ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-13/16 от 20.04.2016 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Омск

24 апреля 2016 года

№ дела

А46-13/2016

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2016.

Решение в полном объёме изготовлено 24 апреля 2016.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рейтер М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г.Омска (ИНН , ОГРН ) к бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей города Омска «Городской дворец детского (юношеского) творчества» (ИНН 5502039829, ОГРН 1025500519296) о взыскании задолженности, в судебном заседании приняли участие:

от заявителя – Баркалов Е.В., по доверенности от 11.01.2016, удостоверение,

от заинтересованного лица – Ровенский Е.М., по доверенности от 12.01.2016, личность удостоверена паспортом,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г.Омска (далее также заявитель, территориальный орган Пенсионного фонда) обратилось в адрес Арбитражного суда Омской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, о взыскании с бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Омска «Городской дворец детского (юношеского) творчества» (далее – заинтересованное лицо, учреждение) в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации:

- 16 000 руб. 00 коп. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемая на финансирование страховой части пенсии

- 1 514 руб. 60 коп. пеней, начисленных за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части пенсии,

- 6 000 руб. 00 коп. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемое на финансирование накопительной части

- 911 руб. 81 коп. пеней, начисленных за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части пенсии,

- 5 100 руб. 00 коп. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,

- 506 руб. 06 коп. пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

- 3 200 руб. 00 коп. штрафа за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижение базы для начисления страховых взносов на страховую часть,

- 1 200 руб. 00 коп. штрафа за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижение базы для начисления страховых взносов на накопительную часть,

- 1 020 руб. 00 коп. сумм страховых взносов в результате занижение базы для начисления страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,

- 2 505 руб. 46 коп. штрафа за предоставление недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

В открытом судебном заседании представитель заявителя требование поддержал в полном объёме.

Представитель заинтересованного лица требования отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы, выслушав доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Заявителем проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, о чём составлен Акт от 13.04.2015 № 31.

На основании Акта выездной проверки территориальным органом Пенсионного фонда приняты решения:

- от 18.05.2015 № 24 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым учреждение было привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в общей сумме 5 561 руб. 87; пени в общей сумме 3 225 руб. 02 коп., кроме того, заинтересованному лицу было предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть в сумме 16 545 руб. 50 коп., на накопительную часть в сумме 6 030 руб. 33 коп.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 5 233 руб. 49 коп.

- от 18.05.2015 № 45 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования, которым учреждению назначен штраф на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» в сумме 4 256 руб. 41 коп.

Поскольку учреждение в добровольном порядке не погасило числящуюся за ним задолженность, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.

Учреждение в свою очередь обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием об оспаривании решения заявителя от 18.05.2015 № 24 о привлечении заинтересованного лица к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и решением суда по делу № А46-15371/2015 от 28.01.2016 требования удовлетворены, указанное выше решение заявителя признано недействительным.

Основанием принятия указанного выше судебного акта послужило то обстоятельство, что выплаты молодым специалистам не подлежат обложению страховыми взносами, а из оспоренного решения чётко следовало начисление штрафных санкций, по результатам проверки, в результате выявления фактов исключения из облагаемой базы для начисления страховых взносов, суммы единовременной денежной выплаты указанной категории работников.

Указанный выше судебный акт на момент рассмотрения настоящего требования вступил в законную силу и в порядке пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные судом, не подлежат повторному доказыванию в рамках настоящего дела.

Судом предложено сторонам обосновать правовую позицию заявленных требований с учётом данных обстоятельств, что послужило основанием для заявителя представить уточнения, при этом не отрицая факта начисленной суммы предъявленной к взысканию рассчитанной из выплат молодым специалистам произведённых учреждением в спорный период в рамках мер социальной поддержки.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит требование подлежащим отказу в удовлетворении в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчёта и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» заявитель является плательщиком страховых взносов.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» о страховых взносах объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных и в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Постановлением Администрации города Омска от 18 августа 2009 года № 665-п утверждено Положение о мерах социальной поддержки молодых специалистов, работающих в муниципальных бюджетных организациях города Омска, которым молодым специалистам, состоящим в трудовых отношениях с муниципальной бюджетной организацией города Омска, на основании трудового договора, заключенного в установленном трудовым законодательством порядке, предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной доплаты к должностному окладу (окладу), ставке заработной платы и единовременной денежной выплаты.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ государственная социальная помощь есть предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Итоговым судебным актом по делу № А46-15371/2015 установлено, что спорные выплаты производятся из средств местного бюджета, предоставляются безвозмездно, вне зависимости от результатов работы получающего их работника, не являются оплатой за неё, а направлены на социальную поддержку отдельной категории работников как относящихся к категории граждан, нуждающихся в ней в связи с занятостью в социально значимой сфере, в связи с чем, являются государственным пособием, не подлежащим в силу прямого указания, содержащегося в пункте 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования», обложению страховыми взносами.

Учитывая, что доначисление страховых взносов (а соответственно, пени и штрафные санкции) на ежемесячные денежные выплаты молодым специалистам противоречит закону, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 168 - 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и в течение указанного срока может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья С.В. Ярковой