АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
15 июля 2009 года
№ дела
А46-13941/2009
Арбитражный суд Омской области в составе судьи С.Г. Захарцевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Пошиванюк Л.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Ритуал-Военно-Мемориальная Компания» города Омска,
к Муниципальному предприятию города Омска «Комбинат специальных услуг»
о признании незаконным действия (бездействия) генерального директора ФИО1
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 02.07.2009 б/н,
от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности№15 от 11.01.2009,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Ритуал-Военно-Мемориальная Компания» города Омска (сокр. – ООО «Ритуал-ВМК», далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области в порядке статей 197-199 АПК РФ с требованием к Муниципальному предприятию города Омска «Комбинат специальных услуг» (далее – МП) о признании незаконным действий (бездействия) генерального директора ФИО1 в отношении ООО «Ритуал-ВМК».
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что в нарушение статьи 8 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» генеральным директором ФИО1 не были выданы ритуальному агентству документы, необходимые для погребения умершего в течение суток с момента установления причины смерти; при наложении резолюции на заявлении на захоронение была допущена серьезная ошибка, в результате чего вместо справки-пропуска на свободное захоронение была оформлена «подхоронка». Таким образом, ответчиком были нарушены требования статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», которая устанавливает запрет для органов местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и создают необоснованные препятствия осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов. В результате похороны умершего были задержаны на 2 часа, в связи с чем заявитель был вынужден компенсировать родственнице умершего моральный вред в сумме 3500 рублей.
Заинтересованное лицо требования не признало, указав, что МП «Комбинат специальных услуг» не является ни государственным органом, ни органом местного самоуправления, в связи с чем заявитель необоснованно обратился в суд с заявленным в порядке главы 24 АПК РФ требованием.
В судебном заседании 15 июля 2009 года представитель заявителя поддержала требования в полном объеме, указала, что заинтересованным лицом (ответчиком) является должностное лицо МП – генеральный директор ФИО1, уточнила требования и просит признать незаконным:
1) бездействия генерального директора, выразившееся в неисполнении предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области №04/07-09;
2) неверное наложение резолюции на заявлении о предоставлении места для захоронения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
10.01.2009 в 14-00 заявителем в канцелярию ответчика было подано заявление о предоставлении свободного места для захоронения ФИО4 исх.№4 от 10.01.2009, к которому, как пояснил заявитель, было приложено: заявление на захоронение жены умершего, копия Свидетельства о смерти умершего, копия Свидетельства о смерти ранее захороненного на Северо-Восточном кладбище сына умершего.
Так как на рабочем месте генерального директора ФИО1 не оказалось, на следующий день заявитель повторно обратился к ответчику с просьбой принять заявление. Заявление принято не было, при этом, как указывает заявитель, ФИО1 сослался на то, что заявления ООО «Ритуал-ВМК» рассматриваться не будут, так как родственникам умершего, а не представителям ритуального агентства, необходимо взять справку на Северо-Восточном кладбище о наличии свободного места для захоронения и оплатить услуги по копке могилы.
Из текста заявления следует, что, затратив 2часа 20 минут на поиски руководителей кладбища, заявитель получил справку о наличии свободного места и прибыл в приемную ответчика для получения справки-пропуска на кладбище и оплаты услуг по копке могилы.
Так как при наложении резолюции на заявление директором была допущена серьезная ошибка, захоронение было проведено с опозданием, в связи с чем жене умершего был выплачен моральный вред в размере 3 500 рублей.
В связи с указанным заявитель обратился в суд и просит признать незаконными действия должностного лица – генерального директора МП «Комбинат специальных услуг» ФИО1
Требования заявителя не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Как следует из текста заявления, ООО «Ритуал-ВМК» избрало в качестве способа защиты своих нарушенных прав признание незаконным действий (бездействия) должностного лица МП «Комбинат специальных услуг», полагая, что указанное МП является государственным органом (органом местного самоуправления).
В соответствии со статьей 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 46 Конституции РФ предусмотрено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Порядок реализации права на обращения в арбитражный суд с требованиями о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица установлен в главе 24 АПК РФ.
В частности, частью 2 статьи 197 АПК РФ предусмотрено, что производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
При этом, согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ходе рассмотрения дела суд установил, что ООО «Комбинат специальных услуг», согласно Свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ от 02.11.2007 серии 55 №002809730, является муниципальным предприятием г. Омска.
Как следует из пункта 1.3 редакции №5 Устава МП, зарегистрированной 09.11.2007, предприятие является коммерческой организацией. Из указанного Устава также следует, что оно не наделено какими-либо функциями государственного органа (органа местного самоуправления).
Каких-либо ссылок на нормы права в обоснование того, что указанное предприятие обладает функциями государственного органа (органа местного самоуправления), и при осуществлении государственно-правовых функций должностное лицо МП вышло за пределы своих полномочий, установленных законом, заявителем не было приведено.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований заявителя следует отказать, так как законом не предусмотрено такого способа защиты гражданских прав как «признание незаконными действий» в сфере гражданских правоотношений.
Как следует из материалов дела (агентского договора от 10.01.2008, товарного чека №018271 от 11.01.2009), заявитель, выступая от имени и по поручению жены умершего, оплатил услуги МП «Комбинат специальных услуг» и получил справку-разрешение на въезд на кладбище для захоронения, то есть, фактически вступил в гражданские правоотношения с заинтересованным лицом.
Указанное также косвенно подтверждается и тем, что в соответствии с текстом Решения УФАС по Омской области, на основании которого выдано Предписание от 15.04.2009 №04/07-09, бездействие по невыполнению которого обжалуются заявителем, антимонопольным органом установлено в действиях МП «Комбината специальных услуг» нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», которая устанавливает запреты для хозяйствующих субъектов, а не для государственных органов (органов местного самоуправления).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Ритуал-Военно-Мемориальная Компания» города Омска о признании незаконным бездействия (действий) генерального директора Муниципального предприятия города Омска «Комбинат специальных услуг» ФИО1, выразившихся в неисполнении предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области №04/07-09 от 15.04.2009 и неверном наложении резолюции на заявлении о предоставлении места для захоронения ФИО4 отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия. Не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в установленном законом порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд (город Омск).
Судья С.Г. Захарцева