АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
дело № А46-13957/2008
17 сентября 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2008 года.
Решение в полном объёме изготовлено 17 сентября 2008 года.
Арбитражный суд в составе судьи Чернышёва В.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьёй Чернышёвым В.И.,
рассмотрел 15.09.2008 в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации г. Омска, Главного управления по земельным ресурсам Омской области
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя – ФИО2 по доверенности от 10.06.2008 (паспорт <...>);
представителя заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 08.02.2008 № 02/248 (удостоверение №095/08),
представители Администрации г. Омска, Главного управления по земельным ресурсам Омской области не явились, стороны надлежащим образом извещены,
у с т а н о в и л :
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившегося в не обеспечении выбора земельного участка для строительства автозаправочной станции на пересечении улиц Конева - Б.ФИО4 в Кировском административном округе г. Омска, результаты которого оформляются актом о выборе земельного участка с приложением утверждённых проектов границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В качестве способа восстановления нарушенного права просит обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска в соответствии со статьёй 31 Земельного кодекса РФ обеспечить в месячный срок со дня вступления судебного акта в силу выбор земельного участка в границах ул. Конева и Бульвар ФИО4 в Кировском административном округе г. Омска согласно заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 от 12 марта 2008 года входящий номер ГУЗР 04-02/302 на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, результаты выбора оформить актом о выборе земельного участка для строительства, утвердить проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора и передать в Главное управление по земельным ресурсам Омской области всю необходимую документацию для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов земельного участка.
В судебном заседании заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил предмет требований и просил суд:
1. Признать незаконным бездействие Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившееся в не обеспечении выбора земельного участка для строительства автозаправочной станции на пересечении улиц Конева - Б.ФИО4 в Кировском административном округе г. Омска, результаты которого оформляются актом о выборе земельного участка с приложением утверждённых схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте в соответствии с возможными вариантами их выбора.
2. Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска в месячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьёй 31 Земельного кодекса РФ обеспечить выбор земельного участка в границах ул. Конева и Бульвар ФИО4 в Кировском административном округе г. Омска согласно заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 от 12 марта 2008 года входящий номер ГУЗР 04-02/302 на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, результаты выбора оформить актом о выборе земельного участка для строительства, утвердить схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте в соответствии с возможными вариантами их выбора и передать в Главное управление по земельным ресурсам Омской области всю необходимую документацию для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов земельного участка, или решения об отказе в размещении объекта.
Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска в отзыве, представленном в порядке статьи 131 АПК РФ, требования заявителя не признал, указав следующее.
Заявитель просит суд обязать департамент архитектуры обеспечить выбор земельного участка «в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу», однако, при этом не ссылается на правовую норму действующего законодательства, устанавливающую подобный срок, в связи с чем заявленное требование в части срока исполнения является необоснованным.
Также в первоначально заявленном требовании заявитель просит суд обязать департамент архитектуры направить пакет документов по результатам выбора земельного участка в ГУЗР «для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта» однако, такое требование нарушает порядок, предусмотренный пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, заявитель не вправе просить суд принимать решение в нарушение положений статьи 31 Земельного кодекса РФ.
По существу заявленных требований заинтересованное лицо отметило следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Совершить действия, указанные в пункте 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления может, по мнению представителя Департамента, только в случае наличия на испрашиваемой территории свободного от прав третьих лиц земельного участка.
В рассматриваемом случае заинтересованное лицо (ГУЗР) просило обеспечить выбор земельного участка под размещение АЗС вдоль дорог по ул. Волгоградская, ул. Конева, согласно приложению к заявлению.
Рассмотрев поступившее обращение, департаментом архитектуры установлено, что выбop земельного участка для строительства объекта капитального строительства - АЗС осуществить невозможно ввиду отсутствия в границах указанных улиц свободной территории. Документы, подтверждающие обременение земельных участков, приложены к материалам дела.
Кроме того, как считает заинтересованное лицо, необходимо учитывать, что во исполнение плана реализации генерального плана муниципального образования городского округа город Омск Омской области, постановления Мэра города Омска от 06.09.2007 №725-п «Об утверждении плана мероприятий по развитию дорожно-транспортной сети города Омска «Дороги города» на период до 2010 года» планируется реконструкция дороги по ул. Конева, ул. Волгоградская с учётом расширения магистрали.
В связи с этим департаментом архитектуры был подготовлен ответ о невозможности обеспечения выбора земельного участка.
При таких обстоятельствах, по мнению представителя Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска, в удовлетворении требований заявителю следует отказать.
Администрация г. Омска, привлечённая к участию в деле в качестве третьего лица по данному делу, в представленном в порядке статьи 131 АПК РФ отзыве указала, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в определённом порядке.
В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утверждённого постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 № 396-п, департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска; наделяется правами юридического лица, может от своего имени выступать истцом и ответчиком в суде.
По положениям подпункта 8 пункта 18 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска организует и обеспечивает формирование земельных участков для предоставления их с предварительным согласованием места размещения объектов. Процесс формирования земельного участка включает в себя подготовку проекта границ земельного участка.
Подпунктом 9 пункта 1 приказа Министерства имущественных отношений от 29.12.2006 № 29-п «О реализации Постановления Правительства Омской области от 15 ноября 2006 года № 146-п «Об отдельных вопросах деятельности Главного управления по земельным ресурсам Омской области» утверждена типовая форма распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области о предварительном согласовании места размещения объекта. Согласно пункту 2 типовой формы распоряжения предварительное согласование места размещения объекта на формируемом земельном участке производится согласно проекту границ, утверждённому распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска. Таким образом, принятие решений об утверждении проектов границ земельных участков, испрашиваемых для строительства, относится к полномочиям Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
В заявлении о выборе земельного участка в качестве назначения объекта ФИО1 указывает строительство автомобильной заправочной станции. Однако в настоящее время предусмотрены иные, нежели обозначенные в заявлении, градостроительные условия использования земельного участка в границах улиц Конева - Бульвар ФИО4 в Кировском административном округе г. Омска. Так, в соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Омск Омской области, рассмотренном и утверждённом на заседании Архитектурно-градостроительного совета Омской области 31.10.2006, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне инженерно-транспортной инфраструктуры, определён под расширение магистралей общегородского значения по улице Конева, улице Волгоградская.
При таких обстоятельствах Администрация г. Омска полагает, что департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска не было допущено неправомерного бездействия. Обеспечение выбора земельного участка для строительства ИП ФИО1 автозаправочной станции в границах ул. Конева – Бульвар ФИО4 в Кировском административном округе г. Омска и утверждение проектов границ земельных участков не было возможным, поскольку испрашиваемый земельный участок не определён для размещения объектов капитального строительства.
Главное управлением по земельным ресурсам Омской области, привлечённое к участию в деле в качестве третьего лица по данному делу, в представленном в дело в порядке статьи 131 АПК РФ отзыве указало следующее.
Согласно пункту 1 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16 июня 2006 года № 95, с 1 июля 2006 года специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена, является Главное управление.
Постановлением Правительства Омской области от 16 июня 2006 года № 73-п «О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска» предусмотрен Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства.
Согласно данному порядку гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в Главное управление с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объект.
В заявлении должны быть указаны:
1) назначение объекта;
2) предполагаемое место его размещения;
3) обоснование примерного размера земельного участка;
4) испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства, расчёты либо иные материалы.
Главное управление на основании полученного заявления:
1) в течение семи дней направляет обращение в Администрацию города Омска,
которая в соответствии со статьёй 21 Устава города Омска направляет полученное
обращение в своё структурное подразделение - департамент архитектуры и
градостроительства;
2) получает от департамента архитектуры и градостроительства:
оформленный в установленном порядке с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах акт о выборе земельного участка для строительства (а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны), согласованный с органами государственного надзора, с приложением утвержденных проектов границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора, в том числе необходимую информацию о разрешённом использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков;
в необходимых случаях подтверждение о должном информировании землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации;
3) содействует в реализации согласительных процедур при возникновении
разногласий в процессе согласования и утверждения необходимых документов.
Главное управление принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта в течение месяца со дня поступления оформленного в установленном порядке акта о выборе земельного участка для строительства.
ФИО1 обратился в Главное управление с заявлением о выборе земельного участка. На основании данного заявления Главное управление направило указанное обращение в Администрацию города Омска в установленном законом порядке.
На сегодняшний день в отношении указанного земельного участка в адрес Главного управления было направлено письмо департамента архитектуры и градостроительства о том, что «в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск, утвержденным Решением городского Совета 25.07.07 № 43, на указанной территории невозможно обеспечить выбор земельного участка для строительства АЗС».
На основании данного письма Главным управлением был направлен ответ заявителю.
Письмо Главного управления, направленное в адрес ФИО1, нельзя рассматривать как отказ в размещении объекта, так как решение об отказе в размещении объекта возможно принять только со дня поступления от Администрации города Омска оформленного в установленном порядке акта о выборе земельного участка для строительства.
Отказ в размещении объекта возможен по следующим основаниям.
1) иное назначение земельного участка в соответствии с документацией о
планировке территории;
2) отрицательное заключение государственных надзорных органов, которое не
может быть устранено в процессе доработки документов;
3) наличие решения о предварительном согласовании места размещения объекта,
утверждающего акт о выборе данного земельного участка в отношении другого лица.
Таким образом, оснований ни для принятия Главным управлением решения о предварительном согласовании места размещения объекта, ни для принятия решения об отказе в размещении объекта не имеется. я решения Главным управлением иям частка для строительства рмленного в устано___________________________________________
В силу изложенного Главное управление отметило, что оно не допустило в отношении ФИО1 незаконных действий, которые привели бы к нарушению его прав.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив заявление (с дополнением) и отзывы сторон, суд установил, что 12.03.2008 индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе земельного участка для строительства автомобильной заправочной станции в границах ул. Конева – Бульвар ФИО4 в Кировском административном округе г. Омска и предварительном согласовании места размещения объекта (вх. №04-02/302 от 12.03.2008).
На данное обращение было получено письмо Главного управления от 15.05.2008 исх.№0402/5138, в котором указано, что на основании полученного от Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска письма Главное управление сообщает предпринимателю следующее: «в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск, утвержденным Решением городского Совета 25.07.07 № 43, запрашиваемый земельный участок расположен в зоне инженерно-транспортной инфраструктуры, определен под расширение магистралей общегородского значения по ул. Конева, ул. Волгоградской.
Более того, в развитие генерального плана ОАО ТПИ «Омскгражданпроект» разработан и согласован «Проект комплексного освоения территории Левобережья города Омска «Новая Чукреевка». Обеспечение автомобильными дорогами», в составе которого представлены проектные решения дорог по ул. Волгоградская, ул. Конева. Согласно проекту участок, предполагаемый под строительство АЗС, расположен в красных линиях, где предусмотрено размещение проездов, проходов, инженерных коммуникаций и других линейных объектов.
Учитывая изложенное, обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка в границах ул. Конева - Бульвар ФИО4 для строительства АЗС не представляется возможным».
Из содержания письма Главного управления по земельным ресурсам Омской области следовало, что Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Омска не были произведены действия по выбору земельного участка для строительства, результаты которого оформляются актом о выборе земельного участка. Соответственно, Главным управлением не было принято предусмотренное ЗК РФ соответствующее решение.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 2 Земельного кодекса РФ устанавливает, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.
Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определённых настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В силу статьи 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землёй определяются на основе федерального закона.
Согласно статьям 10, 11 Земельного кодекса субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности; к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований. Предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
По положениям статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьёй 30 Земельного кодекса РФ, согласно пункту 1 которой предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествуют процедуры подготовки акта выбора земельного участка для строительства, выполнение кадастровых работ, государственный кадастровый учёт.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, установленном статьёй 31 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьёй 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
По положениям пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утверждённые органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1 статьи 32 ЗК РФ).
Из пункта 2 статьи 32 ЗК РФ следует, что исполнительные органы государственной власти или органа местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, действующее земельное законодательство, регламентирует последовательность определённых действий, включающую в себя осуществление выбора земельного участка, проведение работ по его формированию, государственный кадастровый учет и принятие решения о предоставлении земельного участка.
При этом, возможно как принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, так и об отказе в размещении объекта, поскольку выбор земельного участка осуществляется на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования.
Органом, осуществляющим полномочия Администрации города Омска, в том числе по вопросам принятия решений о предварительном согласовании мест размещения объектов, утверждающих акты о выборе земельного участка, а также по вопросам утверждения проектов территориального землеустройства, является Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
В соответствии с Положением о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, утверждённым постановлением Мэра г. Омска от 10.08.2005 №396-п, департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент) является структурным подразделением Администрации города Омска, подчинён и подотчетен Мэру города Омска.
Департамент наделяется правами юридического лица, может от своего имени выступать истцом и ответчиком в суде.
В силу пункта 16 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска основными целями деятельности департамента являются осуществление функций по управлению и регулированию отношений в области архитектуры и градостроительства на территории города Омска, проведение в пределах компетенции департамента муниципальной градостроительной политики Администрации города Омска, направленной на развитие и формирование гармоничной и безопасной среды жизнедеятельности, рациональное землепользование и сохранение исторического и культурного наследия города Омска, а также повышение уровня архитектурно-художественной выразительности застройки города Омска.
Согласно подпункту 8 пункта 18 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства администрации города Омска Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска организует и обеспечивает формирование земельных участков для предоставления их без предварительного согласования мест размещения объектов, с предварительным согласованием мест размещения объектов, принимает решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, утверждающие акты о выборе земельного участка, и утверждает проекты территориального землеустройства.
Как следует из материалов дела, поданное предпринимателем заявление в Главное управление по земельным ресурсам Омской области соответствует нормам ЗК РФ.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска не представлены доказательства рассмотрения заявления ИП ФИО1 в установленном выше порядке.
Из материалов дела следует, что Главное управление по земельным ресурсам Омской области на основании отмеченного заявления ИП ФИО1 о выборе земельного участка для строительства автозаправочной станции в границах ул. Конева – Бульвар ФИО4 в Кировском административном округе г. Омска и предварительном согласовании места размещения объекта на пересечении названных улиц в установленном законом порядке направило обращение в Администрацию города Омска.
На данное обращение был получен ответ Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска о невозможности обеспечить выбор земельного участка.
Однако в силу указанных выше норм Земельного кодекса РФ и требований Положения о департаменте архитектуры и градостроительства администрации города Омска данное письмо не может быть признано судом в качестве доказательства совершения Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска надлежащих действий по обеспечению рассмотрения заявления ИП ФИО1 и принятия им по результатам рассмотрения этого заявления соответствующего решения об отказе в размещении объекта.
В соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны (в том числе) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действиями (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действия (бездействие).
Следовательно, для признания бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с земельным законодательством РФ земельные участки могут быть предоставлены на праве аренды или в собственность гражданам и юридическим лицам, при этом все субъекты земельных правоотношений должны иметь равные права по аренде земельных участков.
Отсутствие акта выбора создаёт препятствие для предпринимателя для дальнейших действий по согласованию земельного участка, так как без указанного акта данная процедура не проводится.
Таким образом, суд усматривает два условия для признания бездействия Департамента незаконным, а именно нарушение прав и законных интересов заявителя путём не совершения действий – подготовки акта выбора, возложенных на него законодательством.
Тем самым, нарушено и право предпринимателя на обжалование в суде решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства, предусмотренное пунктом 9 статьи 30 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, суд считает установленным, что в нарушение приведённых выше положений ЗК РФ, прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска не было обеспечено рассмотрение по существу заявления ИП ФИО1 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства – автозаправочной станции на пересечении улиц ул. Конева – Бульвар ФИО4 в Кировском административном округе г. Омска, поступившее в Главное управление по земельным ресурсам Омской области 12.03.2008. Тем самым, Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска допущено бездействие, которое подлежит признанию незаконным.
Доводы Департамента и администрации города Омска об отсутствии оснований для удовлетворения заявления предпринимателя со ссылкой на то, что на испрашиваемой территории не имеется свободного от прав третьих лиц участка, а также на то, что в настоящее время предусмотрены иные градостроительные условия использования земельного участка на пересечении указанных улиц, чем указаны в заявлении, в связи с чем, он не может быть предоставлен заявителю под строительство АЗС, не приняты судом во внимание.
Обстоятельства соответствия планируемого строительства ныне действующим градостроительным условиям подлежат исследованию при рассмотрении заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства по существу. Судом установлено, что процедура рассмотрения указанного заявления заинтересованным лицом не обеспечена.
Суд исходит из того, что доводы, приведённые Департаментом в обоснование своей позиции, не предполагают возможности отступления от процедуры рассмотрения соответствующих заявлений, регламентированной земельным законодательством.
Согласно пункту 9 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. Решение об отказе в размещении объекта заявителем не обжаловано, так как позиция заявителя состоит в том, что решения как такового не принималось из-за бездействия заинтересованного лица.
По положениям статьи 1 Закона Омской области от 08.02.2006 №731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» данный Закон регулирует отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства.
В силу статьи 2 Закона Омской области от 08.02.2006 №731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» регулирование земельных отношений в Омской области осуществляют:
1) Законодательное Собрание Омской области;
2) Правительство Омской области;
3) специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, определяемый Губернатором Омской области (далее - специально уполномоченный орган);
4) органы местного самоуправления Омской области.
Как предусмотрено статьёй 9 отмеченного Закона Омской области орган местного самоуправления Омской области по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение трёх месяцев со дня поступления такого заявления или обращения.
Специально уполномоченный орган или орган местного самоуправления Омской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка для строительства.
Основаниями для принятия специально уполномоченным органом или органом местного самоуправления Омской области решения об отказе в размещении объекта являются:
1) иное назначение земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории;
2) наличие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе данного земельного участка, в отношении другого лица;
3) иные основания в соответствии с законодательством.
При таких обстоятельствах не подлежат удовлетворению требования заявителя об обязании Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска в месячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьёй 31 Земельного кодекса РФ обеспечить выбор земельного участка в границах ул. Конева и Бульвар ФИО4 в Кировском административном округе г. Омска согласно заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 от 12 марта 2008 года входящий номер ГУЗР 04-02/302 на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, результаты выбора оформить актом о выборе земельного участка для строительства, утвердить схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте в соответствии с возможными вариантами их выбора и передать в Главное управление по земельным ресурсам Омской области всю необходимую документацию для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов земельного участка, или решения об отказе в размещении объекта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ установив, что оспариваемые решение и действия (бездействие) органов местного самоуправления не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании решений и действий (бездействия) незаконными.
При подаче заявления заявитель согласно платёжной квитанции от 06.06.2008 уплатил государственную пошлину в сумме 200 рублей.
По положениям части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы, к которым согласно статье 101 АПК РФ отнесена государственная пошлина.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Пунктом 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, возврат уплаченной государственной пошлины производится за счёт средств бюджета, в который производилась уплата.
Данный пункт признан утратившим силу с 01.01.2007 в соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».
С 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренных главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
При таких обстоятельствах расходы, понесённые заявителем по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб., подлежат взысканию в его пользу с Департамента как со стороны по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить требования индивидуального предпринимателя ФИО1 частично.
Признать незаконным, противоречащим Земельному кодексу РФ бездействие Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска, выразившееся в не обеспечении выбора земельного участка для строительства автозаправочной станции на пересечении улиц Конева - Б.ФИО4 в Кировском административном округе г. Омска, результаты которого оформляются актом о выборе земельного участка с приложением утвержденных органом местного самоуправления схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска в трёхмесячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка в границах ул. Конева и Бульвар ФИО4 в Кировском административном округе г. Омска согласно заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 от 12 марта 2008 года входящий номер ГУЗР 04-02/302 на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, результаты выбора оформить актом о выборе земельного участка для строительства с приложением утверждённых органом местного самоуправления схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, и передать в Главное управление по земельным ресурсам Омской области всю необходимую документацию для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов земельного участка, или решения об отказе в размещении объекта.
Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска, расположенного по адресу: <...>, в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1, проживающего по адресу: 644109, <...>, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб., произведённые на основании платёжной квитанции от 06.06.2008.
В удовлетворении требований в оставшейся части отказать.
Решение о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления подлежит немедленному исполнению, вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия. Не вступившее в законную силу решение, может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в установленном законом порядке.
Судья В.И. Чернышёв