ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-13969/10 от 03.03.2011 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

03 марта 2011 года

№ дела

А46-13969/2010

Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2011 года.

Решение изготовлено в полном объеме 03 марта 2011 года.

Арбитражный суд Омской области в составе   судьи Суставовой О. Ю.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания  Гриценко И.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   Главного управления лесного хозяйства Омской области

к   Администрации Пушкинского сельского поселения Омского района

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора –   ФИО1

о признании недействительным постановления от 21.09.1993 № 46

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя   – ФИО2, действующей на основании доверенности от 14.01.2011 № 27 (удостоверение № 306);

представителя заинтересованного лица   – ФИО3, действующей на основании доверенности от 21.10.2010 (паспорт <...>);

третьего лица   - ФИО1 (паспорт <...>);

У С Т А Н О В И Л:

Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее по тексту – заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Пушкинского сельского поселения Омского района (далее по тексту – заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным постановления от 21.09.1993 № 46 «О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома».

Определением Арбитражного суда Омской области от 09.11.2010 по делу № А46-13969/2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, была привлечена ФИО1.

В обоснование заявленного требования Главное управление лесного хозяйства Омской области указало на то, что земельный участок, расположенный в квартале № 38 (выдел 76 – прогалина) Подгородного участкового лесного хозяйства Омской области, отнесен по целевому назначению к категории защитных лесов, подкатегория: зеленые зоны. Спорный земельный участок согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 55 АВ № 812070 от 21.11.2008 находится в собственности Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлению правообладателей земельных участков.

К полномочиям Администрации Пушкинского сельского поселения Омского района Омской области не отнесено право распоряжения лесным фондом, вопросы владения, пользования и распоряжения лесным фондом относятся к полномочиям Российской Федерации.

Таким образом, заключает Главное управление лесного хозяйства Омской области, при принятии оспариваемого ненормативного правового акта заинтересованным лицом были нарушены порядок и условия предоставления земельного участка лесного фонда для строительства индивидуального жилого дома ФИО4.

В обоснование соблюдения срока на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного правого акта, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Главное управление лесного хозяйства Омской области указало на то, что о принятии оспариваемого постановления заявитель узнал в 2010 году после проведения натурного осмотра земельного участка, на котором находится жилой дом гражданки ФИО1, и получения документов из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (письмо от 04.08.2010 № 1267).В средствах массовой информации данное постановление Администрации Пушкинского сельского поселения Омского района Омской области не публиковалось, в связи с чем сведения, содержащиеся в указанном распоряжении не были общеизвестными (протокол судебного заседания от 03.03.2011).

Администрация Пушкинского сельского поселения Омского района Омской области в удовлетворении заявленных требований просила отказать по основаниям и мотивам, изложенным в письменном отзыве в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ФИО1 в письменном отзыве просила в удовлетворении требований отказать.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, установил следующее.

21.09.1993 постановлением № 46 главы Пушкинской сельской администрации «О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома» ФИО4 выделен земельный участок 0,20 га в с.Ракитинка для строительства индивидуального дома.

04.06.1996 на основании указанного постановления ФИО4 Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Омской области выдано свидетельство серия РФ XXVI ОМО-20-19 № 0578088 на право собственности на земельный участок общей площадью 2000 кв.м.

27.06.2006 между ФИО4 (продавец) и ФИО1 (покупатель) заключен договор купли-продажи жилого дома с земельным участком, согласно пункту 1.1 которого продавец обязуется передать в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять от продавца и оплатить в соответствии с условиями настоящего договора жилой дом, находящийся по адресу: <...>, с земельным участком, находящимся по адресу: <...>.

Согласно пункту 1.2 договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от 27.06.2006 указанный жилой дом принадлежит продавцу по праву собственности на основании постановления главы администрации Омского района № 150-п от 26.03.1996, что подтверждается регистрационным удостоверением № 3-247, выданным 10.06.1996 Омским районным бюро технической инвентаризации; указанный земельный участок принадлежит продавцу по праву собственности на основании постановления главы Пушкинской администрации № 46 от 21.09.1993, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серия РФ XXVI ОМО-20-19 № 0578088, выданным 04.04.1996 Омским Райкомземом, № рег.записи: 74738.

В соответствии с пунктом 1.3 договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от 27.06.2006 указанный одноэтажный каркасно-засыпной жилой дом состоит из 3 (трех) жилых комнат, общей площадью – 92,7 кв.м., в том числе жилой площадью – 50,0 кв.м. указанный земельный участок площадью 2000,00 кв.м., предоставлен под индивидуальное жилищное строительство, расположен на землях поселений по адресу: Омская область, деревня Ракитинка, ул. Центральная, дом 39, кадастровый номер 55:20:19 02 01:2036.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.07.2006 серия 55 АВ № 245768, выданному Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области, ФИО1 принадлежат на праве собственности жилой дом общей площадью 92,70 кв.м., инвентарный номер 43869, литера А, расположенный по адресу: <...>.

На основании свидетельства о государственной регистрации права от 10.07.2006 серия 55 АВ № 245577, выданного Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области, ФИО1 принадлежат на праве собственности земельный участок площадью 2000,00 кв.м. с кадастровым номером 55:20:19 02 01:2036, предоставленный под индивидуальное жилищное строительство, расположенный на землях поселений по адресу: <...>.

В кадастровом плане (выписке из государственного земельного кадастра) от 29.05.2006 № 2122 на земельный участок с кадастровым номером 55:20:19 02 01:2036, обозначенный земельный участок отнесен к категории земель поселений; в графе особые отметки указано, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания, уточняемая площадь: 2000 кв.м., имеется ссылка на свидетельство на право собственности на землю № 0578088 от 04.04.1996; указана кадастровая стоимость земельного участка - 75480 руб.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 30.07.2010 № 5520/206/10-395 земельный участок кадастровым номером 55:20:19 02 01:2036, принадлежащий на праве собственности ФИО4, отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка установлено - для ведения личного подсобного хозяйства.

При натурном обследовании отделом Омского лесничества Главного управления лесного хозяйства Омской области установлено, что на территории лесного фонда в квартале № 38 выдел 76 Подгородного участкового лесничества Омского лесничества в <...>, находится жилой дом, принадлежащий ФИО1 (свидетельство о государственной регистрации права собственности 55 АВ № 245768, свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок 55 АВ № 245577).

Согласно материалам таксационных описаний Подгородного участкового лесничества Омского лесничества Главного управления лесного хозяйства Омской области 2010 года квартал № 38 Подгородного участкового лесничества Омского лесничества отнесен по целевому назначению к категории защитных лесов, подкатегория: зеленые зоны (выдел № 76 – прогалина).

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АВ № 812070, выданным 21.11.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области взамен свидетельства № 633135 серии 55 АА от 28.04.2004, в собственности Российской Федерации находится лесной участок – лесного фонда, группа лесов I (лесопарковая часть зеленой зоны, лесохозяйственная часть зеленой зоны, запретные полосы, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, защитные полосы вдоль ж/д магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения), общей площадью 6057 га, местоположение: Омская область Омский район, Подгородное участковое лесничество Омского лесничества, кварталы, в том числе №№ 35- 45.

В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 26.12.2007 № 143 «О создании Главного управления лесного хозяйства Омской области» с 01.01.2008 Главное управление является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.

Главное управление лесного хозяйства Омской области полагая, что постановление главы Пушкинской сельской администрации от 21.09.1993 № 46 «О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома» не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Российской Федерации как собственника земли, обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.

Проанализировав доводы заявления и отзывов на него, оценив в порядке статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные Главным управлением лесного хозяйства Омской области требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 № 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) – незаконными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.

Анализ указанных норм позволяет арбитражному суду первой инстанции сделать вывод о том, что пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Президиума от 19.04.2006 № 16228/05.

Как следует из материалов дела, Главное управление лесного хозяйства Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным постановления главы Пушкинской сельской администрации от 21 сентября 1993 года № 46 «О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома» 03 ноября 2010 года, то есть спустя 17 лет с даты принятия оспариваемого ненормативного акта.

В обоснование соблюдения срока на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного правого акта, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Главное управление лесного хозяйства Омской области указало на то, что о принятии оспариваемого постановления заявитель узнал в 2010 году после проведения натурного осмотра земельного участка, на котором находится жилой дом гражданки ФИО1, и получения документов из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (письмо от 04.08.2010 № 1267).В средствах массовой информации данное постановление Администрации Пушкинского сельского поселения Омского района Омской области не публиковалось, в связи с чем сведения, содержащиеся в указанном распоряжении не были общеизвестными (протоколы судебных заседаний от 01.02.2011, 03.03.2011).

Вместе с тем о нарушении прав Российской Федерации должно было быть известно Главному управлению лесного хозяйства Омской области ранее указанной даты, поскольку заявитель является тем органом, который в силу своих функций и полномочий, закрепленных в Положении о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, осуществляет мониторинг земель, а, следовательно, располагает сведениями о принадлежности земельных участков к категориям земель лесного фонда с момента их возникновения и в последующем.

Заявитель в силу Положения о Главном управлении лесного хозяйства Омской области осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти Омской области, органами местного самоуправления Омской области, из чего следует, что Главное управление лесного хозяйства Омской области должно располагать всей необходимой информацией о земельных участках, подведомственных данному государственному органу, а также его правопредшественнику.

Таким образом, если допустить, что предоставленный ФИО4 земельный участок входит в состав земельного участка лесного фонда, местом положения которого является Омский район, Подгородного участкового лесничества Омского лесничества, в том числе кварталы №№ 35-45, то о нарушенном праве Российской Федерации заявителю должно быть известно, по крайней мере, при государственной регистрации права за Российской Федерацией на лесной участок площадью 6057 га, местоположение: Омская область, Омский район, Подгородного участкового лесничества Омского лесничества, кварталы, в том числе №№ 35-45, которая была осуществлена 21 ноября 2008 года (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АВ № 812070).

Более того, о принадлежности кварталов №№ 35-45 на праве собственности Российской Федерации упомянуто и в свидетельстве о государственной регистрации права серии 55 АА № 633135, выданном 28.04.2004.

При этом свидетельство серия РФ XXVI ОМО -20-19 № 0578088 на право собственности на землю ФИО4 получил 04.04.1996, и в 2006 году осуществил установление и согласование границ земельного участка со смежными землепользователями для проведения межевания.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации нельзя утверждать о том, что о нарушенном праве Российской Федерации заявитель узнал только в 2010 году (06.08.2010) и при проведении натурного осмотра. При этом не проведение заявителем натурных осмотров, соответствующих обследований территорий земельных участков, включенных в состав лесного фонда, до 2010 года не является основанием для вывода об отсутствии пропуска срока на обжалование.

Более того, в материалах дела имеются пояснения гражданки ФИО1 на имя начальника отдела Омского лесничества ФИО5, проводившего акт натурного осмотра, датированные 29.06.2010. Таким образом, по крайней мере, на эту дату заявителю также было известно о нарушенном праве.

При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу о том, что 03.11.2010 - на день обращения заявителя в Арбитражный суд Омской области трехмесячный срок на обращение в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов истек.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 19.04.2006 № 16228/05, пропуск срока подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта государственного органа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В связи с изложенным, и принимая во внимание то, что немотивированное восстановление процессуального срока нарушает принцип равноправия сторон, предусмотренный статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и пропуск срока без уважительных причин не соответствует требованиям частей 2 и 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции считает, что правовых оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется, ввиду пропуска срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, несмотря на наличие указанного самостоятельного основания для отказа в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд полагает необходимым отметить следующее относительно существа спора.

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.

Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта (совершения действия, бездействия) должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.

По смыслу норм арбитражного процессуального законодательства арбитражный суд проверяет оспариваемый ненормативный правовой акт, совершенное действие (имевшее место бездействие) на соответствие законодательству, действовавшему на момент соответственно его вынесения, совершения (несовершения), и устанавливает, нарушал ли оспариваемый ненормативный правовой акт, совершенное действие (имевшее место бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности.

В статье 25 Земельного кодекса РСФСР (1991 года) определено, что изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель занятых лесами первой группы, для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях, указанных статьей 24 настоящего Кодекса.

Статья 24 Земельного кодекса РСФСР к таким случаям относит случаи, связанные с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов размещении этих объектов.

В соответствии со статьей 94 Земельного кодекса РСФСР землями лесного фонда считались земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности. Порядок использования земель лесного фонда регулируется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

Согласно статье 28 Земельного кодекса РСФСР изъятию и предоставлению земельных участков должна предшествовать обязательная оценка возможных негативных экологических последствий от занятия земель.

На основании статьи 36 Закона РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» решения по отводу земель должны приниматься только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы по соответствующим проектным или обосновывающим материалам.

Статья 94 Земельного кодекса РСФСР определяла, что порядок использования земель лесного хозяйства и лесной промышленности регулируется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

С 06.03.1993 введены в действие Основы лесного законодательства Российской Федерации, утвержденные постановлением Верховным Советом Российской Федерации от 06.03.1993 № 4613-1, которые регулируют отношения, возникающие при пользовании лесным фондом Российской Федерации в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Согласно статье 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.

В состав земель лесного фонда входят:

лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие);

нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).

Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга.

Владение, распоряжение и пользование лесным фондом Российской Федерации осуществляется как в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, так и в интересах всех народов Российской Федерации.

В статье 7 Основ лесного законодательства Российской Федерации определена компетенция районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений.

Так, к ведению районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений подлежат:

принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование; при этом участие владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается определением условий, соответствующих установленным лесоводственным требованиям (пункт 5);

ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке (пункт 7).

В соответствии со статьей 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства.

Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.

Статьей 19 Основ лесного законодательства Российской Федерации определено, что отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также их перевод из одной группы лесов или категории защитности в другую производится на основании материалов лесоустройства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 22 Основ лесного законодательства Российской Федерации порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом государственной власти. В лесах первой группы многолесной зоны при расширении лесных поселков для строительства жилья перевод лесных земель в нелесные производится районными (городскими) Советами народных депутатов по согласованию с государственными органами управления лесным хозяйством.

При переводе лесных земель в нелесные лесопользователем вносится плата, устанавливаемая районными (городскими) Советами народных депутатов на основании кадастровой оценки изымаемого участка и направляется в районный бюджет района (городской бюджет города).

Согласно статье 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации к первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно следующие функции и включающие следующие категории защитности, в том числе, санитарно-гигиенические и оздоровительные - городские леса, лесопарки, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса первой, второй и третьей зон округов санитарной охраны курортов.

В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 26.12.2007 № 143 «О создании Главного управления лесного хозяйства Омской области» с 1 января 2008 года уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений является Главное управление лесного хозяйства Омской области.

Таким образом, в силу норм действующего законодательства, органом, уполномоченным по распоряжению земельными участками лесного фонда, является Главное управление лесного хозяйства Омской области.

В материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права от 21.11.2008 серия 55 АВ № 812070 (взамен свидетельства о государственной регистрации права № 633135 серия 55 АА от 28.04.2004), из которого следует, что зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок – лесного фонда, группа лесов I (лесопарковая часть зеленой зоны, лесохозяйственная часть зеленой зоны, запретные полосы, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, защитные полосы вдоль ж/д магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения), общей площадью 6057 га, местоположение: Омская область Омский район, Подгородное участковое лесничество Омского лесничества, кварталы №№ 24, 25, 29, 30, 7-23, 26-28, 31-33, 57, 34, 1-6, 35- 45, 57-56.

Таким образом, в отношении земельных участков лесного фонда, находящихся в указанных кварталах, которые в силу закона являются федеральной собственностью, государственная собственность разграничена, собственником является Российской Федерации, а органом, уполномоченным от имени Российской Федерации распоряжаться является Главное управление лесного хозяйства Омской области.

Согласно статье 14 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» в процессе осуществления земельной реформы решениями Советов народных депутатов может быть изъята и передана в специальный земельный фонд для последующего перераспределения и наделения земельными участками часть земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.

Из этих фондов в первоочередном порядке выделяются земли для организации крестьянских хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства.

Статьей 16 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» было закреплено, что земельная реформа проводится поэтапно. На первом этапе осуществляется закрепление за местными Советами народных депутатов прав по распоряжению землей. Одновременно происходит уточнение административных границ, выявление потребности в земле граждан, предприятий, учреждений и организаций, формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цены земли.

Более того, согласно пункту 1 действовавшего в период принятия оспариваемого решения Положения о порядке представления гражданам земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, а также для ведения садоводства, огородничества и животноводства, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 22.02.1991 № 110 «О предоставлении гражданам земельных участков для ведения садоводства, огородничества и животноводства» для строительства индивидуальных жилых домов гражданам земельные участки предоставляются на землях, находящихся в черте городов, рабочих поселков и сельских населенных пунктов.

При недостатке свободных земель в черте населенных пунктов для строительства индивидуальных жилых домов дополнительно предоставляются земельные участки, прилегающие к ним или находящиеся вблизи от них, в соответствии с генеральными планами (схемами) их развития.

Таким образом, в соответствии с законодательством, действующим на момент предоставления спорного земельного участка, для индивидуального жилищного строительства, а также для ведения личного подсобного хозяйства подлежали предоставлению на праве собственности участки из состава земель населенных пунктов или специального земельного фонда.

Как следует из материалов дела, Главное управление лесного хозяйства Омской области оспаривает постановление главы Пушкинской сельской администрации от 21.09.1993 № 46 «О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома».

Арбитражный суд первой инстанции, проанализировав нормы земельного и лесного законодательства РСФСР, регламентирующие порядок отнесения земель к категориям, изменения и перевода их из одной категории в другую, а также порядок предоставления земель лесного фонда в собственность гражданам для осуществления индивидуального жилищного строительства, пришел к выводу о том, что предоставленный в собственность ФИО4 земельный участок не относится к землям лесного фонда.

При этом арбитражный суд первой инстанции исходит из следующего.

25.12.1991 президиумом Омского районного Совета народных депутатов было принято решение № 144 «О передаче земель в ведение сельских Советов народных депутатов».

Пушкинским сельским Советом народных депутатов 21.10.1991 было издано решение № 121 «Об установлении границ земель сельских населенных пунктов при передаче земель в ведение сельского Совета».

Земли в установленных границах населенных пунктов решением исполкома районного Совета народных депутатов передавались в ведение сельских советов с изъятием, либо без изъятия у прежних землевладельцев и землепользователей. Передача земель в ведение сельских советов осуществлялась с целью закрепления за ними прав по распоряжению землей в пределах населенного пункта, а именно: с целью осуществления учета всех земель; предоставления в собственность, владение или пользование; осуществления права на землю; взимания платы за землю; планирования использования земель, контроля за использованием и охраной земель; защиты прав собственников и владельцев земли; разрешения споров на своей территории.

Проектом установлена черта каждого населенного пункта сельского совета, куда вошли селитебная зона, где размещена жилая застройка с приусадебными наделами, культурно-бытовые и другие общественные здания, площади, улицы, зеленые насаждения и другие земли общего пользования. В границу населенного пункта включены также производственные постройки, которые непосредственно примыкают к селитебной зоне.

Все земли в черте населенного пункта передавались в ведение сельского совета с изъятием их у прежнего землевладельца за исключением производственной зоны, которая передавалась в ведение Совета без изъятия.

Таким образом, глава Пушкинской сельской администрации был наделен правом на предоставление земельных участков гражданам.

Материалами дела подтверждается, что 21.09.1993 постановлением главы Пушкинской сельской администрации «О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома» ФИО4 выделен земельный участок 0,20 га в с.Ракитинка для строительства индивидуального дома.

ФИО4 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:20:19 02 01:2036.

В свидетельстве серия РФ XXVI ОМО-20-19 № 0578088 на право собственности на землю, выданном Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Омской области, указана категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.

В кадастровом плане (выписке из государственного земельного кадастра) от 29.05.2006 № 2122 на земельный участок с кадастровым номером 55:20:19 02 01:2036, обозначенный земельный участок отнесен к категории земель поселений; в графе особые отметки указано, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания, уточняемая площадь: 2000 кв.м.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 30.07.2010 № 5520/206/10-395 земельный участок кадастровым номером 55:20:19 02 01:2036, принадлежащий на праве собственности ФИО4, отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка установлено - для ведения личного подсобного хозяйства.

Как следует из письма Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Омской области от 11.01.2011 № 31, по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 55:20:19 02 01:2036 полностью расположен в границе населенного пункта д. Ракитинка, утвержденной решением Совета народных депутатов Пушкинского сельского совета от 21.10.1991 № 121.

Согласно письму Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Омской области от 20.01.2011 № 265 по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 55:36:19 02 01:2036 расположен в квартале 55:20:190201, сведения о границе населенного пункта д.Ракитинка в государственном кадастре недвижимости отсутствуют; основанием для определения категории земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:2036 является свидетельство на право собственности на землю от 04.04.1996 серии РФ-XXVI № 0578088; однозначно определить местоположение земель лесного фонда с кадастровым номером 55:20:00 00 00:101 невозможно, т.к. граница указанного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Главное управление лесного хозяйства Омской области в обоснование своей позиции о том, что предоставленный ФИО4 земельный участок расположен в выделе № 76 квартала 38 Подгородного участкового лесничества Омского лесничества, ссылается на акт натурного осмотра, в ходе которого Главным управлением лесного хозяйства Омской области было установлено, что на территории лесного фонда в квартале № 38 выдел № 76 Подгородного участкового лесничества Омского лесничества находится земельный участок с кадастровым номером 55:20:19 02 01:2036, на котором расположен жилой дом.

При этом акт натурного осмотра не содержит даты его составления и фиксирует лишь факт нахождения на данной территории жилого дома.

Из заключения Омского филиала ФГУП «Рослесинфорг» от 24.01.2011 № 28 следует, что в результате совмещения координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:20:19 02 01:2036, приведенных в представленном земельном деле (землеустроительное дело земельного участка, расположенного в границах Подгородного участкового лесничества, разработанное ООО «ГеБ» в 2006 году), с цифровыми лесными картами, позволяет однозначно установить границы и местоположение указанного земельного участка относительно границ земель лесного фонда Омского лесничества.

При этом, земельный участок площадью 0,2 га частично, а именно: на площади 0,1204 га расположен на землях лесного фонда, в лесотаксационном выделе № 76 лесного квартала № 38 Подгородного участкового лесничества Омского лесничества.

В соответствии с действующими Лесным планом Омской области и лесохозяйственным регламентом Омского лесничества указанный лесной участок площадью 0,1204 га относится к защитным лесам, категория лесов – леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, подкатегория – зеленые зоны.

Заключение от 24.01.2011 № 28 Омского филиала ФГУП «Рослесинфорг» не может подтверждать факт расположения спорного земельного участка в границах лесотаксационного выдела № 76, лесного квартала № 38 Подгородного участкового лесничества Омского лесничества Омской области, поскольку таковое составлено на основе материалов землеустройства 2009-2010, предыдущего землеустройства 1993 года и архивных геодезических данных о границах земель лесного фонда, что в совокупности с другими представленными по является безусловным доказательством.

При этом, в материалы дела не были представлены документы, которыми руководствовался Омский филиал ФГУП «Рослесинфорг» (например «материалы предыдущего землеустройства 1993 года»), о которых идет речь в Заключении от 24.01.2011 № 28.

Заявитель также ссылается на содержащуюся в проекте организации и развития лесного хозяйства Подгородного опытно-показательного мехлесхоза Омского управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР схемой подгородного опытно-показательного механизированного лесхоза «Деление земель на категории защитности», согласно которой квартал 38 Подгородного участкового лесничества в полном объеме отнесен к подкатегории «лесохозяйственная часть зеленой зоны»; а также на материалы территориального землеустройства дешифрование 1989 года.

При этом схема была утверждена в 1981 году, а материалы землеустройства – 1989 года, что не может отражать реальную картину расположения земель по состоянию на дату вынесения оспариваемого постановления, поскольку, как следует из материалов дела, границы земель пересматривались.

Более того, письмом от 04.08.1993 № 6-40/344 Федеральная служба лесного хозяйства России направила для руководства и исполнения постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 12.07.1993 № 659 «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам», Положение о порядке проведения инвентаризации земель и Положение о переводе лесных земель в нелесные в целях, связанных с ведением лесного хозяйства.

В указанном письме также указано, что выявленные в результате инвентаризации лесные земли переводятся в нелесные в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Положения о порядке проведения инвентаризации земель при проведении инвентаризации выявляются, в том числе, земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также покрытые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные в пределах пригородных зеленых зон и других особо охраняемых территорий.

Во исполнение данных документов АО ОмскТИЗИС в 1993 году был выполнен Отчет о выполненных работах по инвентаризации земель с.Ракитинка Пушкинского сельского совета Омского района Омской области, материалы которого опровергают доводы заявителя относительно однозначного расположения спорного земельного участка на лесном участке.

Кроме того, в соответствии земельным законодательством РСФСР, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, ФИО4 оформлено право собственности на спорный земельный участок, по его инициативе в 2006 году проведено межевание, при этом установление и согласование границ земельного участка было осуществлено в присутствии представителей смежных землепользователей, которые каких-либо претензий при межевании не высказали.

Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок после межевания поставлен на кадастровый учет, что подтверждается выпиской из государственного земельного кадастра от 29.05.2006 № 2122, в которой земельный участок отнесен к категории земель поселения с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства.

Учитывая изложенное и принимая во внимание то обстоятельство, что безусловных и неопровержимых доказательств того, что земельный участок, предоставленный в собственность ФИО4 на основании оспариваемого постановления, входит в состав земель лесного фонда, материалы дела не содержат, правовых оснований для отнесения данного земельного участка к землям лесного фонда у суда первой инстанции не имеется, следовательно, постановление главы Пушкинской сельской администрации от 21.09.1993 № 46 «О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома» было вынесено в соответствии с действующим в тот период законодательством РСФСФ.

Кроме того, арбитражный суд первой инстанции считает необходимым также отметить, что оспариваемое решение само по себе не затрагивает и не влечет нарушение прав и законных интересов Главного управления лесного хозяйства Омской области.

Такие последствия могут быть обусловлены возникновением у ФИО4 (и затем у ФИО1) права собственности на спорный земельный участок, зарегистрированным на основании постановления главы Пушкинской сельской администрации от 21.09.1993 № 46 «О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома».

В рассматриваемом случае доводы заявителя о том, что глава Пушкинской сельской администрации не имел полномочий на предоставление земельного участка лесного фонда для осуществления индивидуального жилого строительства, по своему смыслу, направлены на оспаривание зарегистрированного в установленном законом порядке права собственности ФИО4 (и позднее ФИО1) на спорный земельный участок и свидетельствуют о том, что при обращении в арбитражный суд Главное управление лесного хозяйства Омской области избрало неверный способ защиты нарушенного права.

Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

При этом заинтересованное лицо самостоятельно формулирует предмет и основания иска, которые суд в силу действующего законодательства по своей инициативе изменить не может. В свою очередь, арбитражный суд при разрешении спора исходит исключительно из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Таким образом, оспариваемое постановление от 21.09.1993 № 46 «О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома» соответствует нормам земельного и лесного законодательства РСФСР, действовавшим в период его издания главой Пушкинской сельской администрации, и не нарушает прав и законных интересов заявителя, доказательств обратного материалы дела не содержат.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные отношения, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований Главного управления лесного хозяйства Омской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных Главным управлением лесного хозяйства Омской области требований к Администрации Пушкинского сельского поселения Омского района о признании недействительным постановления от 21.09.1993 № 46 «О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома» отказать полностью.

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежит немедленному исполнению.

Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, а также в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru.

Судья О.Ю. Суставова