АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
28 февраля 2024 года
№ дела
А46-13855/2023
Резолютивная часть решения оглашена 13 февраля 2024 года.
Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Ивановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елеусизовой Р.Б., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к акционерному обществу «Одесское автотранспортное предприятие» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании штрафов по государственному контракту от 27.12.2021 № 0152200002221000096 в размере 690 000 руб.,
в судебном заседании приняли участие:
от истца – ФИО1 по доверенности от 19.06.2023 сроком действия по 19.06.2024 (на обозрение суда представлены удостоверение, диплом о высшем юридическом образовании),
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 01.12.2023 сроком действия 1 год (личность удостоверена паспортом гражданина РФ, диплом о высшем юридическом образовании на обозрение суда представлен);
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее – Минтранс Омской области, Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Одесское автотранспортное предприятие» (далее – ООО «Одесское АТП», общество, ответчик) о взыскании штрафов по государственному контракту от 27.12.2021 № 0152200002221000096 в размере 690 000 руб.
Определением суда от 10.08.2023 указанное исковое заявление принято к производству с дальнейшим рассмотрением дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
29.08.2023 ответчиком в материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам искового производства со ссылкой на необходимость исследования дополнительных доказательств по делу (данных ГИС Омской области «Региональная навигационно-информационная система Омской области», посадочных ведомостей, отчетов по реализации билетов и т.д.). Кроме того, в материалы дела поступило заявление ответчика о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств – фотоматериалов.
31.08.2023 ответчиком представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором выражено несогласие с заявленными исковыми требованиями, к отзыву приложены дополнительные доказательства в обоснование заявленных возражений.
Также 31.08.2023 истцом в адрес суда направлены дополнительные пояснения, в которых указано, что Министерством направлен запрос в Министерство цифрового развития и связи Омской области о предоставлении данных государственной информационной системы Омской области «Региональная навигационно-информационная система Омской области», подтверждающих допущенные нарушения и обоснованность начисления штрафа, и что ответ на запрос будет представлен истом за пределами установленного определением суда от 10.08.2023 срока.
Определением от 01.10.2023 суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В судебном заседании, открытом 07.11.2023, истцом представлен в материалы дела ответ Министерства цифрового развития и связи Омской области в обоснование невозможности представления в материалы дела данных государственной информационной системы Омской области «Региональная навигационно-информационная система Омской области» в связи с тем, что хранение таковых обеспечивается в течение 15 месяцев с момента поступления информации от абонентских терминалов, систем и аппаратно-программных комплексов, осуществляющих мониторинг транспортных средств терминалов в ГИС «РНИС», и в связи с тем, что срок хранения информации о допущенных нарушениях, послужившей основанием для начисления заявленных к взысканию в рассматриваемом случае штрафных санкций, истёк, соответствующие данные у Минцифры Омской области отсутствуют, как отсутствует и копия таковой информации у Минтранса Омской области.
05.12.2023 истцом в материалы дела представлены возражения на отзыв ответчика.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме. Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, факт нарушений, указанных истцом, отрицал, просил в иске отказать.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
28.12.2021 Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее – заказчик) и ООО «Одесское АТП» (далее – подрядчик) заключили государственный контракт № 0152200002221000096 (далее – контракт), по условиям которого подрядчик обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам, параметры которых установлены приложением № 1 к контракту, а заказчик обязуется принять и оплатить эти работы.
Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области 21.04.2022 в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 30.12.2021 № 210 «О реорганизации Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области» (далее - Указ № 210) реорганизовано путем выделения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области.
Указом № 210 предусмотрено, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области является правопреемником Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области в сферах транспорта и дорожного хозяйства.
В связи с указанным, все права и обязанности по контракту перешли к правопреемнику Минстроя Омской области – Минтрансу Омской области.
Цена контракта составляет 4 207 608 руб. 14 коп. Первый этап контракта – период с 01.01.2022 по 31.01.2022, цена которого 1 008 962 руб. 59 коп.; второй этап контракта – период с 01.02.2022 по 28.02.2022, цена которого 981 750 руб. 20 коп.; третий этап – период с 01.03.2022 по 31.03.2022, цена которого 1 086 169 руб. 07 коп.; четвертый этап контракта – период с 01.04.2022 по 30.04.2022, цена которого 1 051 726 руб. 28 коп., (пункты 1.1, 2.2 контракта).
Согласно пункту 1 приложения № 5 к контракту приемка результатов выполненных работ по контракту осуществляется в порядке и в сроки, установленные контрактом, а также в приложении к контракту, и оформляется актом приемки выполненных работ (далее – акт). Форма акта приведена в приложении № 6 к контракту.
В силу пункта 2 приложения № 5 к контракту не позднее 15 рабочих дней со дня окончания этапа исполнения контракта подрядчик представляет заказчику отчет о выполнении показателей работы автотранспорта, фактических объемах перевозки пассажиров и багажа, доходов от перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам за предыдущий месяц (далее - отчет) (форма установлена приложением № 1 к приложению № 5 к контракту) в 1 экземпляре и 2 экземпляра акта.
Согласно подпункту 1 пункта 5.1 контракта заказчик вправе осуществлять контроль за соблюдением подрядчиком условий контракта в соответствии с приложением № 10 к контракту.
Согласно подпункту 4 пункта 5.4 контракта подрядчик обязан ежемесячно предоставлять подрядчику отчет о полученной им плате за проезд пассажиров и провоз багажа в соответствии с приложением № 12 к контракту.
В подпункте 5 пункта 5.4 контракта согласовано, что подрядчик обязан соблюдать сводное расписание отправления транспортных средств из остановочных пунктов, установленное приложением № 1 к контракту.
В силу пункта 1 приложения № 10 к контракту заказчик осуществляет проверку соблюдения подрядчиком условий контракта, за невыполнение/ненадлежащее выполнение которых накладываются штрафы.
Перечень нарушений приведен в приложении № 1 к приложению № 10 к контракту, которое является неотъемлемой частью контракта.
Приложением № 1 к приложению № 10 к контракту (далее - приложение) установлено максимальное количество допустимых отступлений от требований к качеству осуществления перевозок в части несоблюдения сводного расписания отправления транспортных средств из остановочных пунктов, установленного приложением № 1 к Контракту - не более 10 % количества рейсов, предусмотренных сводным расписанием в отчетном периоде, в части неосуществление остановки транспортного средства для посадки-высадки пассажиров в промежуточном остановочном пункте, установленном реестром межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Омской области - 2 рейса.
В силу пункта 9.1 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
В соответствии с пунктом 9.7 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного подпунктами 5, 7, 9 - 11, 14 пункта 5.4 контракта, подрядчик выплачивает заказчику штраф в размере, рассчитанном в порядке, установленном пунктом 6 Правил определения размера штрафа:
а) 1000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Как указывает истец, согласно предоставленному доработанному отчету о выполнении показателей работы автотранспорта, фактических объемах перевозки пассажиров и багажа, доходов от перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Омской области № 1006 «Омск - Громогласово» (далее - маршрут № 1006):
- с 6 по 24 января 2022 года, а также с 26 по 31 января 2022 года рейсы в 16-00 отправлением от омского автовокзала выполнены без заезда в с. Бобровица Одесского муниципального района Омской области (25 рейсов);
- с 1 по 28 февраля рейсы в 16-00 отправлением от омского автовокзала выполнены без заезда в с. Бобровица Одесского муниципального района Омской области (28 рейсов).
Учитывая, что сводным расписанием по маршруту № 1006 предусмотрено 62 рейса в январе и 56 рейсов в феврале 2022 года, штраф за ненадлежащее исполнение условий Контракта по указанному маршруту составляет:
- в январе 2022 года (25 рейсов с нарушением п. 3 приложения - 2 рейса отступления) + (25 рейсов с нарушением п. 5 приложения - 6 рейсов (10% от предусмотренных рейсов)) х 5 000,00 (размер штрафа) = 210 000 руб.;
- в феврале 2022 года (28 рейсов с нарушением п. 3 приложения - 2 рейса отступления) + (28 рейсов с нарушением п. 5 приложения - 5 рейсов (10% от предусмотренных рейсов)) х 5 000,00 (размер штрафа) = 245 000 руб.
Сумма штрафа за несоблюдение сводного расписания отправления транспортных средств составляет 455 000 руб.
Кроме того, согласно предоставленному доработанному отчету о выполнении показателей работы автотранспорта, фактических объемах перевозки пассажиров и багажа, доходов от перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Омской области № 1004 «Омск - Брезицк» (далее - маршрут № 1004):
- 2,4-6,8-12,14-31 января 2022 рейсы в 6-50 отправлением от д. Брезицк Одесского муниципального района Омской области выполнялись с нарушением пути следовании в части заезда в г. Омск через улицу Кондратюка (27 рейсов);
- 1-2, 4-9, 11-15, 17-19, 21-28 рейсы в 6-50 отправлением от д. Брезицк Одесского муниципального района Омской области выполнялись с нарушением пути следовании в части заезда в г. Омск через улицу Кондратюка (24 рейса).
Истец начислил штраф за ненадлежащее исполнение условий контракта по указанному маршруту: в январе 2022 года (27 рейсов с нарушением п.1 приложения - 2 рейса отступления) х 5 000 (размер штрафа) = 125 000 руб.; в феврале 2022 года (24 рейса с нарушением п. 1 приложения - 2 рейса отступления) х 5 000 (размер штрафа) =110 000 руб.
Сумма штрафа за нарушение пути следования составляет 235 000 руб.
В соответствии с пунктом 9.7 контракта общая сумма начисленных истцом штрафов по контракту составляет 690 000 руб.
Поскольку инициированный и реализованный Министерством досудебный порядок урегулирования спора (претензия № ИСХ-23/МТДХ-1864 от 22.03.2023) не принёс положительного результата, истец обратился с рассматриваемым иском в суд.
Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, заслушав доводы сторон, арбитражный суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Право на обращение в суд принадлежит лицам в случае нарушения либо оспаривания их прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 АПК РФ).
Частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 779, пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
В статьях 309, 310 ГК РФ закреплено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Пунктом 1 статьи 330 ГК РФ предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 9.1 государственного контракта от 27.12.2021 № 0152200002221000096 за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
В соответствии с пунктом 9.7 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного подпунктами 5, 7, 9 - 11, 14 пункта 5.4 контракта, подрядчик выплачивает заказчику штраф в размере, рассчитанном в порядке, установленном пунктом 6 Правил определения размера штрафа:
а) 1000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Перечень нарушений порядка исполнения контракта приведен в приложении № 1 к приложению № 10 к контракту, которое является неотъемлемой частью контракта.
В соответствии с приложением № 1 к приложению № 10 контракта нарушениями требований к качеству осуществления перевозок являются, в том числе:
- несоблюдение пути следования от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, установленных реестром межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Омской области, в том числе отправление от начального остановочного пункта, не установленного реестром в качестве такового по маршруту, в прямом или обратном направлении;
- неосуществление остановки транспортного средства для посадки-высадки пассажиров в промежуточном остановочном пункте, установленном реестром межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Омской области;
- несоблюдение сводного расписания отправления транспортных средств из остановочных пунктов, установленного приложением № 1 к Контракту.
Как уже указывалось выше, в соответствии с приложением № 1 к приложению № 10 контракта установлено максимальное количество допустимых отступлений от требований к качеству осуществления перевозок в части несоблюдения сводного расписания отправления транспортных средств из остановочных пунктов, установленного приложением № 1 к Контракту - не более 10 % количества рейсов, предусмотренных сводным расписанием в отчетном периоде, в части неосуществление остановки транспортного средства для посадки-высадки пассажиров в промежуточном остановочном пункте, установленном реестром межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Омской области – 2 рейса, в части несоблюдения пути следования от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, в прямом и обратном направлении – 2 рейса.
За ненадлежащее исполнение обязательства, выразившееся в нарушении сводного расписания по маршруту № 1006 истец начислил ответчику сумму штрафа в размере 455 000 руб.: в январе 2022 года (25 рейсов с нарушением п. 3 приложения - 2 рейса отступления) + (25 рейсов с нарушением п. 5 приложения - 6 рейсов (10% от предусмотренных рейсов)) х 5 000,00 (размер штрафа) = 210 000 руб.; в феврале 2022 года (28 рейсов с нарушением п. 3 приложения - 2 рейса отступления) + (28 рейсов с нарушением п. 5 приложения - 5 рейсов (10% от предусмотренных рейсов)) х 5 000,00 (размер штрафа) = 245 000 руб.
За ненадлежащее исполнение обязательства, выразившееся в нарушении пути следования по маршруту № 1004 в части заезда в г. Омск через улицу Кондратюка истец начислил ответчику сумму штрафа в размере 235 000 руб.: в январе 2022 года (27 рейсов с нарушением п. 1 приложения - 2 рейса отступления) х 5 000 (размер штрафа) = 125 000 руб.; в феврале 2022 года (24 рейса с нарушением п. 1 приложения - 2 рейса отступления) х 5 000 (размер штрафа) =110 000 руб.
Общая сумма штрафа за нарушение указанных обязательств, по расчету истца, составляет 690 000 руб.
На основании статей 8 и 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе принципов равноправия сторон и состязательности.
Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с арбитражного суда обязанности по сбору доказательств. Возложение на суд бремени сбора доказательств в обоснование требований либо возражений сторон противоречит нормам процессуального законодательства и принципам арбитражного процесса
Согласно положениям статей 9, 65, 71 АПК РФ арбитражный суд принимает решение на основании исследования доводов сторон и представленных в материалы дела доказательств; сторона, не совершившая своевременно соответствующие процессуальные действия, не представившая доказательства в обоснование своих доводов и возражений, самостоятельно несет риск последствий такого процессуального поведения.
Как следует из текста искового заявления, обозначенные выше нарушения обязательств по контракту допущены обществом в связи с выполнением в январе, феврале 2022 года рейсов по маршрутам № 1006, 1004, в том числе рейса № 1006 без заезда в село Бобровица Одесского муниципального района Омской области, рейса № 1004 с заездом в г. Омск через улицу Кондратюка, что квалифицировано Министерством по двум видам нарушений: 1) несоблюдение сводного расписания отправления транспортных средств из остановочных пунктов; 2) несоблюдение пути следования.
Согласно исковому заявлению, приложенным к нему документам, пояснениям истца, данным в ходе судебного разбирательства, выводы о нарушении Обществом обязательств по контракту № 0152200002221000096 сформулированы Минтрансом Омской области на основании данных, отраженных в отчётах о выполнении показателей работы автотранспорта за январь, февраль 2022 года, представленных ответчиком в адрес Министерства, согласно которым фактическое количество пройденного километража не соответствовало показателям, установленным в Контракте.
Иные доказательства, подтверждающие факты выполнения Обществом в январе, феврале 2022 года рейса № 1006 без заезда в село Бобровица Одесского муниципального района Омской области, рейса № 1004 с заездом в г. Омск через улицу Кондратюка, истцом в материалы дела не представлены.
Так, соответствующие сведения о маршрутах следования транспортных средств (автобусов, с использованием которых Обществом осуществлялось исполнение рассматриваемого контракта в части перевозки пассажиров по указанным выше рейсам) из государственной информационной системы Омской области «Региональная навигационно-информационная система Омской области» в материалы дела не представлены; из пояснений истца следует, что Министерством не обеспечено сохранение данных ГИС «РНИС», при этом хранение таких данных в системе обеспечивается в течение 15 месяцев с момента поступления информации от абонентских терминалов, систем и аппаратно-программных комплексов, осуществляющих мониторинг транспортных средств терминалов, и указанный срок в отношении данных, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, на момент судебного разбирательства по делу истек, в связи с чем возможность представления соответствующих сведений отсутствует.
Вместе с тем само по себе уменьшение величины километража, фактически пройденного транспортными средствами при выполнении рейсов № 1006, № 1004 по сравнению с показателями, установленными контрактом, по мнению суда, не свидетельствует о том, что выполнение таких рейсов осуществлялось с несоблюдением сводного расписания или с нарушением пути следования, а именно без заезда в конкретный населенный пункт – село Бобровица Одесского муниципального района Омской области, или с заездом в г. Омск через улицу Кондратюка.
Как уже указывалось выше, согласно подпункту 1 пункта 5.1 контракта заказчик вправе осуществлять контроль за соблюдением подрядчиком условий контракта в соответствии с приложением № 10 к контракту.
В силу пункта 1 приложения № 10 к контракту заказчик осуществляет проверку соблюдения подрядчиком условий контракта, за невыполнение/ненадлежащее выполнение которых накладываются штрафы.
Пунктом 2 приложения № 10 определено, что заказчик имеет право осуществлять общий контроль над исполнением условий Контракта, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность Подрядчика, в том числе:
а) организовывать и проводить проверки выполнения Подрядчиком условий контракта, в том числе непосредственно в линии, с привлечением, при необходимости, сил и средств уполномоченных органами власти учреждений, производить выборочную проверку путевых листов;
б) осуществлять мониторинг движения транспортных средств, задействованных в выполнении пассажирских перевозок по Контракту, проводить обследование пассажиропотока на маршруте;
в) запрашивать у Подрядчика любую информацию, необходимую для решения оперативных, текущих и перспективных вопросов, связанных с организацией транспортного обслуживания населения, а также связанную с обеспечением безопасности дорожного движения.
Проверка условий выполнения Контракта может осуществляться Заказчиком неограниченное количество раз в течение отчетного периода, в том числе с применением средств фото- видеофиксации, иных способов, предусмотренных действующим законодательством.
Факт нарушения Подрядчиком условий выполнения Контракта может выявляться и фиксироваться Заказчиком при проверках выполнения условий Контракта непосредственно в процессе осуществления регулярных перевозок на маршруте следования транспортных средств, в местах стоянки транспортных средств, используемых для осуществления регулярных перевозок, а также при проведении экспертизы выполненных работ путем проверки заверенных копий путевых листов, указанных в данном отчете, ведомостей учета предварительной (текущей) продажи билетов формы № 36, билетно-учетных листов применительно к каждому транспортному средству Подрядчика, выполняющему рейс по маршруту перевозок (пункт 3 приложения № 10).
При этом случаи выявления нарушений подрядчиком условий контракта подлежат соответствующему документальному оформлению. Так, пунктом 5 приложения № 10 к контракту предусмотрено, что на каждое транспортное средство, проверенное непосредственно в процессе осуществления регулярных перевозок или в местах стоянки транспортных средств, используемых для осуществления регулярных перевозок, представители заказчика оформляют акт проверки транспортного средства, осуществляющего регулярную перевозку пассажиров по межмуниципальному маршруту на территории Омской области (далее - акт проверки). К акту проверки прилагаются материалы, подтверждающие выявленные нарушения (фото, видео, объяснения водителя и иные материалы). Акт проверки подписывается представителем заказчика и подрядчиком (представителем подрядчика). Отказ подрядчика (представителя подрядчика) от подписания акта проверки не влечет признание акта проверки недействительным, в этом случае акт проверки подписывается только представителем заказчика (пункт 6 приложения № 10 к контракту).
Согласно пункту 7 приложения № 10 к контракту на основании акта проверки заказчиком составляется уведомление о нарушении подрядчиком условий контракта, направляемое подрядчику, с приложением копии акта проверки.
Вместе с тем в рассматриваемом случае обозначенный выше порядок выявления, фиксации и документального оформления случаев нарушения Обществом, как исполнителем по контракту, предусмотренных контрактом условий и обязательств Министерством не реализован и не соблюден, какие-либо доказательства, предусмотренные пунктами 2, 3, 6, 7 приложения № 10 к контракту, в материалы дела не представлены.
В обоснование своей позиции Министерство ссылается на представленные ответчиком в материалы дела посадочные ведомости за январь, февраль 2022 года, согласно которым реализация билетов пассажирам села Бобровица в указанном периоде не осуществлялась, а также на представленное ответчиком письмо главы Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области № 157 от 22.08.2023 о том, что в деревне Бобровица на день предоставления ответа находится восемь усадьб, в которых зарегистрировано шестнадцать человек.
Вместе с тем указанные обстоятельства, вопреки позиции истца, также не свидетельствуют о том, что Обществом фактически не осуществлялся заезд в село Бобровица Одесского муниципального района Омской области в указанные выше даты января и февраля 2022 года; представление Обществом обозначенных выше доказательств в материалы дела, как и представление сведений о неблагоприятных природно-климатических условиях в соответствующей местности, вопреки доводам истца, не свидетельствует о признании ответчиком факта совершения вменяемых ему Министерством нарушений условий контракта.
Так, суд обращает внимание на то, что согласно письму главы Ореховского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области № 157 от 22.08.2023, в период с 01.01.2022 по 30.04.2022 жалоб на транспортное обслуживание населения в отношении перевозчика АО «Одесское АТП» осуществляющего перевозку пассажиров и багажа в соответствии с государственными и муниципальными контрактами на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, от жителей д. Бобровица не поступало.
При этом в отсутствии иных допустимых и достоверных доказательств, отчеты о выполнении показателей работы автотранспорта, фактических объемах перевозки пассажиров и багажа, доходов от перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту за период январь, февраль 2022 года, на которые истец ссылается в обоснование исковых требований, не могут быть приняты судом в качестве достаточных доказательств, подтверждающих фактическое совершение Обществом вменяемых ему нарушений условий контракта и обоснованность иска.
При таких обстоятельствах, с учетом установленных выше фактов, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что основания для признания доказанным факта нарушения АО «Одесское АТП» обязательств по контракту, выразившегося в выполнении в январе, феврале 2022 года рейсов по маршруту № 1006 без заезда в с. Бобровица Одесского муниципального района Омской области и по маршруту № 1004 с отклонением от пути следовании в части заезда в город Омск через улицу Кондратюка, как и основания для взыскания начисленных Обществу штрафов за нарушение условий контракта в соответствии с исковыми требованиями Министерства в рассматриваемом случае отсутствуют.
Таким образом, исходя из совокупности сформулированных выше выводов, суд отказывает в удовлетворении требования Министерства о взыскании с АО «Одесское АТП» штрафа по государственному контракту от 27.12.2021 № 0152200002221000096 в размере 690 000 руб. ввиду недоказанности необходимых в силу положений контракта условий и оснований для взыскания заявленной суммы.
Государственная пошлина распределению не подлежит, поскольку истец в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Омской области разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья И.А. Иванова