АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск декабря 2016 года | № дела А46-14593/2016 |
Арбитражный суд Омской области в составе cудьи Л.А. Крещановской, рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юнигаз» (ИНН 3234847 , ОГРН 5543024640 , адрес (место нахождение): 644024, г. Омск, ул. Щербанева, д. 35) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (ИНН 3060728 , ОГРН 5500975125 , адрес (место нахождение): 644024, г. Омск, ул. Чкалова, д. 25) о признании недействительным решения № 065S19160000278 от 15.09.2016 в части привлечения к ответственности в виде уплаты штрафа за несвоевременное представление отчетности в размере 140 500 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Юнигаз» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (далее – заинтересованное лицо, ГУ –УПФ в ЦАО г. Омска, Управление) о признании недействительным решения № 065S19160000278 от 15.09.2016 в части привлечения к ответственности в виде уплаты штрафа за несвоевременное представление отчетности в размере 140 500 рублей.
Определением от 17.10.2016 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, без вызова сторон.
Заявление мотивировано несоответствием наказания и совершенного правонарушения. По мнению заявителя, штраф начисленный по оспариваемому постановлению, несоизмеримо высок по отношению к совершенному нарушению, Управлением не учтены смягчающие вину обстоятельства, которыми заявитель считает: правонарушение совершено впервые, нарушение не несло ущерба бюджету Российской Федерации, период просрочки незначителен, отсутствует умысел на совершение нарушения.
Заинтересованное лицо требования заявителя не признало, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления. ООО «Юнигаз» представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2016 года, позже установленного Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ срока. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. №27-ФЗ в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица, в связи с чем, и было принято оспариваемое постановление.
Рассмотрев материалы дела, суд установил, что ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ), в отношении страхователя ООО «Юнигаз», то есть предоставления ежемесячной отчетности «Сведения о застрахованных лицах» (тип формы «ИСХД» -исходная форма, подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период) по форме СЗВ-М за апрель 2016 года.
По результатам камеральной проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 291 застрахованных лиц ООО «Юнигаз» и составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за № 065S18160000551 от 09.08.2016 года и принято Решение № 065S19160000278 от 15.09.2016 о привлечения к ответственности в виде уплаты штрафа за несвоевременное представление отчетности в размере 140 500 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в полном объеме в силу следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 15.12.2001 № 167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее - закон № 167 - ФЗ) Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Согласно пункту 1 ст. 6 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
П. 2 ст. 14 Закона № 167-ФЗ обязывает страхователей представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1)страховой номер индивидуального лицевого счета;
2)фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя
данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации №83п от 01.02.2016 «Сведения о застрахованных лицах».
Первый раз необходимо отчитаться всем страхователям за отчетный месяц — апрель 2016 года - не позднее 10 мая 2016 года.
Страхователем ООО «Юнигаз» по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2016 года (тип формы «ИСХД») -12 мая 2016 года.
Таким образом, ООО «Юнигаз» представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2016 года, позже установленного Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ срока.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. №27-ФЗ в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
15.09.2016 года решение о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №065S19160000278 направлено в адрес страхователя ООО «Юнигаз» заказным письмом согласно реестру почтовых отправлений № 1411 от 20.09.2016 года. При принятии решения Управлением не мог быть исследован вопрос о наличии обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение правонарушения, поскольку на момент вынесения решения страхователю, статья 44 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ о наличии обстоятельств утратила силу с 01 января 2015 года.
Согласно статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Данные ежемесячной отчетности являются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых ГУ -Управлением Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях реализации положений частей 1-3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Эти сведения являются инструментом для контроля за правомерностью выплаты иных видов материального обеспечения пенсионного характера, осуществление которых связано с работой, то есть выплата пенсии в новых суммах будет производиться не сразу после увольнения, а по истечении времени, необходимого органам ПФР для совершения процедурных действий по обработке, полученной от страхователя информации и ее отражению в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для вынесения в рамках пенсионного процесса решения о выплате сумм пенсии. Решение процессуально оформляется в том случае, когда по итогам ежемесячного уточнения меняется статус пенсионера и, следовательно, корректируются суммы пенсии, подлежащие выплате.
При таком порядке установления факта работы в целях выплаты пенсий исключительное значение имеет своевременное и правильное представление работодателем ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М.
Согласно пояснениям заинтересованного лица, не оспоренным заявителем, на рассмотрение материалов камеральной проверки явился руководитель ООО «Юнигаз» -ФИО1, представил пояснения по акту от 15.09.2016 года о том, «...что произошла смена главного бухгалтера, который был принят 01.03.2016г. и впоследствии уволен, как не прошедший испытательный срок. Ответственный за сдачу отчетности бухгалтер по заработной плате отсутствовал по причине увольнения, а заменяющий его был принят только 15.05.2015г....».
Документы, а именно приказы о приеме и увольнении работников на работу, которые предоставил страхователь не соответствовали объяснениям. Главный бухгалтер согласно приказу № 00000000127 от 01.03.2016 года о приеме работника на работу принята на данную должность, а уволена согласно приказу № 00000000358 от 01.06.2016 года о прекращении (расторжении) трудового договора с работником 01.06.2016 года.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.01.2016 № 2-П (далее - Постановление от 19.01.2016 № 2-П), в соответствии с которой, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом № 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.
Вместе с тем согласно пункту 4.2. Постановления от 19.01.2016 № 2-П ничем не ограниченное усмотрение правоприменительных органов при снижении размера штрафа, без ясно сформулированных законодателем норм о минимальных границах такого снижения, создавало бы угрозу нарушения вытекающего из Конституции Российской Федерации общеправового критерия определенности и принципа юридического равенства, которое может быть обеспечено лишь при условии единообразного применения правовых норм, при их формальной определенности, точности, ясности, недвусмысленности и согласованности в системе действующего правового регулирования. Кроме того, необоснованно широкие пределы усмотрения при снижении размера штрафа в процессе правоприменения противоречили бы вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям наказания за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в том числе предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Из материалов дела следует, что заявитель нарушил срок предоставления установленной законно информации. Доказательств того, что причины были уважительными, не представил. Доводы в части смены бухгалтера не могут быть приняты во внимание, как не соответствующие фактическим обстоятельствам и не подтверждают невозможности представления должной информации в установленный срок.
Руководствуясь статьями 168-175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
заявление общества с ограниченной ответственностью «Юнигаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес (место нахождение): 644024, <...>) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес (место нахождение): 644024, <...>) о признании недействительным решения № 065S19160000278 от 15.09.2016 в части привлечения к ответственности в виде уплаты штрафа за несвоевременное представление отчетности в размере 140 500 рублей оставить без удовлетворения.
Решение подлежит немедленному исполнению. Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.В случае составления мотивированного решения оно вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения – со дня принятия решения в полном объеме.
Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья Л.А. Крещановская