ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-13601/15 от 10.12.2015 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Омск

декабря 2015 года

№ дела

А46-13601/2015

Резолютивная часть решения объявлена 10.12.2015.

Решение в полном объёме изготовлено 11.12.2015.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В., при ведении протокола судебного заедания секретарём Рыжих С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Терракота» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 13.01.2015, личность удостоверена паспортом,

от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности от 01.11.2015, личность удостоверена паспортом,

УСТАНОВИЛ:

Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры (далее в том числе – заявитель, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Терракота» (далее также – ООО «Терракота», общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 05.11.2015 № 598/2015.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил, следующее.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Положения о Департаменте экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утверждённого постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012 № 214-п, Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является лицензирующим органом, осуществляющим лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, а также государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.

В ходе проведения анализа представленных за 1 квартал 2015 года деклараций по форме согласно приложению № 12 к Правилам о представлении деклараций об объеме производства и оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 (далее - Правила, декларация), установлено, что ООО «Терракота» осуществляло розничную продажу пива и пивных напитков по адресу: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>. Адрес местонахождения организации: 644083, <...>, офис (квартира) 9 (по данным ЕГРЮЛ - по состоянию на 05.11.2015).

Согласно представленной ООО «Терракота» декларации по форме приложения № 12 к Правилам за 1 квартал 2015 года, поставщиками продукции общества являются ООО «Фортуна» (ИНН <***>), ООО «Эль-капитан» (ИНН <***>), ООО «Россар-Тюмень» (ИНН <***>, ООО СТК «СВ-Трейд» (ИНН <***>).

При этом в ходе проведения анализа деклараций поставщиков пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 6 к Правилам, предоставленных Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу ООО «Терракота» не является получателем пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи и спиртосодержащей продукции.

Получателем продукции поставщиков ООО «Фортуна» (ИНН <***>), ООО «Эль-капитан» (ИНН <***>), ООО «Россар-Тюмень» (ИНН <***>), ООО СТК «СВ-Трейд» (ИНН <***>) по номерам товарно-транспортных накладных, указанных в представленной декларации ООО «Терракота» является ООО «Лазурь» (ИНН <***>).

В отношении ООО «Терракота» 28.09.2015 было возбуждено дело об административном правонарушении 529/2015, предусмотренном статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.

В ходе проведения административного расследования по делу 529/2015 установлено, что ООО «Терракота» осуществляло розничную продажу пива и пивных напитков в 1 квартале 2015 года на основании агентского договора от 06.07.2012, согласно которого общество с ограниченной ответственностью «Лазурь» (ИНН <***>, далее - ООО «Лазурь») приобретало пиво в целях дальнейшей его передачи принципалу - ООО «Терракота» для осуществления розничной продажи.

ООО «Лазурь» являлось получателем пива и пивных напитков в I квартале 2015 года, однако розничную продажу данного товара осуществляло ООО «Терракота».

Из объяснений законного представителя ООО «Лазурь» следует, что общество не оформляло справки «Б» к товарно-транспортным накладным о передаче товара ООО «Терракота». Передача товара от агента принципалу производилась в рамках агентского договора по акту передачи.

05.11.2015 в отношении общества составлен протокол № 598/2015 об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 23.1 названного кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат рассмотрению судьями.

Во исполнение указанной нормы в адрес Арбитражного суда Омской области были направлены материалы дела об административном правонарушении, возбуждённого в отношении  заинтересованного лица.

Исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определённых федеральным законом.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

В соответствии с абзацем 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ.

Частью 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ предъявляются особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, а именно - не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

1) товарно-транспортной накладной;

2) справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

3)  справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории РФ);

4)  уведомления (для этилового спирта (в том числе денатуратора) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).

Согласно Форме справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной, алкогольную и спиртосодержащую продукцию», раздел "Б" справки заполняется при каждой последующей оптовой реализации (передаче) товара последним собственником товара (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяется их печатями.

При каждой последующей реализации (передаче, внутреннем перемещении между обособленными подразделениями организации) продукции продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель (получатель) заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.

В пунктах 12, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, содержатся требования, обязывающие продавца иметь на продаваемую алкогольную продукцию товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок её действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, её зарегистрировавший); товарно-транспортную накладную; копии справок, прилагаемых к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции и к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации (которые должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона); предъявлять данные документы по требованию покупателя.

В соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Материалами дела подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения, выразившегося в обороте алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность её производства и оборота, образующий состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательств отсутствия вины в совершении правонарушения суду не представлено.

Поскольку ООО «Терракота» осуществляло закупку и продажу пива и пивных напитков без товарно-сопроводительных документов, суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

Доводы общества о прекращении розничной продажи пива и пивных напитков с 26.02.2015, о чем свидетельствуют заявления о снятии с регистрации трех единиц контрольно – кассовой техники, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, т.к. представленной в материалы дела декларацией подтверждается оборот алкогольной продукции до указанной даты, при этом приобретение продукции на основании агентского договора не освобождало общество от соблюдения требований действующего законодательства.

Отклоняя довод общества о пропуске управлением трех месячного срока давности привлечения к административной ответственности, суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Данная норма не содержит каких-либо исключений для каких либо форм оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе для такой формы как розничная продажа.

Соответствующие изменения, установившие годичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, внесены в часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вступили в силу с 03.01.2014.

В соответствии с частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Принимая во внимание отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, суд полагает возможным назначить обществу наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дополнительная мера ответственности в виде конфискации алкогольной продукции судом не применена ввиду того, что представленные материалы административного дела не свидетельствуют о её изъятии.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Терракота» (ИНН <***>, ОГРН <***>), зарегистрированного в качестве юридического лица 05.05.2006, о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц, расположенного по адресу: <...>, офис (квартира) 9, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Указанную сумму административного штрафа перечислить по следующим реквизитам: УФК по Ханты – Мансийскому автономному округу - Югре (Депэкономики Югры л/с <***>), ИНН <***>, КПП 860101001, ОКТМО 71871000, расчётный счёт <***>, банк получателя: РКЦ Ханты – Мансийск, г. Ханты - Мансийск, БИК 047162000, код бюджетной классификации 60011690020020000140.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия. Не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в установленном законом порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья           С.В. Ярковой