ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-13702/2011 от 25.01.2012 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Омск № дела А46-13702/2011

27 января 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 25.01.2012 г. Решение в полном объеме изготовлено 27.01.2012 г.

Арбитражный суд Омской области в составе

судьи Баландина В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1

рассмотрел в открытом заседании суда дело по иску общества с ограниченной ответственностью «ЖКО «Московка» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
 к ответчику открытому акционерному обществу «ОмскВодоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 2 128 981,22руб.,
 при участии третьих лиц:

1) Администрации города Омска,

2) Региональной энергетической комиссии Омской области.
 В заседании приняли участие:
 от истца - ФИО2 по доверенности от 20.09.2011;

от ответчика - ФИО3 по доверенности от 10.01.2012 № 15/3; ФИО4 по доверенности от 10.01.2012 № 15/9;
 от третьих лиц:

1) ФИО5 по доверенности от 14.12.2011 № 02-24/6238;

2) ФИО6 по доверенности от 11.01.2012 № 01-06/4;

УСТАНОВИЛ:

  общество с ограниченной ответственностью «ЖКО «Московка» (далее – ООО «ЖКО «Московка», истец) обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «ОмскВодоканал» (далее - ОАО «ОмскВодоканал», ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 2 128 981 руб. 22 коп.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования.

В судебном заседании представители ответчика иск не признали, по основаниям изложенным в отзыве на иск.

Определением от 29.11.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Омска и Региональная энергетическая комиссия Омской области.

В судебном заседании представители третьих лиц высказались, согласно представленных отзывов на иск.

Изучив материалы дела, выслушав представителей участников процесса, суд установил следующее.

Истец мотивирует свои требования тем, что между собственниками многоквартирных жилых домов и ООО «ЖКО «Московка» заключены договора управления, в которых пунктом 3.1.10 устанавливается обязанность ООО «ЖКО «Московка» заключить договора с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных ресурсов в целях обеспечения населения, проживающего в этих домах, коммунальными услугами.

08.04.2009 года заключен договор ООО «ЖКО «Московка» с ОАО «Омскводоканал» № 18365 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, в соответствии с которым ОАО «Омскводоканал» отпускает на нужды населения, проживающего в многоквартирных домах, питьевую воду из централизовнной системы коммунального водоснабжения города Омска и принимает сточные воды (п. 1.1. договора).

Перечень многоквартирных домов приведен в Приложении № 1 к договору. В период с 08.04.2009 по 14.04.2010 дополнительными соглашениями в договор включены еще несколько объектов. Согласно п. 8.5. договора, он распространяет свое действие на период с 01.09.2008 года, т.е. с момента фактического предоставления коммунального ресурса.

14.04.2010 г. договор ООО «ЖКО «Московка» с ОАО «Омскводоканал» № 18365 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ подписан в новой редакции. Перечень многоквартирных домов приведен в Приложении № 1 к договору.

Правоотношения, в которые вступают граждане-потребители с управляющими организациями на основании договора управления многоквартирным домом при оказании коммунальных услуг гражданам, регулируются Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307.

Управляющая компания, не являющаяся производителем (поставщиком) коммунального ресурса, при заключении договора водоснабжения и водоотведения жилого дома действует в интересах граждан — жильцов дома, а поэтому условия обеспечения их данным видом(работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).

При расчетах между ООО «ЖКО «Московка» с ОАО «Омскводоканал» (налогоплательщиком) подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС, поэтому у ОАО «Омскводоканал» отсутствовали основания для самостоятельного увеличения тарифа на сумму НДС по налоговой ставке в размере 18 процентов.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

В силу части 3 указанной статьи в редакции, действовавшей в спорный период (до 12.08.2010), органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

В спорный период действовали тарифы, утвержденные:

- на 2008 год - постановлением Мэра города Омска от 28 ноября 2007 г № 902-п «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения открытого акционерного общества «Омскводоканал», а именно: на услуги водоснабжения в размере 6,85 руб./мЗ (без учета НДС), водоотведение в размере 6,02 руб./мЗ (без учета НДС);

- на 2009 год - постановлением Мэра города Омска от 21 ноября 2008 г № 1040-п «Об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение открытого акционерного общества «Омскводоканал», а именно: на холодную воду в размере 8,36 руб./мЗ (без учета НДС), водоотведение в размере 6,67 руб./мЗ (без учета НДС);

- на 2010 год - постановлением Мэра города Омска от 24 ноября 2009 г № 916-п «Об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение открытого акционерного общества «Омскводоканал», а именно: на холодную воду в размере 9,15 руб./мЗ (без учета НДС), водоотведение в размере 7,38 руб./мЗ (без учета НДС);

- на 2011 год - Приказом РЭК Омской области от 29 октября 2010 года № 117/49 «Об установлении тарифов на холодную воду для потребителей открытого акционерного общества «Омскводоканал» (в редакции Приказа от 30 ноября 2010 года № 329/59), а именно: на холодную воду в размере 10,52 руб./мЗ (без учета НДС), водоотведение в размере 8,49 руб./мЗ (без учета НДС);

Кроме этого, Решением Омского городского Совета от 13.02.2008 № 102 (ред. от 08.12.2010) «Об утверждении инвестиционной программы Открытого акционерного общества «Омскводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2013 года и установлении надбавок к тарифам на холодную воду и водоотведение Открытого акционерного общества «Омскводоканал» для потребителей», Постановлением Мэра города Омска от 27 ноября 2008 года № 1065-п «Об установлении надбавок к тарифам на холодную воду и водоотведение открытому акционерному обществу «Омскводоканал» установлена надбавка к тарифам, а именно на холодную воду в размере 0,41 руб./мЗ (без учета НДС), на водоотведение в размере 1,03 руб./мЗ (без учета НДС).

Для оплаты оказанных в спорный период услуг ОАО «Омскводоканал» выставлены счета-фактуры на общую сумму 13 956 658 рублей 57 копеек, в том числе НДС в размере 2 128 981 рубль 22 копейки.

Стоимость предъявленных к оплате услуг определена ОАО «Омскводоканал» исходя из сведений об объемах водопотребления и водоотведения, рассчитанных самостоятельно, установленного тарифа и налога на добавленную стоимость по ставке 18%.

ОАО «Омскводоканал», при проведении расчетов с ООО «ЖКО «Московка» за услуги водоснабжения и водоотведения применил тарифы, утвержденные регулирующим органом, а также надбавку к тарифу, установленную решением Омского городского Совета от 13.02.2008 № 102 (ред. от 08.12.2010) «Об утверждении инвестиционной программы Открытого акционерного общества «Омскводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2013 года и установлении надбавок к тарифам на холодную воду и водоотведение Открытого акционерного общества «Омскводоканал» для потребителей», увеличенные на сумму НДС самостоятельно.

Расчет ОАО «Омскводоканал» стоимости услуг водоснабжения и водоотведения с учетом тарифа, установленного для ресурсоснабжающей организации, увеличенного на сумму НДС, не соответствует упомянутым нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил № 307, за период с 01.09.2008 по 31.01.2011 гг. РСО самостоятельно увеличило стоимость отпущенного коммунального ресурса на сумму НДС в размере 2 128 981 рубль 22 копейки:

за 2008 год сумма НДС составила 73 693 рубля 32 копейки.

За 2009 год сумма НДС составила 419 662 рубля 50 копеек.

За 2010 год сумма НДС составила 1 454 573 рубля 32 копейки

За январь 2011 года сумма НДС составила 181 051 рубль 51 копейка, а в общей сумме на 2 128 981 руб. 22 коп., полагая, что данная сумма является неосновательным обогащением ответчика истец обратился с настоящим иском в суд.

В силу статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в Кодексе.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, вследствие неосновательного обогащения.

Как следует из пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, под обязательством из неосновательного обогащения понимается правоотношение, возникающее в связи с приобретением или сбережением имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований одним лицом (приобретателем) за счет другого лица (потерпевшего).

Отсутствие надлежащего правового основания для обогащения как условие его неосновательности означает, что ни нормы законодательства, ни условия сделки не позволяют обосновать правомерность обогащения.

Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По правилам пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при взыскании неосновательного обогащения истец должен доказать наличие факта приобретения (сбережения) ответчиком имущества без оснований и за счёт истца, а также стоимость такого приобретения (сбережения).

Анализируя представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Как следует из пояснений третьих лиц, и представленных документов, при определении (расчете) тарифа, утвержденные полномочными органами, на водопотребление и водоотведение, принимались значения, без учета НДС., так же в спорный период устанавливался тариф без учета НДС. ООО «ЖКО «Московка» является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами. Обязательства общества как управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами, иных домов, где отсутствуют управляющие организации.Указанные выводы не противоречат позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов», в котором идет речь об освобождении от обложения НДС только платы за пользование помещением, а также применения тарифов на ресурсы, утвержденных для населения, если ТСЖ приобретает такие ресурсы исключительно в интересах населения. Таким образом, реализация ответчиком истцу коммунального ресурса, как и оказание, истцом соответствующей коммунальной услуги населению с предъявлением к оплате суммы НДС соответствует действующему законодательству.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по оплате государственной пошлины подлежит возложению на истца.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

  В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья В.А. Баландин