ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-14461/10 от 14.04.2011 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск Дело №

21 апреля 2011 года А46-14461/2010

Резолютивная часть решения объявлена 14.04.2011.

Полный текст решения изготовлен 21.04.2011.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Ярковой С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Нонкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14.04.2011 дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1

к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и Федеральному государственному учреждению “Земельная кадастровая палата” по Омской области

об исправлении кадастровой ошибки, взыскании суммы неосновательного обогащения и внесения изменений в договор купли – продажи земельного участка,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО2,

в судебном заседании приняли участие:

от истца – ФИО3 на основании доверенности от 03.03.2010,

от ответчиков – ФИО4 по доверенности от 12.01.2011 №06/28 (от Главного управления по земельным ресурсам Омской области), ФИО5 доверенность от 30.12.2010 №254 (от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области), ФИО6 по доверенности от 05.02.2010 №170 (от Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата” по Омской области),

от третьего лица – ФИО7 на основании доверенности от 30.03.2010,

У С Т А Н О В И Л:

индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о взыскании с Главного управления по земельным ресурсам Омской области за счёт федерального бюджета денежных средств в сумме 855 371 руб. 81 коп.; а также об установлении и устранении кадастровой ошибки в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36 12 03 05:261, внесённой в Государственный кадастр недвижимости актом определения кадастровой стоимости участков от 16.07.2010, обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата” по Омской области внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36 12 03 05:261, равные 8 695 305 руб. 90 коп. и удельный показатель кадастровой стоимости, равный 2 892 руб. 65 коп.

Истец, реализуя право, предоставленное ему статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неоднократно уточнял заявленные требования; в итоге прошение сформулировано следующим образом:

- признать внесённые актом определения кадастровой стоимости участков от 20.06.2007 в сведения Государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0261 в сумме 13 630 286 руб., кадастровой ошибкой;

- установить на 29.12.2007 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0261 в сумме 342 512 руб. 08 коп.;

- взыскать с Главного управления по земельным ресурсам Омской денежные средства в сумме 916 320 руб. 74 коп.;

- обязать Главное управление по земельным ресурсам Омской внести изменения в договор купли-продажи земельного участка от 29.12.2007 №1372/1180-2007 в части местоположения земельного участка с указанием адреса: город Омск, Октябрьский административный округ, улица 75-й Гвардейской Бригады, дом 10 «В»;

- в части расчёта выкупной стоимости указать формулу расчёта со следующими величинами, ? доли - 1 621 256 руб., 2,5 % от суммы ? доли - 40 531 руб.40 коп., которая является суммой выкупной стоимости, подлежащей уплате ФИО1;

- признать договор купли – продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0261 от 29.12.2007 №1372/1180-2007 недействительным в части местоположения (адрес) земельного участка, определения кадастровой и выкупной стоимости земельного участка (в части применённой формулы расчёта выкупной стоимости).

Определением суда от 02.03.2011 в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в настоящем деле в качестве соответчиков были привлечены Федеральное государственное учреждение “Земельная кадастровая палата” по Омской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области. Также названным судебным актом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 означенного кодекса был привлечён ФИО2.

В судебном заседании представитель истца требования поддержал в полном объёме.

Ответчики иск не признали по основаниям, изложенным в отзывах.

Представитель третьего лица поддержал доводы истца.

Истцом в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сделано заявление о фальсификации доказательств, предоставленных в материалы дела в виде документов, составляющих кадастровое дело №55:36:12 03 05:0261 и кадастровое дело объекта недвижимости №55:36:12 03 05:261. Согласно указанной выше норме, если лицо, участвующее в деле, обратится в арбитражный суд с заявлением в письменной форме о фальсификации доказательства, представленного другим лицом, участвующим в деле, суд разъясняет уголовно-правовые последствия такого заявления; исключает оспариваемое доказательство с согласия лица, его представившего, из числа доказательств по делу; проверяет обоснованность заявления о фальсификации доказательства, если лицо, представившее это доказательство, заявило возражения относительно его исключения из числа доказательств по делу. В этом случае арбитражный суд принимает предусмотренные федеральным законом меры для проверки достоверности заявления о фальсификации доказательства, в том числе назначает экспертизу, истребует другие доказательства или принимает иные меры.

Приводимая статья не даёт определения фальсификации доказательства, однако данное понятие вытекает из уголовного права и судебной практики по уголовным делам - умышленное искусственное создание доказательства обстоятельства, подлежащего доказыванию по делу (кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2006 по делу №9-о06-2). Фальсификация доказательств предполагает внесение в доказательства недостоверных сведений, изменение содержания документа или в целом фабрикацию документа. Мотив фальсификации доказательств - личная заинтересованность (выигрыш дела в арбитражном суде, корысть и пр.). В судебной практике также приводится определение фальсификации: сознательное искажение представляемых доказательств путём их подделки, подчистки, внесения исправлений, искажающих действительный смысл, или ложных сведений (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.01.2005 по делу №Ф03-А51/04-1/3756).

Суд, с учётом позиций ответчиков, проверив обоснованность указанного заявления о фальсификации доказательств, находит, что документы оформлены надлежащим образом, не имеют видимых признаков подчисток или исправлений, подписаны надлежащими лицами.

Доводы истца в обоснование заявления о фальсификации о том, что документы, содержащиеся в кадастровых делах земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:12 03 05:0261 и 55:36:12 03 05:261 оформлены в нарушение требований действующего законодательства о кадастровом учёте, суд не принимает, поскольку указанные доводы не соответствуют понятию фальсификации в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Тем самым, у суда отсутствуют основания ставить под сомнение обстоятельства, подтверждённые вышеуказанными документами, и, соответственно, удовлетворять заявление о фальсификации доказательства.

Суд, рассмотрев представленные в материалы дела документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующее.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>,  зарегистрирован по адресу: <...>, паспорт гражданина Российской Федерации серии 52 01 №542732, выдан 14.08.2001 УВД №1 Центрального административного округа г.Омска, код подразделения 552-039, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 21.12.2006 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г.Омска в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена соответствующая запись о присвоении ФИО1  основного государственного регистрационного номера <***>.

На основании договоров купли – продажи от 09.02.2006 (пункты 1.1.) ФИО1 и ФИО2 приобрели у закрытого акционерного общества “Технология” нежилые помещения, находящиеся в одноэтажном здании пункта технического обслуживания автомобилей, литера А, расположенном по адресу: <...>, площадью 133 м2. (номера на поэтажном плане 2-9) и площадью 124,8 м2. (номера на поэтажном плане 1, 11-13).

21.03.2007 истец обратился в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о предоставлении ему в общую долевую собственность за плату находящийся в государственной собственности земельный участок, расположенный на территории г.Омска площадью 3 006 м2. с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0261.

Главным управлением по земельным ресурсам Омской области 30.05.2007 было принято распоряжение №1299-р “О предоставлении в общую долевую собственность за плату ФИО1, ФИО2 земельного участка, находящегося в государственной собственности на землю и расположенного в городе Омске”, на основании которого истцу за плату предоставлено ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0261 площадью 3 006 м2., местоположение которого установлено относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: <...>, для общественно-деловых целей.

29.12.2007 между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области, истцом и ФИО2 был заключён договор купли – продажи земельного участка №1372/1180-2007, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0261, местоположение которого установлено относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: город Омск, Октябрьский административный округ, улица 75-й Гвардейской бригады, дом 10, используемый для общественно-деловых целей, в границах, указанных в кадастровом плане участка, площадью 3 006 м2. (пункт 1.1.). Доля ФИО1 в праве общей долевой собственности на земельный участок составляет ?.

В пункте 1.2. договора также указано, что на земельном участке располагаются следующие объекты недвижимости:

- нежилые строения, номера на поэтажном плане 2-9 общей площадью 133 м2., находящиеся в одноэтажном здании пункта технического обслуживания автомобилей, литера А, принадлежащие покупателям на основании Свидетельств о государственной регистрации права от 06.03.2006 серии 55 АВ №207027 и № 207028;

- нежилые помещения общей площадью 124,8 м2., номера на поэтажном плане 1, 11-13, находящиеся в одноэтажном здании пункта технического обслуживания автомобилей, литера А, принадлежащие покупателям на основании Свидетельств о государственной регистрации права от 06.03.2006 серии 55 АВ №207024 и № 207025;

- административное здание и ремонтные боксы общей площадью 162,1 м2. литера Б (объект завершён строительством на 91%), принадлежащие покупателям на основании Свидетельств о государственной регистрации права от 06.03.2006 серии 55 АВ №207023 и № 207026.

В соответствии с Расчётом цены выкупа долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, являющимся приложением к договору купли – продажи земельного участка от 29.12.2007 №1372/1180-2007, цена выкупа земельного участка определена на основании статьи 2 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 №110 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области”, Постановления Правительства Омской области от 25.08.2005 №96-п “Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений” и решения Омского городского Совета от 16.11.2005 №298 “О земельном налоге на территории города Омска”.

Цена доли, подлежащая уплате истцом, составила 817 817 руб. 17 коп. (пункт 2.1. договора) и была оплачена истцом 06.08.2008 в полном объёме.

ИП ФИО1, считая кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка рассчитанной неверно, обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением об исправлении кадастровой ошибки, внесении изменений в договор купли – продажи земельного участка и взыскании 916 320 руб. 74 коп. неосновательного обогащения.

Требования индивидуального предпринимателя ФИО1 подлежат отказу в удовлетворении, исходя из следующего.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Во исполнение положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации было принято постановление от 08.04.2000 №316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту – Правила).

В соответствии с пунктами 2, 3 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.

Согласно Правилам, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Также предусмотрено, что в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признаётся часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

Пунктом 5 Правил также оговорено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Пунктом 10 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

По договору от 09.07.2002 №27/ОМ Сибирским региональным центром “Земля” была проведена государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов города Омска, результаты которой представлены в Отчёте «по Государственной кадастровой оценке земель поселений в кадастровом районе №55:36 г.Омска». Данные Отчёта были утверждены Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 №110 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области”, действовавшем на момент заключения договора купли – продажи земельного участка от 29.12.2007 №1372/1180-2007.

Пунктом 11 Правил предусмотрено, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

На момент заключения указанного выше договора применению подлежали Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённого Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 №222.

Пунктом 2.1.3. названных Методических рекомендаций установлено, что в случае образования нового земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путём умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешённого использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае изменения площади земельного участка при упорядочении его границ кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади земельного участка (пункт 2.2.).

Кадастровое дело №55:36:12 03 05:0261 содержит в себе заявление общества с ограниченной ответственностью “РИТО” об учёте земельного участка, зарегистрированное в Управлении по городу Омску Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата” по Омской области 04.06.2001 за номером У-2001-2-3299.

Площадь заявленного земельного участка составляла 0,26 га, что подтверждается Постановлением Главы администрации города Омска от 16.07.1993 №634-п “О предоставлении ТОО “РИТО” в бессрочное пользование земельного участка в промзоне Октябрьского района” и Свидетельством №О-II-8-353 на право бессрочного (постоянного) пользования землёй от 30.01.1995.

Распоряжением директора департамента недвижимости Администрации г.Омска от 02.03.2006 №539-р “Об утверждении проекта территориального землеустройства по упорядочению земельного участка по улице 75-й Гвардейской бригады, дом 10 В в Октябрьском административном округе г.Омска” площадь земельного участка была увеличена до 3 006 м2.

Согласно Акту определения кадастровой стоимости земельных участков от 20.06.2007 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0261 составила 13 630 286 руб.

Названная цифровая величина исчислена в соответствии с пунктами 2.1.3. и 2.2. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 №222, и явилась произведением значения удельного показателя кадастровой стоимости земли и величины уточнённой площади земельного участка. При этом значение удельного показателя кадастровой стоимости земли взято из таблицы результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области для города Омска, утверждённых Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 №110.

Согласно пункту 29 Требований к оформлению документов, представляемых для внесения в государственный земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, утверждённых Письмом Федеральной службы земельного кадастра России от 12.05.2004 №СС/618, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в составе земель поселений устанавливается равным удельному показателю кадастровой стоимости земель кадастрового квартала поселения, в границах которого расположен земельный участок, по виду разрешённого (функционального) использования, соответствующему виду разрешённого использования указанного земельного участка. Удельные показатели кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов поселений по видам разрешённого (функционального) использования земель определяются в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утверждённой Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 №П/337.

Спорный земельный участок находится в Октябрьском административном округе г.Омска в районе посёлка Чкаловский в границах квартала: ул. Индустриальная (вдоль западной границы ПО “Полет”) - проспект Космический – ул. Петра Осминина – ул.75-й Гвардейской бригады – ж/д ветка – Окружная дорога – южная граница ПО “Полет” - ул.3-я Кордная. Согласно отчёту по Государственной кадастровой оценке земель поселений в кадастровых кварталах на территории города Омска, выполненному Сибирским региональным центром “Земля”, номер кадастрового квартала, входящего в оценочный квартал, 55:36:12 03 05.

В приложении №1 (таблица «город Омск») к означенному нормативному правовому акту указаны номера кварталов. Спорный земельный участок расположен в 376 оценочном квартале.

Как отмечалось, Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 №110 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области” определены удельные показатели кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов города Омска, в том числе для квартала 376.

Письмом Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата” по Омской области от 01.12.2010 №26887 также подтверждается, что в период с 01.01.2006 по 27.12.2007, в соответствии с означенным выше Указом, при расчёте кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0261 необходимо было применять удельные показатели кадастровой стоимости земель для оценочного квартала №376.

Таким образом, Главным управлением по земельным ресурсам Омской области обосновано исчислена кадастровая стоимость спорного земельного участка исходя из величин, установленных для 376 квартала.

При исчислении кадастровой стоимости в расчёт было принято значение удельного показателя кадастровой стоимости земли по видам функционального использования, равное 4 534,36 руб./м2., - для 376 квартала – земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания.

Разрешённое использование земельных участков предусматривается градостроительными регламентами, устанавливаемыми правилами землепользования и застройки, которые утверждаются представительным органом местного самоуправления (в соответствии с Градостроительным и Земельным кодексами Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, относящиеся к той или иной категории, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Распоряжением директора департамента недвижимости Администрации г.Омска от 02.03.2006 №539-р “Об утверждении проекта территориального землеустройства по упорядочению земельного участка по улице 75-й Гвардейской бригады, дом 10 В в Октябрьском административном округе г.Омска” определена цель использования земельного участка - для общественно-деловых целей под здания (административное здание и ремонтные боксы, здание пункта технического обслуживания автомобилей с почтовым адресом: улица 75-й Гвардейской бригады, дом 10 В в Октябрьском административном округе г.Омска).

Указанное разрешённое использование (назначение) нашло своё отражение в графе 9 кадастрового плана земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра) от 01.03.2007 №39/07-337.

Согласно Приложению №2 (Графа 5 Таблицы 1 “Типовой перечень видов разрешённого использования”) Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 №П/0152, к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания относятся земельные участки для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, земельные участки для размещения ремонтных мастерских и мастерских технического обслуживания.

Поскольку истцу на праве общей долевой собственности принадлежат нежилые строения, находящиеся в одноэтажном здании пункта технического обслуживания автомобилей, и административное здание и ремонтные боксы, расположенные на спорном земельном участке, суд находит обоснованным в рассматриваемом конкретном случае применение значение удельного показателя кадастровой стоимости земли по видам функционального использования для земель под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания.

На момент заключения договора купли – продажи земельного участка от 29.12.2007 №1372/1180-2007 решение Омского городского Совета от 10.12.2008 №201 “Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области”, которым установлен статус зоны расположения принадлежащих истцу объектов недвижимого имущества, - зона промышленности и коммунально – складского хозяйства, - не было принято. По этой причине ссылка на названный нормативный правовой акт несостоятельна.

Действительно, в свидетельстве на право бессрочного (постоянного) пользования землёй от 30.01.1995 №О-II-8-353, выданном товариществу с ограниченной ответственностью “РИТО”, приведено следующее местоположение земельного участка: Промзона Октябрьского района. Однако впоследствии площадь спорного земельного участка увеличилась, в связи с чем названный документ не может являться доказательством, безусловно подтверждающим, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0261 входит в состав земель промышленности и иного специального назначения, где при определении кадастровой стоимости земельного участка применяется средний показатель кадастровой стоимости, отличный от величин, используемых для земельных участков в составе земель поселений (пункты 2.1.4. и 2.1.5. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 №222).

Также суд обращает внимание истца на то обстоятельство, что Распоряжение директора департамента недвижимости Администрации г.Омска от 02.03.2006 №539-р “Об утверждении проекта территориального землеустройства по упорядочению земельного участка по улице 75-й Гвардейской бригады, дом 10 В в Октябрьском административном округе г.Омска”, которым определена цель использования земельного участка - для общественно-деловых целей под здания (административное здание и ремонтные боксы, здание пункта технического обслуживания автомобилей с почтовым адресом: улица 75-й Гвардейской бригады, дом 10 В в Октябрьском административном округе г.Омска), не признано недействительным в установленном порядке, а значит, должно исполняться.

Выкупная стоимость земельного участка по договору купли – продажи от 29.12.2007 №1372/1180-2007 была рассчитана исходя из ставки земельного налога, помноженной на кадастровую стоимость земельного участка и на кратность ставки земельного налога (1,5% х 13 630 286,16 х 8 = 1 635 634,34).

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” принято постановление Правительства Омской области от 25.08.2005 №96-п “Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений”. Согласно приложению №1 к последнему - Дифференциация цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственника, расположенных на них зданий, строений, сооружений в зависимости от отнесения земельных участков к зонам территорий города Омска, - кратность размера ставки земельного налога за 1м2. земельного участка, расположенного в зоне 17 «Чкаловская», равна 8.

Решением Омского городского Совета от 16.11.2005 №298 “О земельном налоге на территории города Омска” установлена налоговая ставка налога в размере 1,5% в отношении земельных участков, к которым отнесён земельный участок истца.

Что касается доводов истца о необходимости применения при расчёте выкупной стоимости земельного участка коэффициента в 2,5%, суд считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.

Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения граждан или юридических лиц, регулируется статьёй 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (здесь и ниже пункты 5 и 6 статьи 36 приводимого кодекса).

В месячный срок со дня поступления такого заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в предусмотренных случаях, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли - продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 постановления Пленума от 24.03.2005 №11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства”, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьёй 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом к кодифицированному земельному акту, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности до 01.01.2012 осуществляется, в том числе, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками распложенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.

В соответствии с абзацами 6 и 7 пункта 1 приводимой статьи при приобретении коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями - собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, цена таких земельных участков устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенной в иной местности.

В рассматриваемом случае истцу на праве общей долевой собственности принадлежат нежилые строения, расположенные на находившемся в государственной собственности земельном участке (продаваемом земельном участке).

Представленными в материалы дела документами подтверждаются следующие обстоятельства.

Пунктом 1 Постановления Главы администрации города Омска от 16.07.1993 №634-п “О предоставлении ТОО “РИТО” в бессрочное пользование земельного участка в промзоне Октябрьского района” указанному юридическому лицу был предоставлен фактически занимаемый им земельный участок площадью 0,26 га под пункт технического обслуживания автомобилей в промзоне Октябрьского района. 30.01.1995 оформлено Свидетельство №О-II-8-353 на право товарищества с ограниченной ответственностью “РИТО” бессрочного (постоянного) пользования землёй.

На основании Распоряжения Первого заместителя главы городского самоуправления Администрации города Омска от 05.07.1996 №435-р “О разрешении ТОО “Омское предприятие ”РИТО” строительства административного здания и ремонтных боксов на ранее отведённой территории на Восточном промузле Октябрьского района” последнее приступило к строительным работам.

По договорам купли – продажи от 09.02.2006 (пункты 1.1.) ФИО1 и ФИО2 приобрели у закрытого акционерного общества “Технология” нежилые помещения, находящиеся в одноэтажном здании пункта технического обслуживания автомобилей, литера А, расположенном по адресу: <...>, площадью 133 м2. (номера на поэтажном плане 2-9) и площадью 124,8 м2. (номера на поэтажном плане 1, 11-13).

Как следует из кадастрового плана земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра) от 01.03.2007 №39/07-337, спорный земельный участок «занят и необходим для использования административного здания и ремонтные боксы общей площадью 162,1 м2., литера Б. Свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 55 АА №615999 от 01.03.2004 ЗАО “Технология”. Занят и необходим для использования нежилых помещений общей площадью 124,8 м2., находящихся в 1-этажном здании пункта технического обслуживания автомобилей литера А. Свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 55 АА №615001 от 01.03.2004 ЗАО “Технология”. Занят и необходим для использования нежилых помещений общей площадью 133 м2., находящихся в одноэтажном здании пункта технического обслуживания».

Таким образом, из материалов дела однозначно не следует, что объекты недвижимого имущества, расположенные на спорном земельном участке, были отчуждены непосредственно из государственной или муниципальной собственности.

При определении категории лиц, имеющих право на приобретение земельных участков в собственность по льготной цене, законодатель не устанавливает какой-либо связи между титульными собственниками объектов недвижимости и лицами, непосредственно приобретшими эти объекты из государственной или муниципальной собственности.

Кроме того, юридическая конструкция спорной нормы предусматривает, что объекты недвижимости, ранее отчуждённые из государственной или муниципальной собственности, как объекты права могли прекратить своё существование. Однако законодатель сохраняет за собственниками новых объектов права (новых зданий, строений, сооружений) возможность осуществить выкуп земельных участков под этими объектами по льготной цене при условии, если они были возведены на месте разрушенных или снесённых объектов, ранее отчуждённых из государственной или муниципальной собственности.

Тем не менее, истцом, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также не представлено доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что ранее нежилые помещения, принадлежащие ФИО1, были возведены на месте разрушенных или снесённых объектов, ранее отчуждённых из государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, поскольку не доказано наличие условий, позволяющих рассчитать выкупную стоимость земельного участка в размере 2,5% от его кадастровой стоимости, суд считает в рассматриваемой ситуации неприменимым абзац 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”.

При этом необходимо отметить, что исходя из смысла спорной нормы Федерального закона, порядок реализации собственником вновь созданного объекта недвижимости права на подачу заявления о предоставлении земельного участка в собственность по льготной цене, предполагает предоставление указанным собственником определённых документов, прямо не предусмотренных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 №370 “Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения”.

Следовательно, заявитель заинтересован в добровольном предоставлении необходимых, с его точки зрения, для приобретения права собственности на земельный участок документов, в том числе подтверждающих право на льготу. Указанная инициатива должна исходить от самого заявителя, заинтересованного в приобретении земельного участка на льготных условиях.

Доказательств того, что при заключении договора купли – продажи земельного участка от 29.12.2007 №1372/1180-2007 истцом были представлены документы, позволяющие применять абзац 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, в материалы дела также не представлено.

Как следует из статьи 1 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости” от 24.07.2007 №221-ФЗ данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Частью 2 статьи 1 означенного закона установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтённом в соответствии с законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населённых пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно части 3 данной статьи, государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Статьёй 3 приводимого нормативного правового акта установлено, что кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 №2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости.

Статьёй 4 рассматриваемого закона предусмотрено, что по общему правилу сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта на основании поступивших в этот орган в установленном указанным законом порядке документов.

Статьёй 28 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” предусмотрена возможность исправления воспроизведённых в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:

1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учёта при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;

2) воспроизведённая в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

В кадастровом плане земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) от 06.06.2007 №40/07-9847 местоположение уже установлено относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: город Омск, Октябрьский административный округ, улица 75-й Гвардейской бригады, дом 10 В. В плане земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) от 18.01.2011 №5536/204/11-898 также указан исправленный адрес.

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учёта изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьёй 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учёта в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (пункт 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”).

В силу части 5 приводимой статьи орган кадастрового учёта при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, её описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чём состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учёта, не позднее рабочего дня, следующего за днём принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учёта, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

Более подробно процедура исправления кадастровой ошибки расписана в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённого Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 №42 (далее по тексту - Порядок).

Как следует из пунктов 4, 18 Порядка, исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учёта при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.

В соответствии с пунктом 47 Порядка основанием для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учёта изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.

Таким образом, из содержания указанных норм права следует вывод о том, что кадастровой ошибкой признаётся ошибка, касающаяся сведений о земельном участке, которые ранее были внесены в Государственный кадастр недвижимости на основании документов, содержащих неверные сведения о земельном участке.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, с заявлением в орган кадастрового учёта должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учёта земельных участков документы: документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за осуществление кадастрового учёта; межевой план; документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя; копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости; копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя; копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определённой категории земель; копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешённое использование земельного участка.

Следовательно, для того, чтобы установить, имеется ли в определённом случае кадастровая ошибка, необходимо установить содержат ли документы, на основании которых внесены данные о земельном участке в Государственном кадастре недвижимости, не достоверные (неверные) сведения.

В данном случае, документы, указанные выше, не являлись основанием для внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка, соответственно для устранения кадастровой ошибки порядок, установленный для учёта изменений соответствующего объекта недвижимости, не применяется.

Сведения о спорном земельном участке в Государственный кадастр недвижимости были внесены на основании указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 №110 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области”.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в Государственном кадастре недвижимости кадастровой ошибки в части кадастровой стоимости спорного земельного участка, что исключает возможность удовлетворения требований истца.

Как отмечалось выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (здесь и ниже пункты 5 и 6 статьи 36 приводимого кодекса).

В месячный срок со дня поступления такого заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в предусмотренных случаях, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом либо в силу добровольно принятого на себя обязательства. Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума от 24.03.2005 №11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства”, при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьёй 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, основанием для заключения договора купли – продажи земельного участка от 29.12.2007 №1372/1180-2007 является распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 30.05.2007 №1299-р “О предоставлении в общую долевую собственность за плату ФИО1, ФИО2 земельного участка, находящегося в государственной собственности на землю и расположенного в городе Омске”.

В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно абзацу 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Пунктом 6.1 статьи 5 Закона Омской области 08.02.2006 №731-ОЗ “О регулировании земельных отношений в Омской области” установлено, что решения о предоставлении в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске принимает специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области.

Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 №95 создано Главное управление по земельным ресурсам Омской области, являющееся с 01.07.2006 специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере предоставления земельных участков, расположенных в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена, и действующее на основании Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области.

В соответствии с подпунктами 8, 16, 17 пункта 8 названного Положения Главное управление по земельным ресурсам Омской области наделено функциями выступать стороной по договорам аренды в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступления платежей за предоставленные земельные участки, осуществлять претензионно-исковую работу по взысканию задолженности по арендной плате.

Согласно пункту 3 статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации” муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат исполнению на всей территории муниципального образования.За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, издав указанное выше распоряжение от 30.05.2007 №1299-р, Главное управление по земельным ресурсам Омской области добровольно приняло на себя обязательство о предоставлении истцу в собственность названного земельного участка (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и её акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Во исполнение указанного распоряжения ответчик направил истцу оферту – проект договора купли – продажи земельного участка от 29.12.2007 №1372/1180-2007.

В силу пункта 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признаётся адресованное одному или нескольким лицами предложение, которое достаточно определённо и выражает намерение лица, его сделавшего, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Проект договора купли – продажи земельного участка от 29.12.2007 №1372/1180-2007 содержал в себе все существенные условия договора купли - продажи, в том числе цену доли, подлежащую уплате истцом (пункт 2.1.), и адрес здания, относительно которого установлено местоположение земельного участка (пункт 1.1.).

В соответствии с частью 1 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть заключён в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определённая форма.

Законом (статьи 549 и 550 Гражданского кодекса Российской Федерации) установлено, что договор продажи недвижимости, по которому продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание сооружение или другое недвижимое имущество, заключается в письменной форме путём составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечёт его недействительность.

Таким образом, стороны по договору купли – продажи земельного участка от 29.12.2007 №1372/1180-2007 согласовали все существенные условия и заключили договор в предусмотренной законом форме. Данный вывод также подтверждён решением Октябрьского районного суда г.Омска от 07.02.2011 по делу №2-7/2011, вступившим в законную силу.

На основании изложенного у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных истцом требований.

В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы. Статьёй 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена, в том числе, и государственная пошлина.

Статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает размер государственной пошлины, так, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 200 001 руб. до 1 000 000 руб. - 7 000 руб. плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 руб.;при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными, при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, - 4 000 руб.

Истцом заявлено требование имущественного характера, исходя из цены иска в размере 916 320 руб. 74 коп.; требования неимущественного характера, как то: признать внесённые актом определения кадастровой стоимости участков от 20.06.2007 в сведения Государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0261 в сумме 13 630 286 руб., кадастровой ошибкой; обязать Главное управление по земельным ресурсам Омской внести изменения в договор купли-продажи земельного участка от 29.12.2007 № 1372/1180-2007 в части местоположения земельного участка с указанием адреса: город Омск, Октябрьский административный округ, улица 75-й Гвардейской Бригады, дом 10 «В», в части расчёта выкупной стоимости указать формулу расчёта со следующими величинами, ? доли - 1 621 256 руб., 2,5 % от суммы ? доли - 40 531 руб.40 коп., которая является суммой выкупной стоимости, подлежащей уплате ФИО1; признать договор купли – продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0261 от 29.12.2007 № 1372/1180-2007 недействительным в части местоположения (адрес) земельного участка, определения кадастровой и выкупной стоимости земельного участка (в части применённой формулы расчёта выкупной стоимости).

Прошение об установлении на 29.12.2007 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0261 в сумме 342 512 руб. 08 коп. суд расценивает как способ восстановления нарушенного права.

Таким образом, применительно к настоящему делу сумма государственной пошлины составит 33 326 руб. 41 коп.

В материалах дела имеется квитанция филиала № 8634/0001 Омского отделения №8634 открытого акционерного общества Сберегательный банк Российской Федерации от 08.07.2010 на сумму 20 107 руб., а также квитанция филиала ОТП Банк от 07.04.2011 на сумму 4 000 руб.

Следовательно, с индивидуального предпринимателя ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 9 219 руб. 41 коп.

Платёжные документы - чек ордер филиала №8634/0001 Омского отделения №8634 открытого акционерного общества Сберегательный банк Российской Федерации от 20.07.2010 на сумму 4 000 руб., а также квитанция филиала ОТП Банк от 05.03.2011 на сумму 2 000 руб., не принятые судом в подтверждение уплаты государственной пошлины по настоящему иску, подлежат возврату истцу по его письменному заявлению.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении искового заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 отказать в полном объёме.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>,  ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 9 219 руб. 41 коп. государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путём подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья С.В.Яркова