АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск октября 2021 года | № дела А46-14845/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 октября 2021 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Луговик М.В., рассмотрев в судебном заседании дело № А46-14845/2021 по исковому заявлению Министерства экономики Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании с Администрации Шербакульского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) субсидии в размере 440 720,05 руб.,
при участии в заседании суда:
от Министерства экономики Омской области - ФИО1 (доверенность от 13.03.2021 № 26/2021, паспорт, свидетельство о заключении брака),
от Администрации Шербакульского муниципального района Омской области - ФИО2 (доверенность от 17.08.2021, паспорт, диплом),
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономики Омской области (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с Администрации Шербакульского муниципального района Омской области (далее – ответчик, Администрация) субсидии в размере 440 720,05 руб.
Определением суда от 20.08.2021 указанное заявление принято, возбуждено производство по делу № А46-14845/2021.
Определением от 20.09.2021 назначено судебное разбирательство по делу.
Судебное разбирательство неоднократно откладывалось ввиду представления представителями сторон новых доводов, изложенных в письменном виде.
В ходе судебного разбирательства Министерство поддержало заявленные требования, Администрация требования не признала.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Омской области "Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов", постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 266-п "Об утверждении государственной программы Омской области "Развитие экономического потенциала Омской области" (далее - Правила предоставления субсидии), и постановлением Правительства Омской области от 8 августа 2018 года № 230-п о распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных Министерству экономики Омской области, на реализацию муниципальных программ поддержки малого предпринимательства сторонами спора было заключено Соглашение о предоставлении субсидий от 25.09.2018 №31/2018 (далее – Соглашение).
На основании данного Соглашения Администрации предоставлена субсидия из областного бюджета в размере 440 720,05 рублей.
Объем средств, предусмотренных подпрограммой "Развитие малого и среднего предпринимательства в Шербакульском муниципальном районе Омской области" муниципальной программы "Развитие экономического потенциала Шербакульского муниципального района Омской области на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Главы Шербакульского муниципального района Омской области от 29 декабря 2017 года № 29-п, на дату подачи заявки на участие в отборе муниципальных образований на предоставление субсидии составил 284 000,00 рублей, что обозначено в пункте 2.1 Соглашения, а также в приложении № 1 к Соглашению.
23 июля 2019 года Министерством была проведена плановая выездная проверка соблюдения цели, порядка, условий предоставления и расходования в 2018 году субсидии местному бюджету Шербакульского муниципального района Омской области, в ходе которой установлено, что объем средств, направленных на реализацию мероприятий по предоставлению грантовои поддержки начинающим предпринимателям, из местного бюджета составил 283 279,95 рублей, что меньше объема средств, обозначенных в Соглашении, что нашло отражение в акте проверки от 24.07.2019.
По мнению Министерства, Администрацией было нарушено условие предоставления и расходования Субсидии, указанное в подпункте 2 пункта 3.1 соглашения, а именно: фактическое осуществление расходов, предусмотренных муниципальной программой в отношении мероприятий по поддержке начинающих предпринимателей, связанных с реализацией грантовых программ, направленных на стимулирование предпринимательской инициативы, на дату подачи заявки на участие в отборе муниципальных образований, за счет средств местного бюджета с соблюдением доли софинансирования, установленной Правительством Омской области.
В своих возражениях от 1 августа 2019 года исх. № 1241 на акт плановой проверки Администрация указала на отсутствие нарушений условий предоставления и расходования субсидий.
Письмом от 7 августа 2019 года № ИСХ-19/МЭК-6568 Министерство направило в адрес Администрации требование о возврате субсидии в областной бюджет.
В ответ письмом от 19 августа 2019 года исх. № 1325 Администрация выразила отказ в возврате суммы субсидии.
На основании акта Министерства о плановой проверки Главным управлением финансового контроля Омской области (далее - административный орган) в отношении Администрации было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренным ч. 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ (нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов), в рамках которого факт правонарушения был установлен, должностное лицо Администрации -заместитель Главы, председатель Комитета экономики признал вину. Однако, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения производство по делу было прекращено (постановление административного органа № 39 от 4.12.2019 г. о прекращении производства по делу № 08-02-03/2019-39).
Письмом от 15 октября 2020 года № ИСХ-20/МЭК-8825 Министерство направило в адрес Администрации повторное требование об обеспечении возврата субсидии в областной бюджет.
Несовершение действий по такому возврату послужило основанием для обращения Министерства в суд в соответствии с пунктом 8.1 Соглашения.
Требования Министерства удовлетворены судом частично по следующим причинам.
В соответствии с преамбулой Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ) Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статьей 1 БК РФ, в частности, установлено, что к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации, относятся, в том числе отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
В соответствии со статьей 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
По смыслу положений статьи 41 БК РФ, дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации относятся к безвозмездным поступлениям в составе доходов бюджетов.
Согласно статье 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями этого Кодекса.
Положениями статьи 179 БК РФ предусмотрена возможность предоставления субсидий местным бюджетам в рамках государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации).
Как указано в статье 179 БК РФ,
государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования;
условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Мероприятия, направленные на поддержку начинающих предпринимателей (осуществляющих предпринимательскую деятельность менее 1 года) и граждан, желающих открыть собственное дело, в виде предоставления грантов, реализуются администрациями муниципальных образований Омской области в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области" государственной программы Омской области "Развитие экономического потенциала Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 266-п (далее - Подпрограмма).
Условиями предоставления и расходования субсидий в соответствии с разделом 10.1 Подпрограммы, в том числе, являлись:
-фактическое осуществление расходов, предусмотренных муниципальной программой в отношении мероприятий по поддержке начинающих предпринимателей на дату подачи заявки на участие в отборе муниципальных образований, за счет средств местного бюджета с соблюдением доли софинансирования, установленной Правительством Омской области;
-заключение с Минэкономики соглашения о предоставлении субсидии, предусматривающего условия расходования субсидии, случаи и порядок возврата в областной бюджет муниципальным образованием в текущем финансовом году остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, а также право Минэкономики потребовать от муниципального образования в случае нарушения последними обязательств, предусмотренных соглашением, возврата средств субсидии из местного бюджета в доход областного бюджета;
Указанные условия были предусмотрены и соглашением о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по поддержке начинающих предпринимателей от 25 сентября 2018 года №31/2018, заключенным между Министерством и Администрацией.
Основными обязанностями Администрации, как получателя субсидии, являлись обеспечение выполнения условий предоставления и расходования субсидии и выполнение мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлялась субсидия (пункт 4.3.1,4.3.2 Соглашения).
Доля софинансирования средств областного и местного бюджета была определена в приложении №1 к Соглашению, из которого следует, что выплата на поддержку субъектов предпринимательства должна была производиться в размере 440 720 руб. 05 копеек – за счет средств областного бюджета и 284 000 рублей – за счет местного бюджета.
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что на поддержку предпринимателей Администрацией из местного бюджета было направлено 283 279 рублей 95 копеек, то есть, на 720 рублей 05 копеек меньше, чем предусмотрено Соглашением.
С учетом изложенного, суд полагает, что Администрацией не исполнены обязательства, предусмотренные Соглашением в части софинансирования программы поддержки за счет средств местного бюджета.
Таким образом, 720 рублей 05 копеек, предоставленные из областного бюджета местному, использованы не по целевому назначению.
Как указано в пункте 6.4 Соглашения, в случае нарушения Получателем условия, предусмотренного подпунктом 7 пункта 3.1 настоящего Соглашения, средства Субсидии в размере средств, использованных не по целевому назначению, подлежат возврату в областной бюджет.
При таких обстоятельствах суд полагает обоснованными заявленные Министерством требования в части взыскания 720 рублей 05 копеек.
В оставшейся части суд не усматривает нецелевого использования средств, а потому не находит оснований для удовлетворения требований Министерства.
Доводы ответчика о том, что ими предоставляются меры поддержки в заявленном предпринимателями размере, а потому невозможно с точностью до копейки исполнить обязательство по фактическому расходованию предоставленных субсидий, судом отклоняются, поскольку в соответствии с пунктами 4.3.7, 6.5 Соглашения Администрация обязана осуществить возврат неиспользованных субсидий в установленные Соглашением сроки.
Ссылка Администрации на то, что названный спор не подлежит рассмотрению в суде, поскольку может быть решен путем применения мер принуждения в соответствии с БК РФ, противоречит условиям заключенного сторонами Соглашения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170 АПК РФ, именем РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Министерства экономики Омской области удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации Шербакульского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Министерства экономики Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) 720,05 руб. денежных средств, полученных из бюджета Омской области в качестве субсидии, предоставленной из областного бюджета в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 8 августа 2018 года № 230-п «О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных Министерству экономики Омской области в 2018 году, на реализацию муниципальных программ поддержки малого предпринимательства».
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, дом 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи, размещенных в «Картотеке арбитражных дел», содержится в нижнем колонтитуле на первой странице определения о возбуждении дела и последующих определениях суда. Для реализации ограниченного доступа к оригиналу судебного акта необходима регистрация на портале государственных услуг.
Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 1 статьи 122, частью 1 статьи 177, частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации последующие судебные акты по делу, в том числе итоговые, на бумажном носителе участникам арбитражного процесса не направляются, а предоставляются в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью судьи, посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информационная система «Картотека арбитражных дел») в режиме ограниченного доступа по указанному выше коду.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья С.Г. Захарцева