АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск мая 2020 года | № дела А46-1388/2020 2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 мая 2020 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арсеньевой Т.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при отсутствии в заседании суда сторон (надлежащим образом извещенных),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (далее – заявитель, Управление Россельхознадзора по Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - заинтересованное лицо, ИП ФИО1) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Омской области от 20.02.2020 указанное заявление принято к производству, назначено к рассмотрению на 16.03.2020.
В судебное заседание 16.03.2020 ФИО1 не явилась, конверт с определением суда вернулся в суд, что послужило основанием для истребования сведений о месте жительства предпринимателя и отложения судебного разбирательства на 13.04.2020.
Ввиду невозможности явки лиц, участвующих в деле, в судебное заседание 13.04.2020 по причине введения режима самоизоляции в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) суд, руководствуясь статьями 156, 158, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Постановлением Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 08.04.2020 N 821 «О приостановлении личного приема граждан в судах», учитывая, что ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей от всех участников дела не поступило, отложил судебное разбирательство на 13.05.2020.
Определение от 20.02.2020, от 16.03.2020 и от 13.04.2020, направленное по адресу места регистрации предпринимателя (согласно адресной справки от 23.03.2020), вернулось в суд с пометкой «истек срок хранения», в связи с чем суд в судебном заседании 13.05.2020 рассмотрел дело по существу.
Ознакомившись с представленными в материалы дела документами в их совокупности и взаимосвязи, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании пунктов 1, 5.1.5, 5.2 (1).17 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, пунктов 2, 9.3.8, 9.3.9 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области, утвержденного приказом Управления Россельхознадзора по Омской области от 15.04.2013 № 211 в рамках осуществления государственного ветеринарного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области лицензирования фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, на основании плана проверок Управления Россельхознадзора по Омской области на 2020 год, утвержденного Руководителем Управления, с использованием проверочных листов утвержденные приказом от 29.10.2018 №1230 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения», зарегистрированного в Минюсте России от 27.03.2018 № 50533 Приложение № 8, в соответствии с приказом Управления о проведении плановой выездной проверки Управления Россельхознадзора по Омской области от 24.12.2019 № 1682 проведена плановая выездная проверка деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ИП ФИО1 осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках), что в соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» представляет собой фармацевтическую деятельность, включающую в себя розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
По данным реестра лицензий на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения ИП ФИО1 осуществляет фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения на основании лицензии от 15.02.2017 №55-17-3-000260 выданной Управлением Россельхознадзора по Омской области.
- в ветеринарной аптеке имеется прибор учета параметров воздуха (психрометр), данный прибор не сертифицирован, не калиброван, не подвергнут поверке в установленном порядке, что является нарушением пункта 12 Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения.
По адресу: 644021, <...>, павильон № 41, ИП ФИО1 фармацевтическую деятельность не осуществляет (акт осмотра от 20.01.2020).
С учетом изложенного, Управлением установлено, что ИП ФИО1 осуществляет фармацевтическую деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 20.01.2020 № 1682.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора на госгранице РФ и транспорте ФИО2 в отношении ИП ФИО1 протокола об административном правонарушении от 29.01.2020 № 61 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, выдаче предписания от 20.01.2020 № 12 (срок исполнения до 25.02.2020).
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы административного дела направлены Управлением в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности.
Суд находит требования административного органа подлежащими оставлению без удовлетворения в силу следующего.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), для юридических лиц в виде административного штрафа от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности примечание 1 к названной статье.
Согласно подпункту 47 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность осуществляется только на основании лицензии.
Статьей 3 указанного Федерального закона определено, что лицензией признается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности определены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом «з» пункта 5 Положения от 22.12.2011 № 1081, лицензиат, осуществляющий хранение лекарственных средств для ветеринарного применения, для осуществления фармацевтической деятельности должен соблюдать правила хранения лекарственных средств для ветеринарного применения.
Согласно пункту 6 названного Положения осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Согласно части 2 статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минсельхоза России от 15.04.2015 N 145 утверждены Правила хранения лекарственных средств для ветеринарного применения (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 11 Правил помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами).
В соответствии с пунктом 12 Правил приборы для регистрации параметров воздуха (термометры, гигрометры, психрометры) должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
В рассматриваемом случае судом установлено и подтверждено материалами дела (акт проверки от 20.01.2020 № 1682, акт осмотра от 20.01.2020, предписание от 20.01.2020 № 12, протокол об административном правонарушении от 29.01.2020 № 61), что в нарушение упомянутых норм размещенный в помещении ветеринарной аптеки психрометр не подвергнут поверке в установленном порядке.
Таким образом, предпринимателем ФИО1 осуществляется фармацевтическая деятельность с нарушением требований подпункта «з» пункта 5 Положения N 1081 (нарушение правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения), то есть с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности.
Указанное свидетельствует о наличии в действиях ИП состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела судом срок давности привлечения лицензиата к административной ответственности истек.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений содержащихся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.01.2019 N 3-П, Определении Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 N 823-О срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение составляет в данном случае три месяца.
Статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2).
Из материалов дела следует, что вменяемое предпринимателю правонарушение обнаружено 20.01.2020, о чем составлен соответствующий акт.
В рассматриваемом случае, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с 20.01.2020 - со дня обнаружения нарушения и заканчивался 19.04.2020 - число, упоминаемое в части 2 статьи 4.8 КоАП РФ, соответствующее истечению трехмесячного срока (первый месяц - с 20.01.2020 по 19.02.2020, второй месяц - с 20.02.2020 по 19.03.2020, третий месяц – с 20.03.2020 по 19.04.2020).
Таким образом, привлечение Предпринимателя к административной ответственности после 19.04.2020 является недопустимым.
Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20.12.2019 №303-ЭС19-15753 по делу №А73-209/2019 и пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 №19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности».
В связи с истечением срока давности привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, рассматриваемое требование Управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 АПК РФ, именем РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
заявление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, дом 42) в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи, размещенных в «Картотеке арбитражных дел», содержится в нижнем колонтитуле на первой странице данного определения. Для реализации ограниченного доступа к оригиналу судебного акта необходима регистрация на портале государственных услуг.
Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 1 статьи 122, частью 1 статьи 177, частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации последующие судебные акты по делу, в том числе итоговые, на бумажном носителе участникам арбитражного процесса не направляются, а предоставляются в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью судьи, посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информационная система «Картотека арбитражных дел») в режиме ограниченного доступа по указанному в настоящем определении коду.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья С.Г. Захарцева