АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Город Омск
15 января 2014 года
№ дела
А46-14645/2013
Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2014 года.
Полный текст решения подготовлен 15 января 2014 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышёва В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарём Хабаровой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Каремак» к Администрации города Омска, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, о признании недействительным постановления от 26.08.2013 № 924-П и обязании совершить действия,
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя – ФИО1 (паспорт гражданина РФ, доверенность от 18.07.2011);
от заинтересованного лица – ФИО2 (удостоверение, доверенность от 03.09.2013),
от третьего лица – ФИО3 (паспорт гражданина РФ, доверенность от 17.01.2013),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Каремак» (далее – ООО «Каремак», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Омска от 26.08.2013 № 924-П «Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков» в части отказа в выдаче разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:040101:58, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир — 9-этажный жилой дом; участок находится примерно в 15 м от ориентира по направлению на юго-восток; почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица Волочаевская, дом 9, для размещения многоквартирного жилого дома высокой этажности (11 этажей и более); обязании Администрации города Омска в месячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:040101:58, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир — 9-этажный жилой дом; участок находится примерно в 15 м. от ориентира по направлению на юго-восток; почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица Волочаевская, дом 9, для размещения многоквартирного жилого дома высокой этажности (11 этажей и более).
Определением от 29.11.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечён Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объёме.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения заявленных требований возражала, высказалась согласно представленному в порядке статьи 131 АПК РФ письменному отзыву.
Представитель третьего лица поддержала ранее изложенную позицию, полагает заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
08.04.2005 на основании распоряжения Мэра города Омска № 2795-р от 27.10.2004 между Департаментом недвижимости администрации г. Омска (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Каремак» (Арендатор) был заключён договор аренды земельного участка № Д-Ц-31-5464, в соответствии с условиями которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду сроком на 3 года земельный участок, относящийся к категории земель поселений, в границах города Омска, общей площадью 4498 м.кв., в границах, указанных на прилагаемом плане, кадастровый номер 55:36:040101:0058, расположенный по адресу: ул. Фрунзе (Центральный округ), с местоположением: установлено в 15 м. юго-восточнее относительно ориентира 9-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный АО, ул. Волочаевская, д. 9-В, для жилищных нужд под строительство второй очереди жилого дома.
Соглашением от 02.08.2005 к указанному договору аренды земельного участка № Д-Ц-31-5464 все права и обязанности арендатора с 01.06.2005 перешли к ООО «КАРЕМАК». В соответствии с уведомлением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска № 07/37090 срок действия данного договора продлён на неопределённый срок.
На основании соглашения, зарегистрированного 21.02.2012, все права и обязанности по договору аренды земельного участка № Д-Ц-31-5464 с 01.12.2011 перешли к ООО «Каремак». Срок действия договора аренды продлён до 06.06.2015 в соответствии с соглашением, зарегистрированным 19.07.2012.
19.06.2013 Общество обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования спорного земельного участка – для жилищных нужд под строительство второй очереди жилого дома в соответствии с назначением земельного участка, указанного в договоре аренды № Д-Ц-31-5464 от 08.04.2005.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области», Уставом города Омск, на основании рекомендаций комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска исполняющий обязанности Мэра города Омска ФИО4 26.08.2013 вынес постановление № 924-п об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 55:36:040101:58, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир 9-этажный жилой дом. Участок находится примерно в 15 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира. Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица Волочаевская, дом 9, для размещения многоквартирного жилого дома высокой этажности (11 этажей и более).
Полагая, что названное постановление Администрации города Омска в указанной части нарушает права и законные интересы Общества, ООО «Каремак» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, заслушав представителей, лиц, участвующих в деле, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению, основываясь на следующем.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 12 Гражданского кодекса РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 ГК РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит на заявителе (статья 65 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 1 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Частью 3 этой же статьи установлено, что действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Частью 1 статьи 37 ГрК РФ установлено, что разрешённое использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешённого использования; условно разрешённые виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешённого использования и условно разрешённым видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно части 6 статьи 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьёй 39 ГрК РФ.
Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила), которыми определено территориальное зонирование, где для каждой территориальной зоны установлены виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно градостроительному плану земельного участка (приложение к распоряжению Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 16.03.2012 № 285-р) рассматриваемый земельный участок площадью 0,4498 га относится к территориальной зоне объектов административно-делового и общественного назначения (ОД1-1653).
В статье 45 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области установлено, что зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и общегородского значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Статьей 43 Правил предусмотрено, что в общественно-деловых зонах объекты условно разрешённого вида использования могут занимать не более 30% территориальной зоны.
По положениям статьи 42 Правил виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальных зонах города Омска приведены в таблице № 1 (Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальных зонах города Омска). Из названной таблицы следует, что многоквартирные жилые дома (11 этажей и более) являются условно разрешённым видом использования земельного участка для территориальной зоны ОД-1.
В силу статьи 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учётом положений настоящей статьи.
Решением Омского городского Совета от 20.07.2005 № 272 «Об утверждении положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Омске» утверждён порядок организации и проведения публичных слушаний в городе Омске.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 постановления Администрации города Омска от 21.01.2013 № 2-пм «Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешённый вид использования некоторых земельных участков» проведены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:040101:58, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир 9-этажный жилой дом. Участок находится примерно в 15 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира. Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица Волочаевская, дом 9, для размещения многоквартирного жилого дома высокой этажности (11 этажей и более).
Частью 8 статьи 39 ГрК РФ установлено, что на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трёх дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
В то же время, суд считает необходимым отметить, что решение о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования или отказ в предоставлении такого разрешения главой Администрации должно быть мотивировано с учётом заключения публичных слушаний и рекомендаций в соответствии с частями 8, 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктов 6 и 7 статьи 20 Правил землепользования и застройки № 201.
При этом закон не обязывает главу Администрации безоговорочно согласиться с заключением публичных слушаний и рекомендациями, что следует из части 12 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей право любого заинтересованного лица оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Таким образом, рекомендации об отказе должны содержать указание на основания, по которым осуществлен отказ в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка, то есть такое решение должно быть соответствующим образом мотивировано.
Вместе с тем, как указывалось выше, оспариваемое постановление вынесено в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области», Уставом города Омск, а также на основании рекомендаций комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска от 15.08.2013.
В пункте 4.6 рекомендаций Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска (далее - Комиссия) от 15.08.2013 по вопросу предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:040101:58 для размещения многоквартирного жилого дома высокой этажности (11 этажей и более) членами Комиссии высказаны возражения относительно предоставления специального разрешения, поскольку размещение многоквартирного жилого дома высокой этажности не соответствует проекту планировки территории, утверждённому постановлением Администрации города Омска от 02.05.2012 № 636-п «Об утверждении проекта планировки территории, расположенной в границах: улица Заозерная - улица Красный Путь - улица Фрунзе - правый берег реки Иртыш - в Советском и Центральном административном округах горда Омска». Также членами Комиссии указано на возможность допущения нарушения требований по инсоляции при строительстве жилого дома.
Из пункта 9 рекомендаций Комиссии по вопросу предоставления разрешений на условно разрешённый вид использования некоторых земельных участков от 15.08.2013 следует, что Комиссией рекомендовано отказать в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования спорного земельного участка с кадастровым номером 55:36:040101:58.
Какого-либо документального подтверждения обозначенной позиции Комиссии материалы дела не содержат.
В то же время, из имеющегося в материалах дела отчёта (экспертизы) ООО ПЦ «Капитель» по результатам архитектурно-строительной экспертизы соответствия Градостроительному кодексу РФ планируемого строительства жилого дома — объект «Вторая очередь жилого дома» на земельном участке 58 (местоположение объекта установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир — 9-этажный жилой дом, расположенный по адресу: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица Волочаевская, дом 9 В; участок находится примерно в 15 м от ориентира по направлению на юго-восток) шифр 10-11-2013-ТО следует, что:
1. Размещение проектируемого объекта выполнено в соответствии утвержденными градостроительными планами земельного участка (№ 9841: «комплексная многоэтажная жилая застройка - основной вид разрешенного использования; назначение объекта капитального строительства — жилой дом»; №№9841/1, 9841/2: «многоквартирные жилые дома высокой этажности (11 и более этажей) — условно-разрешенный вид разрешенного использования»), градостроительным регламентом, документами об использовании земельного участка для строительства, техническими регламентами, в том числе устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации здания, строений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, с соблюдением технических условий;
2. Строительство рассматриваемого здания не создаёт угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан, не создает угрозу разрушения и обрушения близлежащим существующим ранее построенным зданиям и сооружениям;
3. Технические условия (электроэнергия, тепло, водопровод, канализация), выданные ООО «Каремак», подразумевают под собой техническую возможность подключения к существующим инженерным сетям без какой-либо угрозы для существующих капитальных объектов и самих инженерных систем;
4. Инсоляция близлежащих зданий не нарушается;
5. С технической точки зрения размещение на планируемом земельном участке 58 многоквартирного жилого дома высокой этажности (11 этажей и более) не обнаруживает каких-либо противоречий с градостроительными нормами РФ по всему перечню регламентируемых вопросов, связанных со сбором документации для строительства, проектированием, безопасным возведением и эксплуатацией.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что постановление Администрации города Омска от 26.08.2013 № 924-П в оспариваемой части в нарушение указанных выше правовых норм не содержит мотивированных оснований отказа в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Каремак» о предоставлении соответствующего разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Кроме того, суд полагает необходимым в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя обязать Администрацию города Омска в месячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:040101:58, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир — 9-этажный жилой дом; участок находится примерно в 15 м. от ориентира по направлению на юго-восток; почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица Волочаевская, дом 9, для размещения многоквартирного жилого дома высокой этажности (11 этажей и более).
По положениям части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы, к которым согласно статье 101 АПК РФ отнесена государственная пошлина.
В связи с этим уплаченная обществом с ограниченной ответственностью «Каремак» в соответствии с платёжным поручением от 21.11.2013 № 396 государственная пошлина в размере 2 000 рублей подлежит отнесению на Администрацию города Омска.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации
РЕШИЛ:
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Каремак» (ОГРН <***>, ИНН <***>) требования удовлетворить.
Признать недействительным постановление Администрации города Омска от 26.08.2013 № 924-П «Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков» в части отказа в выдаче разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:040101:58, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир — 9-этажный жилой дом; участок находится примерно в 15 м от ориентира по направлению на юго-восток; почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица Волочаевская, дом 9, для размещения многоквартирного жилого дома высокой этажности (11 этажей и более).
Обязать Администрацию города Омска в месячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:040101:58, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир — 9-этажный жилой дом; участок находится примерно в 15 м. от ориентира по направлению на юго-восток; почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица Волочаевская, дом 9, для размещения многоквартирного жилого дома высокой этажности (11 этажей и более).
Взыскать с Администрации города Омска (ОГРН <***>, ИНН<***>; адрес: 644099, <...>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Каремак» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 644024, <...>) 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной последним в соответствии с платёжным поручением от 21.11.2013 № 396.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.
Не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд (город Омск). Вступившее в законную силу решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы могут быть поданы посредством заполнения формы, размещённой на официальном сайте арбитражного суде в сети «Интернет».
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья В.И. Чернышев