ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-14680/20 от 23.11.2020 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

ноября 2020 года

№ дела

А46-14680/2020

Резолютивная часть решения оглашена 23 ноября 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 30 ноября 2020 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Луговик М.В., рассмотрев заявление ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным действия, изложенного в письме от 28.02.2020 № 06/1721, выразившегося в предложении определить границы проекта планировки и проекта межевания территории в ином виде; обязании провести публичные слушания по проекту утверждения документации по планировке части территории планировочного элемента 10-1, переданной на согласование и утверждение Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска письмом ООО «Центр развития территории «Терраплан» от 25.12.2018 (после исправления замечаний - письмом от 18.04.2019),

при участии в заседании суда:

от ФИО1 - ФИО2 (доверенность от 12.05.2020, паспорт, диплом КВ № 68201),

от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска –ФИО3 (доверенность от 06.07.2020 № 02/5277, паспорт, диплом),

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее – заявитель, ФИО1) обратился в Центральный районный суд г. Омска с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее – заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным действия, изложенного в письме от 28.02.2020 № 06/1721, выразившегося в предложении определить границы проекта планировки и проекта межевания территории в ином виде; обязании провести публичные слушания по проекту утверждения документации по планировке части территории планировочного элемента 10-1, переданной на согласование и утверждение Департаменту письмом ООО «Центр развития территории «Терраплан» от 25.12.2018 (после исправления замечаний - письмом от 18.04.2019).

Определением Центрального районного суда г. Омска от 02.06.2020 указанное заявление принято к производству, назначено к рассмотрению с присвоение номера дела № 2а-1959/2020.

Определением Центрального районного суда г. Омска от 23.07.2020 дело № 2а-1959/2020 передано по подсудности на рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.

Определением суда от 26.08.2020 указанное дело № 2а-1959/2020 по заявлению ФИО1 принято, возбуждено производство по делу № А46-14680/2020.

В ходе судебного разбирательства по делу представитель ФИО1 требования поддержала, представитель Департамента, в свою очередь, с требованиями не согласилась.

Выслушав участников процесса, рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:050203:2200, расположенный в <...>, площадью 13 000 кв.м.

В целях улучшения благоустройства ФИО1 принял решение о перераспределении данного участка и земель муниципальной собственности (выкупа части смежного земельного участка).

Для подготовки схемы на утверждение границ земельного участка, подлежащего перераспределению, ФИО1 предложено выполнить проект межевания.

В рамках договора от 24.10.2018 № ППМТ-2/2018. заключенного с ФИО1, ООО ЦРТ «Терраплан» подготовлен проект планировки и межевания части территории планировочного элемента 10-1, установленного схемой планировочных элементов территории города Омска для разработки градостроительной документации в составе генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области. 

Письмом Департамента от 28.02.2020 № 06/1721 ФИО1 было предложено определить границы проекта планировки и проекта межевания территории в соответствии с законодательством, согласно приложенной к ответу схеме границ проектируемой территории для подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Полагая, что данное письмо не соответствует закону, нарушает права и законные интересы ФИО1, последний обратился в суд общей юрисдикции 28.05.2020 (отметка на конверте) с рассматриваемыми требованиями.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит настоящие требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из текста заявления, оно подано в порядке главы 24 АПК РФ «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц».

По смыслу названной главы для признания ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий.

Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При этом законность и обоснованность вынесенных актов (совершённых действий) проверяются исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов (совершения действий).

Совокупности названных условий судом в рассматриваемом случае не установлено.

В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Частью 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.

Таким образом, отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта планировки территории, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях статей 42 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории.

Согласно части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проекты планировки территории и проекты межевания территории, решения об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

В силу части 2 статьи 32 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.09.1995, по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется Решением Омского городского Совета с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 6 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в города Омске, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.07.2005 № 272 для проведения публичных слушаний Мэром города Омска создается рабочий орган Администрации города Омска по организации и проведению публичных слушаний и издается правовой акт об организации и проведении публичных слушаний.

Как следует из материалов дела, письмом № 06/1721 от 28.02.2020 департамент архитектуры проинформировал ФИО1 о том, что процессе согласования проекта постановления Мэра города Омска «Об организации и проведении публичных слушаний по проекту утверждения документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» от структурных подразделений Администрации города Омска поступили замечания о несоответствии в представленной документации границ планировочного элемента Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 № 738/пр «Об утверждении видов элементов планировочной структуры» и заявителю Департаментом архитектуры было предложено заявителю определить границы проекта планировки и проекта межевания территории в соответствии с законодательством, согласно приложенной к ответу схеме границ проектируемой территории для подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Вместе с тем, по мнению суда, данное письмо не является ненормативным правовым актом, не является решением и носит лишь разъяснительный характер.

Сами по себе действия департамента по информированию заявителя о процессе согласовании проекта постановления не возлагают на ФИО1 какие-либо обязанности и не создают препятствия для осуществления его предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.

Также, не подлежат удовлетворению требования ФИО1 в части обязания Департамента провести публичные слушания по проекту утверждения документации по планировке части территории планировочного элемента 10-1, переданной на согласование и утверждение Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска письмом ООО «Центр развития территории «Терраплан» от 25.12.2018 (после исправления замечаний - письмом от 18.04.2019), ввиду отсутствия у Департамента таких полномочий. 

Так, к полномочиям Департамента архитектуры в соответствии с подпунктом 9 пункта 18 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 № 3, относится организационно-техническое обеспечение рабочего органа Администрации города Омска по организации и проведению публичных слушаний по проектам планировки и проектам межевания территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Ввиду отсутствия правового акта об организации и проведении публичных слушаний, требование об обязании департамента архитектуры провести публичные слушания неисполнимо.

На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых действий заинтересованного лица незаконными.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку в удовлетворении требований суд отказывает, судебные расходы по оплате судебных расходов, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 АПК РФ, именем РФ,  арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявление ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным действия, изложенного в письме от 28.02.2020 № 06/1721, выразившегося в предложении определить границы проекта планировки и проекта межевания территории в ином виде; обязании провести публичные слушания по проекту утверждения документации по планировке части территории планировочного элемента 10-1, переданной на согласование и утверждение Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска письмом ООО «Центр развития территории «Терраплан» от 25.12.2018 (после исправления замечаний - письмом от 18.04.2019), оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, дом 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи, размещенных в «Картотеке арбитражных дел», содержится в нижнем колонтитуле на первой странице определений суда по делу. Для реализации ограниченного доступа к оригиналу судебного акта необходима регистрация на портале государственных услуг.

Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 1 статьи 122, частью 1 статьи 177, частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации последующие судебные акты по делу, в том числе итоговые, на бумажном носителе участникам арбитражного процесса не направляются, а предоставляются в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью судьи, посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информационная система «Картотека арбитражных дел») в режиме ограниченного доступа по указанному в определениях коду.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                          С.Г. Захарцева