ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-13424/08 от 21.07.2008 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

25 июля 2008 года

№ дела

А46-13424/2008

Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2008 года,

решение в полном объеме изготовлено 25 июля 2008 года

Арбитражный суд Омской области в составе   судьи Суставовой О. Ю.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Тарановой К.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   общества с ограниченной ответственностью «ЮЗА» г.Омска

к   Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области

опризнании незаконным бездействия   Управления Федеральной налоговой службы по Омской области при рассмотрении обращения общества, выразившегося в не направлении копии обращения общества от 07.04.2008 б/№ в течение 7 дней в соответствующие государственные органы для разрешения поставленных в обращении вопросов, касающихся порядка возврата товара, приобретенного у белорусского поставщика, и обязании   Управления Федеральной налоговой службы по Омской области направить копию обращения общества от 07.04.2008 б/№ в государственные органы, компетентные рассматривать поставленные в пунктах 1 и 2 обращения вопросы в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

при участии в судебном заседании:

представителей заявителя –   ФИО1, действующего на основании доверенности от 01.01.2008 (паспорт <...> выдан 09.10.2003 ОВД г.Лесосибирска Красноярского края); ФИО2, действующей на основании доверенности от 01.01.2008 (паспорт <...> выдан 28.04.2008 Отделом № 1 УФМС России по Омской области в САО г.Омска); ФИО3, действующей на основании доверенности от 01.06.2008 № 16 (паспорт <...> выдан 22.02.2002 УВД ЛАО г.Омска); ФИО4, действующего на основании доверенности от 01.01.2008 (паспорт <...> выдан 11.11.2003 УВД-2 ЦАО г.Омска),

представителя заинтересованного лица   – ФИО5, действующего на основании доверенности от 10.01.2008 № 15-18/00084-2 (удостоверение УР № 340324 действительное до 31.12.2009),

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «ЮЗА» г.Омска (далее по тексту – ООО «ЮЗА», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области (далее по тексту – УФНС России по Омской области, заинтересованное лицо) о признании несоответствующим законодательству Российской Федерации письма Управления Федеральной налоговой службы по Омской области № 08-27/1/07336 от 08.05.2008 в ответ на обращение общества с ограниченной ответственностью «ЮЗА» г.Омска от 07.04.2008 и обязании предоставить ответ на обращение.

В судебном заседании 27.06.2008 ООО «ЮЗА» в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило письменные уточнения заявленного требования, в которых просило признать незаконным бездействие Управления Федеральной налоговой службы по Омской области при рассмотрении обращения общества, выразившееся в не направлении копии обращения общества от 07.04.2008 б/№ в течение 7 дней в соответствующие государственные органы для разрешения поставленных в обращении вопросов, касающихся порядка возврата товара, приобретенного у белорусского поставщика, и обязать Управление Федеральной налоговой службы по Омской области направить копию обращения общества от 07.04.2008 б/№ в государственные органы, компетентные рассматривать поставленные в пунктах 1 и 2 обращения вопросы в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В обоснование заявленного требования представитель заявителя пояснил, что нарушение прав общества заключается в том, что: 1) общество будет вынуждено понести убытки в сумме 99 руб. 70 коп., не предусмотренные законодательством, для направления письменного обращения в компетентный орган для разрешения вопросов, поставленных в обращении; 2) в увеличении срока рассмотрения обращения фактически на неопределенное время (законодатель устанавливает 1 месяц); 3) в создании препятствий в осуществлении законной хозяйственно-экономической деятельности, предусмотренной Уставом, что как следствие, угрожает обществу в возникновении дальнейших убытков, связанных с их оплатой услуг, в том числе и по хранению указанного в обращении от 07.04.2008 товара (протокол судебного заседания от 27.06.2008).

В судебном заседании 21.07.2008 заявитель пояснил, что нарушение прав ООО «ЮЗА» оспариваемым бездействием УФНС России по Омской области заключается в том, что: 1) общество будет вынуждено понести убытки в сумме 99 руб. 70 коп., не предусмотренные законодательством, для направления письменного обращения в компетентный орган для разрешения вопросов, поставленных в обращении; 2) в увеличении срока рассмотрения обращения фактически на неопределенное время (законодатель устанавливает 1 месяц). Что касается убытков ООО «ЮЗА» в хозяйственной деятельности, то таковые будут доказываться в рамках другого процесса. В настоящее время хозяйственная деятельность ООО «ЮЗА» ведется, несмотря на отсутствие ответа на обращение заявителя от 07.04.2008.

Заинтересованное лицо с требованиями заявителя не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве от 09.06.2008 № 15-18/09324.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

07.04.2008 ООО «ЮЗА» обратилось в УФНС России по Омской области с письмом, в котором просило дать разъяснения по вопросам возврата товара, приобретенного у белорусского поставщика, а именно: 1) как правильно оформляется возврат импортного товара поставщику: а) если соблюдены все условия договора при поставке товара надлежащего качества, б) если поставлен товар ненадлежащего качества, либо нарушены существенные условия международного контракта, 2) какие документы в данных ситуациях необходимо и достаточно оформить; а также просило разъяснить порядок восстановления НДС, уплаченного при ввозе на территорию Российской Федерации и уже принятого к вычету в прошлых налоговых периодах.

08.05.2008 УФНС России по Омской области был дан ответ № 08-27/1/07336 на обращение заявителя, в котором указано, что разъяснения по вопросам применения налогового законодательства Российской Федерации о налогах и сборах уполномочено давать Министерство финансов Российской Федерации, в связи с тем, что вопросы возврата товара, приобретенного у белорусского поставщика, относятся к компетенции международного частного права и выходят за пределы компетенции налоговых органов. Также было дано разъяснение относительно восстановления суммы НДС, уплаченного при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и, соответственно, принятого к вычету.

ООО «ЮЗА», считая бездействие налогового органа, выразившееся в не направлении копии обращения общества от 07.04.2008 б/№ в течение 7 дней в соответствующие государственные органы для разрешения поставленных в обращении вопросов, касающихся порядка возврата товара, приобретенного у белорусского поставщика, не соответствующим законам и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что требования ООО «ЮЗА» не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны (в том числе) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием).

В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта (совершения действия, бездействия) должен доказывать налоговый орган, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Как указано выше, ООО «ЮЗА» просит признать незаконными бездействие УФНС России по Омской области при рассмотрении обращения общества, выразившееся в не направлении копии обращения общества от 07.04.2008 б/№ в течение 7 дней в соответствующие государственные органы для разрешения поставленных в обращении вопросов, и обязании совершить указанное действие, как несоответствующее и противоречащее нормам статей 29 и 33 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Статья 33 Конституции Российской Федерации предоставляет право гражданам Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Сферой применения указанного Федерального закона является регулирование порядка обращения граждан, связанного с реализацией права гражданина на обращение к государственному органу и органу местного самоуправления, предусмотренного Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

В статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» закреплено, что налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации к обязанностям налоговых органов, в том числе, относится бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представление формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснение порядка их заполнения.

Вышеуказанный Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", при отсутствии специального регулирования, в силу вышеприведенных норм подлежит применению к спорным правоотношениям.

Порядок работы налоговых органов с обращениями налогоплательщиков закреплен в Регламенте Федеральной налоговой службы, утвержденном приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 15.02.2007 № САЭ-3-18/62@ «Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы» (зарегистрирован в Минюсте РФ 05.04.2007 № 9244), а также в действующем с 24.05.2008 Административном регламенте Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденном приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 18.01.2008 № 9н.

Названными Регламентами закреплена обязанность должностных лиц налоговых органов, ответственных за исполнение государственных функций, в случае, если рассмотрение поставленных в письменном обращении вопросов не входит в компетенцию налоговых органов, в установленные названными Регламентами сроки подготавливать в двух экземплярах письмо о направлении этого обращения по принадлежности и письмо налогоплательщику (его представителю), в котором информировать о направлении его письменного обращения по принадлежности.

Таким образом, суд не может не согласиться с доводами заявителя о наличии обязанности у УФНС России по Омской области при рассмотрении письменного обращения ООО «ЮЗА» решить вопрос о направлении поступившего от ООО «ЮЗА» обращения в соответствующий компетентный орган.

В данном случае УФНС России по Омской области в своем ответе на обращение ООО «ЮЗА» дало разъяснение относительно тех вопросов, которые относятся к компетенции налоговых органов. Что касается части вопросов, лежащих в сфере международного частного права и выходящих за пределы компетенции налоговых органов, УФНС России по Омской области рекомендовало ООО «ЮЗА» обратиться в Министерство финансов Российской Федерации.

Однако, само по себе не направление УФНС России по Омской области копии обращения ООО «ЮЗА» от 07.04.2008 б/№ в соответствующие государственные органы (Министерство финансов Российской Федерации) для разрешения поставленных в обращении вопросов, касающихся порядка возврата товара, приобретенного у белорусского поставщика, не может являться основанием для удовлетворения требований заявителя.

Как уже было указано судом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, необходимо наличие доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

ООО «ЮЗА» неоднократно предлагалось представить суду доказательства нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым бездействием (определение о принятии заявления к производству от 30.05.2008, протокол предварительного судебного заседания от 27.06.2008, определение о назначении дела к судебному разбирательству от 27.06.2008).

В своих уточнениях и дополнениях заявитель ссылается в обоснование нарушения прав ООО «ЮЗА» на то, что общество будет вынуждено понести убытки в сумме 99 руб. 70 коп., не предусмотренные законодательством, для направления письменного обращения в компетентный орган для разрешения вопросов, поставленных в обращении; а также на увеличение срока рассмотрения обращения фактически на неопределенное время.

Каких-либо документальных доказательств, обосновывающих нарушение прав ООО «ЮЗА» оспариваемым бездействием УФНС России по Омской области в сфере предпринимательской деятельности, заявителем в ходе судебного разбирательства представлено не было.

Утверждение заявителя о возможном понесении убытков, имеет предположительный характер. На дату судебного заседания письменное обращение ООО «ЮЗА» не направлено в компетентный орган; платежных документов, подтверждающих сумму фактически понесенных расходов в связи с обращением в компетентный орган суду не представлено.

Ссылка ООО «ЮЗА» на увеличение срока рассмотрения обращения не может быть признана доказательством нарушения прав заявителя при том, что «в настоящее время хозяйственная деятельность ООО «ЮЗА» ведется, несмотря на отсутствие ответа на обращение заявителя от 07.04.2008» (протокол судебного заседания от 21.07.2008).

Кроме того, из пояснений заявителя следует, что «убытки ООО «ЮЗА» в хозяйственной деятельности, которые понесет заявитель, будут доказываться в рамках другого процесса» (протокол судебного заседания от 21.07.2008).

Таким образом, поскольку ООО «ЮЗА» не исполнена обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов, предусмотренная статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Что касается доводов заявителя о том, что бездействие УФНС России по Омской области противоречит нормам статьи 29 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», то таковые судом отклоняются, как основанные на неправильном толковании содержащихся в них норм применительно к обстоятельствам данного спора.

Статьей 29 Конституции Российской Федерации, в числе прочего, закреплено право каждого получать информацию любым законным способом, а статьей 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" детально регламентирован порядок получения информации.

Как установлено судом, письмом УФНС России по Омской области от 08.05.2008 № 08-27/1/07336 предоставило информацию по вопросам, относящимся к компетенции налоговых органов, а также рекомендовало обратиться ООО «ЮЗА» для получения разъяснений по вопросам, выходящим за пределы компетенции налоговых органов, в Министерство финансов Российской Федерации.

Таким образом, суд пришел к выводу, что письмом от 08.05.2008 № 08-27/1/07336 УФНС России по Омской области не лишило ООО «ЮЗА» права на получение информации (факт предоставления информации подтвержден материалами дела) и, более того, не исключило для ООО «ЮЗА» все иные возможные способы получения информации, предусмотренные законодательством (ООО «ЮЗА» не лишено возможности обратиться в компетентные органы самостоятельно).

На основании вышеизложенного, суд отказывает ООО «ЮЗА» в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия УФНС России по Омской области при рассмотрении обращения общества, выразившегося в не направлении копии обращения общества от 07.04.2008 б/№ в течение 7 дней в соответствующие государственные органы для разрешения поставленных в обращении вопросов, касающихся порядка возврата товара, приобретенного у белорусского поставщика, и обязании совершить действие.

В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.

Расходы заявителя по делу составили 2000 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в арбитражном суде.

Учитывая, что в удовлетворении требований заявителю отказано, а также, принимая во внимание разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 15 Информационного письма от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», расходы по госпошлине следует отнести на заявителя.

Руководствуясь статями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «ЮЗА» г.Омска о признании незаконным бездействия Управления Федеральной налоговой службы по Омской области при рассмотрении обращения общества, выразившегося в не направлении копии обращения общества от 07.04.2008 б/№ в течение 7 дней в соответствующие государственные органы для разрешения поставленных в обращении вопросов, касающихся порядка возврата товара, приобретенного у белорусского поставщика, и обязании Управления Федеральной налоговой службы по Омской области направить копию обращения общества от 07.04.2008 б/№ в государственные органы, компетентные рассматривать поставленные в пунктах 1 и 2 обращения вопросы в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», отказать полностью.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд (г.Омск), либо в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г.Тюмень).

Судья О.Ю. Суставова