ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-14282/10 от 17.02.2011 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

25 февраля 2011 года

№ дела

А46-14282/2010

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2011 года,

решение в полном объеме изготовлено 25 февраля 2011 года.

Арбитражный суд Омской области в составе   судьи Суставовой О. Ю.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Шитовой А.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска

к   Главному управлению по земельным ресурсам Омской области

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно существа спора –   ФИО3

о признании недействительными распоряжения № 4362-р от 13.08.2010 и распоряжения № 4363-р от 13.08.2010

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя   – ФИО1, действующей на основании доверенности от 09.08.2010 № 80 (удостоверение № 1509/10);

представителя заинтересованного лица   – ФИО2, действующей на основании доверенности от 12.01.2011 № 06/28 (удостоверение № 145);

представитель ФИО3   – не явился,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее по тексту – заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее по тексту – заинтересованное лицо, ГУЗР Омской области) с указанием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно существа спора, индивидуального предпринимателя ФИО3, в котором просил суд:

1. признать недействительным распоряжение ГУЗР Омской области от 13.08.2010 № 4362-р «О признании утратившим силу распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 30.04.2009 № 1547-р «Об отказе ФИО3 в размещении автозаправочной станции по ул.Авиационная – ул. 60 лет Октября в Кировском административном округе города Омска»;

2. признать недействительным распоряжение ГУЗР Омской области от 13.08.2010 № 4363-р «О предварительном согласовании места размещения автозаправочной станции по ул. Авиационная – ул. 60 лет Октября в Кировском административном округе города Омска».

Определением Арбитражного суда Омской области от 18.11.2010 по делу № А46-14282/2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, был привлечен индивидуальный предприниматель ФИО3.

Определением Арбитражного суда Омской области от 14.12.2010 по делу № А46-14282/2010 из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, был исключен индивидуальный предприниматель ФИО3, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, был привлечен гражданин ФИО3.

В обоснование заявленных требований Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска указал на то, что основанием для издания оспариваемых распоряжений явилось положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Омской области от 06.05.2009 № 55.01.02.000731.05.09. Учитывая нормы статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления обязан получить санитарно-эпидемиологическое заключение в процессе выбора земельного участка, который оформляется актом о выборе земельного участка.

Распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 30.04.2009 № 1547-р «Об отказе ФИО3 в размещении автозаправочной станции по ул.Авиационная – ул. 60 лет Октября в Кировском административном округе города Омска» было принято в рамках требований статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и является, по мнению заявителя, законным, оснований для его отмены не имелось.

Заявитель заключает, что представление ФИО3 спустя год положительного санитарно-эпидемиологического заключения не может повлечь отмену ранее принятого решения, тем более что такой порядок не предусмотрен земельным законодательством.

ГУЗР Омской области представило письменный отзыв в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором с требованиями заявителя не согласилось, указав на то, что оспариваемые распоряжения заинтересованным лицом было вынесены в соответствии с нормами действующего законодательства.

ФИО3 в письменном отзыве согласился с позицией ГУЗР Омской области.

ФИО3, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии с пунктом 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10.02.2011 объявлялся перерыв до 09 час. 00 мин. 17.02.2011. Информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Омской области.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся представителей заявителя и заинтересованного лица, установил следующее.

ФИО3 24.04.2008 обратился в ГУЗР Омской области с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта: автоматической мини автомобильной заправочной станции с указанием предполагаемого места размещения земельного участка: ул. Авиационная – 60 лет Победы в Кировском административном округе г.Омска.

Решением Арбитражного суда Омской области от 28.11.2008 по делу № А46-18108/2008 удовлетворены требования предпринимателя ФИО3, признано незаконным бездействие департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска по исполнению обязанности - обеспечению выбора земельного участка, результаты которого оформляются актом о выборе земельного участка, для предварительного согласования места размещения объекта (автоматической мини автозаправочной станции по улице Авиационная – 60 лет Победы в Кировском административном округе города Омска).

Обозначенным решением Арбитражный суд Омской области обязал департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в трехмесячный срок со дня вступления решения Арбитражного суда Омской области по делу № А46-18108/2008 в законную силу обеспечить выбор земельного участка согласно заявлению ФИО3 от 24.04.2008 (вх. № 04-02/533) на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями; результаты выбора земельного участка оформить актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны; к данному акту приложить утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора; передать в Главное управление по земельным ресурсам Омской области всю необходимую документацию для принятия решения согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Во исполнение решения Арбитражного суда Омской области от 28.11.2008 по делу № А46-18108/2008 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска было издано распоряжение № 239-р от 31.03.2009 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Авиационная – улице 60 лет Победы в Кировском административном округе города Омска».

Письмом от 02.04.2009 № 09/3411 департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска направил в ГУЗР Омской области акт о выборе земельного участка для строительства автозаправочной станции по улице Авиационная – улице 60 лет Октября в Кировском административном округе города Омска, оформленный с учетом технических условий ОАО «ОмскВодоканал» от 22.12.2008 № 2-1/2542-08, МУПЭП «Омскэлектро» от 19.12.2008 № ТУ-ОЭ/А-10512/08, заключения филиала Омскэнерго» ОАО «МРСК Сибири» от 29.12.2008 № 1.5/3311/517а, отказа департамента дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска от 22.12.2008 № 830, письма УГИБДД УВД по Омской области от 30.12.2008 № 19/3643, санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по омской области от 05.03.2009 № 55.01.02.00.Т.000358.03.09, и утвержденную распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска № 239-р от 31.03.2009 схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

30.04.2009 ГУЗР Омской области издано распоряжение № 1547-р «Об отказе ФИО3 в размещении автозаправочной станции по ул. Авиационная – ул. 60 лет Победы в Кировском административном округе города Омска».

13.08.2010 ГУЗР Омской области издано распоряжение № 4362-р «О признании утратившим силу распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 30.04.2009 № 1547-р «Об отказе ФИО3 в размещении автозаправочной станции по ул. Авиационная – ул. 60 лет Победы в Кировском административном округе города Омска».

13.08.2010 ГУЗР Омской области издано распоряжение № 4363-р «О предварительном согласовании места размещения автозаправочной станции по ул.Авиационная – ул. 60 лет Октября в Кировском административном округе г.Омска».

Указанным распоряжением ГУЗР Омской области, руководствуясь пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 9 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п «О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска», подпунктом 12 пункта 8 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 № 95 «О создании Главного управления по земельным ресурсам Омской области»: утвердило прилагаемый акт о выборе земельного участка для строительства объекта – автозаправочной станции; предварительно согласовало место размещения автозаправочной станции по ул.Авиационная – ул. 60 лет Октября в Кировском административном округе г.Омска на формируемом земельном участке, площадью 1260 кв.м., согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 31.03.2009 № 239-р; предложило ФИО3 установить границы земельного участка и осуществить его государственный кадастровый учет.

Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, считая распоряжение № 4362-р от 13.08.2010 и распоряжение № 4363-р от 13.08.2010 ГУЗР Омской области не соответствующими закону и нарушающими его права и интересы в сфере экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.

Проанализировав доводы заявления и отзывов на него, оценив в порядке статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.

С учетом приведенных норм права арбитражный суд первой инстанции полагает, что требования департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

- несоответствие изданных ГУЗР Омской области распоряжений закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение прав и законных интересов департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска данными ненормативными правовыми актами.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Российской Федерации, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 № 95 «О создании Главного управления по земельным ресурсам Омской области», ГУЗР Омской области является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется:

1) с предварительным согласованием мест размещения объектов;

2) с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов.

Правовая регламентация первой из названных процедур предоставления земельных участков заключается в следующем.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, - в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 3 статьи 30 Кодекса).

Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому первым этапом является  выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, затем выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 названного Кодекса.

В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 6-8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

При этом согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет и на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, принимается на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок (пункт 2 статьи 32 Кодекса).

Постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п «О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска» утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, включающий в себя раздел 2, определяющий порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 8 данного Порядка специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области на основании полученного заявления в течение семи дней направляет обращение в администрацию города Омска, получает оформленный акт о выборе земельного участка для строительства, осуществляет содействие в реализации согласительных процедур при возникновении разногласий в процессе согласования и утверждения необходимых документов.

Согласно пункту 9 Порядка предоставления земельных участков находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п, специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта в течение месяца со дня поступления оформленного акта о выборе земельного участка для строительства.

Заверенная копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или копия решения об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. При этом копия такого решения направляется также в администрацию города Омска.

Как отмечено выше, решением от 28.11.2008 по делу № А46-18108/2008 Арбитражный суд Омской области обязал департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в трехмесячный срок со дня вступления решения Арбитражного суда Омской области по делу № А46-18108/2008 в законную силу обеспечить выбор земельного участка согласно заявлению ФИО3 от 24.04.2008 (вх. № 04-02/533) на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями; результаты выбора земельного участка оформить актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны; к данному акту приложить утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора; передать в Главное управление по земельным ресурсам Омской области всю необходимую документацию для принятия решения согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Во исполнение решения Арбитражного суда Омской области от 28.11.2008 по делу № А46-18108/2008 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска издано распоряжение № 239-р от 31.03.2009 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Авиационная – улице 60 лет Победы в Кировском административном округе города Омска» и направлены в ГУЗР Омской области акт о выборе земельного участка для строительства автозаправочной станции по улице Авиационная – улице 60 лет Октября в Кировском административном округе города Омска, оформленный с учетом технических условий ОАО «ОмскВодоканал» от 22.12.2008 № 2-1/2542-08, МУПЭП «Омскэлектро» от 19.12.2008 № ТУ-ОЭ/А-10512/08, заключения филиала Омскэнерго» ОАО «МРСК Сибири» от 29.12.2008 № 1.5/3311/517а, отказа департамента дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска от 22.12.2008 № 830, письма УГИБДД УВД по Омской области от 30.12.2008 № 19/3643, санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по омской области от 05.03.2009 № 55.01.02.00.Т.000358.03.09, и утвержденная распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска № 239-р от 31.03.2009 схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (письмо от 02.04.2009 № 09/3411).

Оценив в совокупности документы на предмет соответствия акта о выборе земельного участка требованиям экологического, градостроительного законодательства, условиям использования территории, ГУЗР Омской области издало распоряжение от 30.04.2009 № 1547-р «Об отказе ФИО3 в размещении автозаправочной станции по ул. Авиационная – ул. 60 лет Победы в Кировском административном округе города Омска».

Таким образом, процедура предоставления земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации по заявлению ФИО3 была завершена ГУЗР Омской области 30.04.2009.

Указанное выше распоряжение ГУЗР Омской области от 30.04.2009 № 1547-р оспорено не было, принято в строгом соответствии с нормами законодательства и с учетом имеющихся доказательств.

Тем не менее, 13.08.2010 ГУЗР Омской области было издано распоряжение № 4362-р «О признании утратившим силу распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 30.04.2009 № 1547-р «Об отказе ФИО3 в размещении автозаправочной станции по ул. Авиационная – ул. 60 лет Победы в Кировском административном округе города Омска», а также распоряжение № 4363-р «О предварительном согласовании места размещения автозаправочной станции по ул.Авиационная – ул. 60 лет Октября в Кировском административном округе г.Омска», в соответствии с которым ГУЗР Омской области утвердило прилагаемый акт о выборе земельного участка для строительства объекта – автозаправочной станции; предварительно согласовало место размещения автозаправочной станции по ул.Авиационная – ул. 60 лет Октября в Кировском административном округе г.Омска на формируемом земельном участке, площадью 1260 кв.м., согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 31.03.2009 № 239-р; предложило ФИО3 установить границы земельного участка и осуществить его государственный кадастровый учет.

Таким образом, фактически ГУЗР Омской области посчитало возможным через 1,5 года возвратиться к завершенной процедуре выбора земельного участка по статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации по заявлению ФИО3.

Единственным основанием для принятия ГУЗР Омской области распоряжения от 13.08.2010 № 4362-р послужило санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Омской области от 06.05.2009 № 55.01.02.000.Т.000731.05.09, согласно которому выбор земельного участка под размещение АЗС по ул.Авиационная – ул. 60 лет Победы в КАО г.Омска соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

При этом ни действующее земельное законодательство федерального уровня, ни Положение о Главном управлении по земельным ресурсам Российской Федерации, утвержденное Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 № 95 «О создании Главного управления по земельным ресурсам Омской области», ни Порядком предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п «О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска», не содержат нормы, предоставляющие ГУЗР Омской области полномочие пересмотреть по своему усмотрению завершенную процедуру предварительного выбора земельного участка, переоценить с учетом новых документов обстоятельства, при том, что содержащиеся в пункте 9 статьи 31 и статье 61 Земельного кодекса Российской Федерации положения устанавливают императивное требование об оспаривании решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта, а также ненормативного правового акта в области использования и охраны земель только в судебном порядке.

Позиция суда относительно того, что уполномоченный орган не вправе пересмотреть ни в порядке самоконтроля, ни по каким-либо «вновь открывшимся» обстоятельствам законность проведенной и завершенной процедуры выбора земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и законность собственного акта (распоряжения), подтверждается сформированной судебной практикой на уровне Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (определение от 28.10.2010 № ВАС-14028/10, определение от 23.06.2008 № 4953/08).

Таким образом, оспариваемые заявителем ненормативные правовые акты изданы ГУЗР Омской области в нарушение норм законодательства, с превышением предоставленных ГУЗР Омской области властных полномочий.

Материалами дела подтверждается, что оспариваемые распоряжения ГУЗР Омской области необоснованно были изданы в нарушение Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43; Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, согласно которым испрашиваемый ФИО3 земельный участок под строительство автозаправочной станции расположен в зоне городского наземного транспорта (ИТ-2), предназначенной для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта (автомобилей, трамваев, троллейбусов), и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов, где размещение объекта с данным разрешенным использованием не предусмотрено.

Данное обстоятельство подтверждается градостроительным обоснованием департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 12.12.2008, письмом департамента дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска от 22.12.2008 № 830, из которых следует, что размещение на испрашиваемом ФИО3 участке автозаправочной станции невозможно в связи с несоответствием с генеральным планом города Омска и перспективным использованием участка для строительства автомагистрали, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в зоне городского наземного транспорта (ИТ-2), где размещение объекта с данным разрешенным использованием не предусмотрено.

При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, настоящие Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории города Омска.

Исходя из установленных по настоящему делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что намерение ФИО3 на строительство автозаправочной станции на территории испрашиваемого земельного участка реально не может быть реализовано.

Кроме того, суд находит доказанным факт нарушения оспариваемыми ненормативными правовыми актами прав и законных интересов департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска: согласно подпункту 7 пункта 18 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденного постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 № 396-п, к функциям департамента в сфере градостроительной деятельности отнесено обеспечение реализации Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

Издание оспариваемых распоряжений и дальнейшая их реализация будет препятствовать департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в осуществлении данной функции, поскольку размещение АЗС будет произведено вопреки Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При изложенных обстоятельствах, требования департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска подлежат удовлетворению.

По положениям статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.

Согласно части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Поскольку, согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, то государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела арбитражным судом с ГУЗР Омской области взысканию не подлежит.

Определением Арбитражного суда Омской области от 03.02.2011 по заявлению департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска были приняты обеспечительные меры до вступления в законную силу решения по делу № А46-14282/2010 в виде запрета ГУЗР Омской области предоставлять заинтересованным в предоставлении лицам земельный участок с кадастровым номером 55:36:140106:598, расположенный по ул. Авиационная – ул. 60 лет Победы в Кировском административном округе г.Омска.

В соответствии с частью 4 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска требования удовлетворить полностью.

Признать недействительным распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 13.08.2010 № 4362-р «О признании утратившим силу распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 30.04.2009 № 1547-р «Об отказе ФИО3 в размещении автозаправочной станции по ул.Авиационная – ул. 60 лет Октября в Кировском административном округе города Омска».

Признать недействительным распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 13.08.2010 № 4363-р «О предварительном согласовании места размещения автозаправочной станции по ул. Авиационная – ул. 60 лет Октября в Кировском административном округе города Омска».

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежит немедленному исполнению.

Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, а также в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru.

Судья О.Ю. Суставова