ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-14291/14 от 19.12.2014 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Омск

декабря 2014 года

№ дела

А46-14291/2014

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышева В.И., рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению открытого акционерного общества «Аптечная сеть «Омское лекарство» к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу   о признании незаконным и отмене постановления от 01.10.2014 № 6-01-11/09-20/498-ю, без вызовы сторон

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Аптечная сеть «Омское лекарство» (далее – заявитель, ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство», Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу   (далее – административный орган, заинтересованное лицо, МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу) по делу об административном правонарушении № 6-01-11/09-20/498-ю от 01.10.2014 о признании ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

В обоснование заявленных требований ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» ссылается на отсутствие в его действиях признаков вменяемого административного правонарушения, поскольку на деятельность Общества не распространяется действие Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

Рассмотрев материалы дела в порядке упрощённого производства без вызова сторон в соответствии с положениями статьи 228 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.

Открытое акционерное общество «Аптечная сеть «Омское лекарство» зарегистрировано в качестве юридического лица 07.04.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области за основным государственным регистрационным номером 1095513010672.

Согласно сведениям, имеющимся в распоряжении МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу, ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» в 1 и 2 кварталах 2014 года осуществило закупку этилового спирта по фармакопейным статьям у контрагента - поставщика ОПТУ «Омская фармацевтическая фабрика» (ИНН <***>) в объёме - 277,065 дал.

Следовательно, по мнению административного органа, ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» обязано было представить в срок, не позднее 21 июля 2014 года, декларации по формам приложений № 2 и 7 к Правилам за 2 квартал 2014 года в целом по организации, включая её обособленные подразделения, в электронном виде в Службу в утверждённом формате через Интернет-сервис «Личный кабинет», доступ к которому осуществляется через Интернет-сайт www.fsrar.ru(страница «Приёмная»).

В связи с тем, что ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» не представило в установленный срок вышеперечисленные декларации в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, 20.08.2014 в адрес Общества было направлено уведомление № 858 (исх. № уб-8258/09) о необходимости представления вышеуказанных деклараций в трёхдневный срок со дня получения уведомления.

Вместе с тем, 01.09.2014 от ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» поступили пояснения (вх. сб-10805) о том, что Общество закупает этиловый спирт по фармакопейным статьям для дальнейшей оптовой продажи, а так же для изготовления лекарственных средств, не включённых в государственный реестр лекарственных средств. Таким образом, с учётом вышеуказанных пояснений, ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» обязано было представить в срок не позднее 21.07.2014 декларации по формам приложений №№ 5, 6 и 7 к Правилам за 2 квартал 2014 года в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в утверждённом формате через Интернет-сервис «Личный кабинет», доступ к которому осуществляется через Интернет-сайт www.fsrar.ru (страница «Приёмная»).

Согласно сведениям, сформированным в автоматизированной информационной системе «Электронный паспорт предприятия», ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» по состоянию на 04.09.2014 не представило вышеуказанные декларации.

Полагая, что ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» нарушило порядок и срок представления деклараций по формам приложений №№ 5, 6 и 7 к Правилам при декларировании оборота этилового спирта по фармакопейным статьям за 2 квартал 2014 года, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ведущий специалист-эксперт Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу ФИО1 04.09.2014 составила в отношении заявителя протокол № 6-01-11/09-20/498-ю об административном правонарушении.

Рассмотрев данный протокол и приложенные к нему материалы, 01.10.2014 руководитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу ФИО2 вынес постановление № 6-01-11/09-20/498-ю о назначении ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» административного наказания, предусмотренного санкцией статьи 15.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Определением от 18.11.2014 в данном постановлении исправлены опечатки, выразившиеся в неверном указании номеров форм приложений к декларации.

Считая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя, исходя из следующего.

В силу статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

Оспариваемое постановление получено заявителем 13.10.2014. Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением 22.10.2014, что свидетельствует о соблюдении установленного законом десятидневного срока.

Согласно статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьёй 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, определены в статье 26.1 КоАП РФ.

Согласно статье 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

По положениям статьи 26.11. КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьёй 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, что влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Согласно пункту 2 статьи 1 указанного закона его действие распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), а также на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.

В пункте 1 статьи 26 данного Закона установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.

Пунктом 4 статьи 14 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что порядок учёта объёма производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учёта использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 утверждены Правила представления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.

Названные Правила устанавливают порядок представления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.

Перечень деклараций, подлежащих представлению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, поименован в пункте 1 Правил.

В данный перечень включены, в том числе, декларации об объёме использования этилового спирта, декларации об объёме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Формы, по которым представляются названные выше декларации, предусмотрены приложениями 2 и 7 Правил.

Обязанность представления этих деклараций предусмотрена пунктами 4, 9 Правил соответственно.

Согласно подпункту «д» пункта 2 Правил декларации, указанные в пункте настоящих Правил, представляют организации, осуществляющие закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объёме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включённых в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд.

В соответствии с пунктом 7 указанных Правил организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объёма готовой продукции, представляют декларации об объёме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 5.

Пунктом 8 Правил установлено, что организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объёма готовой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объёма готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 6.

 Организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объёма готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объёма готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объёме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объёме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объёма готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объёме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 7 (пункт 9 Правил).

Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что Общество не представило в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде вышеуказанные декларации. Данные обстоятельства заявителем также не оспариваются.

Доводы Общества относительно не распространения действия Федерального закона № 171-ФЗ на его фармацевтическую деятельность суд находит несостоятельными в силу следующего.

Исходя из пункта 3 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ, он не распространяется на обращение лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям.

Согласно декларациям об объёме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 и 2 кварталы 2014 года, представленным ОГУП «Омская фармацевтическая фабрика», ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» осуществляло закупку продукции по коду вида продукции 100 у ОГУП «Ом­ская фармацевтическая фабрика» в общем объёме 277,065 дал. (129,60 - в 1 квар­тале и 147,465 - во 2 квартале).

В соответствии с приложением № 1 к порядку заполнения деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 № 231 код вида продукции 100 - этиловый спирт по фарма­копейным статьям.

Таким образом, поскольку этиловый спирт по фармакопейным статьям входит в понятие этилового спирта, а поставляемая ОГУП «Омская фармацевтическая фаб­рика» в адрес ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» продукция является этило­вым спиртом по фармакопейным статьям, то, следовательно, действие Федерального закона  № 171-ФЗ  в данном случае распространяется на деятельность Общества, осу­ществляющего оборот этилового спирта по фармакопейным статьям (хранение), что свидетельствует о наличии у заявителя обязанности по представлению декларации об объёмах оборота (хранения) этилового спирта по фор­мам приложений №№ 5, 6, 7 к Правилам.

Данная позиция согласуется с выводами Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенными в постановлении от 15.07.2014 по делу № А56-64699/2013.

В силу пункта 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 № 60 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Таким образом, как следует из данного постановления, в отношении юридических лиц формы вины не выделяются, а требуется лишь доказать, что данным лицом не были приняты все меры к соблюдению законодательства.

Общество знало о требованиях законодательства к порядку заполнения деклараций, имело возможность их представления с достоверными данными в установленные сроки, однако не предприняло всех мер для соблюдения вышеуказанных требований (доказательств обратного заявителем суду не представлено), что согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, свидетельствует о вине ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния, что необходимо для квалификации правонарушения как малозначительного, не установлено.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в вышеуказанной сфере.

Судом также установлено, что процессуальных нарушений закона, являющихся основанием для отмены постановлений по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.

Административное наказание назначено с учётом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.8 и 4.1 КоАП РФ и находится в пределах санкции ст. 15.13 КоАП РФ (штраф назначен в минимальном размере).

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя. 

Поскольку обстоятельства совершения Обществом административных правонарушений установлены и подтверждены материалами дела; нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211, 229 АПК РФ, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом «Аптечная сеть «Омское лекарство» (ИНН <***>, ОГРН <***>) требований отказать.

Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощённого производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42)) в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелля­ционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                    В.И. Чернышёв