АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск дело № А46-14531/2007
05 октября 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 05 октября 2009 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Пошиванюк Л.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного учреждения «Управление Сибирского военного округа» в лице Омской квартирно-эксплуатационной части (далее - ФГУ «СибВО»)
к главному управлению по земельным ресурсам по Омской области (далее - ГУЗР Омской области),
управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее - УФРС по Омской области)
с участием в деле третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области (далее - ТУ Росимущества по Омской области), ГОУ ВПО «Омский танковый институт им. Маршала Советского Союза П.К.Кошевого», ФИО1, индивидуального предпринимателя ФИО2
о признании незаконным распоряжения от 07.09.2007 № 2641-р, о признании недействительным зарегистрированного права собственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО3 по доверенности от 14.08.2008 года № 68;
от ГУЗР - ФИО4 по доверенности № 26/6428 от 10.08.2009;
от УФРС – не явились, ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя;
от ТУ Росимущества по Омской области – не явились, ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя;
от ГОУ ВПО «Омский танковый институт» - не явились, извещены;
от ИП ФИО2 - не явились, извещены;
от ФИО1 – ФИО5 по доверенности от 02.03.2006 года, ФИО1 (личность удостоверена паспортом);
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное государственное учреждение «Управление Сибирского военного округа» в лице Омской квартирно-эксплуатационной части (ФГУ «СибВо») обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением к главному управлению по земельным ресурсам по Омской области (ГУЗР Омской области), в котором просит:
- признать незаконным распоряжение начальника ГУЗР по Омской области от 07.09.2007 № 2641-р;
- признать недействительным зарегистрированное право собственности гражданина ФИО1 на земельный участок площадью 819 кв.м. с кадастровым номером 55:36:16 01 07:3013, расположенный по адресу: город Омск, <...>;
-запретить гражданину ФИО1 совершать действия, направленные на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 55:36:16 01 07:3013, расположенным по адресу: город Омск, <...>.
Определением арбитражного суда Омской области от 27.06.2008 производство по делу было приостановлено судьёй ФИО6, в связи с назначением экспертизы.
Определением от 31.07.2009 в соответствии с пунктом 2 статьи 18 АПК РФ дело передано на рассмотрение судье Захарцевой С.Г.
Определением от 24.11.2008 суд возобновил производство по делу, поскольку обстоятельства, вызвавшие его приостановление, отпали, и начал рассмотрение дела с самого начала.
Определением от 27.07.2009 к участию в деле по ходатайству заявителя в качестве второго ответчика привлечено УФРС по Омской области.
В порядке статьи 49 АПК РФ заявитель уточнил требования, просит: признать незаконным распоряжение начальника ГУЗР по Омской области от 07.09.2007 № 2641-р; признать недействительным зарегистрированное право собственности гражданина ФИО1 на земельный участок площадью 819 кв.м. с кадастровым номером 55:36:16 01 07:3013, расположенный по адресу: город Омск, <...>.
В обоснование заявленного требования ФГУ «СибВо» указало на то, что земли, предоставленные для нужд обороны, являются федеральной собственностью и ГУЗР по Омской области не уполномочено распоряжаться такими земельными участками, ввиду чего, обжалуемое распоряжение издано с превышением полномочий и в нарушение действующего законодательства. Кроме того, заявитель указал, что земельные участки, предоставленные Вооруженным Силам, могут находиться только в Федеральной собственности, приватизация таких участков запрещена законом, а любое распоряжение имуществом, предоставленным для нужд Вооруженных сил, возможно только после получения от Министерства обороны РФ отказа от права постоянного (бессрочного) пользования таким имуществом.
ГУЗР Омской области требования заявителя не признало, в отзыве указало на то, что оспариваемое распоряжение принято в порядке пункта 8 статьи 36 Земельного кодекса РФ на основании утвержденного Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска проекта границ по образованию земельного участка, утв. Распоряжением от 22.08.2007 №5377-р. Кроме того, в соответствии со статьей 36 ЗК РФ собственники зданий и сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены данные объекты недвижимости.
УФРС по Омской области в письменном отзыве сослалось на то, что является органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и не является субъектом спорных материальных правоотношений, указав при этом, что на момент осуществления действий по регистрации права собственности на спорный объект недвижимости основания для приостановления регистрации или для отказа в проведении последней отсутствовали.
ТУ Росимущества по Омской области, поддержало правовую позицию заявителя, указав на то, что имеющимися в деле документами подтверждается право заявителя на бессрочное пользование земельным участком, отведенным для нужд обороны, которое возникло до введения в действие закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и принятия Постановления Верховного Совета РФ №3020-1 от 27.12.1991, в соответствии с приложением 1 к данному постановлению относится исключительно к федеральной собственности, в связи с чем у Главного управления по земельным ресурсам Омской области отсутствуют полномочия по распоряжению указанной землей.
ГОУ ВПО «Омский танковый институт им. Маршала Советского Союза П.К.Кошевого» поддержало доводы заявителя, указав, что заявителем представлены все правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, который имеет четко определенные границы, указав при этом, что никаких решений по отчуждению земель Омского танкового инженерного института должностными лицами МО РФ не принималось.
ФИО1 требования не признал, сославшись на отсутствие документов, подтверждающих позицию заявителя и позволяющих соотнести данные о земельном участке, переданном училищу и земельном участке, предоставленным ФИО1
Индивидуальный предприниматель ФИО2 также поддержала доводы заявителя.
УФРС по Омской области и ТУ Росимущества Омской области в судебное заседание не явились, заявив ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Представители ГОУ ВПО «Омский танковый институт» и ИП ФИО2 в судебное заседание не явились. Поскольку о времени и месте судебного заседания стороны извещены надлежащим образом, суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 АПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных сторон.
Судебное разбирательство неоднократно откладывалось для истребования доказательств.
Суд, рассмотрев материалы дела и заявление ФГУ «СибВО», отзывы на него, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, установил следующее.
Как следует из заявления, земельный участок с кадастровым номером 55:36:00 00 00:816 площадью 4 475 661 кв.м, расположенный в юго-восточной части кадастрового квартала 55:36:16 01 07 Омской области города Омска Ленинского АО входит в состав земель, закрепленных на праве бессрочного пользования за ГОУ «ВПО «Омский танковый инженерный институт» в соответствии с Решением Исполкома Ульяновского районного совета депутатов трудящихся № 21/340 от 11.08.1952, Актом установления на местности границ земельного участка в бессрочное пользование и Планом отвода земельного участка от 27.12.1978.
09.06.2006 по договору купли-продажи за плату ФИО1 приобретено сооружение – бетонная площадка по адресу: город Омск, Ленинский АО, <...>.
Право собственности на указанное сооружение зарегистрировано УФРС по Омской области 10.07.2006, что подтверждается свидетельством 55 АВ 257494.
07.09.2007 ГУЗР по Омской области издано распоряжение № 2641-р о предоставлении в собственность ФИО1 земельного участка общей площадью 819 кв.м, расположенного по адресу: город Омск, Ленинский АО, <...>, согласно которому между ФИО1 и ГУЗР по Омской области 29.10.2007 заключен договор купли-продажи земельного участка № 1567/2007.
ФГУ «СибВО», считая указанное распоряжение не соответствующим закону и нарушающими его права по причине нахождения названного участка на территории земель для нужд обороны, обратилось в арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Суд, проанализировав в совокупности и взаимной связи доказательства, представленные участниками процесса, доводы, приведённые ими, находит требования подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно ст. 198 главы 24 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь в том случае, если: а) он не соответствует закону или иным правовым актам; и б) - нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
Таким образом, к числу обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении требования заявителя о признании распоряжения недействительным, относится:
- соответствие либо несоответствие обжалуемого акта закону;
- факт нарушения обжалуемым распоряжением прав и законных интересов заявителя.
При этом, исходя из положений статьи 65 АПК РФ, заявитель должен доказать существование нарушенного права, а государственный орган – соответствие своего акта закону.
Как следует из текста обжалуемого распоряжения, указанный земельный участок предоставлен в собственность за плату гражданину ФИО1, как земельный участок, находящийся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, в соответствии со статьей 29, пунктами 1, 8 статьи 36 Земельного кодекса РФ, пунктом 6.1 статьи 5 закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области», подпунктом 4 пункта 8 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 №95.
Из поименованных в обжалуемом распоряжении норм следует, что обжалуемое распоряжение издано заинтересованным лицом в рамках полномочий по предоставлению в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске.
Как известно, Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» было определено 4 категории имущества:
1)объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1, относящиеся исключительно к федеральной собственности;
2) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов РФ;
3) объекты, указанные в Приложении 3, относящиеся к муниципальной собственности городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах);
4)объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3, подлежащие передаче в государственную собственность субъектов РФ, находящиеся до момента определения соответствующего собственника в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 15 Постановления №3020-1 управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации, которое может делегировать отдельные полномочия министерствам и ведомствам, а также органам исполнительной власти субъектов РФ.
Исходя из сказанного, распоряжение объектами, указанными в приложении 1 к Постановлению № 3020-1, не относится к полномочиям ГУЗР Омской области.
В силу пункта 2 раздела II приложения 1 Постановления №3020-1 имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, относится исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ (далее - ЗК РФ) настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
Как указано в статье 16 ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
При этом частью 1 статьи 17 ЗК РФ определено, что в федеральной собственности находятся следующие земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона РФ «Об обороне» от 31.05.1996 №61-ФЗ земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
В подтверждение предоставления спорных земель для нужд обороны заявитель представил Решение Исполкома Ульяновского Районного Совета депутатов трудящихся №21/340 от 11.08.1952.
В силу статьи 154 главы первой раздела второго «О государственных земельных имуществах» Земельного кодекса РСФСР, утв. Постановлением ВЦИК от 30.10.1922, действовавшего на дату издания Решения 1952 года, в состав государственных земельных имуществ входят все те земли, которые остаются в едином государственном земельном фонде после предоставления из него земель в непосредственное пользование трудовых землепользователей и их объединений, а также городов и поселений городского типа.
При этом статьей 155 кодекса предусмотрено, что в состав государственных земельных имуществ не входят земли, находящиеся под лесами, горными разработками, железными дорогами, крепостями и подобными им военными сооружениями и пр. Все эти земли находятся в управлении соответствующих ведомств на основании особых о том правил. По миновании надобности в означенных землях для специальных целей они поступают в состав государственных земельных имуществ.
Как следует из Решения Исполкома Ульяновского Районного Совета депутатов трудящихся №21/340 от 11.08.1952, исполком райсовета решил принять за основу и считать правильным вычисленные площади участков спецназначения Ульяновским райсельхозотделом в размере лагеря «Черемушки» - площадью 2 927,42, «Танкодрома» - 3 408,814 га.
Таким образом, из Решения 1952 года вытекает, что указанные в нем земли относятся к землям специального назначения.
В материалы дела также представлен граничный чертеж землепользования военведа- Черемуховские лагеря, Черемуховского с/совета Ульяновского района Омской области, составленный земелустроителем Ульяновского РСХО (райсельхозотдела), подписанный заведующим Ульяновского РСХО. На указанном чертеже имеется также надпись «Утвержден решением исполкома Ульяновского Райсовета депутатов трудящихся № (перечеркнуто) от (перечеркнуто) 1952 года» и подпись председателя исполкома райсовета ФИО7, заверенная печатью исполкома.
В соответствии с примечанием к статье 155 ЗК РФ 1922 года отвод земель специального назначения и перечисление их в состав государственных земельных имуществ совершается по общим правилам землеустроительного производства.
Согласно статье 167 кодекса, землеустроительные действия выполняются под общим наблюдением, руководством и контролем Народного Комиссариата Земледелия местными землеустроительными учреждениями через уполномочиваемых на то землемеров - землеустроителей. По смыслу статьи 168 ЗК РФ 1922 года землеустроительные действия производятся по почину землеустроительных учреждений (при образовании и изменении состава земельных фондов специального назначения) либо по ходатайствам о том заинтересованных сторон.
Таким образом, представленный заявителем граничный чертеж соответствует по своей форме действующему на период его составления законодательству.
Также в подтверждение своего права на земельный участок с кадастровым номером 55:36:00 00 00:816 (такой номер был присвоен земельному участку, отведенному для нужд обороны при государственной регистрации права собственности заявителя на него, и указан в Свидетельстве о праве собственности от 23.09.2008) заявитель приобщил к материалам дела акт закрепления границ на право пользования землей Танковому Инженерному Училищу в пос. им. Черемушки Ленинского района, составленный 27.12.1978 Главным архитектурно-планировочным управлением исполкома Омского ГорСовета; а также План отвода земельного участка от 29.11.1978 года, являющийся приложением к указанному акту (в нем есть отметка «к вх. №90»).
Указанные документы также соответствуют по своей форме действующему на момент их составления законодательству, в частности.
Как следует из смысла Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 22.10.1970 «О порядке введения в действие Земельного кодекса РСФСР», изданного в соответствии с Законом РСФСР от 1 июля 1970 года «Об утверждении Земельного кодекса РСФСР», данный нормативный акт фактически подтверждает преемственность действий государственных органов, существовавших до введения в действие Земельного кодекса 1970 года, и выданных ими документов.
Статьи 12 и 18 ЗК РСФСР 1970 года подтверждают законность отвода земельных участков на основании решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов (в данном случае – Решения Исполкома Ульяновского Районного Совета депутатов трудящихся №21/340 от 11.08.1952).
Статьей 121 установлено, что землеустройство, включая проектно-изыскательские, съемочные и обследовательские работы, проводится за счет государства.
Статьей 122 ЗК РСФСР 1970 года предусмотрено, что землеустройство может проводиться, в том числе при образовании новых, а также упорядочении существующих землепользований с устранением чересполосицы и других неудобств в расположении земель; и может включать уточнение и изменение границ землепользований.
В процессе землеустройства составляются землеустроительные проекты, а также документы на право пользования землей, предусмотренные статьями 18 и 19 настоящего Кодекса.
Как следует из вышеназванного плана отвода, он составлен на право пользования землей для Омского высшего танкового инженерного училища в Ленинском районе г. Омска на основании Решения Исполкома Ульяновского Районного Совета депутатов трудящихся №21/340 от 11.08.1952.
Таким образом, указанный план отвода и акт установления границ представляют собой землеустроительные проекты, уточняющие границы землепользования в соответствии с Решением 1952 года.
Указанный вывод можно также сделать и из отметки на граничном чертеже 1952 года о снятии с него копии в 1978 году.
В подтверждение своего права на землю заявителем также были представлены: акт установления границ на местности от 18.02.1992 земельного участка площадью 2 785 га в пользование с отметкой «к вх. №12» от 26.02.1992; план отвода на право пользования землей для Омского высшего танкового инженерного училища в Ленинском районе г. Омска на основании Решения Исполкома Ульяновского Районного Совета депутатов трудящихся №21/340 от 11.08.1952, выполненный по заказ-наряду №19 от 19.02.92г. Главомскархитектурой с отметкой «к вх. №12» от 26.02.1992.
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 25.04.1991 №1103/1-1 «О введении в действие Земельного кодекса РСФСР» был введен в действие новый Земельный кодекс. Как указано в названном Постановлении, к земельным правоотношениям, возникшим до момента принятия Кодекса, Земельный кодекс РСФСР применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его введения в действие.
Статьей 83 ЗК РСФСР 1991 года определено, что землями промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и иного назначения признаются земли, предоставленные соответствующими Советами народных депутатов в пользование или аренду предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач.
Статьей 88 предусмотрено, что землями для нужд обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно - учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск.
Таким образом, указанными нормами подтверждено, что земли, предоставленные для военных учебных заведений, также отнесены к землям для нужд обороны.
Как указано в статье 114 ЗК РСФСР 1991 года, землеустройство, подобно нормам ЗК 1970 года, предполагает, в том числе составление проектов образований новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований с устранением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре, подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования землей.
Статьей 114 предусмотрено, что землеустроительный процесс состоит из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, рассмотрения и утверждения проектной документации, перенесения проектов в натуру (на местность), оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов, осуществления авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами.
Землеустройство проводится по решениям Советов народных депутатов, по инициативе Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и его органов на местах или по ходатайству заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и осуществляется государственными проектными организациями по землеустройству за счет средств государственного бюджета.
Землеустроительные проекты составляются при участии заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и после утверждения переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов межевыми знаками установленного образца.
Установленная в порядке землеустройства организация территории является обязательной для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
Таким образом, акт установления границ 1992 года и план отвода, являющийся приложением к нему, также были составлены уполномоченными на то органами для уточнения границ земельного участка для нужд обороны.
При таких обстоятельствах суд посчитал достаточными представленные заявителем доказательства в обоснование существования своего права на земельный участок для нужд обороны.
Указанное право подтверждается также и предоставленным суду Свидетельством о государственной регистрации права от 23.09.2008 №55 АВ 773791, из которого следует, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:00 00 00:816 зарегистрировано за заявителем на основании Решения Исполкома Ульяновского Районного Совета депутатов трудящихся №21/340 от 11.08.1952. Данный земельный участок отнесен, согласно Свидетельству, к категории земель населенных пунктов – для размещения военных объектов; площадь участка - 4 475 661 кв.м; местоположение установлено в юго-восточной части кадастрового квартала 55:36:16 01 07 Омская область, г. Омск Ленинский административный округ.
В обоснование рассекречивания вышеназванных документов, на которые ссылается заявитель в подтверждение своего права, в материалы дела было представлено письмо Омской КЭЧ от 05.03.2009 №392.
Кроме того, для разрешения вопроса соотнесения границ земельного участка заявителя с земельным участком, предоставленным обжалуемым распоряжением, определением суда от 27.06.2008 была назначена экспертиза землеустроительной документации.
По результатам проведенной экспертизы Госземкадастрсъемка ВИСХАГИ, ФГУП Западно-Сибирский филиал письмом от 12.11.2008 №1970 направила в адрес суда Заключение эксперта 06.06.2008 № 1477.
Из указанного заключения следует, что:
- идентифицировать земельный участок для нужд Министерства обороны Российской Федерации (утвержденный ГлавОмскАрхитектурой и изготовленный по заказу-наряду № 19 от 19.02.1992) представляется возможным, так как координаты поворотных точек границ земельного участка, предоставленные на плане отвода имеют систему координат г. Омска;
- расположение земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 07:3013 (то есть, земельного участка гражданина ФИО1) относительно земельного участка указанного на плане отвода для нужд Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного ГлавОмскАрхитектурой и изготовленного по заказу-наряду № 19 от 19.02.1992, возможно определить по имеющимся координатам из кадастровой выписки о земельном участке от 19.08.2008 №36/08-34411 форма КВ6;
- по результатам наложения координат земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 07:3013 и координат земельного участка, указанного на плане отвода для нужд Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного ГлавОмскАрхитектурой и изготовленного по заказу-наряду № 19 от 19.02.1992, было выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:16 01 07:3013 входит в состав земельного участка, указанного на плане отвода для нужд Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного ГлавОмскАрхитектурой и изготовленного по заказу-наряду № 19 от 19.02.1992.
При таких обстоятельствах, учитывая тот факт, что заинтересованным лицом не представлено каких-либо документов в подтверждение прав субъекта РФ на указанный в обжалуемом акте земельный участок, суд пришел к выводу о том, что обжалуемое распоряжение издано с нарушением требований закона и напрямую нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии счастью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом этого, требования заявителя о признании незаконным распоряжения начальника ГУЗР по Омской области от 07.09.2007 № 2641-р подлежат удовлетворению.
В удовлетворении требований заявителя, предъявленных к УФРС по Омской области, о признании недействительным зарегистрированного права собственности гражданина ФИО1 на земельный участок площадью 819 кв.м. с кадастровым номером 55:36:16 01 07:3013, расположенный по адресу: город Омск, <...>, суд отказал по следующим причинам.
Как следует из статьи 12 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей способы защиты гражданских прав, защита гражданских прав осуществляется путем:
признания права;
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
самозащиты права;
присуждения к исполнению обязанности в натуре;
возмещения убытков;
взыскания неустойки;
компенсации морального вреда;
прекращения или изменения правоотношения;
неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
иными способами, предусмотренными законом.
Таким образом, исходя из названной нормы, суд может либо признать право за заявителем в случаях, предусмотренных законом, либо признать недействительными (незаконными) акты (действия) государственного органа.
Требования заявителя направлены к государственному органу, однако, он не оспаривает по существу несоответствие каких-либо его действий закону.
Несмотря на неоднократные предложения суда уточнить заявленные требования по пункту 2 резолютивной части заявления, заявителем так и не были устранены противоречия заявленных требований.
При таких обстоятельствах, как правильно указало в отзыве УФРС по Омской области, в удовлетворении требований заявителя в указанной части следует отказать, так как заявителем не приведено доводов о несоответствии закону регистрационных действий УФРС.
Кроме того, суд не усматривает причинную связь в данном конкретном случае между действиями регистрационного органа и возникшим результатом – регистрацией права собственности ФИО1, так как у УФРС не имелось оснований для отказа в регистрации права, предусмотренных законом, а регистрационные действия совершены на основании никем не оспоренного на момент регистрации правоустанавливающего документа– обжалуемого в данном деле распоряжения ГУЗР.
В связи с удовлетворением требования заявителя о признании незаконным распоряжения ГУЗР, на основании статей 104, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 года № 117 «об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 2000 рублей (платежное поручение №1518 от 27.11.2007) взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа, как стороны по делу.
Руководствуясь статьями 168-175, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л :
Требования Федерального государственного учреждения «Управление Сибирского военного округа» в лице Омской квартирно-эксплуатационной части удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение начальника главного управления по земельным ресурсам по Омской области от 07.09.2007 № 2641-р, как несоответствующее статье 29, пунктам 1, 8 статьи 36 Земельного кодекса РФ, пункту 6.1 статьи 5 закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области», подпункту 4 пункта 8 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 №95.
Обязать главное управление по земельным ресурсам по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решение арбитражного суда в части признания недействительным ненормативного правового акта подлежит немедленному исполнению - со дня принятия решения арбитражного суда указанный акт не подлежит применению.
Взыскать с главного управления по земельным ресурсам по Омской области, расположенного по адресу: <...>, в пользу Федерального государственного учреждения «Управление Сибирского военного округа» в лице Омской квартирно-эксплуатационной части, расположенного по адресу: 644046, <...> рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Требования в части признания недействительным зарегистрированного права собственности гражданина ФИО1 на земельный участок площадью 819 кв.м. с кадастровым номером 55:36:16 01 07:3013, расположенный по адресу: город Омск, <...>, оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия. Не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в установленном законом порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд (город Омск).
Судья С.Г. Захарцева