд Омской области

в составе   судьи  Пермякова Владимира Владимировича,

при ведении протокола судебного заседания   секретарем Бутовой Н.К.,

рассмотрев   в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Федюшина Андрея Васильевича (ИНН 550711808190, ОГРН 310554335400140)

к  Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613)

о   признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, об обязании предоставить земельный участок,

при участии в судебном заседании:

от заявителя   – Горбуновой Л.П., действующей на основании доверенности от 21.05.2013 (предъявлено удостоверение),

от Департамента имущественных отношений Администрации г.Омска   –Глазковой Е.В., действующей на основании доверенности от 02.12.2014 (предъявлено удостоверение),

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель Федюшин Андрей Васильевич обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска:

- о признании незаконным отказа департамента имущественных отношений Администрации города Омска в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, для размещения павильона – блок обслуживания населения по адресу: Омская область, г.Омск, Кировский АО, ул.Б.Архитекторов, д.5, изложенного в письме № Исх-ДИО/2833 от 28.02.2014,

- об обязании департамента имущественных отношений Администрации города Омска предоставить Федюшину Андрею Васильевичу земельный участок площадью 200 кв.м., находящийся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, для размещения павильона – блок обслуживания населения по адресу: Омская область, г.Омск, Кировский АО, ул.Б.Архитекторов, д.5.

В обосновании заявленного требования ИП Федюшин А.В. указал, что расположение земельного участка в зоне жилой застройки средней этажности не является препятствием для нахождения в данной зоне объектов нестационарной торговли. Также отметил необоснованность ссылки Департамента на охранную зону инженерных коммуникаций и несоответствие концепции, утвержденной решениями Архитектурно-градостроительных сонетов города Омска от 23.12.2005 и 09.02.2007, согласно которой размещение временных торговых объектов допускается только в составе остановочных комплексов в количестве не более четырех площадью до 10 кв. м.

В судебном заседании заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.

Департамент имущественных отношений Администрации города Омска требование ИП Федюшина Андрея Васильевича не признал, указав, что оспариваемые действия осуществлены им в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с действующим законодательством.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

03 февраля 2014 года ИП Федюшин А.В. обратился в департамент имущественных отношений Администрации города Омска с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, для размещения павильона – блок обслуживания населения.

Письмом департамента № Исх-ДИО/2833 от 28.02.2014 заявителю сообщено о том, что городской комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей не связанных со строительством, принято решение о невозможности предоставления земельного участка в связи со следующими обстоятельствами:

- в соответствии с проектом планировки территории, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 № 805-п, рассматриваемый участок частично расположен в зоне жилой застройки средней этажности (увеличение плотности застройки недопустимо) и границах технической зоны сетей инженерной инфраструктуры,

- земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций;

- несоответствие Концепции, утвержденной решениями Архитектурно-градостроительных сонетов города Омска от 23.12.2005 и 09.02.2007, согласно которой размещение временных торговых объектов допускается только в составе остановочных комплексов в количестве не более четырех площадью до 10 кв. м.

Полагая, что вышеуказанный отказ является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ИП Федюшин А.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению в части, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла приведенной нормы, а также части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8, следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Как следует из материалов дела, Предприниматель оспаривает отказ департамента имущественных отношений Администрации г.Омска в предоставлении земельного участка, для целей, не связанных со строительством, для размещения павильона – блок обслуживания населения по адресу: Омская область, г.Омск, Кировский АО, ул.Б.Архитекторов, д.5. В качестве подтверждения правомерности принятия оспариваемого решения заинтересованное лицо должно доказать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону.

Порядок предоставления заинтересованным лицом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса РФ.

Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ на соответствующие компетентные органы возложена обязанность обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом); уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области урегулированы Законом Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области».

Статьей 6 Закона Омской области № 731-ОЗ определены полномочия органов местного самоуправления Омской области в сфере регулирования земельных отношений, в числе которых установление в соответствии с законодательством порядка предоставления в собственность и аренду гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности и (или) в ведении муниципальных образований Омской области, для целей, не связанных со строительством.

Во исполнение указанных законоположений решением Омского городского Совета от 24.12.2008 № 205 установлены процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей для целей не связанных со строительством.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 № 205 процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством – регламент принятия уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.

На основании части 3 статьи 3 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 № 205 порядок рассмотрения уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, устанавливается правовым актом Администрации города Омска.

Постановлением Администрации города Омска от 08.10.2010 № 935-п утвержден «Порядок рассмотрения обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска для целей, не связанных со строительством» (далее – Порядок рассмотрения обращений).

Пунктом 2 Порядка рассмотрения обращений установлено, что уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска являются департамент имущественных отношений Администрации города Омска и администрации административных округов города Омска.

В силу пункта 12 Порядка рассмотрения обращений уполномоченные структурные подразделения принимают решение в форме распоряжения о предоставлении земельного участка: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска – в собственность за плату или бесплатно либо в аренду; администрация соответствующего административного округа города Омска – в аренду.

При этом, для рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка создаются городская и окружные комиссии. Состав и регламент работы городской комиссии утверждается правовым актом Администрации города Омска. Регламент работы городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Администрации города Омска от 03.02.2011 № 76-п, которым определено: - комиссия рассматривает обращения о предоставлении земельных участков (пункт 2);

Принятое комиссией решение оформляется протоколом заседания комиссии, который подписывается каждым членом комиссии и утверждается председательствующим на заседании комиссии. Протокол заседания комиссии не является разрешительным документом на размещение объекта.

Из изложенных норм суд заключает вывод о том, что уполномоченным органом на принятие решений о предоставлении земельных участков, расположенных на территории города Омска, для целей не связанных со строительством, является департамент имущественных отношений. При этом Комиссии, в том числе городская комиссия, не является самостоятельным исполнительно-распорядительным органом, решение которой влечет определено правовые последствия для лиц, заинтересованных в получении земельных участков. Решение такой Комиссии само по себе не является разрешительным документом на размещение объекта, имеет статус промежуточного документа, на основании которого уполномоченный орган (в данном случае Департамент) принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка.

Таким образом, Департамент имущественных отношений не мог отказать предпринимателю в предоставлении земельного участка по основанию принятия городской комиссией отрицательного решения.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 названного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Исходя из содержания указанной нормы закона, утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.

Утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду.

При этом в соответствии с буквальным смыслом части 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение и выдача схемы расположения испрашиваемого земельного участка осуществляется уполномоченным органом только на основании оформленного в предусмотренном законом порядке заявления лица о предоставлении соответствующего участка.

Иными словами, для утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка достаточно поступления в адрес уполномоченного органа местного самоуправления заявления о предоставлении участка, содержание которого соответствует требованиям пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в то время как от наличия или отсутствия оснований для предоставления участка в аренду или в собственность соответствующему лицу возможность утверждение указанной выше схемы в зависимость не ставится.

Составление схемы размещения испрашиваемого участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. В то же время наличие такой схемы с учетом документов планировки территории градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о возможном предоставлении (отказе в предоставлении) испрашиваемого земельного участка.

В данном случае, Департамент отказал Предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, не выполнив предусмотренную законом обязанность по составлению и утверждению схемы расположения земельного участка.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказ, основанный лишь на решении комиссии, является преждевременным, сделанным в нарушении положений статьи 34 Земельного кодекса РФ.

При этом в силу положений пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка в собственность либо в аренду может быть разрешен только после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и после изучения совокупности данных и иных названных выше документов.

Таким образом, наличие предусмотренных законом препятствий для предоставления земельного участка в аренду конкретному заинтересованному лицу не является основанием для отказа в составлении и выдаче уполномоченным органом схемы расположения такого участка, поскольку вопрос о наличии соответствующих препятствий разрешается уполномоченным органом власти на последующих этапах рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 № 08АП-7630/2014).

Кроме того, указанные в решении Департамента о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка обстоятельства признаются судом необоснованными и недостаточными для сделанного им вывода в силу следующего.

В целях реализации полномочий органов местного самоуправления, а также в целях коллегиального рассмотрения и оценки градостроительных и архитектурных решений, элементов городского дизайна и рекламы, произведений монументально-декоративного искусства, для проведения целенаправленной градостроительной политики по формированию благоприятной среды жизнедеятельности граждан, а также содействия охране памятников истории культуры природных ландшафтов, Постановлением Мэра города Омска от 17.03.2006 № 62-п утверждено Положение об Архитектурно-градостроительном Совете города Омска.

В соответствии с пунктом 9 Положения основными задачами Совета являются последовательное проведение единой градостроительной политики в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, иной градостроительной документацией по развитию территории города Омска, направленной на развитие архитектуры, градостроительства в целях формирования полноценных условий проживания населения города Омска, а также защиты общества от непрофессиональных действий в области архитектуры, градостроительства, благоустройства, озеленения, дизайна городской среды и рекламы, инженерно-транспортного обеспечения города Омска; повышение архитектурно-художественного качества застройки и благоустройства территорий города Омска; обсуждение архитектурных, проектных и строительных решений по объектам, имеющим особую социальную значимость.

Согласно статье 4 решением Омского городского Совета от 24.12.2008 № 205 «О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством» при принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или аренду применяются следующие критерии предоставления земельных участков:

-удовлетворение потребностей жителей города Омска в приобретении товаров и услуг;

-создание благоприятных условий для жизни населения города Омска, решение вопросов благоустройства территорий, озеленения;

-создание рабочих мест;

-соответствие целей использования земельного участка правилам землепользования и застройки территории города Омска, документации по планировке территории;

-очередность подачи обращения (заявления, заявки);

-соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки территории города Омска.

При принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, критерии предоставления земельных участков оцениваются в совокупности.

Кроме того, Постановлением Мэра г. Омска от 17.03.2006 № 62-п «Об архитектурно-градостроительном совете города Омска» утверждено Положение об Архитектурно-градостроительном совете города Омска (далее по тексту - Положение).

Пунктом 1 раздела I Положения определено, что Архитектурно-градостроительный совет города Омска (далее по тексту - Совет) является совещательным органом и создается для коллегиального обсуждения и оценки градостроительных, архитектурных и инженерных решений, произведений монументально-декоративного искусства, комплексных мер по благоустройству территории города Омска с учетом элементов городского дизайна и рекламы, а также проектной документации объектов капитального строительства, в том числе, объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, содействия сохранению памятников истории, культуры, природных ландшафтов на территории города Омска.

Пунктом 8 раздела II Положения установлено, что решения Совета, принятые в пределах его компетенции, принимаются всеми участниками градостроительной деятельности.

Таким образом, принимаемые Советом решения носят рекомендательный характер и не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения.

Следовательно, доводы Департамента, касающиеся Концепций, утвержденных решениями Совета от 23.12.2005 и 09.02.2007, без предложения иных вариантов его размещения, не могут быть правовым основанием для отказа обеспечении выбора земельного участка.

Относительно доводов Департамента о нахождении участка в зоне жилой застройки средней этажности (увеличение плотности застройки недопустимо) и охранной зоне инженерных коммуникаций, суд считает необходимым отметить их документальную неподтвержденность. Для целей заключения вывода о невозможности предоставить земельный участок лицу для целей, не связанных со строительством, необходимо определить четкие границы участка, что возможно лишь при составлении схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте. В ином случае, при наличии лишь указания предпринимателя на примерное месторасположение участка, основания для указанных выше выводов у департамента отсутствуют.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в отсутствие схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте невозможно заключение вывода о возможности (невозможности) предоставить земельный участок конкретному лицу для целей, не связанных со строительством, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для выдачи Предпринимателю схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка и для возложения соответствующей обязанности на заинтересованно лицо, как на орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требования индивидуального предпринимателя Федюшина Андрея Васильевича об обязании департамента имущественных отношений Администрации города Омска принять положительное решение о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка, у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд именем Российской Федерации

РЕШИЛ:

Требования индивидуального предпринимателя Федюшина Андрея Васильевича (ИНН 550711808190, ОГРН 310554335400140) удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ департамента имущественных отношений Администрации города Омска в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, для размещения павильона – блок обслуживания населения по адресу: Омская область, г.Омск, Кировский АО, ул.Б.Архитекторов, д.5, изложенный в письме № Исх-ДИО/2833 от 28.02.2014.

Обязать департамент имущественных отношений Администрации города Омска в соответствии с положениями части 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня принятия арбитражным судом решения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или
 кадастровой карте соответствующей территории.

В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Федюшина Андрея Васильевича об обязании департамента имущественных отношений Администрации города Омска предоставить Федюшину Андрею Васильевичу земельный участок площадью 200 кв.м., находящийся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, для размещения павильона – блок обслуживания населения по адресу: Омская область, г.Омск, Кировский АО, ул.Б.Архитекторов, д.5, отказать.

Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003) в пользу индивидуального предпринимателя Федюшина Андрея Васильевича (ИНН 550711808190, ОГРН 310554335400140), родившегося 04.04.1982 в г.Омске, проживающего по адресу: г.Омск, ул.70 лет Октября, 13, кв.96, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей 00 копеек.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья В.В. Пермяков