АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
17 декабря 2020 года
№ дела
А46-13732/2020
Резолютивная часть решения оглашена 10 декабря 2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Луговик М.В., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Региональной энергетической комиссии Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к муниципальному унитарному предприятию Саргатского муниципального района Омской области «Саргатское жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании денежных средств, выплаченных в качестве субсидии на компенсацию выпадающих доходов за 1 квартал 2018 года, возникших в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию в целях соблюдения предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги в размере 100 002,79 руб.,
при участии в заседании суда:
от Региональной энергетической комиссии Омской области – ФИО1 (доверенность от 04.12.2020 № 01-12/103, удостоверение, диплом),
от муниципального унитарного предприятия Саргатского муниципального района Омской области «Саргатское жилищно-коммунальное хозяйство» – не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее – истец, РЭК Омской области) обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию Саргатского муниципального района Омской области «Саргатское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее – ответчик, МУП «Саргатское ЖКХ») о взыскании денежных средств, выплаченных в качестве субсидии на компенсацию выпадающих доходов за 1 квартал 2018 года, возникших в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию в целях соблюдения предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги в размере 100 002,79 руб.
Определением суда от 02.09.2020 указанное исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ); ответчику предложено представить отзыв на иск, доказательства, подтверждающие изложенное в нём и заблаговременное направление (вручение) истцу копии отзыва, а также сторонам предлагалось изложить позицию относительно возможности рассмотрения данного спора судьей Захарцевой С.Г., в порядке части 2 статьи 3 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», поскольку представитель истца ФИО2, пописавшая иск, ранее осуществляла трудовую деятельность под непосредственным руководством судьи Захарцевой С.Г.
16.09.2020 через канцелярию суда от ответчика поступил отзыв, согласно которому с заявленными требованиями он полностью согласен. Вместе с тем, каких-либо пояснений относительного включения заявленной ко взысканию РЭК Омской области задолженности в ликвидационный баланс, ответчиком не представлено.
Определением суда от 13.10.2020 дело назначено к рассмотрению по общим правилам искового производства, ответчику предложено представить информацию о включении задолженности, предъявленной истцом ко взысканию в рамках настоящего дела, в ликвидационный баланс.
Суд при отсутствии письменных возражений сторон завершил стадию предварительного судебного заседания и перешел к рассмотрению дела по существу.
Определением суда от 23.11.2020 судебное разбирательство отложено, ответчику повторно предложено представить информацию о включении задолженности, предъявленной истцом ко взысканию в рамках настоящего дела, в ликвидационный баланс.
В судебном заседании, открытом 10.12.2020 представитель РЭК Омской области поддержал заявленные требования.
Рассмотрев материалы дела, заслушав позицию заявителя, суд установил следующее.
Во исполнение положений Закона Омской области от 25.09.2014 № 1660-ОЗ «Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов» (далее – Закон № 1660-ОЗ) Постановлением Правительства Омской области от 23.11.2016 № 348-п утвержден Порядок предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжающих организаций на территории Омской области (далее – Порядок № 348-п).
Главным распорядителем средств областного бюджета, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий, является Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее - уполномоченный орган).
Предоставление субсидии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год (пункт 4 Порядка № 348-п).
10 мая 2018 года между РЭК Омской области и МУП «Саргатское ЖКХ» заключено Соглашение о предоставлении субсидии в 2018 году (далее - Соглашение).
Во исполнение условий Соглашения распоряжением РЭК Омской области от 10.05.2018 № 50 МУП «Саргатское ЖКХ» предоставлена субсидия за I квартал 2018 года в размере 100 002,79 рублей.
Факт перечисления субсидий МУП «Саргатское ЖКХ» подтверждается платежным поручением от 15.05.2018 № 359.
Таким образом, из бюджета Омской области МУП «Саргатское ЖКХ» предоставлена субсидия за I квартал 2018 года на сумму 100 002,79 рублей.
Распоряжением РЭК Омской области от 27.06.2019 № Р-19/105 (далее - Распоряжение № Р-19/105) назначено проведение документарной проверки выполнения МУП «Саргатское ЖКХ» условий, цели и порядка предоставления субсидий за период I квартал 2018 года (срок проведения проверки: 30 рабочих дней; начало - с 22.07.2019, окончание - не позднее 30.08.2019).
В пункте 10 Распоряжения № Р-19/105 указан перечень документов, которые Предприятие должно предоставить в РЭК Омской области до начала проверки, т.е. до 22.07.2019.
Письмом от 28.06.2019 № Исх-19/РЭК-4265 МУП «Саргатское ЖКХ» уведомлено о проведении документарной проверки (факт направления письма 28.06.2019 подтверждается распечаткой с программы ГИС тариф).
Письмом от 08.08.2019 № ИСХ-19/РЭК-5658 МУП «Саргатское ЖКХ» повторно проинформировано о необходимости предоставления документов, указанных в Распоряжение № Р-19/105.
Письмом от 14.08.2019 № ИСХ-19/РЭК-5772 МУП «Саргатское ЖКХ» предложено направить представителя для ознакомления с Актом проверки соблюдения Обществом условий, цели и порядка предоставления субсидий.
Согласно Акту проверки от 16.08.2019 МУП «Саргатское ЖКХ» не предоставлены документы, указанные в пункте 10 Распоряжения № Р-19/105.
Ввиду непредставления запрошенных документов РЭК Омской области оказалась лишена возможности осуществить контроль за соблюдением условий, цели и порядка предоставления субсидий, ввиду чего МУП «Саргатское ЖКХ» признано нарушившим условия предоставления субсидий.
На основании пункта 17 Порядка № 348-п МУП «Саргатское ЖКХ» направлено уведомление о возврате предоставленных субсидий в областной бюджет (письмо от 30.08.2019 № ИСХ-19/РЭК-6156 в полном объеме в течение 30 календарных дней со дня его вручения (почтовая квитанция от 30.08.2019).
Неисполнение МУП «Саргатское ЖКХ» обязанности по возврату субсидии в срок до 30 сентября 2019 года послужило основанием для обращения уполномоченного органа в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд оставляет исковое заявление без удовлетворения по следующим причинам.
Судом установлено и сторонами не оспорено, что МУП «Саргатское ЖКХ» находится в стадии ликвидации юридического лица с 19.09.2019. 26.05.2020 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись 5505500228789 о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.
В силу части 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
В пунктах 3, 4 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (пункт 2 статьи 63 ГК РФ).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 6 статьи 63 ГК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.
Из пункта 1 статьи 64.1 ГК РФ следует, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса.
Иного порядка выплат задолженности ликвидируемым юридическим лицом положениями статьи 64 ГК РФ не предусмотрено.
Таким образом, установленная положениями статей 63 - 64.1 ГК РФ процедура ликвидации юридического лица и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица предусматривают обращение кредитора в установленный срок с требованием к ликвидационной комиссии (ликвидатору) ликвидируемого юридического лица для включения его в промежуточный ликвидационный баланс, а при уклонении ликвидационной комиссии (ликвидатора) от рассмотрения требований - оспаривание такого уклонения в суд.
То есть, в суде в порядке искового производства такие требования могут рассматриваться лишь при отказе ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредиторов либо при уклонении от их рассмотрения.
По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет имущества ликвидируемого юридического лица.
Удовлетворение требований кредиторов в ином порядке, то есть помимо установленной ликвидационной комиссией очередности, противоречит положениям гражданского законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов ликвидируемого юридического лица.
В ходе рассмотрения дела истцом представлено письмо МУП «Саргатское ЖКХ», подписанное председателем ликвидационной комиссии МУП «Саргатское ЖКХ» ФИО3, из которого следует, что требование РЭК о внесении задолженности в сумме 100 002,79 руб. в перечень требований кредиторов и ее погашении от 13.08.2020 № ИСХ-20/РЭК-3868 рассмотрено, задолженность включена в перечень требований кредиторов, оплата будет производиться в соответствии со статьей 64 ГК РФ.
Таким образом, ликвидационная комиссия в данном конкретном случае с заявленными требованиями согласна и не уклоняется от их рассмотрения.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу, именно он несет риск неправильного выбора способа защиты, поскольку в силу статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не вправе самостоятельно изменить предмет или основание иска, указанные истцом.
На предложение суда рассмотреть вопрос о целесообразности поддержания требований в заявленном виде с учетом согласия с ними ликвидационной комиссии либо уточнить формулировку требований (аудиопротокол от 07.12.2020) каких-либо действий со стороны заявителя не последовало.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства относительно включения заявленной ко взысканию задолженности в перечень требований кредиторов и названные нормы права, арбитражный суд приходит к выводу об избрании истцом неверного способа защиты нарушенного права в данном случае, поскольку такой способ не направлен на восстановление нарушенных прав, что влечет отказ в удовлетворении иска.
В соответствии с частью 2 статьи 168, частью 1 статьи 110 АПК РФ при вынесении итогового судебного акта по делу суд распределяет судебные расходы.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд не рассматривался, так как истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 АПК РФ, именем РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
исковое заявление Региональной энергетической комиссии Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к муниципальному унитарному предприятию Саргатского муниципального района Омской области «Саргатское жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании денежных средств, выплаченных в качестве субсидии на компенсацию выпадающих доходов за 1 квартал 2018 года, возникших в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию в целях соблюдения предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги в размере 100 002,79 руб., оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, дом 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи, размещенных в «Картотеке арбитражных дел», содержится в нижнем колонтитуле на первой странице определений суда по делу. Для реализации ограниченного доступа к оригиналу судебного акта необходима регистрация на портале государственных услуг.
Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 1 статьи 122, частью 1 статьи 177, частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации последующие судебные акты по делу, в том числе итоговые, на бумажном носителе участникам арбитражного процесса не направляются, а предоставляются в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью судьи, посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информационная система «Картотека арбитражных дел») в режиме ограниченного доступа по указанному в определениях коду.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья С.Г. Захарцева