ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-14315/17 от 13.10.2017 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

13 октября 2017 года

№ дела

А46-14315/2017

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Пермякова В.В.,рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 08.08.2017 № 1 о назначении административного наказания по делу № 29, без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее также заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту – административный орган, заинтересованное лицо, Управление) от 08.08.2017 № 1 о назначении административного наказания по делу № 29 в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Определением Арбитражного суда Омской области от 17.08.2017 заявление принято к производству в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке упрощенного производства.

В обоснование заявленного требования Предприниматель, не отрицая самого факта совершения правонарушения, просит снизить размер штрафных санкций в порядке ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заинтересованное лицо, извещенное о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, представило отзыв, согласно которому вопрос о снижении размера штрафа оставил на усмотрение суда.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

В результате проведения административного обследования на основании обращения закрытого акционерного общества «Сергеевское» (далее – ЗАО «Сергеевское») о самовольном захвате ФИО1 земельных участков с кадастровыми номерами 55:19:07 06 02:163, 55:19:07 06 02:162, 55:19:07 06 02:164, 55:19:07 06 02:165, 55:19:07 06 02:166, 55:19:07 06 02:167, 55:19:07 06 02:454 и 55:19:07 06 02:455, расположенных на территории Сергеевского сельского поселения Оконешниковского района Омской области категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, был составлен Акт административного обследования объекта земельных отношений от 07.06.2017 № 13.

На основании распоряжения (приказа) руководителя Управления ФИО2 от 20.06.2017 № 1758 специалистом-экспертом межмуниципального Калачинского отдела по Омской области, заместителем главного государственного инспектора Оконешниковского, Черлакского районо в Омской области по использованию и охране земель ФИО3 проведена внеплановая выездная проверка деятельности ФИО1 с целью осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований земельного законодательства Российской Федерации на основании Акта административного обследования объекта земельных отношений от 07.06.2017 № 13, обращения ЗАО «Сергеевское» (вход. № 0483-КА/17 от 23.05.2017), представления о назначении внеплановой выездной проверки от 16.06.2017 № 13.

По результатам контрольных мероприятий выявлено следующее.

Границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения об объектах имеют статус учтенные:

- земельный участок с кадастровым номером 55:19:07 06 02:162 площадью 187 923 кв.м принадлежит на праве собственности ФИО4 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АА № 1272744 от 07.10.2015), на участок зарегистрировано обременение в виде аренды за ЗАО «Сергеевским» сроком на 5 лет (регистрационная запись от 01.07.2014 № 55-55-07/020/2014/822);

- земельный участок с кадастровым номером 55:19:07 06 02:163 площадью 188 578 кв.м принадлежит на праве собственности ФИО5 (свидетельство о государственной регистрации права от 21.06.1996 № 0291508), на участок зарегистрировано обременение в виде аренды за ЗАО «Сергеевским» сроком на 5 лет (регистрационная запись от 07.07.2014 № 55-55-07/020/2014/824);

- земельный участок с кадастровым номером 55:19:07 06 02:164 площадью 187 919 кв.м принадлежит на праве собственности ФИО6 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АА № 721964 от 20.10.2004);

- земельный участок с кадастровым номером 55:19:07 06 02:165 площадью 187 921 кв.м принадлежит на праве собственности ФИО7 на основании договора дарения земельных участков от 10.06.2014, на участок зарегистрировано обременение в виде аренды за ЗАО «Сергеевским» сроком на 5 лет (регистрационная запись от 16.07.2014 № 55-55-07/020/2014/913);

- земельный участок с кадастровым номером 55:19:07 06 02:166 площадью 202 079 кв.м принадлежит на праве собственности ФИО8 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АА № 663476 от 15.10.2004), на участок зарегистрировано обременение в виде аренды за ЗАО «Сергеевским» сроком на 5 лет (регистрационная запись от 02.07.2014 № 55-55-07/020/2014/783);

- земельный участок с кадастровым номером 55:19:07 06 02:167 площадью 194 913 кв.м принадлежит на праве собственности ФИО8 (свидетельство о государственной регистрации права от 21.06.1996 № 0692979), на участок зарегистрировано обременение в виде аренды за ЗАО «Сергеевским» сроком на 5 лет (регистрационная запись от 02.07.2014 № 55-55-07/020/2014/783);

- земельный участок с кадастровым номером 55:19:07 06 02:454 площадью 187 924 кв.м на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности № 0692777 от 21.06.1996 принадлежит ФИО9, на участок зарегистрировано обременение в виде аренды за ЗАО «Сергеевским» (регистрационная запись 55:19:07 06 02:454-55/045/2017-2 от 11.05.2017);

- земельный участок с кадастровым номером 55:19:07 06 02:455 площадью 38 591 кв.м принадлежит на праве собственности ФИО10, на участок зарегистрировано обременение в виде аренды за ЗАО «Сергеевским» сроком на 5 лет (регистрационная запись от 23.05.2017 № 55:19:07 06 02:455-55/045/2017-2).

Означенные участки ФИО1 использует в отсутствие правоустанавливающих документов.

Указанные обстоятельства зафиксированы в Акте проверки от 01.08.2017 № 29.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

по общему правилу, установленному ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении.

01.08.2017 должностным лицом Управления в отношении Предпринимателя был составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.

Постановлением от 08.08.2017 № 1 о назначении административного наказания по делу № 29 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 кодекса, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Полагая штрафные санкции чрезмерными, заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим требованием.

Исследовав представленные участниками арбитражного процесса доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 7.1 названного кодекса самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечанием к указанной статье установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.1 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

По смыслу глав 3 и 4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.

В силу требований п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации на основании Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации, которые выдаются правообладателю, арендатору земельных участков.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно установленному п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) перечню оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.

Материалами дела установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 55:19:07 06 02:163, 55:19:07 06 02:162, 55:19:07 06 02:164, 55:19:07 06 02:165, 55:19:07 06 02:166, 55:19:07 06 02:167, 55:19:07 06 02:454 и 55:19:07 06 02:455 ФИО1 использует в отсутствие надлежащим образом оформленных документов, т.е. самовольно.

На основании указанного суд приходит к выводу о наличии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.

Порядок и сроки привлечения к административной ответственности Управлением соблюдены.

Наказание назначено заявителю в минимальном размере санкции вменяемой нормы – 100 000 руб.

Вместе с тем, определенный административным органом размер штрафа, соответствующий санкции статьи 7.1, не позволяет учесть все обстоятельства по делу, позволяющие индивидуализировать наказание. Подобный размер административного штрафа (100 000 рублей) является значительным.

Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Оценив фактические обстоятельства настоящего дела, учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины заявителя, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства, следуя требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, исходя из конституционных принципов дифференцированности, справедливости и соразмерности наказания выявленному правонарушению, суд считает правомерным применить положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и признать незаконным оспариваемое постановление в части размера административного штрафа, уменьшив его в два раза до 50 000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 211, 226-229 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

требование главы крестьянского (фермерского) хозяйства – индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата рождения: 08.06.1965, место рождения: деревня Казанковка Оконешниковского района Омской области, адрес (место нахождения): 646947, <...>, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 31.08.2016) удовлетворить в части.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес (место нахождения): 644007, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 17.12.2004 Инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г.Омска) от 08.08.2017 № 1 о назначении административного наказания по делу № 29 о признании ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части привлечения главы крестьянского (фермерского) хозяйства – индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере, превышающем 50 000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья В.В. Пермяков