ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-13588/14 от 22.01.2015 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Омск

22 января 2015 года

№ дела

А46-13588/2014

Арбитражный суд в составе cудьи М.А. Третинник,

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,

рассмотрев заявлению Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №11" (ИНН <***>, ОГРН ) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным предписания от 10.09.2014 №02-02-05/37,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 01.01.2015 № 03-03/148-ОФ (паспорт);

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 12.01.2015 № 210 (паспорт),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №11" (далее – заявитель, ОАО «ТГК № 11», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее – заинтересованное лицо, Госжилинспекция) о признании недействительным предписания от 10.09.2014 №02-02-05/37.

Заявление мотивировано неправомерностью возложения обязанности по корректировке расчета платы за отопление при отсутствии совокупного объема тепловой энергии, измеренного показаниями ОДПУ за 12 месяцев 2013 года.

Заинтересованное лицо требования заявителя не признало, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого предписания.

В судебном заседании представитель заявитель поддержал свои требования, представитель заинтересованного лица поддержал свои возражения.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что на основании Распоряжения Госжилинспекции Омской области № 4562 от 28.08.2014 Государственной жилищной инспекцией Омской области была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО «ТГК № 11», по результатам которой составлен акт проверки № 02-03-05/333 от 10.09.2014 и вынесено предписание № 02-02-05/37 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания контролирующего органа, как принятого с нарушением действующего законодательства и нарушающего охраняемые законом права и интересы заявителя.

Оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя в силу следующего.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.

Как видно из оспариваемого предписания заявителю вменяется нарушение п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307). Госжилинспекцией Омской области предписано ОАО «ТГК № 11» в срок до 13.10.2014 произвести корректировку размера платы за коммунальные услуги (отопление) по итогам 2013 собственникам многоквартирного дома № 4 по улице Н.Кузнецова г.Омска.

В соответствии с пунктами 5, 6, 8 статьи 2, части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), пунктом 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), с 1 сентября 2012 года государственный контроль за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг юридическими лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, оказывающими услуги и (или) выполняющих работы по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного жилищного надзора.

Согласно Указу Губернатора Омской области от 15.01.2013 (приложение № 2 к Указу) Государственная жилищная инспекция Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим на территории Омской области региональный государственный жилищный надзор.

В соответствии с Положением об Горжилинспекции, а также согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

При этом предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 548, пунктом 1 статьи 541, пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета об ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Особенности правоотношений, возникающих между организациями коммунального комплекса и лицами, оказывающими коммунальные услуги гражданам (исполнителями коммунальных услуг) определены пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Согласно указанной норме в жилищном секторе (в многоквартирных домах) потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.

Таким образом, потребителем товара (в данном случае тепловой энергии, используемой на коммунальные услуги, оказываемые гражданам, отопление и горячее водоснабжение) является исполнитель коммунальной услуги, которому граждане в силу частей 3 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации оплачивают соответствующие коммунальные услуги.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата производится за фактически потребленное количество энергии, определенное на основании показаний прибора учета. Вместе с тем, по смыслу указанной нормы при отсутствии прибора учета в многоквартирных домах размер платы определяется по другим правилам, установленным законом и иными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с упомянутой нормой статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 23.05.2006 N 306 утвердило Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, каковыми согласно пункту 2 этих правил являются месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации, а также Правилами N 306 и N 307 установлены и учтены особенности определения количества отпускаемого теплоснабжающей организацией исполнителю коммунальных услуг товара - тепловой энергии при отсутствии приборов учета в многоквартирном доме и потребляемого последним с целью предоставления гражданам соответствующих коммунальных услуг.

Как предусмотрено пунктом 25 Правил N 307, при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Исполнитель при расчетах с ресурсоснабжающей организацией за тепловую энергию руководствуется нормативами потребления коммунальных услуг, однако они применяются лишь для расчета текущих ежемесячных платежей. Итоговая сумма платы за коммунальные услуги исчисляется на основании не нормативов, а корректировок, предусмотренных пунктом 19 названных Правил.

Таким образом, в случае исчисления стоимости поставленной тепловой энергии расчетным способом, размер платы корректируется исполнителем один раз в год.

Поскольку сроки проведения корректировок не предусмотрены указанными Правилами, за исключением того, что они производятся один раз в год, без привязки к дате (календарный год, отопительный период (год) и т.д.), суд пришел к выводу о том, что указанная выше корректировка предусмотренная подпунктами 2 и 4 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам N 307, по фактически отпущенному ресурсу по итогам года должна быть произведена по результатам финансового года, то есть за период установления очередных тарифов на тепловую энергию на календарный год (2013 год).

Согласно Правилам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета размер платы за отопление при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета в жилом помещении и в жилом помещении, оборудованном приборами учета, определяется по формуле 7 (подпункт 2 пункта 2, подпункт 2 пункта 3). Из анализа составляющих этой формулы, изложенной в подпункте 2 пункта 2 Правил, следует, что расчет размера платы производится исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии за предыдущий год (Гкал/кв. м), а не по нормативам потребления и не по текущим показаниям приборов учета.

Следовательно, по окончании определенного периода (квартала или года) размер платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за предыдущий год, требует приведения в соответствие с данными приборов учета в текущем году и соответствующего увеличения либо уменьшения в зависимости от фактического объема потребленной тепловой энергии.

Подпункт 3 пункта 2, подпункты 3 и 5 пункта 3 Правил предусматривают периодическую корректировку исполнителем платы по изложенным в них формулам 8, 10, 11. Из содержания всех этих формул следует, что при расчете применяются показатели размера платы, определенного исходя из тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации, показаний коллективных (общедомовых) приборов учета и показаний индивидуальных (общих (квартирных) приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления. Такой расчет позволяет определить разницу между размером платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии, и размером платы, исчисленной по показаниям индивидуальных приборов учета или нормативам потребления, и осуществить соответствующую корректировку в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от полученных данных приборов учета.

В соответствии с формулой 7 приложения № 2 к Правилам № 307 при наличии ОДПУ начисления платы за отопление производится исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год с корректировкой платы 1 раз в год, а в случае отсутствии сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле № 1 (по нормативам потребления тепловой энергии на отопление).

Из формулы 8 приложения № 2 к Правилам № 307 усматривается, что размер платы за отопление в i-м жилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется по формуле, которую составляют следующие величины: размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме; общая площадь i –го помещения в многоквартирном доме; общая площадь всех помещений в многоквартирном доме; общий размер платы за отопление за прошедший год.

Таким образом, корректировка размера платы по формуле № 8 приложения № 2 к Правилам № 307 производится только при наличии показаний прибора учета за период, равный календарному году (12 месяцев), и исходя из совокупного объема тепловой энергии, измеренного показаниями ОДПУ за соответствующий период, равный 12 месяцам. Иными словами Правила № 307 не предусматривают корректировку размера платы за период работы ОДПУ менее 12 месяцев.

Исключение составляет пункт 32 Правил № 307, которым предусмотрено, что в период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления тепловой энергии для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов, определенные по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше 6 месяцев – то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.

ОДПУ, установленный на спорном многоквартирном доме вышел из строя и не работал с 17.09.2013 по 18.11.2013, то есть 31 день.

В связи с отсутствием сведений о расходе тепловой энергии спорного многоквартирного дома за период с 17.09.2013 по 18.11.2013, и как следствие, отсутствием совокупного объема тепловой энергии, измеренного показаниями ОДПУ за 12 месяцев 2013 года, заявителем правомерно не проведена корректировка размера платы за отопление по итогам 2013 года. Проведение корректировки в силу вышеизложенного могло и должно было осуществляться в январе 2014 года только при наличии показаний прибора учета за весь отопительный период прошедшего года.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы. Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина. Расходы заявителя по делу составили 2000 рублей государственной пошлины.

В связи с удовлетворением требования заявителя в полном объеме с Горжилинспекции подлежит взысканию в пользу заявителя уплаченная за рассмотрение заявления государственная пошлина.

Руководствуясь статьями 168-175, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,-

Р Е Ш И Л :

Заявление Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №11" удовлетворить.

Признать недействительным предписание № 02-02-05/37 от 10.09.2014 Государственной жилищной инспекции Омской области об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю.

Взыскать с Государственной жилищной инспекции Омской области в пользу Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №11" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Решение подлежит исполнению немедленно.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья М.А. Третинник